Коллекторный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов Д-120
Общие сведения
Коллекторный двигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов предназначен для привода специального механизма, а также может быть использован в различных областях техники.
Структура условного обозначения
Д-120:
Д - двигатель;
120 - порядковый номер разработки.
Условия эксплуатации
Температура окружающего воздуха при эксплуатации от минус 40 до 70°С.
Верхнее значение относительной влажности воздуха (95-98)% при температуре 40°С.
Требование к воздействию относительной влажности воздуха распространяется на двигатель, находящийся во внутренней упаковке предприятия-изготовителя.
Пониженное атмосферное давление - не ниже 61,3 кПа (460 мм рт. ст.).
Двигатель во внутренней упаковке предприятия-изготовителя стоек к воздействию смены температур от минус 50 до 70°С. Количество циклов - 5.
Двигатель стоек к специальным воздействиям вида И1, И2, И3 и С группы IV ГОСТ В 20.39.404-81.
Сопротивление изоляции при воздействии спецфакторов в течение времени до 10 мс не регламентируются.
Двигатель выдерживает:
Вибрационные нагрузки, действующие на неработающий двигатель с частотой от 5 до 600 Гц при ускорении 73,6 м·с-2 (7,5 g) и амплитуде не более 1 мм при длительности воздействия 6 ч.
Линейные центробежные нагрузки с ускорением 147,2 м·с-2 (15 g) при длительности воздействия 6 мин.
Ударные нагрузки, действующие на неработающий двигатель:
Многократные с ускорением 343,4 м·с-2 (35 g) в качестве 10000 ударов при длительности воздействия от 1 до 10 мс.
Однократные с ускорением 538 м·с-2 (60 g) в количестве 9 ударов при длительности воздействия от 1 до 10 мс.
Механические нагрузки действуют на места крепления, при этом ускорение изменяется по линейному закону.
Номинальный режим работы повторно-кратковременный: 5 с работы с номинальной нагрузкой на валу при рабочем напряжении питания и 5 с перерыв.
Рабочее напряжение - напряжение, при котором двигатель с номинальной нагрузкой на валу и дисбалансе, равном (3,43·10-7 + 0,49·10-7) Н·м, т.е. (0,0035 + 0,0005) гс·см, имеет номинальную частоту вращения.
Направление вращения вала левое со стороны выхода вала.
Конструктивное исполнение по способу монтажа в соответствии с ГОСТ 2479-79 IМ3081.
Собственная вибрация на корпусе двигателя через 1,5 с после включения при рабочем напряжении питания и номинальной нагрузке на валу не превышает 49 м·с-2 (5 g).
Превышение температуры корпуса двигателя над температурой окружающей среды - не более 45°С.
Сопротивление изоляции электрических цепей относительно корпуса не менее:
50 МОм при практически холодном состоянии двигателя до ввода его в эксплуатацию .
1 МОм при верхнем значении температуры окружающей среды в нормальных климатических условиях.
В течение срока службы и минимальной наработки сопротивление изоляции двигателя - не менее 1 МОм.
Изоляция токоведущих цепей двигателя относительно корпуса двигателя выдерживает без пробоя и перекрытия воздействие испытательного напряжения (действующее значение) - 500 В в нормальных климатических условиях при практически холодном состоянии двигателя.
Степень искрения на коллекторе двигателя не превышает 11/2 по ГОСТ 183-74.
Двигатель соответствует требованиям ОСТ 16.0.514.007-73.
Условия транспортирования в упаковке предприятия-изготовителя в части воздействия механических факторов соответствуют ударным нагрузкам:
Многократного действия с ускорением 147 м·с-2 (15 g) при длительности импульса от 1 до 10 мс.
Одиночного действия с ускорением 490,5 м·с-2 (50 g) при длительности импульса от 1 до 6 мс.
При транспортировании двигателей температура окружающего воздуха должна быть не ниже 50°С.
Условия хранения в отапливаемом и неотапливаемом хранилищах и под навесом по ГОСТ В 9.003-72.
Эксплуатация двигателя должна проводиться в соответствии с техническим описанием и инструкцией по эксплуатации 1ДС.599.194 ТО.
Остаточный дисбаланс якоря двигателя с номинальной нагрузкой на валу до начала эксплуатации не должен превышать 0,2 Н·м (0,003 гс·см).
Измерения остаточного дисбаланса проводят по ГОСТ 12327-79.
В случае изъятия части двигателей из внутренней упаковки предприятия-изготовителя допускается нахождение оставшихся двигателей в закрытой упаковке не более 6 мес, при этом суммарный срок хранения этих двигателей во внутренней упаковке не должен превышать 2 лет.
В процессе хранения и эксплуатации в составе изделия двигатель должен проверяться на функционирование не реже одного раза в 2 года в течение одной минуты при рабочем напряжении питания.
Предприятие-изготовитель гарантирует качество изделия при соблюдении режимов работы в условиях эксплуатации, правил хранения, транспортирования, а также указаний по установке и монтажу. ОСТ 16.0.514.007-73
Технические характеристики
Рабочее напряжение, В - 16±1 Номинальная инерционная нагрузка на валу, кг·м2 - 1,5·10-6 Номинальная частота вращения, мин-1 - 30000 Потребляемый ток, А, не более - 1,0 Частота вращения при моменте инерции нагрузки 6·10-7 кг·м2, мин-1, при напряжении питания: 24 В - 48000- + 20 В - 40000±4000 Потребляемый ток при моменте инерции нагрузки 6·10-7 кг·м2, А, не более - 0,82 Пусковой ток во всех условиях эксплуатации при рабочем напряжении с номинальной нагрузкой на валу, А, не более - 20 Время пуска, с, не более - 1,5 Масса двигателя, кг, не более - 0,3
Минимальная наработка двигателя - 15000 включений в номинальном режиме, в том числе 100 включений в условиях пониженного атмосферного давления.
Минимальный срок службы двигателя - 8,5 лет.
Минимальный срок сохраняемости двигателя в составе герметичного отсека изделия при относительной влажности внутри отсека не более 80% в отапливаемом хранилище - 8,5 лет, в том числе 5 лет в условиях неотапливаемого хранилища или под навесом.
Допускается хранение в течение 2 лет (из общего срока сохраняемости) в упаковке предприятия-изготовителя в отапливаемом хранилище.
Гарантийная наработка двигателя в пределах гарантийного срока эксплуатации - 15000 включений.
Гарантийный срок эксплуатации - 8,5 лет.
Гарантийный срок хранения - 8,5 лет.
Конструкция и принцип действия
Двигатель представляет собой двухполюсную коллекторную машину постоянного тока закрытого исполнения с возбуждением от постоянных магнитов.
Общий вид двигателя приведен на рис. 1.
Общий вид электродвигателя Д-120 1 - шайба; 2 - гайка; 3 - втулка; 4 - корпус; 5 - индуктор; 6 - якорь; 7 - щит; 8 - щеткодержатель; 9 - щетка; 10 - пружина;
11 - колпак; 12- вывод; 13- бирка; 14,17- подшипники; 15 - коллектор; 16 - винт; 18 - вал
Двигатель присоединяется к механизму при помощи фланца корпуса, выполненного из пластмассы. В пластмассу корпуса армированы индуктор двигателя и стальная втулка.
Индуктор состоит из наконечников, выполненных из электротехнической стали, и двух призматических постоянных магнитов. Стальная втулка находится в центральной части корпуса и служит посадочным гнездом под подшипник.
Втулка имеет резьбу для регулировки осевого "люфта" якоря с помощью гайки.
В центральной части щита, выполненного из пластмассы, имеется гнездо под другой подшипник. В щите имеется два радиальных отверстия, в которых установлены щеткодержатели со щетками. Щетки прижимаются к коллектору пружиной. Отвернув винты, сдвиг щеток производят поворотом щита относительно корпуса двигателя.
Вал двигателя вращается в двух радиально-упорных подшипниках.
Коллектор выполнен из медных пластин, опрессованных пластмассой.
Обмотка якоря заложена в пазы пакета якоря, собранного из листов электротехнической стали.
Для защиты от внешних воздействий на щит установлен колпак. Через отверстия в колпаке проходят выводы питания двигателя.
Для предохранения выходного конца вала от повреждений при транспортировании на вал установлена защитная шайба.
Габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателя представлены на рис. 2.
Габаритные, установочные и присоединительные размеры электродвигателя Д-120
Таблица к рис. 2
Размеры, мм | ||||
d1 | d2 | D1 | D2 | D3 |
4,8Т( ) | 1,5А | 33h8(–0,039) | 40h8(–0,039) | 38 |
Примечания:
- ЦМ – центр тяжести. Координаты центра тяжести являются ориентировочными.
- Биение вала относительно оси вращения не более 0,025 мм.
- Твердость вала HRC32 не более.
Принципиальная электрическая схема включения двигателя дана на рис. 3.
Принципиальная электрическая схема электродвигателя Д-120 Направление вращения показано со стороны коллектора. -
В комплект поставки входят двигатель и паспорт.
Количество двигателей во внутренней упаковке до 5 шт.
Техническое описание и инструкция по эксплуатации поставляются в двух экземплярах с первой партией двигателей.
Характеристики Электротехнического оборудования
Характеристики станков
Характеристики КПО
Характеристики импортного оборудования
Характеристики насосного оборудования
Марки стали и сплавов
Прочее оборудование