Коллекторный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов Д-120

Общие сведения

Коллекторный двигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов предназначен для привода специального механизма, а также может быть использован в различных областях техники.

Структура условного обозначения

Д-120:
Д - двигатель;
120 - порядковый номер разработки.

Условия эксплуатации

Температура окружающего воздуха при эксплуатации от минус 40 до 70°С.
Верхнее значение относительной влажности воздуха (95-98)% при температуре 40°С.
Требование к воздействию относительной влажности воздуха распространяется на двигатель, находящийся во внутренней упаковке предприятия-изготовителя.
Пониженное атмосферное давление - не ниже 61,3 кПа (460 мм рт. ст.).
Двигатель во внутренней упаковке предприятия-изготовителя стоек к воздействию смены температур от минус 50 до 70°С. Количество циклов - 5.
Двигатель стоек к специальным воздействиям вида И1, И2, И3 и С группы IV ГОСТ В 20.39.404-81.
Сопротивление изоляции при воздействии спецфакторов в течение времени до 10 мс не регламентируются.
Двигатель выдерживает:
Вибрационные нагрузки, действующие на неработающий двигатель с частотой от 5 до 600 Гц при ускорении 73,6 м·с-2 (7,5 g) и амплитуде не более 1 мм при длительности воздействия 6 ч.
Линейные центробежные нагрузки с ускорением 147,2 м·с-2 (15 g) при длительности воздействия 6 мин.
Ударные нагрузки, действующие на неработающий двигатель:
Многократные с ускорением 343,4 м·с-2 (35 g) в качестве 10000 ударов при длительности воздействия от 1 до 10 мс.
Однократные с ускорением 538 м·с-2 (60 g) в количестве 9 ударов при длительности воздействия от 1 до 10 мс.
Механические нагрузки действуют на места крепления, при этом ускорение изменяется по линейному закону.
Номинальный режим работы повторно-кратковременный: 5 с работы с номинальной нагрузкой на валу при рабочем напряжении питания и 5 с перерыв.
Рабочее напряжение - напряжение, при котором двигатель с номинальной нагрузкой на валу и дисбалансе, равном (3,43·10-7 + 0,49·10-7) Н·м, т.е. (0,0035 + 0,0005) гс·см, имеет номинальную частоту вращения.
Направление вращения вала левое со стороны выхода вала.
Конструктивное исполнение по способу монтажа в соответствии с ГОСТ 2479-79 IМ3081.
Собственная вибрация на корпусе двигателя через 1,5 с после включения при рабочем напряжении питания и номинальной нагрузке на валу не превышает 49 м·с-2 (5 g).
Превышение температуры корпуса двигателя над температурой окружающей среды - не более 45°С.
Сопротивление изоляции электрических цепей относительно корпуса не менее:
50 МОм при практически холодном состоянии двигателя до ввода его в эксплуатацию .
1 МОм при верхнем значении температуры окружающей среды в нормальных климатических условиях.
В течение срока службы и минимальной наработки сопротивление изоляции двигателя - не менее 1 МОм.
Изоляция токоведущих цепей двигателя относительно корпуса двигателя выдерживает без пробоя и перекрытия воздействие испытательного напряжения (действующее значение) - 500 В в нормальных климатических условиях при практически холодном состоянии двигателя.
Степень искрения на коллекторе двигателя не превышает 11/2 по ГОСТ 183-74.
Двигатель соответствует требованиям ОСТ 16.0.514.007-73.
Условия транспортирования в упаковке предприятия-изготовителя в части воздействия механических факторов соответствуют ударным нагрузкам:
Многократного действия с ускорением 147 м·с-2 (15 g) при длительности импульса от 1 до 10 мс.
Одиночного действия с ускорением 490,5 м·с-2 (50 g) при длительности импульса от 1 до 6 мс.
При транспортировании двигателей температура окружающего воздуха должна быть не ниже 50°С.
Условия хранения в отапливаемом и неотапливаемом хранилищах и под навесом по ГОСТ В 9.003-72.
Эксплуатация двигателя должна проводиться в соответствии с техническим описанием и инструкцией по эксплуатации 1ДС.599.194 ТО.
Остаточный дисбаланс якоря двигателя с номинальной нагрузкой на валу до начала эксплуатации не должен превышать 0,2 Н·м (0,003 гс·см).
Измерения остаточного дисбаланса проводят по ГОСТ 12327-79.
В случае изъятия части двигателей из внутренней упаковки предприятия-изготовителя допускается нахождение оставшихся двигателей в закрытой упаковке не более 6 мес, при этом суммарный срок хранения этих двигателей во внутренней упаковке не должен превышать 2 лет.
В процессе хранения и эксплуатации в составе изделия двигатель должен проверяться на функционирование не реже одного раза в 2 года в течение одной минуты при рабочем напряжении питания.
Предприятие-изготовитель гарантирует качество изделия при соблюдении режимов работы в условиях эксплуатации, правил хранения, транспортирования, а также указаний по установке и монтажу. ОСТ 16.0.514.007-73

Технические характеристики

Рабочее напряжение, В - 16±1 Номинальная инерционная нагрузка на валу, кг·м2 - 1,5·10-6 Номинальная частота вращения, мин-1 - 30000 Потребляемый ток, А, не более - 1,0 Частота вращения при моменте инерции нагрузки 6·10-7 кг·м2, мин-1, при напряжении питания: 24 В - 48000- + 20 В - 40000±4000 Потребляемый ток при моменте инерции нагрузки 6·10-7 кг·м2, А, не более - 0,82 Пусковой ток во всех условиях эксплуатации при рабочем напряжении с номинальной нагрузкой на валу, А, не более - 20 Время пуска, с, не более - 1,5 Масса двигателя, кг, не более - 0,3
Минимальная наработка двигателя - 15000 включений в номинальном режиме, в том числе 100 включений в условиях пониженного атмосферного давления.
Минимальный срок службы двигателя - 8,5 лет.
Минимальный срок сохраняемости двигателя в составе герметичного отсека изделия при относительной влажности внутри отсека не более 80% в отапливаемом хранилище - 8,5 лет, в том числе 5 лет в условиях неотапливаемого хранилища или под навесом.
Допускается хранение в течение 2 лет (из общего срока сохраняемости) в упаковке предприятия-изготовителя в отапливаемом хранилище.
Гарантийная наработка двигателя в пределах гарантийного срока эксплуатации - 15000 включений.
Гарантийный срок эксплуатации - 8,5 лет.
Гарантийный срок хранения - 8,5 лет.

Конструкция и принцип действия

Двигатель представляет собой двухполюсную коллекторную машину постоянного тока закрытого исполнения с возбуждением от постоянных магнитов.
Общий вид двигателя приведен на рис. 1.


Общий вид электродвигателя Д-120 1 - шайба; 2 - гайка; 3 - втулка; 4 - корпус; 5 - индуктор; 6 - якорь; 7 - щит; 8 - щеткодержатель; 9 - щетка; 10 - пружина;
11 - колпак; 12- вывод; 13- бирка; 14,17- подшипники; 15 - коллектор; 16 - винт; 18 - вал
Двигатель присоединяется к механизму при помощи фланца корпуса, выполненного из пластмассы. В пластмассу корпуса армированы индуктор двигателя и стальная втулка.
Индуктор состоит из наконечников, выполненных из электротехнической стали, и двух призматических постоянных магнитов. Стальная втулка находится в центральной части корпуса и служит посадочным гнездом под подшипник.
Втулка имеет резьбу для регулировки осевого "люфта" якоря с помощью гайки.
В центральной части щита, выполненного из пластмассы, имеется гнездо под другой подшипник. В щите имеется два радиальных отверстия, в которых установлены щеткодержатели со щетками. Щетки прижимаются к коллектору пружиной. Отвернув винты, сдвиг щеток производят поворотом щита относительно корпуса двигателя.
Вал двигателя вращается в двух радиально-упорных подшипниках.
Коллектор выполнен из медных пластин, опрессованных пластмассой.
Обмотка якоря заложена в пазы пакета якоря, собранного из листов электротехнической стали.
Для защиты от внешних воздействий на щит установлен колпак. Через отверстия в колпаке проходят выводы питания двигателя.
Для предохранения выходного конца вала от повреждений при транспортировании на вал установлена защитная шайба.
Габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателя представлены на рис. 2.


Габаритные, установочные и присоединительные размеры электродвигателя Д-120

Таблица к рис. 2

Размеры, мм
d1 d2 D1 D2 D3
4,8Т( )

1,5А

33h8(–0,039) 40h8(–0,039) 38

Примечания:

  1. ЦМ – центр тяжести. Координаты центра тяжести являются ориентировочными.
  2. Биение вала относительно оси вращения не более 0,025 мм.
  3. Твердость вала HRC32 не более.

Принципиальная электрическая схема включения двигателя дана на рис. 3.


Принципиальная электрическая схема электродвигателя Д-120 Направление вращения показано со стороны коллектора. -

В комплект поставки входят двигатель и паспорт.
Количество двигателей во внутренней упаковке до 5 шт.
Техническое описание и инструкция по эксплуатации поставляются в двух экземплярах с первой партией двигателей.

Характеристики Электротехнического оборудования

Характеристики станков

Характеристики КПО

Характеристики импортного оборудования

Характеристики насосного оборудования

Марки стали и сплавов

Прочее оборудование

© Машинформ | Справочник содержания драгоценных металлов | mashinform@bk.ru