Электроприводы однофазные унифицированные постоянного тока ЭПУ2

Общие сведения

Унифицированная серия однофазных электроприводов постоянного тока ЭПУ2 применяется в станкостроении (робототехнике) и других отраслях промышленности.
Изготовляются для внутригосударственных поставок и на экспорт. &Структура условного обозначения электропривода ЭПУ2-Х-ХХХХХ:
Э - электропривод;
П - основное назначение: электропривод постоянного тока
широкого применения (подачи станков и др. механизмы);
У - унифицированный;
2 - порядковый номер разработки;
Х - группа (1 - нереверсивный, 2 - реверсивный);
Х - модификация по току блока управления
(27 - 5 А, 30 - 10 А, 34 - 25 А);
Х - модификация по выпрямленному напряжению блока управления
(1 - 115 В, 2 - 230 В);
Х - модификация по напряжению питающей сети частотой 50, 60 Гц
(4 - 220 В, 5 - 230 В, 6 - 240 В, 7 - 380 В, 8 - 400 В,
9 - 415 В, Т - 440 В);
Х - дополнительная характеристика (Е - обратная связь по ЭДС
двигателя; М - обратная связь по частоте вращения
двигателя; П-электродвигатель с постоянными магнитами,
обратная связь по частоте вращения двигателя);
Х - климатическое исполнение (УХЛ, О) и категория размещения
(4) по ГОСТ 15150-69. БС3Х01-ХХХХХ:
Б - блок;
С - станочный;
3 - для электропривода постоянного тока;
Х - группа (1 - нереверсивный; 2 - реверсивный);
01 - порядковый номер разработки: однофазное исполнение;
Х - номинальный ток, действующее значение
(27 - 5 А, 30 - 10 А, 34 - 25 А);
Х - номинальное выпрямленное напряжение
(1 - 115 В, 2 - 230 В);
Х - номинальное напряжение питающей сети частотой 50, 60 Гц
(4 - 220 В, 5 - 230 В, 6 - 240 В, 7 - 380 В,
8 - 400 В, 9 - 415 В, Т - 440 В);
Х - модификация (Е - обратная связь по ЭДС двигателя (якорное
устройство); М - обратная связь по частоте вращения
двигателя (якорное устройство);
П - для электродвигателя с постоянными магнитами,
обратная связь по частоте вращения двигателя);
Х - климатическое исполнение (УХЛ, О) и категория размещения
(4) по ГОСТ 15150-69.
Примечание. Возможность работы электроприводов в других климатических условиях должна согласовываться между предприятием-изготовителем и заказчиком.

Условия эксплуатации

В закрытых помещениях.
Высота над уровнем моря не более 1000 м.
Температура окружающего воздуха для электродвигателей от 5 до 40°С, блока управления и остальных элементов электропривода от 5 до 45°С, свыше 45 до 55°С со снижением номинального тока и момента на 10% при повышении температуры на каждые 5°С.
Окружающая среда невзрывоопасная, не содержащая агрессивных газов и паров в концентрациях, разрушающих металлы и изоляцию, не насыщенная токопроводящей пылью и водяными парами.
Группа условий эксплуатации блоков управления, ввода и реактора в части воздействия механических факторов внешней среды М8, степень жесткости 1 по ГОСТ 17516.1-90.
Группа условий эксплуатации в части коррозионной активности атмосферы для металлических изделий Л - для внутригосударственных поставок и на экспорт в районы с умеренным климатом и С1 - для поставок на экспорт в районы с тропическим климатом по ГОСТ 15150-69.
Техника безопасности по ГОСТ 12.2.007.7-83, ГОСТ 12.2.007.11-75.
По способу защиты человека от поражения электрическим током блоки управления относятся к классу II, а остальные части электроприводов относятся к классу 01 по ГОСТ 12.2.007.0-75.
Электроприводы должны эксплуатироваться в соответствии с "Правилами технической эксплуатации электроустановок". Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок, потребителей, техническим описанием и инструкцией по эксплуатации предприятия-изготовителя.
Электроприводы соответствуют требованиям ТУ 16-654.002-84. ТУ 16-654.002-84

Технические характеристики

Типы и основные параметры электроприводов приведены в табл. 1.

Таблица 2

Исполнение Относительная скорость электропривода Погрешность скорости относительно установленной, максимальная, % Коэффициент неравномерности вращения, максимальный (ЭПУ2-2)
суммарная при изменении нагрузки при изменении направления вращения (ЭПУ2-2)
М, П 1:1 3,0 1,0 1,0 0,1
1:10 7,5 2,0 2,0 0,15
1:100 10 5,0 2,5 0,2
1:1000 25 10,0 5,0 0,3
1:2000 30 15,0 10,0 0,35
Е 1 5,0 3 1 0,1
0,1 10 7 5 0,15
0,05 20 10 7 0,2
0,02 50 0,25

Примечание. Нереверсивные электроприводы выполняются с диапазоном регулирования скорости до 1:1000 (исполнение М),
до 1:50 (исполнение Е); реверсивные - до 1:20 (исполнение Е).


Статические характеристики электроприводов с обратной связью по скорости и по ЭДС двигателя приведены в табл. 2.

Таблица 1

Тип электропривода Характеристика Напряжение питающей сети, В Блок управления Номинальная мощность рекомендуемого двигателя, кВт
тип ток, А напряжение, В
ЭПУ2-1 27 10М, 10Е
20М, 20Е
Нереверсивный
с обратной связью
по скорости (М)
или ЭДС (Е)
220
230
27 5 115
230
0,06–0,8
30 10М, 10E
20М, 20Е
240
380
30 10 115
230
0,7–2,0
34
10М, 10E
20М, 20Е
400
415
440
34 25 115
230
1,5–4,0
ЭПУ2-2 27 10M, 10E
20M, 20Е
Реверсивный
с обратной связью
по скорости (М)
или ЭДС (Е)
220
230
27 5 115
230
0,06–0,08
30 10М, 10Е
10П
20M, 20Е
240
380
30 10 115
230
0,7–2,0
34 10M, 10E
20M, 20Е
415
440
34 25 115
230
1,5–4,0

Примечание. 1. Электроприводы в зависимости от исполнения питаются от сетей:
220-240 В – ток 5, 10, 25 А, напряжение 115 В; 380-440 В – ток 5, 10, 25 А, напряжение 230 В.
.2. Рекомендуемый двигатель – серий 2П, 4П и другие исполнения согласно основному конструкторскому документу;
номинальная частота вращения 1000-3000 мин-1.


Кратность рабочей перегрузки в долях от длительного момента в течение времени пуска двигателя не более четырех.
Для электроприводов ЭПУ2-2 с обратной связью по ЭДС время восстановления частоты вращения двигателя при набросе нагрузки от 0,15 до 0,5 Мном и от 0,5 до Мном при n = 0,05 nном не более 0,5 с.
Для электроприводов ЭПУ2-2 с обратной связью по скорости время восстановления при набросе нагрузки от 0,15 до 0,5 Мном и от 0,5 до Мном при n = 0,001 nном не более 0,4 с.
Реверсивные электроприводы с обратной связью по скорости обеспечивают полосу пропускания частот не менее 10 Гц. Коэффициент использования двигателя по току (при номинальной нагрузке) не менее 0,8 во всем диапазоне регулирования скорости.
Гарантийный срок - 2 года со дня ввода электроприводов в эксплуатацию.

Функциональная схема однофазного нереверсивного электропривода ЭПУ2-1 исполнения Е приведена на рис. 1а.


Функциональная схема нереверсивного электропривода
а - исполнения Е;
б - исполнения М: ОВМ - обмотка возбуждения двигателя;
R3, R4 - резисторы постоянные
Электропривод ЭПУ2-1 состоит из блока ввода (БВ) и блока управления БС3101, задатчика частоты вращения (ЗЧВ), сглаживающего реактора L2 и двигателя М.
В состав блока управления входят: силовая часть, выполненная на симисторе V1 и диодных модулях VD2, VD3, блок регуляторов (БР), датчик ЭДС (ДЕ), одноканальная система импульсно-фазового управления (СИФУ), источник возбуждения двигателя (ИВМ) и источники питания (ИП) элементов системы управления.
На входе блока регуляторов (БР) суммируются сигнал задания и сигнал обратной связи по ЭДС, вырабатываемый датчиком ЭДС по сигналу с якоря двигателя и токовому сигналу, снимаемому с дополнительной (компенсационной) обмотки сглаживающего реактора L2.
Выходной сигнал БР поступает в СИФУ и определяет момент выдачи управляющего импульса на симистор V1. СИФУ выполнена по принципу "вертикального" управления.
Резистором R28 выставляется угол мин. Резисторами R42 устанавливается ток отсечки, R26 - номинальная скорость при Uад=+10 В.
Коммутационный реактор L1 служит для развязки приводов, работающих от общей сети. Предохранители FU1, FU2, FU3, FU4 защищают силовые вентили и возбудитель ИВМ.
Источники питания подключены к сети таким образом, что при "перегорании" хотя бы одного предохранителя FU3 или FU4 обесточивается вся система управления и прекращается выдача импульсов.
Стабилизированные источники +15, - 15 В служат для питания элементов системы управления, а нестабилизированный +15 В - для питания импульсного трансформатора Т1.
Варисторы RU1 - RU3 защищают силовые вентили и вентили ИВМ от перенапряжений. Сглаживающий реактор L2 сглаживает пульсации тока якорной цепи и ограничивает пульсации напряжения на коллекторе двигателя.
В данном исполнении общие точки цепей силовой и управления объединены, поэтому плата управления находится под потенциалом сети.
Электропривод ЭПУ2-1 исполнения М (рис. 1б) по сравнению с исполнением Е имеет следующие отличия:
обратная связь по скорости снимается с тахогенератора ВR;
для ограничения максимального тока двигателя введен узел токоограничения (ТО), который подключается к выходу БР; резистором R16 выставляется ток отсечки;
введен узел развязки (УР), который при помощи оптрона V13 гальванически развязывает систему управления от силовой части;
для предотвращения разгона двигателя при обрыве в цепи тахогенератора в этом исполнении предусмотрен блок защиты от обрыва тахогенератора (БЗОТ).
Функциональная схема однофазного реверсивного электропривода ЭПУ2-2 исполнения М приведена на рис. 2а.


Функциональная схема реверсивного электропривода
а - исполнения М;
б - исполнения Е;
БВ - блок ввода;
БС - блок силовой;
R1-R6, R8, R10, R12 - резисторы постоянные;
R15 - резистор регулируемый;
С1-С4 - конденсаторы;
ВМ - обмотка возбуждения двигателя;
"+ id", "- id" - выпрямленные токи
Электропривод ЭПУ2-2 представляет собой замкнутую систему, в которой регулирование скорости и направления вращения двигателя производятся изменением величины и знака напряжения U. Основным элементом электропривода является блок управления БС3201, в котором происходит регулируемое выпрямление переменного напряжения питающей сети и осуществляются все необходимые функции по управлению двигателем. Регулирование скорости электропривода производится от задатчика частоты вращения или внешнего задающего устройства потребителя.
Силовая часть, выполненная в виде мостового управляемого выпрямителя на тиристорных VS1 - VS4 или оптотиристорных модулях VL1 - VL4, подключается к питающей сети через коммутационный (сетевой) реактор L1 и предохранители FU1, FU2, защищающие модули от токов короткого замыкания и длительных перегрузок. Коммутационный реактор выполняет следующие функции: снижает нелинейные искажения, вносимые электроприводом в питающую сеть; исключает взаимное влияние электроприводов при их одновременной работе от общей сети.
Якорь двигателя М подключается к зажимам выпрямленного напряжения через сглаживающий реактор L2 для обеспечения требуемого коэффициента использования. Сглаживающий реактор, кроме того, ограничивает пульсации напряжения U.
Схема управления электроприводом выполнена по одноконтурной астатической структуре с ПИ-регулятором скорости ДА1.1 и жесткой отрицательной связью по току на вход управляемого выпрямителя, обеспечивающей высокие динамические качества системы в режиме непрерывного тока. Токовая сеть заведена на вход системы импульсно-фазового управления СИФУ. При таком схемном решении используется "нереверсивный" датчик тока (ДТ).
Для обеспечения высокого качества переходных процессов в режиме прерывистого тока производится линеаризация регулировочной характеристики управляемого выпрямителя, которая достигается введением в канал регулирования нелинейного звена (НЗ) с коэффициентом передачи, обратным коэффициенту усиления управляемого выпрямителя в режиме прерывистого тока. На выходе сумматора (С1) включен переключатель характеристики (ПХ), согласующий знак напряжения управления с однополярной СИФУ.
Выбор направления тока осуществляется логическим переключающим устройством (ЛПУ) с функции полярности напряжения регулятора скорости (РС), величина которого определяет выходной ток. Блокировка ЛПУ при наличии тока в силовой цепи осуществляется датчиком проводимости (ДПр), который дает информацию о наличии напряжения на силовых вентилях.
Питание внутренних элементов осуществляется от стабилизированного источника ИП. Обмотка возбуждения подключается к стабилизированному возбудителю ИВМ.
СИФУ построена по принципу "вертикального" управления. В момент выдачи импульса СИФУ блокируется переключение ЛПУ.
В реверсивном электроприводе ЭПУ2-2 исполнения Е (рис. 2б) применен принцип параметрического выделения ЭДС по сигналам напряжения и тока двигателя (IR-компенсация). Сигнал U через фильтр и узел гальванической развязки поступает и искусственно переключается на вход датчика ЭДС. Напряжение с ДЕ подается на вход регулятора вместо сигнала тахогенератора. Для обеспечения устойчивости на скоростях, близких к номинальной, введено ослабление указанного сигнала в функции Uад с помощью ЗЧВ.
В остальном электропривод ЭПУ2-2 исполнения М аналогичен исполнению Е.
Конструктивно электроприводы состоят из двигателя, сглаживающего реактора, блока управления, блока ввода и задатчика частоты вращения.
Блоки ввода и управления выполнены в открытом исполнении с односторонним обслуживанием и допускают встройку в нормализованные шкафы комплектных устройств управления электроприводами.
Блок ввода состоит из четырех предохранителей и коммутационного реактора.
Блоки управления БС3101 и БС3201 состоят из силовой части, размещенной на охладителе и системы регулирования, расположенной на двух печатных платах.
Габаритные и установочные размеры блоков управления и блоков ввода приведены на рис. 3, габаритные размеры сглаживающих реакторов - на рис. 4.

Таблица к рис. 3

Типоисполнение

Характеристики Габаритные и установочные размеры, мм
блока управления блока ввода
А В L Масса, кг, не более А1 В1 С1 Н1 L1 Масса, кг

БС3101-27

Нереверсивные 130 115 135 1,8 145 125

80
55 90 1,0

БС3101-30

2,1 195 175 65 185 1,8

БС3101-34

160 125 155 2,6 2,4

БС3201-27

Реверсивные 200 175 3,0 100 1,2

БС3201-30

185 1,8

БС3201-34

175 3,9 2,4

Таблица к рис. 4

Назначение реактора Ток, А Габаритные размеры, мм Масса, кг, не более
А В С
Для нереверсивного электропривода 5 105 125 110 5
10 160 140 122 10,5
25 142 20
Для реверсивного электропривода 5 122 18,0
10,25 196 169 170 28,0

В комплект поставки входят: блок управления; блок ввода;
сглаживающий реактор; двигатель; задатчик частоты вращения; паспорт;
упаковочный лист; техническое описание и инструкция по эксплуатации;
запасные части и принадлежности в соответствии с перечнем предприятия-изготовителя.
По согласованию с заказчиком возможна поставка электроприводов без двигателя или сглаживающего реактора.

Характеристики Электротехнического оборудования

Характеристики станков

Характеристики КПО

Характеристики импортного оборудования

Характеристики насосного оборудования

Марки стали и сплавов

Прочее оборудование

© Машинформ | Справочник содержания драгоценных металлов | mashinform@bk.ru