Четырехфазный шаговый электродвигатель ШДА-6

Общие сведения

Четырехфазный шаговый электродвигатель ШДА-6 предназначен для обработки дискретных угловых перемещений при переключении его обмоток, осуществляемом специальным электронным коммутирующим устройством.
Двигатель предназначен для внутригосударственных поставок и для поставок на экспорт.

Структура условного обозначения

ШДА-6:
ШДА - шаговый двигатель с активным ротором;
6 - условное обозначение габарита.

Условия эксплуатации

Температура окружающего воздуха при эксплуатации от минус 10 до 50°С.
Верхнее значение относительной влажности воздуха в течение 48 ч - (95±3)% при температуре (20±5)°С.
Пониженное атмосферное давление в течение 5 мин - 133·10-3 Па (10-3 мм рт. ст.).
Допускается пребывание двигателя в нерабочем состоянии при температуре не ниже минус 50°С.
После пребывания двигателя в нерабочем состоянии при температуре ниже минус 10°С время нахождения двигателя при температуре от минус 10 до 50°С перед включением должно быть не менее 2 ч.
Двигатель выдерживает воздействие:
Вибрационных нагрузок:
В диапазоне частот до 50 Гц при амплетуде не более 1 мм в течение 60 мин.
В диапазоне частот от 50 до 600 Гц с ускорением от 98,1 до 392,4 м·с-2 (от 10 до 40 g) в течение 5 мин. Линейных (центробежных) нагрузок с ускорением 147 м·с-2 (15 g) в течение 6 мин.
При воздействии вибрационных нагрузок ускорени изменяется по линейному закону.
Номинальным режимом работы считается продолжительная работа двигателя в режиме дискретного вращения при номинальном напряжении питания, номинальном вращающем моменте и номинальном моменте инерции нагрузки.
Конструктивное исполнение по способу монтажа - IМ3081 в соответствии с ГОСТ 2479-79.
Рабочее положение в пространстве произвольное.
Сопротивление изоляции электрически не связанных между собой обмоток и других токоведущих цепей относительно друг друга и раздельно относительно корпуса составляет не менее:
100 МОм при практически холодном состоянии двигателя в нормальных климатических условиях до ввода в эксплуатацию.
2 МОм во всех условиях в процессе эксплуатации и хранения.
Изоляция электрических цепей относительно корпуса двигателя в нормальных климатических условиях выдерживает без пробоя и перекрытия воздействие испытательного напряжения 500 В (действующее значение), а изоляция электрически не связанных между собой цепей относительно друг друга 300 В (действующее значение) переменного тока частотой 50 Гц.
Двигатель соответствует требованиям технических условий ТУ ОДС.515.183 и комплекта документаций 1ДС.599.132 Сп.
Условия транспортирования двигателя в упаковке предприятия-изготовителя в части воздействия механических факторов соответствуют условиям Л по ГОСТ 23216-78, в части воздействия климатических факторов - таким же, как условия хранения 5 по ГОСТ 15150-69.
Хранение двигателя проводится в соответствии с ГОСТ В9.003-80.
Условия хранения двигателя соответствуют условиям I (отапливаемое хранилище) и условиям 5 (навесы в макроклиматических районах с умеренным и холодным климатом) по ГОСТ 15150-69.
В процессе хранения допускается коррозия наружных поверхностей двигателя, не влияющая на его электрические параметры.
Эксплуатацию двигателей следует проводить в соответствии с техническим описанием и инструкцией по эксплуатации.
Изготовитель гарантирует качество двигателя при соблюдении режимов работы и условий эксплуатации, правил хранения и транспортирования, а также указаний по установке и монтажа.

Нормативно-технический документ

ТУ ОДС.515.183

Технические характеристики

Напряжение питания, В - 28±3 Номинальный вращающий момент, Н·м - 1372·10-4 Номинальный момент инерции нагрузки, кг·м2 - 4,9·10-6 Номинальная приемистость, шаг·с-1, не менее - 50 Номинальный шаг, ...° - 22,5 Потребляемый ток при частоте отработки шагов 50 шаг·с-1 непосредственно после включения двигателя, А, не более - 3,5 Потребляемый ток при частоте отработки шагов 50 шаг·с-1 после 10 мин работы двигателя, А, не более - 3,2 Статическая погрешность отработки шагов при холостом ходе, %, не более - 10 Момент инерции ротора двигателя, кг·м2 - 0,98·10-5 Сопротивление обмоток постоянному току, приведенное к температуре 20°С, Ом - 15,7-18,3 Максимальная приемистость, шаг·с-1 - 130 Масса, кг, не более - 1,1
Примечания: 1. Под напряжением питания понимают напряжение на выводах двигателя, находящегося в состоянии фиксированной стоянки под током. 2. Под потребляемым током понимают среднее значение тока, протекающего в общем проводе, образованном соединением выводов 2 и 5 в соответствии с рис. 1. 3. Потребляемый ток при нижнем значении температуры минус 10°С составляет не более 4,1 А.


Принципиальная электрическая схема подключения электродвигателя ШДА-6 к электронному коммутирующему устройству
G - генератор импульсов;
S - электронное коммутирующее устройство;
M - двигатель;
PV - вольтметр;
PA - амперметр
Минимальная наработка двигателя - 100 ч, в том числе 30 ч при верхнем значении температуры 50°С.
Минимальный срок службы двигателя - 8,5 лет.
Минимальный срок сохраняемости двигателя в отапливаемом хранилище - 8,5 лет, в том числе:
не более 1 года в упаковке предприятия-изготовителя;
не более 8,5 лет вмонтированным в аппаратуру объекта.
В пределах срока сохраняемости допускается хранение двигателя вмонтированным в аппаратуру защищенного объекта не более 1 года под навесом.
Гарантийная наработка в пределах гарантийного срока эксплуатации - 100 ч.
Гарантийный срок эксплуатации - 8,5 лет.
Гарантийный срок хранения - 8,5 лет.

Двигатель четырехфазный, одностаторный, с постоянными магнитами на роторе, реверсивный.
Управление двигателя осуществляется от электронного коммутирующего устройства по четырехтактной системе коммутации.
Принципиальная электрическая схема подключения электродвигателя к электронному коммутирующему устройству приведена на рис. 1.
Двигатель имеет активный (с возбуждением от постоянных магнитов) ротор и статор с четырьмя обмотками управления.
В режиме фиксированной стоянки под током в каждый момент времени находятся под напряжением две обмотки управления. Образующееся при этом магнитное поле удерживает активный ротор в определенном положении.
В режиме дискретного вращения осуществляется коммутация обмоток фаз статора в последовательности, указанной на рис. 2.


Форма импульсов напряжения
U - напряжение питания; t - время;
a - длительность фронта импульса, а Ј0,05 с;
b - временной сдвиг между импульсами, b/Т = 0,25±0,05;
t1 - длительность импульса напряжения в обмотке фазы, t/T=0,5±0,07;
Т - период импульсов напряжения в обмотке фазы
При этом происходит дискретное перемещение магнитного поля статора, что приводит к дискретному повороту ротора с единичным шагом 22,5°.
Направление вращения правое со стороны выхода вала при чередовании импульсов напряжения, указанном на рис. 2.
Для изменения направления вращения вала последовательность чередования импульсов напряжения, подаваемых на выводы обмоток, должна быть следующая: 1,2-4,5; 4,5-3,2; 3,2-6,5; 6,5-1,2 и т. д.
Общий вид двигателя приведен на рис. 3.


Общий вид электродвигателя ШДА-6
1 - обмотка; 2 - корпус; 3 - винт; 4 - щит;
5 - втулка; 6 - бирка; 7 - вывод;
8 - защитная прокладка; 9 - защитная трубка;
10 - подшипник; 11 - вал; 12 - магнитопровод;
13 - магнит; 14 - фланец; 15 - подшипник; 16 - винт
Статор двигателя состоит из магнитопровода с четырехфазной обмоткой. Магнитопровод набран из листов магнитомягкого материала толщиной 0,35 мм. Обмотка выполнена медным проводом круглого сечения и уложена в шестнадцати изолированных пазах магнитопровода.
Выводы от обмотки, выполненные двумя параллельными проводами сечением 0,12 мм2 каждый, выходят через изолирующую втулку в щите. На каждый из выводов надета бирка с соответствующей маркировкой.
Корпус и щит выполнены из немагнитного материала.
Статор впрессован в корпус. Для исключения перемещения статора в корпусе на магнитопроводе выполнена лыска, а в корпусе - отверстие. Лыску и отверстие при сборке совмещают и заливают клеем холодного отверждения.
Ротор двигателя типа "звездочка" имеет восемь магнитных полюсов.
Магнитная система ротора состоит из постоянного магнита, опрессованного термореактивным прессматериалом вместе с валом.
Вал изготовлен из стали, обладающей повышенной коррозийной стойкостью.
Ротор вращается в двух шариковых радиальных однорядных подшипниках. На вал подшипники насажены до упора в заплечики.
Наружные обоймы подшипников установлены в гнездах щита и корпуса. Подшипник, установленный в корпусе, прижат с внутренней стороны фланцем с помощью трех винтов.
Щиты к корпусу крепятся винтами.
На выступающий конец вала двигателя нанесена консервационная смазка (ЦИАТИМ-201, ГОСТ 6267-74)и надета защитная трубка. Защитная прокладка предохраняет от попадания консервационной смазки внутрь двигателя.
Габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателя приведены на рис. 4.


Габаритные, установочные и присоединительные размеры электродвигателя ЩДА-6
Примечания: 1. ЦМ - центр тяжести. Координаты центра тяжести являются ориентировочными. 2. Биение относительно оси вращения диаметра D1 - 0,1 мм; D2 - 0,03 мм.

Таблица к рис. 4

Размеры, мм
D1 D2
28С2а(-0,021) (-0,006)
¬

В комплект поставки входят двигатель и паспорт.
Техническое описание и инструкция по эксплуатации высылается потребителю по заказу в одном экземпляре с первой партией двигателей.

Характеристики Электротехнического оборудования

Характеристики станков

Характеристики КПО

Характеристики импортного оборудования

Характеристики насосного оборудования

Марки стали и сплавов

Прочее оборудование

© Машинформ | Справочник содержания драгоценных металлов | mashinform@bk.ru