Электроприводы бездатчиковые транзисторные частотно-регулируемые серии ЭПА1-02
Общие сведения
Электроприводы бездатчиковые транзисторные частотно-регулируемые серии ЭПА1-02 (в дальнейшем "электроприводы") предназначены для регулирования частоты вращения стандартных асинхронных электродвигателей на номинальную частоту 50 Гц и электрошпинделей на номинальную частоту до 300 Гц и могут быть использованы в различных промышленных механизмах.
Электроприводы обеспечивают следующие режимы работы: пуск до заданной частоты вращения с регулируемым темпом разгона; плавное регулирование частоты вращения от нуля до максимально допустимой двигателем, причем регулирование частоты вращения вниз от номинальной обеспечивается с М = соnst, а вверх от номинальной - с U = соnst и f = vаr; генераторное с регулируемым темпом торможения; реверс с любой частоты вращения.
Электроприводы включают в себя: блок ввода, питания, регулирования, фильтрующих конденсаторов (при необходимости) и асинхронный двигатель.
Блоки ввода при подсоединении параллельно их выходам блоков фильтрующих конденсаторов и блоки питания допускают подключение до трех блоков регулирования (для питания трех электродвигателей).
Структура условного обозначения
Условные обозначения электроприводов ЭПА1-00-000000004:
ЭПА - электропривод полупроводниковый (транзисторный) асинхронный;
1 - порядковый номер электропривода;
00 - модификация электропривода:
02 - бездатчиковый;
00 - шифр блока регулирования:
01 - БРА1-3.010 Н (300 В, 10 А, 50 Гц);
02 - БРА1-5.010 Н (520 В, 10 А, 50 Гц);
03 - БРА1-3.010 П (300 В, 10 А, 300 Гц);
04 - БРА1-5.010 П (520 В, 10 А, 300 Гц);
05 - БРА1-3.016 Н (300 В, 16 А, 50 Гц);
06 - БРА1-5.016 Н (520 В, 16 А, 50 Гц);
07 - БРА1-3.016 П (300 В, 16 А, 300 Гц);
08 - БРА1-5.016 П (520 В, 16 А, 300 Гц);
0 - шифр блока ввода:
1 - БВО-3.032 (однофазный, 300 В, 32 А);
2 - БВ1-3.032 (трехфазный, 300 В, 32 А);
3 - БВ1-5.032 (трехфазный, 520 В, 32 А);
4 - БВ1-3.080 (трехфазный, 300 В, 80 А);
5 - БВ1-5.080 (трехфазный, 520 В, 80 А);
0 - наличие и шифр блока фильтрующих конденсаторов:
0 - блок отсутствует;
1 - БФК1-32 (300 В, 2350 мкФ);
2 - БФК1-51 (520 В, 1100 мкФ);
0 - напряжение питающей сети трехфазной:
4 - 220 В, 50 Гц; 5 - 230 В, 50 Гц; 7 - 380 В, 50 Гц;
8 - 400 В, 50 Гц;
9 - 415 В, 50 Гц; Р - 220 В, 60 Гц; Ф - 230 В, 60 Гц;
С - 380 В, 60 Гц;
Ц - 400 В, 60 Гц; Э - 415 В, 60 Гц; Т - 440 В, 60 Гц.
однофазной:
Д - 220 В, 50 Гц; Е - 230 В, 50 Гц; И - 220 В, 60 Гц;
К - 230 В, 60 Гц;
0 - количество блоков регулирования и приводных двигателей:
1, 2, 3;
0 - конструктивное исполнение:
1, 2;
04 - климатическое исполнение и категория размещения:
УХЛ4, 04.
Условия эксплуатации
Высота над уровнем моря не более 1000 м.
Температура окружающего воздуха от 5 до 45°С (до 55°С с соответствующим уменьшением допустимого тока и номинальной мощности электропривода на 10% при повышении температуры на каждые 5°С).
Окружающая среда невзрывоопасная, не содержащая токопроводящей пыли, агрессивных газов и паров в концентрациях, разрушающих металл и изоляцию.
В закрытых стационарных помещениях при отсутствии непосредственного воздействия солнечной радиации.
Климатические факторы и условия эксплуатации окружающей среды асинхронных двигателей должны соответствовать техническим условиям на них.
Комплектующие электроприводы, блоки выполняются со степенью защиты IР00, по воздействию механических факторов соответствуют группе М8 по ГОСТ 17516-72. Блоки, входящие в приводы, должны устанавливаться на вертикальную плоскость с отклонением от вертикального положения не более 5° в любую сторону. Блоки, входящие в состав электропривода, должны быть заземлены, для чего болты заземления на них необходимо подключить к контуру заземления медным проводом сечением не менее 2,5 мм2.
Осмотр, чистка, ремонт аппаратуры, замена элементов производится после отключения привода от питающей сети. Категорически запрещается вставлять и вынимать блоки системы управления под напряжением.
Техника безопасности электроприводов соответствует ГОСТ 12.2.007-83, ГОСТ 12.2.007.11-75.
Электроприводы соответствуют техническим условиям ТУ16-90 ИГФР 654222.002 ТУ. Входящие в них электродвигатели выпускаются по собственным техническим условиям. ТУ 16-90 ИГФР 654222.002 ТУ
Технические характеристики
Коды по ОКП в полной "ассортиментной" номенклатуре приведены в табл. 1.
Таблица 1
Исполнение | Код по ОКП |
Электропривод ЭПА1-02-...УХЛ4 | 34 3157 0526 |
Электроприводы ЭПА1-02-...УХЛ4. Экспорт | 34 3157 0527 |
Электропривод ЭПА1-02-...04. Экспорт | 34 3157 0529 |
Питание электроприводов осуществляется от трехфазной сети переменного тока напряжением 380 В частоты 50 Гц для нужд народного хозяйства и напряжением 220, 230, 380, 400, 415 В частоты 50 Гц, а также напряжением 220, 230, 380, 400, 415, 440 В частоты 60 Гц для поставок на экспорт в страны с умеренным и тропическим климатом; от однофазной сети переменного тока напряжением 220 В частоты 50 Гц для нужд народного хозяйства и напряжением 220 В частоты 50 Гц и 220, 230 В частоты 60 Гц для поставок на экспорт в страны с умеренным и тропическим климатом.
Электроприводы обеспечивают нормальную работу при отклонениях напряжения питающей сети от 10 до минус 15%. Отклонение частоты сети должно быть не более + 2% от номинального значения.
Технические данные электроприводов приведены в табл. 2.
Таблица 2
Тип электропривода | Шифр напряжения сети | Номинальные данные двигателя | |||||||
напряжение, В | ток, А | частота, Гц | мощность, кВт | количество | |||||
ЭПА1-02 | 0110Х1 | 1, 2 | УХЛ4, 04 | Д, И, Е, К | 220 | до 12 | 50 | до 2,2 | 1 |
0120Х1 | 4, Р, 5, Ф | ||||||||
0230Х1 | 7, С, 8, Ц, 9, Э, Т | 380 | до 4 | ||||||
0121Х2 | 4, Р, 5, Ф | 220 | до 2,2 | 2 | |||||
0232Х2 | 7, С, 8, Ц, 9, Э, Т | 380 | до 4 | ||||||
0121Х3 | 4, Р, 5, Ф | 220 | до 2,2 | 3 | |||||
0232Х3 | 7, С, 8, Ц, 9, Э, Т | 380 | до 4 | ||||||
0521Х1 | 4, Р, 5, Ф | 220 | до 18 | до 4 | 1 | ||||
0632Х1 | 7, С, 8, Ц, 9, Э, Т | 380 | до 7,5 | ||||||
0541Х2 | 4, Р, 5, Ф | 220 | до 18 | до 4 | 2 | ||||
0652Х2 | 7, С, 8, Ц, 9, Э, Т | 380 | до 7,5 | ||||||
0541Х3 | 4, Р, 5, Ф | 220 | до 18 | до 4 | 3 | ||||
0652Х3 | 7, С, 8, Ц, 9, Э, Т | 380 | до 7,5 | ||||||
0320Х1 | 4, Р, 5, Ф | 220 | до 12 | 300 | до 2,8 | 1 | |||
0430Х1 | 7, С, 8, Ц, 9, Э, Т | 380 | до 5 | ||||||
0321Х2 | 4, Р, 5, Ф | 220 | до 2,8 | 2 | |||||
0432Х2 | 7, С, 8, Ц, 9, Э, Т | 380 | до 5 | ||||||
ЭПА1-02 | 0321Х3 | 1, 2 | УХЛ4, 04 | 4, Р, 5, Ф | 220 | до 12 | 300 | до 2,8 | 3 |
0432Х3 | 7, С, 8, Ц, 9, Э, Т | 380 | до 5 | ||||||
0721Х1 | 4, Р, 5, Ф | 220 | до 18 | до 4 | 1 | ||||
0832Х1 | 7, С, 8, Ц, 9, Э, Т | 380 | до 7,5 | ||||||
0741Х2 | 4, Р, 5, Ф | 220 | до 18 | до 4 | 2 | ||||
0852Х2 | 7, С, 8, Ц, 9, Э, Т | 380 | до 7,5 | ||||||
0741Х3 | 4, Р, 5, Ф | 220 | до 18 | до 4 | 3 | ||||
0852Х3 | 7, С, 8, Ц, 9, Э, Т | 380 | до 7,5 |
Электроприводы обеспечивают регулирование частоты вращения от плюс nmаx до минус nmаx при изменении напряжения задания от плюс 10 В до минус 10 В. Погрешность частоты вращения при смене знака напряжения задания не превышает 10%.
Регулирование частоты вращения двигателя вниз от номинальной должно осуществляться с М = соnst, вверх от номинальной с U = соnst и f = vаr. Диапазон регулирования частоты вращения электродвигателя вниз от номинальной при изменении момента нагрузки от 0 до Мном - 1:20 при наличии терморезистора в электродвигателе и 1:15 - при отсутствии терморезистора.
Диапазон регулирования частоты вращения вниз от номинальной без регламентации точности ее задания и поддержания - до 1:50.
При этом тепловой режим электродвигателя с учетом ухудшения условий охлаждения при снижении частоты вращения ниже номинальной обеспечивается правильным выбором его мощности. (При отсутствии в электродвигателе независимой от частоты вращения вентиляции необходимо снижение момента нагрузки на его валу при частотах вращения от 0 до 0,3 nном на 35%, а выше 0,3 nном - на 25%).
Диапазон регулирования частоты вращения вверх от номинальной электродвигателей на частоту 50 Гц до 1:4, а на частоту 300 Гц - до 1:1 и для конкретного типоисполнения электропривода определяется максимально допустимой частотой вращения электродвигателя.
Погрешность частоты вращения электродвигателя в зоне ее регулирования ниже 0,8 nном с М = соnst при изменении нагрузки от нуля до номинальной не превышает половину номинальной частоты скольжения 0,5 Sномnо, где nо - синхронная частота вращения электродвигателя; Sном - номинальное скольжение электродвигателя в относительных единицах.
Погрешность частоты вращения электродвигателя в диапазоне от 0,8 nном до nном, а также в зоне ее регулирования вверх от номинальной с U = соnst и f = vаr определяется естественной характеристикой двигателя, соответствующей заданной выходной частоте преобразователя.
Электроприводы в статических режимах работы в пределах диапазона регулирования вниз от номинальной частоты вращения, а также в переходных режимах пуска, реверса и торможения до номинальной частоты вращения для максимальной мощности двигателя, указанной в табл. 2, обеспечивают 1,2 Мном (Iном) в течение 10 с.
На частотах вращения выше номинальной момент перегрузки определяется характеристикой двигателя при U = соnst и f = vаr.
Электропривод допускает работу в длительном (S1), кратковременном (S2), повторно-кратковременном (S3) и повторно-кратковременном с частыми реверсами и электрическим торможением (S5) и перемежающимися с различной продолжительностью нагрузками (S6, S7) режима по ГОСТ 183-74 при условии, что среднеквадратичный ток не превышает значение тока в режиме S1.
Показатели надежности электроприводов: средняя наработка на отказ не менее 6000 ч, средний срок службы до списания не менее 15 лет, среднее время восстановления электропривода при наличии резервных блоков управления и одиночного ЗИП не более 1 ч (без учета времени восстановления электродвигателя).
Изготовитель гарантирует нормальную работу электроприводов в течение 2 лет со дня пуска в эксплуатацию, но не более двух с половиной лет со дня отгрузки электропривода потребителю при соблюдении потребителем условий эксплуатации, транспортирования и хранения. Электропривод, функциональная схема которого приведена на рис. 1, выполнен на базе серийного трехфазного асинхронного короткозамкнутого двигателя (АД) и транзисторного преобразователя частоты, реализующего частотно-токовый способ управления.
Транзисторный преобразователь частоты содержит:
блок ввода БВ, включающий в себя неуправляемый выпрямитель и узел сброса энергии торможения электродвигателя;
блок фильтрующих конденсаторов БФК;
блок питания БП, предназначенный для преобразования переменного напряжения 220 В частоты 50, 60 Гц в источник стабилизированного переменного напряжения 24 В и частоты 10 кГц;
блок регулирования БР, состоящий из инвертора, выполненного на шести транзисторных ключах, защитном дросселе Др1 и Др2 формирователя траектории включения транзисторных ключей.
Система управления электроприводом выполнена по двухконтурной схеме и содержит контур с интегральным регулятором скорости, замкнутый по Э.Д.С двигателя, а также контур тока с тремя нуль-органами (Н01...Н03), в функции сигнала с выхода которых происходит управление силовыми транзисторными ключами инвертора. На входах нуль-органов происходит сравнение синусоидальных сигналов задания тока фаз двигателя, сдвинутых друг относительно друга на 120 эл.градусов, с сигналами датчиков тока, соответствующих истинным значениям тока. При этом используются сигналы с 2-х датчиков тока УДТ3 и УДТ4, установленных в двух фазах двигателя, ток третьей фазы определяется как сумма двух предыдущих. На входы нуль-органов поступают также сигналы с генератора пилообразного напряжения (ГПН) с рабочей частотой 1,5 кГц, что принуждает нуль-органы, а следовательно, и силовые транзисторные ключи инвертора работать с частотой 1,5 кГц в режиме ШИМ при обработке заданного синусоидального сигнала, причем со сдвигом во времени из-за неравенства на их входах мгновенных сигналов задаваемых токов, что повышает результирующую частоту пульсаций тока фаз, а значит, и уменьшает их уровень. Формирователи зон управления ФЗУТ1 - ФЗУТ3 осуществляют выдержку времени между переключениями силовых транзисторных ключей инвертора, равную (18-22) S, что необходимо для разряда электромагнитной энергии, запасенной в дросселях Др1 и Др2, и подготовку их к очередной коммутации.
Сигнал задания скорости U подается на вход задатчика интенсивности (ЗИ), откуда поступает на вход регулятора скорости (РС). Сюда же поступает сигнал обратной связи по Э.Д.С двигателя с обратного координатного преобразователя (ОКП), скорректированный на величину падения на активных сопротивлениях фаз статора асинхронного двигателя от активной составляющей тока нагрузки. Предусмотрено также в начальный момент пуска электродвигателя с целью обеспечения наибольшего пускового тока и момента трогания отключение обратной связи по ЭДС ключом К1, который управляется сигналом с узла дифференцирования УД. Обратный координатный преобразователь предназначен для преобразования двухфазных синусоидальных сигналов частоты тока статора в постоянный сигнал, значение которого пропорционально проекции результирующего вектора напряжения на зажимах двигателя на ось координат, совпадающую по направлению с вектором ЭДС двигателя. На входы ОКП подается через преобразователь фаз (ПФ2) сигналы с узла датчика напряжения (УДН) и кодовые сигналы функций синуса и косинуса с формирователя кода (ФК).
На выходе (ОКП) в установившемся режиме имеется гладкий сигнал без пульсаций, пропорциональный основной гармонике питающего двигатель напряжения.
При смене направления вращения меняется чередование синусоидальных напряжений на клеммах двигателя, и сигнал на выходе обратного координатного преобразователя также меняет знак, который остается в то же время противоположным знаку сигнала на выходе задатчика интенсивности.
Регулятор скорости (РС) формирует на выходе сигнал задания амплитуды активной составляющей тока статора двигателя, который подается на вход координатного преобразователя (КП), а также на вход узла температурной коррекции (УТК).
Падение напряжения в активных сопротивлениях фаз двигателя зависит от тока нагрузки, от величины тока и температуры обмоток двигателя. Компенсацию погрешности от этих двух параметров в сигнале обратной связи с выхода обратного координатного преобразователя осуществляет узел температурной коррекции (УТК), представляющий собой блок аналогового перемножения двух сигналов; с терморезистора, установленного внутри двигателя, и с выхода регулятора скорости.
Сигнал, равный разности сигналов с обратного координатного преобразователя и узла температурной коррекции и близкий к истинному значению ЭДС двигателя (ед), поступает непосредственно на вход регулятора скорости. Сигнал с выхода узла температурной коррекции подается на вход преобразователя аналог-частота (АЧ), где суммируется с сигналом задания частоты вращения ротора двигателя, осуществляя тем самым компенсацию погрешности по частоте вращения из-за влияния активных сопротивлений фаз двигателя в начальный момент разгона электродвигателя, когда обратная связь по Э.Д.С двигателя отключается, отключается и добавка по частоте вращения ключом К2, что уменьшает величину перерегулирования при разгоне электропривода в области малых частот вращения. Импульсный сигнал f1, пропорциональный частоте вращения поля статора, преобразуется в узле формирования кода (ФК) в систему из двух гармонических сигналов (синуса и косинуса). Координатный преобразователь КП по заданным значениям сигналов реактивного тока (с узла УЗТР) и активного тока (с выхода регулятора скорости РС) осуществляет формирование заданных значений синусоидальных токов фаз i и i в двухфазной системе координат, сдвинутых друг относительно друга на 90 эл. градусов. В узле преобразования фаз (ПФ1) они преобразуются в трехфазную систему токов, сдвинутых друг относительно друга на 120 эл. градусов и затем подаются на входы нуль-органов (Н01 и Н03), где сравниваются с сигналами истинных значений токов фаз, поступающих с датчиков тока. Сигнал задания частоты вращения вектора поля статора формируется на входе преобразователя аналог-частота АЧ из двух сигналов: сигнала с выхода задатчика интенсивности ЗИ и сигнала с выхода регулятора скорости, поступающего на вход сумматора через узел температурной коррекции (УТК). В двигательном режиме они складываются, а в тормозном выключаются.
Направление вращения электродвигателя задается уровнем логического сигнала с узла задания направления вращения (УЗНВ) в функции знаков сигналов задающего напряжения и задатчика интенсивности. Смена режима работы электропривода происходит при смене знака сигнала с выхода регулятора скорости. При этом происходит поворот вектора активной составляющей тока фаз статора двигателя на 180 эл. градусов, и двигатель начинает тормозиться, отдавая энергию торможения в балластный резистор.
Система управления электроприводом выполнена двухзонной. При работе в первой зоне ЭДС асинхронного двигателя меньше напряжения на выходе блока питания БП. При этом действует обратная связь по ЭДС двигателя и регулятор скорости не находится в насыщении, что позволяет реализовать закон регулирования частоты вращения с М = соnst.
При работе во второй зоне (частота вращения двигателя выше номинальной) регулятор скорости переходит в насыщение, что соответствует размыканию обратной связи по ЭДС и двигатель работает практически в режиме U = соnst и f = vаr. Механические характеристики электропривода соответствуют характеристикам двигателя для заданного напряжения и заданной частоты. При этом значение критического момента снижается практически пропорционально квадрату возрастания частоты.
Принципиальная электрическая схема электропривода представлена на рис. 2.
В электропривод входят: блок ввода Е1 (БВ), питания Е2 (БП), фильтрующих конденсаторов Е3 (БФК), регулирования Е4 (БРА1), задатчик частоты вращения Е8. При питании электроприводов от промышленной сети напряжением 220, 230 В с асинхронным электродвигателем на номинальное напряжение 220 В и от сети 380 В с электродвигателем на напряжение 380 В установка трансформатора Т1 не требуется.
Для электроприводов, питающихся от сети 400, 415, 440 В с двигателем на номинальное напряжение 380 В требуется установка согласующего трансформатора Т1, включаемого по автотрансформаторной схеме (схеме А), а для электроприводов, питающихся от сети 380 В с двигателем на напряжение 220 В, требуется установка согласующего трансформатора Т1, включаемого по схеме б.
В табл. 3 приведены рекомендуемые трансформаторы для соответствующих типов электроприводов.
Таблица 3
Тип электропривода | Параметры трехфазной питающей сети | Количество электродвигателей | Тип трансформатора | ||
U, В | f, Гц | ||||
ЭПА1-02 | 0120411 | 220 | 50 | 1 | ТСУ-1,6 УХЛ2, 380/170 |
0120Р11 | 60 | ||||
0120511 | 230 | 50 | |||
0120Ф11 | 60 | ||||
0230811 | 400 | 50 | ТСУ-0,4 УХЛ2, 380/22 | ||
0230Ц11 | 60 | ||||
0230911 | 415 | 50 | ТСУ-0,63 УХЛ2, 380/36 | ||
0230Э11 | 60 | ||||
0230Т11 | 440 | 60 | ТСУ-1,6 УХЛ2, 440/85 | ||
0121421 | 220 | 50 | 2 | ТСУ-4 УХЛ2, 380/170 | |
0211Р21 | 60 | ||||
0121521 | 230 | 50 | |||
0121Ф21 | 60 | ||||
0232821 | 400 | 50 | ТСУ-1,0 УХЛ2, 660/36 | ||
0232Ц21 | 60 | ||||
0232921 | 415 | 50 | ТСУ-1,6 УХЛ2, 380/36 | ||
0232Э21 | 60 | ||||
0232Т21 | 440 | 60 | ТСУ-2,5 УХЛ2, 440/85 | ||
0121431 | 220 | 50 | 3 | ТСЗ-10/066 УХЛ4, 380/230 | |
0121Р31 | 60 | ||||
0121531 | 230 | 50 | |||
0121Ф31 | 60 | ||||
0232831 | 400 | 50 | ТСУ-1,6 УХЛ2, 660/36 | ||
0232Ц31 | 60 | ||||
0232931 | 415 | 50 | ТСУ1,6 УХЛ2, 380/36 | ||
0232Э31 | 60 | ||||
0232Т31 | 440 | 60 | ТСУ = 4 УХЛ2, 440/85 | ||
ЭПА1-02 | 0521411 | 220 | 50 | 1 | ТСУ-4 УХЛ2, 380/170 |
0521Р11 | 60 | ||||
0521511 | 230 | 50 | |||
0521Ф11 | 60 | ||||
0632811 | 400 | 50 | ТСУ-0,63 УХЛ2, 380/22 | ||
0632Ц11 | 60 | ||||
0632911 | 415 | 50 | ТСУ-1,0 УХЛ2, 380/36 | ||
0632Э11 | 60 | ||||
0632Т11 | 440 | 60 | ТСУ-2,5 УХЛ2, 440/85 | ||
0541421 | 220 | 50 | 2 | ТСЗ-10/066 УХЛ4, 380/230 | |
0541Р21 | 60 | ||||
0541521 | 230 | 50 | |||
0541Ф21 | 60 | ||||
0652821 | 400 | 50 | ТС-25 УХЛ4, 440/416 | ||
0652Ц21 | 60 | ||||
0652921 | 415 | 50 | ТС-25 УХЛ4, 440/400 | ||
0652Э21 | 60 | ||||
0652Т21 | 440 | 60 | ТС-25 УХЛ4, 440/104 | ||
0541431 | 220 | 50 | 3 | ТСЗ-16/0,66 УХЛ4, 380/230 | |
0541Р31 | 60 | ||||
05411531 | 230 | 50 | |||
0541Ф31 | 60 | ||||
0652831 | 400 | 50 | ТСЗ-40/0,66 УХЛ4 380/440 | ||
0652Ц31 | 60 | ||||
0652931 | 415 | 50 | ТСЗ-10/0,66 УХЛ4, 380/36 | ||
0652Э31 | 60 | ||||
0652Т31 | 440 | 60 | ТС-10 УХЛ4, 440/104 |
Задатчик частоты вращения Е8 включает в себя кнопки включения и отключения блока ввода, сдвоенную кнопку сброса защит блоков питания и регулирования, тумблер разрешения работы электропривода, переключатель задания направления вращения, 10-ступенчатый переключатель дискретного задания уровня частоты вращения с выходным сигналов 0-10 В и регулируемый резистор для плавного изменения частоты вращения.
Габаритные и установочные размеры, обозначение клемм представлены на рис. 2.
Подключение электропривода к сети осуществляется автоматическим выключателем 01. Для установки величины частоты вращения электродвигателя по согласованию с заводом-изготовителем поставляется технологический задатчик скорости. Аппаратура, изображенная на рис. 2 пунктиром, заводом-изготовителем не поставляется.
В электроприводах предусмотрены следующие виды защит: максимально токовая защита по отрицательной шине звена постоянного тока блока регулирования;
защиты от понижения и повышения напряжения сети;
защита от превышения частоты вращения двигателя выше допустимой;
защита от перегрева блока преобразователя (от прекращения охлаждения в блоках регулирования с вентилятором);
защита от перегрева двигателя (при наличии в нем терморезистора);
время-токовая защита.
Сигнал срабатывания защиты в блоке питания (БП) также поступает в блок регулирования. Быстродействующие защиты (максимально токовые, защита от превышения частоты вращения) действуют на отключение привода. Медленно действующие защиты (время-токовая, тепловые защиты преобразователя и двигателя) выдают сигнал о перегрузке, а затем по истечении регулируемой выдержки времени вызывают отключение привода. Срабатывание любой защиты сигнализируется индикатором, установленным на лицевой стороне блока регулирования. Монтаж электроприводов
Перед установкой и монтажом отдельных блоков, входящих в состав электроприводов, произвести тщательный осмотр, обратив особое внимание на прочность болтовых соединений токоведущих частей и силовых транзисторов, на пайку монтажных проводов цепей управления, защиты и сигнализации. При исправности всех этих узлов можно приступить к сборке и монтажу, обращая при этом особое внимание на надежность заземления корпуса электродвигателя и блоков, входящих в электропривод.
Соединения блоков выполнить согласно схеме рис. 2. Соединения блока ввода Е1 (БВ) с блоком питания Е2 (БП) осуществить с помощью жгута Х1, поставляемого комплектно с приводом.
Назначение зажимов клеммников блока ввода приведены в табл. 4.
Таблица 4
Наименование зажимов | Номер контакта | Назначение |
v, u, w | Х1:1, 2, 3 | Подключение сети |
24 В | Х1:5, 6 | Подключение источника ·24 В, 10 кГц |
+L, -L | Х1:4, 7 | Выходные зажимы постоянного тока |
Включение | Е5:9, 10 | Подключение кнопки "Включение" |
Отключение | Е5:13, 14 | Подключение кнопки "Стоп" |
Сброс | Е5:15, 16 | Подключение кнопки "Сброс" защит |
Блокировка | Е5:12 | Выход защиты блока питания, запрещающий работу блока регулирования |
Общий | Е5:11 | Общая точка схемы |
+uс | Х2:22 В Х2:24 В | Выходные сигналы, пропорциональные напряжению сети |
+L1, | Х2:20 В Х2:18 В | Выходные сигналы, пропорциональные напряжению на зажимах силового выпрямителя |
Общий | Х2:26 В, 28 В | Общая точка схемы |
Включение | Х2:16 В | Дублированный сигнал включения для связи с блоком питания |
~ 220(N) | Х5:1,2 | Подключение сети ~ 220 В (нуль-фаза при наличии нулевого привода) |
+L, коллектор 1 | Х6:1,2 Х6:1, Х7:1 | Подключение внешнего резистора узла сброса энергии торможения |
Коллектор 1, 2 | Х6:2,3 Х7:1,2 | Подключение внутреннего резистора узла сброса энергии торможения при отсутствии внешнего резистора |
UK3 | X5:3 | Подключение силовой части блока питания к источнику ~ 220 В через блок-контакт пускателя блока ввода |
Готовность БП | X2:4 В X2:14 В | Вывод контактов реле готовности (замкнуты при готовности блока) |
Управление УСЭ | X2:2 В | Цепь управления транзисторными ключами узла сброса электроэнергии |
Состояние УСЭ | X2:30 В | Цепь контроля состояния транзисторных ключей узла сброса электроэнергии |
Rt БВ | X2:10 В | Подключение терморезистора блока ввода |
Сброс | X2:6 В X2:8 В | Дублированные сигналы для связи с блоком питания |
Блокировка | X2:12 В |
Назначение зажимов клеммника Х2.1 блока питания тоже, что и для клеммника Х2 блока ввода. Назначение остальных зажимов приведено в табл. 5.
Таблица 6
Наименование зажимов | Номер контакта | Назначение |
+L, -L | 4, 7 | Зажимы для подключения к выходу силового выпрямителя |
Uо | 5 | Общая точка последовательно соединенных групп конденсаторов |
Назначение зажимов клеммника блока фильтрующих конденсаторов приведено в табл. 6.
Таблица 5
Наименование зажимов | Номер контакта | Назначение |
·220 В (N) | Х1:1, 2, 3 | Подключение напряжений питания блока БП |
Uкз | X1:5, 6 | Выходные зажимы стабилизированного источника напряжения ~ 24 В, частотой 10 кГц и допустимым током нагрузки 6 А |
ССО | X2:12 А X2:14 А X2:16 А X2:18 А | Выходные зажимы программируемой микросхемы, характеризующие состояния защит блока питания (шина слова) |
АО | X2:20 А X2:22 А X2:24 А | Выходные зажимы программируемой микросхемы, иницирующие появление информации на выходах словосостояния (шина адреса) |
РЗ | X2:26 А X2:28 А X2:32 А | Цепи подгрузки шин “Разрешение работы” и “Разрешение задания” контроллера, общая точка схемы связи с контроллером |
Назначение зажимов клеммников блока регулирования приведено в табл. 7.
Таблица 7
Наименование зажимов | Номер контакта | Назначение |
Uм | Х1:1 Х1:2 Х1:3 | Подключение двигателя |
+L | Х1:4 Х1:7 | Подключение выходных силовых зажимов выпрямителя блока ввода |
~ 24 В | Х1:5, 6 | Подключение стабилизированного источника переменного напряжения амплитудой 24 В и частотой |
Uкз, 220 В (N) | Х8:1, 2 | Подключение вентилятора в блоках регулирования |
Готовность | Е6:1, Е6:2 | Цепь готовности к работе электропривода RН ? 1 кОм (замыкающий контакт герконного реле до 0,1 А, 70 В) |
Перегрузка | Е6:3, Е6:4 | Выходной замыкающий контакт тепловых и время-токовых защит (до 0,1 А, 70 В) |
Rогр n mах | Е6:5, Е6:6 | Подключение внешнего резистора для ограничения максимальной частота вращения электродвигателя |
Сброс защит | Е6:7, Е6:8 | Цепь подключения кнопки "Сброс защит" для установки триггеров защит в исходное состояние |
Uбуф | Е6:9 | Подключение буферного источника (+24 В) для питания цепей сигнализации (при необходимости запоминания их состояния) |
Блокировка | Е6:10, Е6:11 | Подключение выхода блока питания |
Rt дв | Е6:12, Е6:13 | Подключение терморезистора электродвигателя |
Uзнв | Е6:14 | Подключение сигнала задания направления вращения ±(10-15) В |
Разрешение работы | Е6:15, Е6-16 | Цепь включения электропривода в работу внешним контактом |
Uзащ | Е6:17 | Выход транзистора с открытым коллектором, открывающегося при срабатывании одной из защит (токовая нагрузка до 0,1 А, напряжение до 24 В) |
Общий | Е6:18 | Общий провод схемы |
Общий РС | Е6:19 | Подключение общего провода входного сигнала задания частоты вращения |
Uзр | Е6:20 | Подключение потенциального провода входного сигнала задания частоты вращения |
Uзп | Е6:21 | Подключение потенциального провода входного сигнала задания пониженной частоты вращения |
Uзи1 | Е6:22 | Подключение внешнего резистора для изменения интенсивности разгона и торможения электропривода |
-15, +15 В | Е6:23, Е6:24 | Зажимы источника питания для ручного задатчика частоты вращения |
ШС3 | Е7:1 Е7:2 Е7:3 Е7:4 | Выходные зажимы шины слова, характеризующие состояние защит блока регулирования |
ША3 | Е7:5 Е7:6 Е7:7 Е7:8 | Входные зажимы шины адреса для считывания информации о состоянии защит блока регулирования |
Ui | Е7:9 | Подключение вольтметра постоянного тока со шкалой |
UРС | Е7:10 | Подключение внешнего резистора для изменения задания амплитуды активной составляющей тока статора двигателя |
J m | Е7:11 | Подключение внешнего резистора для изменения задания амплитуды тока намагничивания статора двигателя |
U D f | Е7:12 | Подключение внешнего резистора для изменения задания частоты скольжения |
U D J | Е7:13 | Подключение внешнего резистора для изменения степени компенсации в цепи обратной связи падения напряжения в активных сопротивлениях фаз двигателя от тока нагрузки |
Ud | Е7:14 | Подключение внешнего резистора для изменения сигнала обратной связи по ЭДС двигателя |
UЗИ2 | Е7:15 | Вывод выходного сигнала задатчика интенсивности для контроля его состояния |
Общий | Е7:16 | Общий провод схемы управления электроприводом |
Входящие в электропривод блоки конструктивно выполнены в открытом исполнении с односторонним обслуживанием и предназначены для встройки в шкафы комплектных устройств. Система управления в блоках выполнена на печатных платах. Для подсоединения внешних цепей на лицевой стороне блоков размещены клеммники с винтовыми зажимами.
Для обеспечения охлаждения блоков сверху и снизу от них в шкафах должно быть оставлено свободное место с высотой не менее 100 мм.
Габаритные и установочные размеры блоков приведены на рис. 3...7, а расположение клеммников для внешних подключений блоков - на рис. 8-10.
Габаритные и установочные размеры блоков регулирования шифра
01, 02, 03, 04.
Масса не более 11 кг
Габаритные и установочные размеры блоков регулирования шифра
05, 06, 07, 08.
Масса не более 12 кг
Габаритные и установочные размеры блоков ввода.
Масса не более 12 кг (14 кг)
* Размеры, указанные в скобках, для блока ввода на 80 А
Габаритные и установочные размеры блока питания.
Масса не более 6,5 кг
Габаритные и установочные размеры блока фильтрующих конденсаторов.
Масса не более 6,0 кг
Расположение клеммников для внешних подключений блоков
электропривода ЭПА1-02
Габаритные и установочные размеры задатчика частоты вращения.
Масса не более 1 кг
Расположение клеммника для внешнего подключения к задатчику
частоты вращения ц В комплект поставки электроприводов входят:
блок ввода, шт. - 1;
блок питания, шт. - 1;
блок регулирования, шт. - 1...3 в соответствии с табл. 2;
блок конденсаторов, шт. - 0, 1, 2, 3 в соответствии с табл. 2;
автоматический выключатель (по заказу), шт. - 1;
силовой трансформатор (при необходимости), шт. - 1;
задатчик скорости технологический по заказу, шт. - 1...3;
комплект резервных плат, блоков управления - по заказу за отдельную плату;
одиночный ЗИП в соответствии с перечнем, приведенным в эксплуатационной документации;
паспорт, техническое описание и инструкции на электропривод;
товаросопроводительная документация.
Таблица 8
Вопросы | Ответы |
1. Наименование механизма, в котором должен работать электропривод | |
2. Тип электропривода | ЭПА1-02-0232721 УХЛ4 |
3. Питающая сеть: | |
номинальное линейное напряжение, В | 380 |
частота, Гц | 50 |
4. Вид поставки: внутренняя (в районы с умеренным климатом, в районы крайнего Севера, труднодоступные районы) | внутренняя, в районы с умеренным климатом |
5. Электродвигатель: | |
1) тип | АИР100 4У3 |
2) исполнение по монтажу | IМ1081 |
3) количество | 2 |
6. Основные параметры электродвигателя при питании от преобразователя частоты: | |
1) номинальная мощность, кВт | 4,0 |
2) номинальная синхронная частота вращения, об/мин | 1500 |
7. Наличие согласующего трансформатора | да, нет |
8. Наличие в комплекте электропривода: | |
выключателя автоматического; | |
задатчика скорости технологического | 1 |
9. Количество электроприводов, шт. | 2 |
10. Наличие резервных блоков: | |
блок ввода, тип | БВ1-5032А УХЛ4 |
шт. | 1 |
блок питания, тип | БП1-УХЛ4 |
шт. | 1 |
блок фильтрующих конденсаторов, тип | БФК1-51 УХЛ4 |
шт. | 1 |
блок регулирования, тип | БРА1-5010Н УХЛ4 |
шт. | 1 |
11. Конструктивное исполнение блоков преобразователя частоты | 1 или 2 |
12. Срок поставки | I кв. 1992 г. |
13. Дополнительные требования | отсутствуют |
14. Наименование учреждения или предприятия, для которого заказывается электропривод | |
Адрес: | |
почтовый | |
телеграфный | |
№ телефона | |
15. Фамилия, должность и подпись ответственного лица заказывающей организации, печать | |
16. Дата заполнения листа |
Примечание. 1. Опросный лист составляется на каждый разнотипный заказываемый электропривод.
2. В случае неполного заполнения листа заказ на электропривод не принимается.
3. Заполненный заказчиком опросный лист является юридическим документом при разрешении спорных вопросов по поставке и рекламации.
Характеристики Электротехнического оборудования
Характеристики станков
Характеристики КПО
Характеристики импортного оборудования
Характеристики насосного оборудования
Марки стали и сплавов
Прочее оборудование