Ящики управления передвижными компрессорными установками

Общие сведения

Ящики управления передвижными компрессорными установками предназначены для автоматического управления, регулирования производительности, измерения параметров, контроля, защиты и сигнализации передвижных компрессорных установок общего назначения с приводами от электродвигателей мощностью 18,5 и 45 кВт и от двигателя внутреннего сгорания (далее ДВС).
Ящики управления наружной установки поставляются в комплекте с передвижной компрессорной установкой и предназначены для внутригосударственных поставок и для поставок на экспорт в страны с умеренным и тропическим климатом.

Структура условного обозначения

Я91ХХ-000ХХ2:
Я - ящик;
9 - класс НКУ: автоматического регулирования;
1 - группа в классе: автоматическое управление различными
механизмами;
ХХ - порядковый номер разработки;
00 - исполнение по номинальному току (отсутствует);
0 - номинальное напряжение главной цепи (отсутствует);
Х - номинальное напряжение цепи управления: Б - 12 В, В - 24 В;
Х2 - климатическое исполнение (У, Т) и категория размещения по
ГОСТ 15150-69 и ГОСТ 15543.1-89.

Условия эксплуатации

Температура окружающего воздуха от минус 40 до 40°С и относительной влажности до 80% при температуре 20°С - для исполнения У2.
Температура окружающего воздуха от минус 10 до 45°С и относительной влажности до 90% при температуре 27°С - для исполнения Т2.
Окружающая среда невзрывоопасная, не содержащая агрессивных газов и паров в концентрациях, разрушающих металлы и изоляцию, не насыщенная токопроводящей пылью и водяными парами.
Степень защиты оболочки ящика управления IР54 по ГОСТ 14254-96.
Вибрации с частотой 1-35 Гц с ускорением 0,5g, степень жесткости - 1, многократные удары с ускорением 15g, длительностью 2-15 мс.
Требования техники безопасности по ГОСТ 12.2.007.0-75, ГОСТ 22789-94.
Ящики управления передвижными компрессорными установками соответствуют требованиям ТУ 16-87.ИЖТП656325.011 ТУ. ТУ 16-87.ИЖТП656325.011 ТУ
Напряжение цепей управления от аккумуляторной батареи, В - 12; 24
Напряжение цепей управления, выпрямленное от сети, В - 24
Ток цепи управления, А - 25
Ток цепей с электронной аппаратурой, А - 3
Напряжение главной цепи в варианте с электроприводом, В, при частоте тока: 50; 60 Гц - 380
50 Гц - 400; 415
60 Гц - 440
Масса, кг (не более): Я9107 - 30
Я9108 - 40
Я9109 - 30
Я9110 - 60
Ящики управления и силовой сохраняют работоспособность при изменениях напряжения от аккумуляторной батареи от 18 до минус 18% и напряжения от сети от 10 до минус 15% номинального значения.
Полный средний срок службы не менее 10 лет.
Гарантийный срок - 2 года со дня ввода ящиков управления в эксплуатацию.

Конструкция и принцип действия

Конструкция ящиков управления выполнена в соответствии с ГОСТ 10985-80 и предназначена для установки на передвижном компрессоре или в непосредственной близости от него.
Ящики управления одностороннего обслуживания со степенью защиты IР54 выполнены в металлоконструкции с ножевыми уплотнениями дверей. Двери ящиков снабжены стеклом, через которое оператор может наблюдать за работой блока управления по оперативной и аварийной сигнализации. Блок управления выполнен в конструктиве БУК-б и закреплен на поворотной раме в ящике управления. Поворотная рама дает возможность в случае необходимости обеспечить доступ к любой точке блока управления для проведения профилактических и ремонтных работ. Блок управления вместе с поворотной рамой легко вынимается из ящика управления. Все остальные элементы схемы (реле, герсиконовые контакторы, автоматические выключатели и т.д.) расположены и закреплены в ящике управления в удобных для доступа местах. Органы оперативного управления и контроля расположены на наружной поверхности двери ящиков и снабжены табличками с соответствующими надписями.
На левой боковине ящиков управления расположены тумблер для подачи питания, входные и выходные сальники и розетка питания 12(24 В) для включения переносной лампы.
На правой боковине ящиков управления расположены выходные разъемы для подсоединения внешних цепей. Закрываются ящики управления специальными ключами.
Силовой ящик одностороннего обслуживания со степенью защиты IР54.
На дверь ящика управления выведены органы оперативного управления и контроля с соответствующими табличками. В силовом ящике установлены клеммные рейки, а подсоединение внешних цепей происходит через входные и выходные сальники.
Габаритные, установочные размеры, массы ящиков управления и ящика силового представлены на рис. 1-4.


Общий вид, габаритные, установочные и присоединительные размеры ящика управления Я9107


Общий вид, габаритные, установочные и присоединительные размеры ящика управления Я9108


Общий вид, габаритные, установочные и присоединительные размеры ящика управления Я9109


Общий вид, габаритные, установочные и присоединительные размеры ящика управления Я9110
Ящики управления передвижной компрессорной установкой состоят из ряда следующих самостоятельных функциональных блоков (рис. 5):


Блок-схема ящиков управления:
В1-В4 - вентили продувки I-IV ступеней компрессора;
ВХХ - вентиль холостого хода;
ДУТ - датчик уровня топлива;
ДО - датчик оборотов;
БУ - блок управления
1) блок предварительного питания БПП преобразует входное напряжение от аккумуляторной батареи или от силового ящика в напряжение плюс 13 В, поступающее в блок питания БП;
2) блок питания БП преобразует однополярное питание в двухполярное стабилизированное питание операционных усилителей и аналого-цифрового преобразователя (АЦП) плюс 5,5 и минус 5,5 В относительно средней точки и питание микросхем серии К561 - 11 В относительно нуля;
3) блок измерения температуры БТ используется для аварийной защиты, измерения и контроля следующих параметров: температуры воды в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания (ДВС); температуры нагнетания газа после I-IV ступеней компрессора, температуры масла в системе смазки компрессора и ДВС, температуры в картере компрессора.
Датчиком температуры ДТ служит термометр сопротивления градуировки 50 Ом.
Аналоговый сигнал об изменении температуры поступает в блок АЦП на цифровую индикацию параметра;
4) блок давления БД используется для измерения, контроля, аварийной защиты следующих параметров: давления нагнетания газа после I-IV ступеней компрессора, давления в ресивере, давления воды в системе охлаждения ДВС, давления масла в системах смазки компрессора и ДВС.
Схема блока работает от индуктивного датчика давления ДД типа ПД-1;
5) блок тахометра БТх преобразует сигнал от датчика, получаемый в виде частоты, пропорциональной оборотам, в пропорциональное частоте напряжение, которое поступает на аналого-цифровой преобразователь с четырехзнаковым цифровым индикатором на выходе;
6) блок управления и регулирования производительности компрессора БУР осуществляет включение, отключение, защиту компрессора от аварийного режима работы, регулирование производительности компрессора методами "пуск-стоп" и "холостой ход";
сигнализацию положения компрессора; выдержку времени отключения холостого хода и блокировку ввода защиты по давлению масла компрессора; останов привода дизеля по аварийному сигналу;
7) блок автоматического влагоудаления БВ и блоки усилителей БУ1 и БУ2 осуществляют продувку, т.е. автоматическое влагоудаление конденсата с регулируемой длительностью продувки от 2 до 20 с и регулируемой длительностью паузы между продувками от 15 мин до 2 ч;
8) блок аналогоцифрового преобразователя АЦП преобразует входной аналоговый сигнал напряжения от измерительных блоков в цифробуквенное выражение значения измеряемого параметра (температуры, давления, уровня топлива, числа оборотов ДВС);
9) блок счетчика моточасов БС реализует схему счетчика импульсов для запуска счетчика моточасов типа СИ-206. Кроме того, в блок БС входят: схема блокировки ввода защиты по давлению масла компрессора на время пуска, схема опробования сигнализации, схема сброса аварии после ее устранения по сигналу от кнопки "СЪЕМ СИГНАЛА", схема импульса сброса памяти аварии;
10) блок измерения уровня топлива БУТ используется для измерения и контроля уровня топлива в топливном баке.
Входным элементом является датчик уровня резистивного типа; с выхода схемы блока аналоговый сигнал поступает в блок АЦП на цифровую индикацию параметра. На рис. 5 представлена общая для всех вариантов исполнений ящиков управления блок-схема.
Принцип построения ящика управления передвижной компрессорной установкой следующий: блоки измерения температуры, давления, оборотов двигателя, уровня топлива выходят на один общий цифровой индикатор в блоке АЦП и на общую схему аварийного отключения.
Все измерительные блоки имеют на выходе электронные коммутаторы, через которые каждый блок может быть подключен к системе шин, общих для всех блоков, причем в каждый данный момент на шины может выходить только один из блоков.
Схема подключения к шинам содержится внутри каждого блока и вводится в действие от кнопки "ВЫЗОВ". Сигнал от кнопки запоминается триггером данного блока, от триггера включаются выходные коммутаторы, через которые на блок АЦП по шине АЦП подается аналоговый сигнал измеряемого параметра, по шине запятой поступает сигнал включения запятой. Причем блоки имеют две шины запятой: по одной включается запятая после второго, а по другой - после третьего знака. Каждый измерительный блок имеет выход на ту или иную шину в зависимости от назначения блока. По шине "Сброс вызова АЦП" во все остальные блоки подается сигнал сброса, по которому отключается от шин блок, ранее подключенный на шины.
Аварийные сигналы с блоков поступают в схему управления по одной общей аварийной шине, на которую каждый блок тоже выходит через свой коммутатор, но в случае аварийной ситуации коммутатор подключает блок к аварийной шине от сигнала аварии.
В схему управления входят: кнопки "ПУСК" и "СТОП" компрессора (для ящиков Я9109, Я9108); кнопки "ПУСК" и "СТОП ДВС" (для ящиков Я9107, Я9108); кнопка "СЪЕМ СИГНАЛА" осуществляет сброс аварии после ее устранения; кнопка, осуществляющая проверку сигнализации; тумблер "ВЫБОР РЕЖИМА" управления компрессором: автоматический и ручной (для ящиков Я9108, Я9109); выключатель для включения лампы освещения ящика управления; выключатели для включения освещения фургона и объекта;
выключатели для включения маслонасоса и топливного насоса (в варианте ящика управления Я9108); амперметр для измерения тока электродвигателя компрессора (для ящика Я9109); амперметр для измерения тока заряда аккумуляторной батареи (для ящика Я9107);
вольтметр со шкалой 30-0-30 В для контроля напряжения питания и работы блоков (в ящике Я9108); счетчик моточасов для контроля наработки компрессора, автоматический выключатель и выключатель для включения питания.
На блок-схеме показаны все блоки и сигналы, поступающие на них, для трех вариантов исполнения ящиков управления передвижными компрессорными установками. Для конкретного варианта блок-схема претерпевает изменения: часть блоков не используется и изменяется количество измерительных блоков БТ и БД. Так, блок БУТ используется только в винтовом компрессоре с приводом от ДВС (Я9107), блок БТх - в винтовом компрессоре с приводом от ДВС и в 4-ступенчатом компрессоре с приводом от ДВС (Я9107, Я9108), блоки БВ, БУР, БУ1, БУ2 - в 4- и 2-ступенчатом компрессорах (Я9108, Я9109). В комплект поставки ящиков входят: ящик управления в соответствии с табл. 1; ящик силовой в соответствии с табл. 2 - для варианта ящика управления 2-ступенчатой компрессорной установкой с электроприводом (Я9109); комплект запасных частей; эксплуатационные и конструкторские документы (паспорт, техническое описание и инструкция по эксплуатации); товаросопроводительная документация (упаковочный лист). Классификация ящиков управления приведена в табл. 1.

Таблица 1

Типоисполнение ящиков управления Напряжение цепи управления, В Тип компрессора и привода

Я9107-000БУ2;
Я9107-000БУ2, экспорт;
Я9107-000БТ2, экспорт

12

Винтовой компрессор с приводом от ДВС

Я9107-000ВУ2;
Я9107-000ВУ2, экспорт;
Я9107-000ВТ2, экспорт

24

Винтовой компрессор с приводом от ДВС

Я9108-000ВУ2;
Я9108-000ВУ2, экспорт;
Я9108-000ВТ2, экспорт

24

Четырехступенчатый компрессор с приводом от ДВС

Я9109-000ВУ2;
Я9109-000ВУ2, экспорт;
Я9109-000ВТ2, экспорт

24

Двухступенчатый компрессор с электроприводом


Ящик управления передвижной поршневой компрессорной установки 2-ступенчатой с электроприводом типа Я9101 комплектуется ящиком силовым типа Я9110, предназначенным для включения и защиты двигателя компрессора, управления и защиты электроподогревателя масла и подачи питания в схему ящика управления Я9109.
Классификация ящиков силовых приведена в табл. 2.

Таблица 2

Типоисполнение силовых ящиков Номинальный ток двигателя, А Напряжение главной цепи, В Частота, Гц Тип компрессора и привода

Я9110-367ВУ2

40 380 50 Двухступенчатый с электроприводом

Я9110-407ВУ2

100 380 50

Я9110-367ВУ2, экспорт

40 380 50

Я9110-368ВУ2, экспорт

40 400 50

Я9110-407ВУ2, экспорт

100 380 50

Я9110-398ВУ2, экспорт

80 400 50

Я9110-367ВТ2, экспорт

40 380 50

Я9110-368ВТ2, экспорт

40 380 60

Я9110-369ВТ2, экспорт

40 415 50

Я9110-35ГВТ2, экспорт

32 440 60

Я9110-407ВТ2, экспорт

100 380 50

Я9110-40ВВТ2, экспорт

100 380 60

Я9110-399ВТ2, экспорт

80 415 50

Я9110-39ГВТ2, экспорт

80 440 60

Характеристики Электротехнического оборудования

Характеристики станков

Характеристики КПО

Характеристики импортного оборудования

Характеристики насосного оборудования

Марки стали и сплавов

Прочее оборудование

© Машинформ | Справочник содержания драгоценных металлов | mashinform@bk.ru