Возбудители тиристорные для синхронных двигателей серии ТЕ8-320-5М

Общие сведения

Возбудители тиристорные модернизированные серии ТЕ8-320-5М предназначены для питания обмотки возбуждения и управления током возбуждения синхронных двигателей при прямом и реакторном пусках. Могут использоваться взамен возбудителей серий ТЕ8-320-5 и ВТЕ-320-6.

Структура условного обозначения

ТЕ8-320/ХТ-5М УХЛ4:
ТЕ - тиристорный возбудитель с естественным охлаждением;
8 - класс перегрузки;
320 - номинальный ток, А;
Х - номинальное выпрямленное напряжение, В
(48; 75; 115; 150; 230);
Т - питание от трансформатора;
5 - номер модификации;
М - модернизированный;
УХЛ4 - климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ
15150-69.

Условия эксплуатации

Высота над уровнем моря не более 1000 м. Температура окружающей среды от 1 до 40°С. Относительная влажность воздуха не более 80% при температуре 25°С. Окружающая среда невзрывоопасная, не содержащая токопроводящей пыли, агрессивных газов и паров в концентрациях, разрушающих металл и изоляцию, при отсутствии непосредственного воздействия солнечной радиации. Содержание нетокопроводящей пыли в помещении не более 2 мг/м3. Группа механического исполнения М3 по ГОСТ 17516.1-90. Рабочее положение в пространстве вертикальное, допускается отклонение от рабочего положения не более 5° в любую сторону. Степень защиты шкафа IР20 по ГОСТ 14254-96. Требования техники безопасности по ГОСТ 12.2.007.11-75 и ГОСТ 12.2.007.7-75. Возбудители соответствуют требованиям ТУ 16-515.157-74. ТУ 16.515.157-74

Технические характеристики

Типы и основные параметры возбудителей приведены в табл. 1, параметры силовых согласующих трансформаторов - в табл. 2. Возбудители питаются от трехфазной сети напряжением 380 В частотой 50 Гц.

Таблица 1

Тип возбудителя Номинальный ток, А Номинальное выпрямленное напряжение, В Номинальная выходная мощность, кВт Максимальное выпрямленное напряжение при номинальном напряжении сети, В Пусковое сопротивление, Ом Масса

ТЕ8-320/48-5М
ТЕ8-320/75-5М
ТЕ8-320/115-5М

320 48
75
115
15,4
24
36,8
84
130
200
0,88 335

ТЕ8-320/150-5М
ТЕ8-320/230-5М

150
230
48
73,7
260
400
1,76 405

Таблица 2

Тип возбудителя Параметры трансформатора
Вторичное напряжение и номинальный вторичный ток, В/А Расчетная мощность, кВ Группа соединений

ТЕ8-320/48-5М
ТЕ8-320/75-5М
ТЕ8-320/115-5М

160/185
230/185
350/185
51,2
73,9
112,3
У/У0

ТЕ8-320/150-5М
ТЕ8-320/230-5М

250/262
350/262
104,4
158,9
У/У
Примечание: Данные приведены для трансформаторов, предназначенных для возбудителей с номинальными напряжениями 48, 75, 115 В, выполненных по трехфазной схеме выпрямления с нулевым выводом трансформатра, и для возбудителей с номинальными напряжениями 150 и 230 В, выполненных по мостовой схеме выпрямления. Возможно использование трансформаторов с другими вторичными напряжениями, но не менее указанных в табл. 2. При использовании других схем выпрямления (мостовой схемы для всех исполнений возбудителей) и других напряжений питающей сети (400, 415, 440 В) данные трансформаторов могут измениться. Напряжение питания цепей защиты - 220 В постонного или переменного тока. Режим работы возбудителей продолжительный. В возбудителях предусмотрены автоматический, ручной и аварийный режим управления током возбуждения. При работе в режиме ручного управления возбудители обеспечивают: автоматический пуск двигателя с подачей возбуждения в функции скольжение ротора или тока статора;
плавную регулировку тока возбуждения в пределах не менее 0,3-1,4 номинального;
ограничение напряжения возбуждения по минимуму значением, регулируемым в пределах 0,2-0,5 номинального;
форсировку возбуждения по току кратностью не ниже 1,4 номинального при напряжении питания возбудителя не ниже 0,8 номинального;
автоматическое срабатывание релейной форсировки возбуждения при снижении напряжения питания двигателя до 80-83% номинального и отключение форсировки при восстановлении напряжения до 90-95% номинального значения;
безынерционное ограничение тока возбуждения при форсировке до 1,4 номинального;
защиту ротора от длительной перегрузки по току;
форсированное гашение поля ротора при отключении двигателя;
стабилизацию тока возбуждения с точностью + 5% при нагреве обмотки возбуждения от холодного состояния до установившегося горячего состояния при номинальном токе возбудителя или при изменении напряжения питающей сети от 85 до 110% номинального. При работе в режиме автоматического управления возбудитель обеспечивает выполнение режимов, предусмотренных при ручном регулировании тока, а также автоматическое регулирование по напряжению статора, углу j и внутреннему углу машины q. При работе в режиме аварийного управления возбудители обеспечивают регулировку тока возбуждения от нуля до форсировочного значения с возможностью подстройки граничных пределов. Возбудители сохраняют работоспособность при понижении напряжения питающей сети до 0,6 номинального, при этом напряжение оперативных цепей не должно снижаться более чем до 0,7 номинального. Возбудители имеют защиты от: внутренних коротких замыканий;
внешних коротких замыканий со стороны постоянного тока;
затянувшегося пуска и от потери возбуждения синхронного двигателя;
асинхронного хода, сопровождающегося низкочастотными колебаниями тока возбуждения. Возбудители обеспечивают защиту синхронного двигателя от перенапряжения в цепи ротора. Возбудители содержат приборы для измерения напряжения и тока возбуждения, тока статора двигателя и основных параметров системы управления. Возбудители обеспечивают постоянный контроль работы силовых тиристоров с выдачей сигнала на индикаторы. В возбудителях предусмотрен режим опробования при отключенной цепи статора двигателя. Примечание. Под номинальными значениями параметров цепи возбуждения подразумеваются номинальные значения параметров ротора синхронного двигателя, цепь возбуждения которого питается от возбудителя. Гарантийный срок - 2 года со дня ввода возбудителей в эксплуатации.

Конструктивно возбудители выполнены в виде металлического шкафа двухстороннего обслуживания (рис. 1).

Габаритные и установочные размеры возбудителей серии ТЕ5-320-5М Шкаф возбудителей содержит: тиристорный выпрямитель;
пусковой резистор с тиристорным ключом;
релейную панель;
панель трансформаторов;
панель с блоками электронной системы управления;
систему сигнализации, контроля и управления, расположенную на передней двери шкафа. Силовой трансформатор устанавливается отдельно. Структурная схема возбудителей приведена на рис. 2.

Структурная схема возбудителей серии ТЕ5-320-5М Тиристорный преобразователь 1 выполнен по схеме трехфазного выпрямителя с нулевым выводом или по мостовой схеме и состоит их трех или, соответственно, шести тиристоров типа Т-500, защищенных RС-цепочками. Питание преобразователя осуществляется от трехфазной сети напряжением 380 В частотой 50 Гц через автоматический выключатель 2 и согласующий силовой трансформатор 3. Параллельно обмотке возбуждения двигателя М через тиристорный ключ 4 подключен пусковой резистор 5, предназначенный для замыкания на него обмотки ротора во время асинхронного пуска синхронного двигателя. Ключ 4 открывается при напряжении на роторе, превышающем уставку срабатывания ключа. Последовательно с пусковым резистором включен датчик тока 6, предназначенный для контроля наличия тока в цепи пускового сопротивления. В цепь обмотки возбуждения включены реле тока 7 и трансформатор тока 8. Функции управления и защиты осуществляет электронная система управления (ЭСУ). В состав ЭСУ входят следующие схемы и блоки: блок питания и синхронизация 9;
система импульсно-фазового управления (СИФУ) 10;
схема уставок 11;
схема пуска 12;
схема форсирования 13;
датчик тока ротора 14;
схема ограничения тока ротора при продолжительной перегрузке 15;
схема безынерционного ограничения тока ротора 16;
схема стабилизации тока ротора 17;
автоматический регулятор возбуждения (АВР) 18;
схема защиты от затянувшегося пуска и исчезновения тока возбуждения 19;
схема защиты от короткого замыкания 20;
схема защиты от асинхронного хода, сопровождающегося колебаниями тока ротора 21;
переключатель режима работы 22;
потенциометр ручного режима 23;
потенциометр аварийного режима 24;
схема гашения поля ротора 25;
схема диагностики тиристоров 26. Управление тиристорами преобразователя осуществляется по фазо-импульсному способу. Диапазон угла регулирования преобразователем равен 0-170 эл. град. Управляющее напряжение подается в СИФУ в автоматическом и ручном режимах из схемы уставок, в аварийном режиме - от потенциометра 23. При увеличении управляющего напряжения фаз импульсов управления увеличивается, что приводит к уменьшению тока ротора; соответственно, при уменьшении управляющего напряжения ток ротора возрастает. Синхронизирующее напряжение поступает в СИФУ из блока питания и синхронизации и совпадает по фазе со сдвигом на 30 эл. град со вторичным напряжением силового трансформатора. Схема пуска в функции тока статора осуществляет включение возбуждения при пуске двигателя в момент спадания тока статора до установленной величины. Сигнал в схему пуска по току статора подается из трансформатора тока статора ТТ. Схема пуска в функции скольжения включает возбуждение при скольжении ротора, равном или меньше заданной уставки. Сигнал в схему пуска по скольжению подается из датчика тока в цепи пускового сопротивления. Схема форсировки осуществляет форсировку возбуждения при падении напряжения в статорной цепи двигателя до 80-83% номинального. Сигнал напряжения статора поспутает в схему форсировки от трансформатора напряжения ТН. Отключение форсировки происходит при увеличении напряжения сети до 90-95% номинального. Датчик тока ротора содержит трансформаторы тока, включенные во вторичные обмотки силового трансформатора, и мостовой диодный выпрямитель. Напряжение на выходе датчика пропорционально току ротора. Схема ограничения тока при длительной перегрузке ограничивает с выдержкой времени тока ротора на уровне 1,05-1,1 номинального в том случае, если ток ротора увеличивается свыше 1,1 номинального из-за работы АРВ или при форсировке. Схема безынерционного ограничения тока ротора ограничивает изменения тока до заданных минимального и максимального уровней с возможностью подстройки уставок. Сигнал в схему ограничения подается из датчика тока ротора. Схема стаблизации выполнена в виде контура жесткой обратной связи с коэффициентом усиления, достаточным для стаблизации тока на уровне заданной уставки с точностью 5% от установленного значения. Сигнал уставки поступает в схему из датчика тока ротора. Автоматический регулятор возбуждения обеспечивает регулирование тока ротора по напряжению статора, по углу j, по углу машины q. Выбор закона регулирования производится в зависимости от характера электропривода и состояния высоковольтной сети статора. При регулировании в функции напряжения статора АРВ обеспечивает стабилизацию напряжения сети. При регулировании в функции углов j или q АРВ обеспечивает стабилизацию указанных параметров. В схему АРВ поступают сигналы от датчика тока ротора, из трансформаторов напряжения и тока статора. Сигнал в схему защиты от затянувшегося пуска подается из датчика тока в цепи пускового резистора. При протекании тока в пусковом режиме датчик подает сигнал о наличии тока в схему защиты, которая включает с выдержкой времени реле защиты, отключающее масляный выключатель Q в цепи статора двигателя. Сигнал в схему защиты от исчезновения тока возбуждения подается из датчика тока возбуждения, включенного на выход преобразователя;
при исчезновении тока ротора схема защиты включает с выдержкой времени реле защиты, отключающее масляный выключатель в цепи статора двигателя. Сигнал в схему защиты от короткого замыкания подается из датчика тока ротора. Короткое замыкание в преобразователе сопровождается 4-5-кратным увеличением напряжения на выходе датчика тока ротора; при этом блокируются импульсы управления тиристорами и включается реле защиты, отключающее масляный выключатель в цепи статора двигателя. Сигнал в схему защиты от асинхронного режима подается из трансформатора тока в цепи выпрямленного тока при резких колебаниях тока на выходе преобразователя, возникающих при асинхронном ходе двигателя или при коротком замыкании на выходе преобразователя, включается реле защиты, отключающее масляный выключатель в цепи статора двигателя. При помощи переключателя режима работы осуществляется выбор одного из трех режимов: автоматический, ручной, аварийный. В ручном режиме уставка тока ротора задается потенциометром ручного режима. В аварийном режиме уставка задается потенциометром аварийного режима. При отключении масляного выключателя двигателя или по сигналу извне включается цепь инвертирования и производится гашение поля ротора. Работоспособность тиристоров контролируется схемой диагностики.

В комплект поставки входят: возбудитель; силовой трансформатор;
запасные части в соответствии с ведомостью ЗИП; эксплуатационные документы (паспорт, техническое описание и инструкция по эксплуатации); ведомость ЗИП.

Характеристики Электротехнического оборудования

Характеристики станков

Характеристики КПО

Характеристики импортного оборудования

Характеристики насосного оборудования

Марки стали и сплавов

Прочее оборудование

© Машинформ | Справочник содержания драгоценных металлов | mashinform@bk.ru