Электроприводы комплектные тиристорные постоянного тока

Общие сведения

Электроприводы комплектные тиристорные постоянного тока (КТЭ) с естественным и принудительным воздушным охлаждением предназначены для потребителей постоянного тока, требующих автоматического регулирования скорости вращения, положения вала, мощности, выпрямленного напряжения, ЭДС двигателя, тока возбуждения, натяжения материала.
КТЭ используются в металлургической промышленности и других отраслях народного хозяйства.
На токи 2500 А и выше выпускаются также тиристорные электроприводы с принудительным водяным охлаждением.

Структура условного обозначения

КТЭ Х/Х Х Х-Х Х Х-Х-Х Х Х Х Х-Х УХЛ4:
КТЭ - комплектный тиристорный электропривод; номинальный ток
электропривода, А группы "ВПЕРЕД"/группы "НАЗАД"*;
Х - номинальное напряжение двигателя, В;
Х - исполнение: М - модернизированный (до 1000 А; 750 В),
Е - усиленной изоляции, с естественным охлаждением,
В - усиленной изоляции, со встроенным вентилятором;
Х - исполнение КТЭ по количеству питаемых двигателей:
1 - однодвигательный, 2 - двухдвигательный,
0 - возбудитель**;
Х - режим работы: 1 - нереверсивный, 2 - реверсивный;
Х - связь с питающей сетью:
Р - реакторная, Т - трансформаторная
(Т2 - для 12-пульсной схемы выпрямления),
Н - непосредственная, 0 - поставка без трансформатора и
реактора (02 - для 12-пульсной схемы выпрямления);
Х - условное обозначение системы автоматического регулирования
(САР): 4 - скорости (ЭДС), однозонная, 5 - положения,
однозонная, 8 - скорости, двухзонная, 2 - индивидуального
исполнения по требованию заказчика;
Х - наличие встроенного линейного контактора:
0 - отсутствует, К - имеется;
Х - наличие встроенного устройства динамического торможения:
0 - отсутствует, Д - имеется;
Х - наличие встроенного устройства питания электромагнита
механического тормоза:
0 - отсутствует, М - имеется;
Х - наличие устройства питания обмотки возбуждения
тахогенератора: 0 - отсутствует, Т - имеется;
Х - исполнение встроенного возбудителя (таблица);
Х - количество КТЭ в одном шкафу;
УХЛ4 - климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ
15150-69.
* Ток группы "Назад" указывается для реверсивных несимметричных КТЭ.
** В КТЭ-возбудителях встроенные устройства отсутствуют (соответствующие индексы не ставятся).

Таблица

Номинальный ток возбудителя, А Условное обозначение тока возбудителя Исполнение по выходному напряжению, напряжению питания и подключению к сети
Нерегулируемое 220 В Регулируемое Специальное
220 В 440 В
от сети постоянного тока ~220 В, реакторное ~3 ? 380 В, трансформаторное 380/170 В ~3 ? 380 В, трансформаторное 380/190 (205) ~3 ? 380 В, реакторное ~3 ? 380 В, трансформаторное
6 1 11 12 13 14 15 16 19
16 2 21 22 23 24 25 26 29
25 3 31 32 33 34 35 36 39
50 4 41 42 43 44 45 46 49
100 5 51 52 53 54 55 56 59
По заказу 9 91 92 93 94 95 96 99

Примечание. При токе более 50 А могут поставляться нереверсивные, реверсивные, регулируемые и нерегулируемые индивидуальные возбудители на токи 100, 200, 320, 500, 800, 1000 А
и выпрямленное напряжение 220, 440 В.

В закрытых стационарных помещениях при отсутствии непосредственного воздействия солнечной радиации.
Высота над уровнем моря до 1000 м.
Температура окружающей среды от 1 до 40°С.
Относительная влажность окружающего воздуха не более 80% при температуре 25°С.
Атмосфера типа II по ГОСТ 15150-69.
Окружающая среда невзрывоопасная, не содержащая агрессивных газов и паров в концентрациях, разрушающих металлы и изоляцию, не насыщенная токопроводящей пылью и водяными парами. Содержание нетокопроводящей пыли в помещении не более 0,7 кг/м3.
Рабочее положение шкафов электроприводов вертикальное, допускается отклонение от вертикали в любую сторону не более 5°.
Электроприводы соответствуют требованиям ИБПД.654310.001-01 ТУ.

Номинальный выпрямленный ток, А - 10; 25; 50; 100; 200; 320; 500; 630; 800; 1000; 1250; 1600; 2000; 2500; 3150; 4000; 5000; 6300; 8000; 10 000 Номинальное выпрямленное напряжение, В - 220; 440; 600; 750; 930 Номинальное напряжение трехфазной питающей сети силовых цепей, В - 205; 380; 410; 6000; 10 000 Допустимые отклонения напряжения питания силовых цепей от номинального значения, % - +10 Частота сети питания силовых цепей, Гц - 50 Допустимые отклонения частоты от номинального значения, % - +2 Номинальное напряжение питающей сети собственных нужд, В: переменного тока - 380 постоянного тока (в КТЭ до 500 А включительно) - 220 Допустимые отклонения напряжения сети собственных нужд от номинального значения, %: переменного тока - -15...+10 постоянного тока - +10 Частота питающей сети собственных нужд, Гц - 50 Параметры встроенных устройств: питание электромагнитного тормоза: ток, А - 10 напряжение, В, в режиме: удержания - 35-180 форсировки - 190 питание обмотки возбуждения тахогенератора: ток, А - 1,2; 2 напряжение, В - 24; 55 питание обмотки возбуждения двигателя: ток, А - Таблица напряжение, В - Таблица Потребляемая мощность собственных нужд электроприводов при номинальном токе и номинальном напряжении без учета встроенных устройств от сети: постоянного тока, кВт - 0,5 переменного тока, кВ·А - 0,5 Допустимая перегрузка при времени перегрузки, с: 15 - 2,25Iном 10 - 2Iном
Среднеквадратичное значение тока в течение цикла не должно превышать номинального значения за время усреднения не более 10 мин.
Гарантийный срок - 1 год со дня ввода электропривода в эксплуатацию с учетом требований, установленных ГОСТ 22352-77, но не более 1,5 года со дня отгрузки.

Электроприводы выполнены в виде комплектного устройства, состоящего из одного или нескольких шкафов.
Все шкафы, входящие в состав электроприводов, представляют собой металлическую конструкцию каркасного типа с одно или двухсторонним обслуживанием. Шкафы собираются в один или несколько транспортных модулей (глубиной 800 мм). Конструкция электроприводов обеспечивает взаимозаменяемость однотипных ячеек и блоков.
Устройства управления, автоматического регулирования, защиты и сигнализации, размещенные на выемных ячейках в кассетах, для удобства обслуживания смонтированы на поворотной раме. Поворотная рама, а также приборы измерения и кнопки управления расположены с фасадной стороны шкафов.
Габаритные размеры типопредставителей электроприводов приведены на рис. 1-5 (трансформаторы и сглаживающие реакторы не показаны).


Габаритные размеры реверсивных КТЭ на ток 200 А.
Масса не более 580 кг (с трансформатором)


Габаритные размеры реверсивных КТЭ на ток 630 А с трансформаторным подключением к сети.
Масса не более 1450 кг (без трансформатора)


Габаритные размеры реверсивных КТЭ на ток 2500 А с принудительным охлаждением от встроенного вентилятора.
Масса не более 1420 кг (без шкафа с выключателем)
ШВА - шкаф с выключателем ВАТ-48


Габаритные размеры реверсивных КТЭ на ток 3200 А с 12-пульсной схемой выпрямления и естественным охлаждением.
Масса не более 2400 кг (без шкафов с выключателем)
ШВА1 и ШВА2 - по рис. 3


Габаритные размеры реверсивных КТЭ на ток 5000 А с 12-пульсной схемой выпрямления и принудительным охлаждением от встроенных вентиляторов.
Масса не более 2500 кг (без шкафов с выключателем)
ШВА1 и ШВА2 - по рис. 3
Степень защиты шкафов электроприводов IР21 по ГОСТ 14254-96 кроме мест вывода силовой ошиновки и резисторов динамического торможения.
Электроприводы включают в себя следующие функциональные устройства: силовую часть с трехфазной схемой выпрямления и встречнопараллельным соединением тиристоров для реверсивных электроприводов; системы управления тиристорами, автоматического регулирования, защиты, сигнализации и управления электропривода, питания электромагнитного тормоза, питания обмотки возбуждения двигателя, питания обмотки возбуждения тахогенератора, аварийного динамического торможения (включая резисторы динамического торможения); силовые трансформаторы и токоограничивающие реакторы, установленные со стороны питающей сети; сглаживающие дроссели в цепи выпрямленного тока; силовую коммутационную и защитную аппаратуру в цепях переменного и постоянного тока.
Функциональные схемы реверсивных и нереверсивных КТЭ на ток 500 А представлены на рис. 6 и 7.


Функциональная схема нереверсивных КТЭ на ток 500 А с полным набором встроенных устройств:
ПВД - питание возбуждения двигателя;
СПТ - система питания электромагнитного тормоза;
ПЦУ - питание цепей управления;
УИ1-УИ6 - импульсы управления;
БВУ - блок выходных устройств;
КФУ - канал фазового управления;
ТГ - тахогенератор;
С1 - ячейка связи;
КМ - силовой контактор;
РТ - регулятор тока;
Uу, U, U0 - внешние сигналы;
QF - автоматический выключатель


Функциональная схема реверсивных КТЭ на ток 500 А с полным набором встроенных устройств:
ЛПУ - логическое переключающее устройство;
К - ячейка ключей переключающих импульсов;
остальные позиции - по рис. 6
Силовая часть (СЧ) КТЭ в зависимости от номинального тока выполняется либо на оптотиристорных модулях, либо на тиристорах соответствующей мощности.
Охлаждение тиристоров в КТЭ до 1000 А включительно - естественное, в КТЭ свыше 1000 А - естественное или принудительное воздушное.
Для принудительного воздушного охлаждения в КТЭ устанавливается центробежный вентилятор, забирающий воздух из машзала через воздухоочистительный фильтр.
Силовая часть КТЭ на токи до 630 А включительно выполняется на одном тиристоре в плече, а при токе от 800 до 1600 А включительно - на одном или двух параллельных тиристорах в плече (в зависимости от типа тиристора и способа охлаждения), на токи 2000 и 2500 А - на двух параллельных тиристорах в плече. Для деления тока между параллельными тиристорами применяются специальные высокоэффективные делители тока.
Оригинальная конструкция силовой части обеспечивает выполнение реверсивного преобразователя в том же габарите, что и нереверсивного.
Силовая часть КТЭ на ток свыше 2500 А состоит, как правило, из двух и более выпрямительных мостов для обеспечения 12-пульсной схемы выпрямления.
Система управления (СУ) предназначена для управления тиристорами КТЭ.
Система управления тиристорами для питания якорных цепей и цепей обмотки возбуждения двигателя имеет нереверсивное и реверсивное исполнения, а для управления тиристорами в КТЭ свыше 2500 А - 12-пульсное исполнение.
Система управления для реверсивных КТЭ выполняется в однокомплектном варианте.
Конструктивно СУ реализована в виде блока в конструктиве БУК-б, расположенного в стойке управления КТЭ, и блоков БВУ, расположенных в силовой части КТЭ (в КТЭ от 100 А и выше), или выходных цепей управления (в КТЭ до 100 А). Блоки БВУ располагаются на блоках тиристоров.
В зависимости от типоисполнения КТЭ блок управления может быть реализован в нескольких модификациях.
В КТЭ, состоящих из нескольких выпрямительных мостов, каждый мост управляется отдельным блоком управления.
По исполнению САР в КТЭ возможны следующие варианты:
без САР ;
универсальные базовые типоисполнения САР (однозонная, двухзонная, положения);
объектно-ориентированные САР.
Все исполнения универсальных САР обладают высокой гибкостью и позволяют легко произвести их ориентацию на объекте. В случае, если универсальная САР не соответствует требованиям заказчика, то разрабатывается объектно-ориентированная САР, реализующая любые заявленные функции. Конструктивно САР выполняется в виде одного или нескольких блоков регулирования. САР может быть выполнена в аналоговом либо микропроцессорном варианте.
Система защиты и сигнализации (ЗС) предназначена для восприятия аварийных или предупредительных сигналов о неисправностях в КТЭ, их запоминания, а также для индикации подачи питающих напряжений, состояния готовности, работы и аварии КТЭ.
ЗС КТЭ на токи до 630 А построена на основе двух ячеек ЗС1, конструктивно расположенных в блоке управления и питания релейной части, расположенной на панели и светосигнальной аппаратуры, расположенной на дверях шкафа и в ячейках ЗС.
В КТЭ на токи свыше 630 А количество ячеек ЗС1 увеличено. Это позволяет расширить возможности восприятия аварийных и предупредительных сигналов КТЭ и технологических блокировок.
В КТЭ на ток 1600 А и более схема ЗС осуществляет также контроль температуры охладителей силовых тиристоров и работы параллельно включенных тиристоров.
Регулируемый возбудитель состоит из силовой части, панели защиты от перенапряжений и системы управления.
Силовая часть представляет собой регулируемый выпрямитель, выполненный по трехфазной мостовой схеме, собранной на основе оптотиристорных модулей МТО ТО - при токе возбудителя до 50 А или тиристоров серии Т - при токе возбудителя свыше 50 А.
Для подключения силового моста к трехфазной питающей сети напряжением 380 В частотой 50 Гц служат автоматический выключатель и силовой реактор или трансформатор.
Реле обрыва поля, установленное в цепи обмотки возбуждения, обеспечивает защиту двигателя при обрыве цепи обмотки возбуждения или снижения тока возбуждения ниже допустимого значения.
В фазах силового питающего напряжения установлены трансформаторы тока. Сформированный ими сигнал о значении тока возбуждения выпрямляется диодным выпрямителем и поступает в систему управления возбудителя и в САР.
Система управления возбудителя расположена в том же блоке управления, в котором расположена система управления якорным преобразователем.
В состав нерегулируемого диодного возбудителя входят: автоматический выключатель питания, однофазный или трехфазный неуправляемый выпрямитель и реле обрыва поля. Кроме этого в состав возбудителя могут входить сетевой трансформатор или реактор.
Питание обмотки возбуждения двигателя может обеспечиваться также от сети постоянного тока с помощью коммутационной и защитной аппаратуры, устанавливаемой в КТЭ.
Блок динамического торможения (БДТ) предназначен для осуществления динамического торможения двигателя при отключении линейного контактора или выключателя в цепи постоянного тока КТЭ.
В состав БДТ входят: тиристорные ключи с цепями управления и датчик тока динамического торможения, а также по требованию заказчика резисторы динамического торможения (Rд  ).
Резисторы Rд  , в качестве которых применяются ящики сопротивлений ЯС или Б6М, устанавливаются на крышах шкафов КТЭ.
Датчик тока динамического торможения необходим для выдачи сигнала в ЗС на аварийное отключение КТЭ в случае возникновения тока в цепи динамического торможения при работающем тиристорном преобразователе.
Блок питания обмотки возбуждения тахогенератора (БВТ) выполнен в конструктиве БУК-б.
Блок питания электромагнитного тормоза (БПТ) обеспечивает два режима работы: режим форсировки для быстрого растормаживания привода при включении силового контактора КТЭ и режим удержания.
Блок состоит из автоматического выключателя, силовой части, защитных устройств и устройства управления тиристорами.
Сигнал на включение БПТ и снятие электромагнитного тормоза подается при включении силового контактора или реле положения контактора. Управление БПТ возможно с помощью внешних контактов, подключенных параллельно к соответствующим контактам силового контактора. В комплект поставки входят: электропривод, комплект эксплуатационной документации в соответствии с ведомостью ЭД, комплект ЗИП согласно ведомости ЗИП.
Конкретный состав электропривода (в том числе силовой трансформатор, шкаф с выключателем ВАТ-48 и сглаживающий - (токоограничивающий - реактор) определяется при заказе КТЭ.

Характеристики Электротехнического оборудования

Характеристики станков

Характеристики КПО

Характеристики импортного оборудования

Характеристики насосного оборудования

Марки стали и сплавов

Прочее оборудование

© Машинформ | Справочник содержания драгоценных металлов | mashinform@bk.ru