Коллекторный электродвигатель постоянного тока с электромагнитным возбуждением Д-16Б

Общие сведения

Коллекторный электродвигатель постоянного тока с электромагнитным возбуждением Д-16Б предназначен для привода специального механизма, а также может быть использован в различных областях техники.

Структура условного обозначения

Д-16Б:
Д - двигатель;
16 - порядковый номер разработки;
Б - модификация исполнения двигателя.

Условия эксплуатации

Температура окружающего воздуха при эксплуатации от минус 60 до 50°С. Пониженное атмосферное давление однократно в течение 5 мин при номинальном вращающем моменте - не ниже 667 Па (5 мм рт.ст).
Верхнее значение относительной влажности воздуха в течение 48ч - 98% при температуре (35±5)°С.
Электродвигатель стоек к воздействию:
Вибрационных нагрузок с диапазоном частот от 5 до 35 Гц и амплитудой не более 1 мм в течение 3 мин.
Вибрационных нагрузок с диапазоном частот от 35 до 2000 Гц и ускорением от 39,2 до 147,2 м·с-2 (от 4 до 15 g) в течение 23 мин.
Линейных (центробежных) нагрузок с ускорением 98,1 м·с-2 (10 g) в течение 5 мин.
Механические нагрузки воздействуют на места крепления двигателя в любом направлении.
Двигатель выдерживает воздействие:
Вибрационных нагрузок с частотой вибрации от 10 до 2000 Гц и ускорением, действующим вдоль и перпендикулярно оси двигателя, от 20 до 40 м·с-2 (от 2 до 4 g) в течение 46 ч в обесточенном состоянии и 2,8 ч при электрической нагрузке.
Ударных многократных нагрузок с ускорением 50 м·с-2 (5 g) при количестве ударов 5000 с частотой от 40 до 100 ударов в час и длительностью удара от 5 до 10 мс.
Номинальный режим работы двигателя кратковременный при напряжении питания 27 В:
15 мин при вращающем моменте 1,47 Н·м.
5 мин при вращающем моменте 1,76 Н·м.
1 с при вращающем моменте 3,43 Н·м.
Конструктивное исполнение по способу монтажа в соответствии с ГОСТ 2479-79 IМ3081.
Направление вращения вала левое со стороны выхода вала.
Сопротивление изоляции электрических цепей относительно корпуса двигателя в нормальных климатических условиях при практически холодном состоянии двигателя до ввода в эксплуатацию - не менее 20 МОм.
В течение срока службы и минимальной наработки сопротивление изоляции при практически холодном состоянии двигателя - не менее 1 МОм.
Изоляция электрических цепей относительно корпуса двигателя в нормальных климатических условиях выдерживает без пробоя и перекрытия воздействие испытательного напряжения 500 В (действующее значение) переменного тока частотой 50 Гц.
Степень искрения на коллекторе двигателя при номинальном вращающем моменте и номинальном напряжении питания в нормальных климатических условиях не превышает 2 по ГОСТ 183-74.
Двигатель соответствует требованиям технических условий ОДС.515.151 и комплекта конструкторской документации согласно 1ДС.599.112 СД.
Условия транспортирования двигателя в упаковке предприятия-изготовителя в части воздействия механических факторов соответствуют условиям Л по ГОСТ 23216-78; в части воздействия климатических факторов внешней среды - таким же, как условия хранения 5 по ГОСТ 15150 - 69.
Условия хранения двигателя соответствуют условиям I (отапливаемое хранилище), условиям 3 (неотапливаемое хранилище) и условиям 5 (навесы в макроклиматических районах с умеренным и холодным климатом) по ГОСТ 15150-69.
Эксплуатацию двигателей следует проводить в соответствии с техническим описанием и инструкцией по эксплуатации 1ДС.599.112 ТО.
В процессе хранения двигатель, вмонтированный в аппаратуру изделия, должен подвергаться проверке на функционирование не реже одного раза в год.
При проверке на функционирование двигатель работает при напряжении питания 27 В на холостом ходу или при номинальном вращающем моменте в течение одной минуты.
Изготовитель гарантирует качество двигателя при соблюдении режимов работы и условий эксплуатации. ОДС.515.151

Технические характеристики

Номинальное напряжение питания, В - 27 Номинальный вращающий момент, Н·м - 1,76 Номинальная частота вращения, мин-1 - 8000 Потребляемый ток при номинальном вращающем моменте, А, не более - 78 Потребляемый ток при холостом ходе, А, не более - 17 Частота вращения при холостом ходе, мин-1, не более - 10900 КПД, % - 70 Момент инерции якоря, кг·м2 - 8,3·10-4 Масса двигателя, кг, не более - 7
Двигатель в течение 5 мин допускает работу при номинальном вращающем моменте и напряжении питания, лежащем в пределах от 22 до 30 В. При этом в нормальных климатических условиях: частота вращения изменяется в пределах от 6100 до 9000 мин-1; потребляемый ток - не более 88 А.
Двигатель в течение 5 мин работы в выше указанном режиме допускает в течение 30 с работу при вращающем моменте 3,43 Н·м. Параметры двигателя при этом не оговариваются.
Двигатель в течение 10 мин допускает работу при вращающем моменте 0,49 Н·м, температуре 50°С и напряжении питания, лежащем в пределах от 22 до 30 В с последующей работой при пониженном атмосферном давлении; в течение 20 мин в нормальных климатических условиях с последующим охлаждением.
Частота вращения после работы в указанном режиме с последующим охлаждением и при последующей работе в течение 5 мин при номинальном вращающем моменте и напряжении питания 27 В - не менее 7000 мин-1.
Потребляемый ток в этих же условиях - не более 84 А.
Напряжение трогания при нижнем значении температуры и вращающем моменте 1,47 Н·м - не более 8 В.
Напряжение трогания в нормальных климатических условиях при холостом ходе - не более 7 В.
Минимальная наработка двигателя при номинальном напряжении питания 60 ч, в том числе:
20 ч непрерывно при вращающем моменте 0,98 Н·м;
40 ч в номинальном режиме, из них 6 ч при верхнем значении температуры и 6 ч при нижнем значении температуры.
Перерыв между включениями двигателя до полного охлаждения.
Минимальный срок службы двигателя - 10,5 лет.
Минимальный срок сохраняемости двигателя в отапливаемом хранилище - 10,5 лет, в том числе:
не более 1 года в упаковке предприятия-изготовителя;
не более 10,5 лет вмонтированным в аппаратуру изделия.
В пределах срока сохраняемости допускается хранение двигателя вмонтированным в аппаратуру защищенного изделия:
не более 5 лет в неотапливаемом хранилище;
не более 1 года под навесом.
Гарантийная наработка в пределах гарантийного срока эксплуатации - 60 ч.
Гарантийный срок эксплуатации - 10,5 лет.
Гарантийный срок хранения - 10,5 лет.

Конструкция и принцип действия

Двигатель представляет собой четырехполюсную коллекторную машину постоянного тока защищенного исполнения с электромагнитным возбуждением.
Общий вид двигателя представлен на рис. 1.


Общий вид электродвигателя Д-16Б 1 - вал; 2, 19 - подшипники 3 - фланец; 4, 9 - щиты; 5 - обмотка якоря; 6 - корпус; 7 - сердечник якоря; 8 - катушки полюсные;
10 - колпак; 11 - суппорт; 12 - винт; 13 - вентилятор; 14 - шпилька;
15 - корпус щеткодержателя; 16 - щетки; 17 - рычаг; 18 - пружина;
20 - коллектор; 21 - крышка; 22 - винт; 23 - клеммовая колодка;
24 - балансировочное кольцо; 25 - втулка
Двигатель присоединяется к механизму с помощью фланцевого щита. К питающей сети электродвигатель соединяется через клеммную колодку. Клемная колодка закрывается крышкой.
Щиты, изготовленные из алюминиевого сплава, стягиваются через корпус двумя шпильками. На одном щите смонтирован пластмассовый суппорт с двумя парами щеткодержателей. Суппорт крепится к щиту двумя армированными в суппорте винтами и гайками. Ослабив гйки, можно осуществить поворот суппорта для сдвига щеток. Давление на щетку осуществляется пружиной посредством рычага. Коллектор выполнен из медных пластин, опрессованных пластмассой, в которую армирована стальная втулка.
Вал якоря вращается в двух радиальных подшипниках закрытого типа.
В центральной части щитов имеются гнезда, в которые вмонтируются подшипники. Подшипник, поставленный в один из щитов, крепится фланцем, а на валу-втулкой.
Обмотка якоря заложена в пазы сердечника, собранного из листовой электротехнической стали.
Для балансировки якоря служат балансировочное кольцо и кольцо коллекторной втулки.
К корпусу, изготовленному из стали, привернуты полюсы, собранные из листовой электротехнической стали. На полюсах расположены катушки возбуждения.
Со стороны коллектора на вал насаживается вентилятор, выполненный из пресс-материала со стальной армированной втулкой.
К щиту со стороны коллектора крепится колпак, защищающий коллекторную часть машины от внешних воздействий.
При поставке выходной конец вала покрыт консервационной смазкой.
Габаритные, установочные и присоединительные размеры электродвигателя представлены на рис. 2; принципиальная электрическая схема двигателя - на рис. 3.


Габаритные, установочные и присоединительные размеры электродвигателя Д-16Б
Примечания: 1. ЦМ - центр тяжести. Координаты центра тяжести считаются ориентировочными. 2. Детали "RА", запирающие подшипники, при монтаже снять. 3. деталь, устанавливаемая заказчиком на выходной конец вала, должна упираться в шарикоподшипник; торец, упирающийся в шарикоподшипник, должен удовлетворять следующим требованиям: а) наружный диаметр не должен превышать 17 мм; б) торцевое биение относительно посадочного диаметра не более 0,03 мм; в) шероховатость по 7 классу. 4. Смещение оси шпоночного паза относительно оси вала не более 0,05 мм.


Принципиальная электрическая схема двигателя Д-16Б.
Вид со стороны коллектора
Примечание: Полярность не влияет на направление вращения и выбирается произвольно. п

В комплект поставки входят двигатель и паспорт.
Техническое описание и инструкция по эксплуатации поставляются заказчику в одном экземпляре с первой партией двигателей.

Характеристики Электротехнического оборудования

Характеристики станков

Характеристики КПО

Характеристики импортного оборудования

Характеристики насосного оборудования

Марки стали и сплавов

Прочее оборудование

© Машинформ | Справочник содержания драгоценных металлов | mashinform@bk.ru