Регуляторы тиристорные РТ-300/700

Общие сведения

Регуляторы тиристорные РТ-300/700Б2М и РТ-300/700Б2МТ предназначены для регулирования режимов работы электродвигателей троллейбуса (безреостатный пуск, ослабление поля, рекуперативно-реостатное торможение) и для обеспечения, в составе комплекта тягового электрооборудования троллейбусов, плавного пуска и электродинамического торможения. Регулятор тиристорный РТ-300/700Б2МТ обеспечивает пуск троллейбуса при наличии отрицательной ЭДС электродвигателя величиной до 50 В (режим отката до 1,5 км/ч). Схемой регулятора также предусмотрены электронные устройства защиты и контроля при различных отклонениях питающего напряжения контактной сети (превышение, снижение, полное отсутствие).

Структура условного обозначения

РТ-300/700Х У2.1:
РТ - регулятор тиристорный;
300 - выходной ток (условно), А;
700 - входное напряжение (условно), В;
Х - модификация регулятора (Б2М - для троллейбуса ЗИУ683Б;
Б2МТ - для троллейбуса ЗИУ52642-20);
У2.1 - климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ
15150-69.

Условия эксплуатации

Высота над уровнем моря до 1000 м (РТ-300/700Б2М) и до 1200 м (РТ-300/700Б2МТ). Температура окружающего воздуха от минус 40 до 40°С. Верхнее значение относительной влажности 98% при температуре 25°С. Окружающая среда невзрывоопасная, не содержащая токопроводящей пыли в концентрациях, снижающих параметры регуляторов. Не допускается непосредственное воздействие солнечной радиации. Группа механического исполнения М28 по ГОСТ 17516.1-90. В диапазоне частот от 5 до 55 Гц регулятор, его узлы и детали не должны иметь резонанса. Степень защиты от соприкосновения с токоведущими частями силовых блоков, за исключением каналов охлаждения, отверстий входа жгутов цепей управления силовых кабелей имеет крепления блока к раме IР10 по ГОСТ 14254-96. Вероятность возникновения пожара не более 10-6. Требования техники безопасности по ГОСТ 12.2.007.0-75 и ГОСТ 12.2.007.11-75. Регуляторы соответствуют требованиям ТУ У 3.69-14281020-015-97. ТУ У 3.69-14281020-015-97

Технические характеристики

Номинальное входное напряжение, В - 550 Номинальное напряжение питания системы управления, В - 24 Номинальный выходной ток, А - 325 Номинальный выходной ток, А: регулятора якоря - 325 регулятора возбуждения - 180 Максимальный рабочий ток в пусковом режиме, А - 460 Максимальный рабочий ток в тормозном режиме, А: РТ-300/700Б2М - 350 РТ-300/700Б2МТ - 440 Диапазон изменения выходного тока, А - (130-+)-460 КПД при коэффициенте заполнения регулятора, равном 1, %, не менее - 98 Показатели надежности: наработка на отказ не менее 3000 ч;
гамма-процентная наработка до отказа при g = 90% не менее 300 ч (5000 км);
гамма-процентной ресурс при g = 90% 50 000 ч;
среднее время восстановления до работоспособного состояния не более 4 ч;
срок службы при ежегодном пробеге 70 000 км - 12 лет. Гарантийный срок - 2 года или 150 000 км, в зависимости от того, что раньше наступит со дня ввода регуляторов в эксплуатацию. Гарантийный срок исчисляется со дня ввода регуляторов в эксплуатацию, но не более 6 мес со дня поступления их потребителю.

Конструкция и принцип действия

Регуляторы РТ-300/700Б2М У2.1 и РТ-300/700Б2МТ У2.1 состоят из следующих узлов (рис. 1-6): блока регулятора напряжения (БРН и БРН-Т соответственно);
блока поля и управления (БПУ и БПУ-Т соответственно);
панели датчиков напряжения (ПДН);
блока автоматики и контроля (БАК - только в РТ-300/700Б2МТ У2.1);
контакторной панели усилителей (КПУ);
платы задания уставок ПЗУ-8.

Общий вид, габаритные, установочные и присоединительные размеры блоков БРН и БПУ: 1 - зона открывания передней двери;
2 - зона крепления блока Масса БРН не более 75 кг, БПУ не более 55 кг

Общий вид, габаритные, установочные и присоединительные размеры блоков БРН-Т, БПУ-Т: 1, 2 - по рис. 1;
3 - блок вентиляции Масса БРН-Т не более 75 кг, БПУ не более 55 кг Вид В - см. рис. 1

Общий вид, габаритные, установочные и присоединительные размеры блока БАК: 1 - клица;
2 - болт М6 для подключения проводов диагностики Масса не более 25 кг

Общий вид, габаритные, установочные и присоединительные размеры панели КПУ Масса не более 0,75 кг

Общий вид, габаритные, установочные и присоединительные размеры панели ПДН Масса не более 2,5 кг

Общий вид, габаритные, установочные и присоединительные размеры платы ПЗУ-8 Масса не более 0,25 кг Блоки выполнены в виде прямоугольных модулей, в которых предусмотрены места крепления к кузову троллейбуса. По продольной оси модулей БРН (БРН-Т), БПУ (БПУ-Т) расположены шахты охлаждения, которые после установки регулятора в троллейбусе образуют общий канал охлаждения. Воздушное принудительное охлаждение регуляторов обеспечивается системой вентиляции подвижного состава в РТ-300/700Б2М и автономной системой вентиляции, входящей в состав регулятора, в РТ-300/700Б2МТ. При возникновении отказа в системе охлаждения регулятора РТ-300/700Б2МТ, по сигналу блока контроля БКВ, обеспечиваются безаварийное автоматическое выключение тягового режима электропривода и сигнализация водителю об этом устройствами комплекта электрооборудования, не входящими в состав регулятора. Схемы силового блока регуляторов включают (рис. 7 и 8): тиристорный импульсный регулятор напряжения (ТИРН);
тиристорный импульсный регулятор возбуждения (ТИРВ);
вспомогательный преобразователь напряжения (ВПН);
датчики напряжения (входят в ПДН), трансформатор тока (на схемах не указан) и датчик работы коммутирующего узла ТИРН (Т1);
блок автоматического контроля (только в РТ-300/700Б2МТ).

Электрическая принципиальная схема регулятора РТ-300/700Б2М У2.1 (силовая часть): ХА1, ХА2 - токосъемники (штанги троллейбуса);
R7 - резистор;
М1 - электродвигатель;
ОВМ1 - обмотка возбуждения электродвигателя;
GB - аккумуляторная батарея;
L11 - дроссель;
VD26, VD30 - диоды;
С46-С50 - конденсаторы

Электрическая принципиальная схема регулятора РТ-300/700Б2МТ У2.1 (силовая часть): КМ1-КМ4 - контакторы;
ТА1 - трансформатор тока;
VD1, VD3, VD26, VD30 - диоды;
VS2 (в БАК) - тиристор;
RS - шунт;
R10, R12 - резисторы;
KV1, KV2 - катушки реле напряжения;
остальное - по рис. 6 Работу регулятора обеспечивают узлы и элементы, входящие в состав электрооборудования троллейбуса: входной фильтр для подавления радиопомех, состоящий из стандартных реакторов L1, L2 и блока конденсаторов СF;
переключатель полярности напряжения SА1-SА4;
коммутирующие конденсаторы Ск и Скр;
двухфазный реактор L3, который совместно с нулевыми диодами БРН (БРН-Т) VD9-VD12 образует выходной фильтр;
два автоматических выключателя QF1 и QF2 для разрыва пускового и тормозного контуров при перегрузках и аварийном возрастании тока;
контакторы КМ1, КМ2, КМр, КМ, КМт, КМ1т, КМ2т для переключения режимов работы;
тормозные и балластные резисторы силовой цепи R1-R6. ТИРН предназначен для регулирования напряжения на тяговом электродвигателе (ТЭД) троллейбуса с целью обеспечения плавного безреостатного пуска и рекуперативно-реостатного торможения. В качестве ТИРН используется двухфазный с общим узлом коммутации регулятор, не содержащий цепей ускоренного перезаряда коммутирующего конденсатора. Силовая схема ТИРН содержит следующие основные элементы: главные тиристоры VS1 и VS2;
коммутирующие тиристоры VS5-VS8;
тормозные тиристоры VS3 и VS4;
нулевые диоды VD9-VD12;
тормозной диод VD13;
входной фильтр L1F, L2F, СF;
токоограничивающие реакторы насыщения L2-L5 (на схемах не указаны);
реакторы насыщения L1 и L6 (на схемах не указаны);
двухфазный реактор L3;
узел следящего рекуперативно-реостатного торможения. Работа регулятора в режиме пуска начинается с поочередного включения диагоналей коммутирующих тиристоров регулятора. Включение тиристоров обеспечивает маневровый и пусковой режимы для троллейбуса при минимальном коэффициенте заполнения импульсов напряжения на ТЭД. Дальнейшее увеличение тока через двигатели достигается поочередным включением главных тиристоров и увеличением коэффициента заполнения импульсов напряжения на ТЭД. Включение и выключение главных тиристоров производится коммутирующими тиристорами с использованием коммутирующей емкости. Режим торможения может быть как рекуперативный, так и реостатный. При режиме рекуперативного торможения энергия тягового двигателя с помощью ТИРН через тормозной диод VD13 возвращается в сеть. Переход с рекуперативного на замещающее реостатное торможение, в случае отсутствия потребителей электроэнергии на линии, происходит автоматически, включением тиристоров VS3 и VS4 от быстродействующего электронного устройства защиты, настроенного на напряжение срабатывания Uср=720 В. ТИРВ предназначен для регулирования тока возбуждения ТЭД троллейбуса с целью расширения диапазона рабочих скоростей. В качестве ТИРВ используется однофазный регулятор. Силовая схема ТИРВ содержит следующие элементы, расположенные в БПУ (БПУ-Т): главные тиристоры VS15, VS17 с обратным диодом VD27;
линейный дроссель L9 ;
коммутирующий тиристор VS16;
разделительный диод VD28;
коммутирующая катушка индуктивности L10. Кроме того, в силовую цепь троллейбуса входит коммутирующий конденсатор поля Скр, который обеспечивает работу ТИРВ. Для обеспечения принудительной коммутации тиристоров ТИРВ коммутирующая емкость подзаряжается от вспомогательного источника напряжения ВПН. Обратная связь (контроль напряжения и токов в силовых цепях) с системой управления осуществляется через датчики напряжения и датчик тока. Блок автоматического контроля служит для защиты тиристорного регулятора РТ-300/700Б2МТ от подачи на его вход напряжения другой полярности, а также обеспечивает рекуперацию энергии в сеть в режиме торможения. Управление блоками БРН (БРН-Т), БПУ (БПУ-Т), БАК осуществляется от системы управления, расположенной в блоке БПУ (БПУ-Т). Схема управления предназначена для обеспечения работы регуляторов напряжения и поля во всех режимах движения троллейбуса. Плата ПЗУ-8 устанавливается в бесконтактное задающее устройство, связанное с педалями водителя, преобразующее угол поворота ходового и тормозного задатчика в уровень задающего напряжения, и тем самым позволяет задать ток регулирования в широких пределах, а также, за счет изменения скорости нажатия педалей, произвольно выбрать любой темп нарастания скорости. Панель КПУ предназначена для управления катушками контакторов тиристорно-импульсной системы управления, устанавливается на контакторной панели троллейбуса. Панель ПДН предназначена для контроля напряжения контактной сети и напряжения на якоре тягового двигателя.

В комплект поставки входят: блок БРН (БРН-Т), блок БПУ (БПУ-Т), блок БАК (только для РТ-300/700Б2МТ У2.1), панель КПУ, плата ПЗУ-8, комплекты монтажных и запасных частей, эксплуатационная документация.

Характеристики Электротехнического оборудования

Характеристики станков

Характеристики КПО

Характеристики импортного оборудования

Характеристики насосного оборудования

Марки стали и сплавов

Прочее оборудование

© Машинформ | Справочник содержания драгоценных металлов | mashinform@bk.ru