Электроприводы с двухсторонней муфтой типов М, А, Б, В, Г, Д
Общие сведения
Электроприводы предназначены для дистанционного и местного управления запорной трубопроводной арматурой, устанавливаемой в технологических системах безопасности АЭС, и имеют два варианта исполнения:
группа О - приводы, устанавливаемые под герметичной оболочкой реакторного отделения;
группа П - приводы, устанавливаемые вне оболочки в обслуживаемых помещениях реакторного отделения.
Структура условного обозначения
ХХ ХХ:
Х - исполнение приводов по способу установки: О - установка
под герметичной оболочкой реакторного отделения;
П - установка вне оболочки в обслуживаемых помещениях
реакторного отделения;
Х - тип привода (М, А, Б, В, Г, Д);
ХХ - номер модификации привода (01-16).
Условия эксплуатации
Условия эксплуатации приводов группы О приведены в табл. 1.
Таблица 1
Наименование параметра | Номинальный режим работы | Режим работы при нарушении теплоотвода | Аварийный режим "малой" течи | Аварийный режим "большой" течи |
Температура, ° С | 20–70 | 5–75 | До 90 | До 150 |
Давление, МПа | 0,085–0,1032 | 0,05–0,15 | До 0,17 | До 0,5 |
Относительная влажность, % | 95±3 | До 100 | Паровоздушная смесь | |
Мощность дозы излучения, Гр/с, не более | 2,77778·10-4 | 13,8889 | ||
Время существования режима, ч, не более | Постоянно | 15 | 5 | 10 |
Частота возникновения режима, не более | Постоянно | 1 раз в год | 1 раз в 2 года | 1 раз в 30 лет |
Послеаварийное давление, МПа | – | – | 0,05–0,12 | |
Послеаварийная температура, ° С | – | – | 5–60 | |
Время существования послеаварийного давления и температуры, ч, не более | – | – | 720 |
Вид климатического исполнения приводов У2 по ГОСТ 15150-69 и ГОСТ 15543.1-89.
Приводы должны храниться в упаковке завода-изготовителя в складских помещениях, обеспечивающих сохранность упаковки и исправность приводов в течение срока хранения.
По условиям хранения и транспортирования приводы относятся:
По воздействию климатических факторов - к категории 6 (ОЖ2) в соответствии с ГОСТ 15150-69.
По воздействию механических факторов - к категории Ж в соответствии с ГОСТ 23170-78.
Электроприводы отвечают требованиям безопасности по ГОСТ 12.2.007.0-75, ГОСТ 12.2.007.7-83, ГОСТ 12.2.007.11-75, а также требованиям действующих "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" и "Правил технической безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей", утвержденных государственной инспекцией по энергетическому надзору.
По способу защиты человека от поражения электрическим током электроприводы относятся к электрическим изделиям класса 0I по ГОСТ 12.2.007.0-75.
Электроприводы отвечают требованиям ТУ 26-07-015-89. ТУ 26-07-015-89
Режим работы приводов - повторно-кратковременный с продолжительностью включения (ПВ) 10%, но не более шести пусковых режимов в час.
Приводы, подключенные по соответствующей схеме, позволяют осуществлять:
закрытие и открытие прохода арматуры с пульта управления нажатием кнопок выключателей "Закрытие", "Открытие" и остановку запорного устройства арматуры в любом промежуточном положении нажатием кнопки выключателя "Стоп";
автоматическое отключение двигателя моментными выключателями по достижении запорным устройством арматуры предельного момента уплотнения (снятия с уплотнения) и при заедании подвижных частей арматуры;
автоматическое отключение двигателя путевыми выключателями по достижении запорным устройством арматуры крайних положений;
сигнализацию на пульте управления крайних положений запорного устройства арматуры и срабатывания моментных выключателей;
местное указание крайних положений запорного устройства арматуры (кроме приводов, устанавливаемых под герметичной оболочкой);
автоматическое переключение из положения ручного управления на электрическое;
электрическую блокировку с работой других механизмов и агрегатов;
регулировку значений крутящего момента в пределах, указанных в табл. 2 и 3.
Таблица 2
Типоисполнение привода | Обозначение основного конструкторского документа | Крутящий момент на выходном валу, Н·м | Число оборотов выходного вала, необходимое для открытия (закрытия) арматуры | Угловая частота вращения выходного вала, рад/с | Передаточное число | Максимальное усилие на ободе маховика, Н | Исполнение выходного вала | Масса, кг, не более | Мощность электро-двигателя, кВт | |
от выходного вала к двигателю | от выходного вала к маховику | |||||||||
ОМ 01 | ТЭ099.190М-01 | 5–10 | 1–6 | 0,99 | 137 | 1 | 360 | Под кулачки | 16 | 0,025 |
ОМ 02 | ТЭ099.190М-02 | 4–24 | ||||||||
ОМ 03 | ТЭ099.190М-03 | 10–25 | 1–6 | |||||||
ОМ 04 | ТЭ099.190М-04 | 4–24 | ||||||||
ОМ 05 | ТЭ099.190М-05 | 5–10 | 1–6 | Под квадрат | ||||||
ОМ 06 | ТЭ099.190М-06 | 4–24 | ||||||||
ОМ 07 | ТЭ099.190М-07 | 10–25 | 1–6 | |||||||
ОМ 08 | ТЭ099.190М-08 | 4–24 | ||||||||
ОМ 09 | ТЭ099.190М-09 | 5–15 | 1–6 | 1,56 | 87,5 | Под кулачки | ||||
ОМ 10 | ТЭ099.190М-10 | 4–24 | ||||||||
ОМ 11 | ТЭ099.190М-11 | 1–6 | Под квадрат | |||||||
ОМ 12 | ТЭ099.190М-12 | 4–24 | ||||||||
ОА 01 | ТЭ099.191М-01 | 25–60 | 1–10 | 1,26 | 112 | 22 | 90 | Под кулачки | 28 | 0,18 |
ОА 02 | ТЭ099.191М-02 | 2,52 | 60 | |||||||
ОА 03 | ТЭ099.191М-03 | 10–45 | 1,26 | 112 | ||||||
ОА 04 | ТЭ099.191М-04 | 2,52 | 60 | |||||||
ОА 05 | ТЭ099.191М-05 | 60–100 | 1–10 | 1,26 | 112 | 22 | 120 | Под кулачки | 30 | 0,25 |
ОА 06 | ТЭ099.191М-06 | 2,52 | 60 | |||||||
ОА 07 | ТЭ099.191М-07 | 10–45 | 1,26 | 112 | ||||||
ОА 08 | ТЭ099.191М-08 | 2,52 | 60 | |||||||
ОА 09 | ТЭ099.191М-09 | 25–60 | 1–10 | 1,26 | 112 | 90 | Под квадрат | 28 | 0,18 | |
ОА 10 | ТЭ099.191М-10 | 2,52 | 60 | |||||||
ОА 11 | ТЭ099.191М-11 | 10–45 | 1,26 | 112 | ||||||
ОА 12 | ТЭ099.191М-12 | 2,52 | 60 | |||||||
ОА 13 | ТЭ099.191М-13 | 60–100 | 1–10 | 1,26 | 112 | 120 | 30 | 0,25 | ||
ОА 14 | ТЭ099.191М-14 | 2,52 | 60 | |||||||
ОА 15 | ТЭ099.191М-15 | 10–45 | 1,26 | 112 | ||||||
ОА 16 | ТЭ099.191М-16 | 2,52 | 60 | |||||||
ОБ 01 | ТЭ099.192М-01 | 100–250 | 1–6 | 2,62 | 56 | 26 | 200 | Под кулачки | 75 | 1,7 |
ОБ 02 | ТЭ099.192М-02 | 6–36 | ||||||||
ОБ 03 | ТЭ099.192М-03 | 36–200 | ||||||||
ОБ 04 | ТЭ099.192М-04 | 1–6 | 5,24 | 28 | ||||||
ОБ 05 | ТЭ099.192М-05 | 6–36 | ||||||||
ОБ 06 | ТЭ099.192М-06 | 36–200 | ||||||||
ОБ 07 | ТЭ099.192М-07 | 0,2–1 | 1,31 | 130 | 77 | 0,63 | ||||
ОВ 01 | ТЭ099.193М-01 | 250–630 | 1–6 | 2,52 | 57 | 30 | 260 | Под кулачки | 131 | 3,2 |
ОВ 02 | ТЭ099.193М-02 | 6–36 | ||||||||
ОВ 03 | ТЭ099.193М-03 | 36–200 | ||||||||
ОВ 04 | ТЭ099.193М-04 | 1–6 | 5,04 | 28,5 | 15 | 500 | 136 | 4,25 | ||
ОВ 05 | ТЭ099.193М-05 | 6–36 | ||||||||
ОВ 06 | ТЭ099.193М-06 | 36–200 | ||||||||
ОВ 07 | ТЭ099.193М-07 | 630–1000 | 1–6 | 2,52 | 57 | 30 | 260 | 131 | 3,2 | |
ОВ 08 | ТЭ099.193М-08 | 6–36 | ||||||||
ОВ 09 | ТЭ099.193М-09 | 36–200 | ||||||||
ОВ 10 | ТЭ099.193М-10 | 1–6 | 5,04 | 28,5 | 15 | 500 | 136 | 4,25 | ||
ОВ 11 | ТЭ099.193М-11 | 6–36 | ||||||||
ОВ 12 | ТЭ099.193М-12 | 36–200 | ||||||||
ОВ 13 | ТЭ099.193М-27 | 250–630 | 144–800 | 2,5 | 57 | 30 | 260 | 131 | 3,2 | |
ОВ 14 | ТЭ099.193М-28 | 630–1000 | ||||||||
ОГ 01 | ТЭ099.194М-01 | 1000–2500 | 1–6 | 2,08 | 68,6 | 28 | 450 | 190 | 4,25 | |
ОГ 02 | ТЭ099.194М-02 | 6–36 | ||||||||
ОГ 03 | ТЭ099.194М-03 | 36–200 | ||||||||
ОГ 04 | ТЭ099.194М-04 | 1–6 | 4,16 | 34,3 | 14 | 750 | 240 | 9,5 | ||
ОГ 05 | ТЭ099.194М-05 | 6–36 | ||||||||
ОГ 06 | ТЭ099.194М-06 | 36–200 | ||||||||
ОД 01 | ТЭ099.195М-01 | 2500–5000 | 1–6 | 0,97 | 147,5 | 60,2 | 450 | 450 | 4,25 | |
ОД 02 | ТЭ099.195М-02 | 6–36 | ||||||||
ОД 03 | ТЭ099.195М-03 | 36–200 | ||||||||
ОД 04 | ТЭ099.195М-04 | 5000–10 000 | 1–6 | 750 | 500 | 9,5 | ||||
ОД 05 | ТЭ099.195М-05 | 6–36 | ||||||||
ОД 06 | ТЭ099.195М-06 | 36–200 |
Таблица 3
Типо-исполнение привода | Обозначение основного конструкторского документа | Крутящий момент на выходном валу, Н·м | Число оборотов выходного вала, необходимое для открытия (закрытия) арматуры | Угловая частота вращения выходного вала, рад/с | Передаточное число | Максимальное усилие на ободе маховика, Н | Исполнение выходного вала | Масса, кг, не более | Мощность электро-двигателя, кВт | |
от выходного вала к двигателю | от выходного вала к маховику | |||||||||
ПМ 01 | ТЭ099.190М-13 | 5–10 | 1–6 | 0,99 | 137 | 1 | 360 | Под кулачки | 16 | 0,025 |
ПМ 02 | ТЭ099.190М-14 | 4–24 | ||||||||
ПМ 03 | ТЭ099.190М-15 | 10–25 | 1–6 | |||||||
ПМ 04 | ТЭ099.190М-16 | 4–24 | ||||||||
ПМ 05 | ТЭ099.190М-17 | 5–10 | 1–6 | Под квадрат | ||||||
ПМ 06 | ТЭ099.190М-18 | 4–24 | ||||||||
ПМ 07 | ТЭ099.190М-19 | 10–25 | 1–6 | |||||||
ПМ 08 | ТЭ099.190М-20 | 4–24 | ||||||||
ПМ 09 | ТЭ099.190М-21 | 5–15 | 1–6 | 1,56 | 87,5 | Под кулачки | ||||
ПМ 10 | ТЭ099.190М-22 | 4–24 | ||||||||
ПМ 11 | ТЭ099.190М-23 | 1–6 | Под квадрат | |||||||
ПМ 12 | ТЭ099.190М-24 | 4–24 | ||||||||
ПА 01 | ТЭ099.191М-17 | 25–60 | 1–10 | 1,26 | 112 | 22 | 90 | Под кулачки | 28 | 0,18 |
ПА 02 | ТЭ099.191М-18 | 2,52 | 60 | |||||||
ПА 03 | ТЭ099.191М-19 | 10–45 | 1,26 | 112 | ||||||
ПА 04 | ТЭ099.191М-20 | 2,52 | 60 | |||||||
ПА 05 | ТЭ099.191М-21 | 60–100 | 1–10 | 1,26 | 112 | 120 | 30 | 0,25 | ||
ПА 06 | ТЭ099.191М-22 | 2,52 | 60 | |||||||
ПА 07 | ТЭ099.191М-23 | 10–45 | 1,26 | 112 | ||||||
ПА 08 | ТЭ099.191М-24 | 2,52 | 60 | |||||||
ПА 09 | ТЭ099.191М-25 | 25–60 | 1–10 | 1,26 | 112 | 22 | 90 | Под квадрат | 28 | 0,18 |
ПА 10 | ТЭ099.191М-26 | 2,52 | 60 | |||||||
ПА 11 | ТЭ099.191М-27 | 10–45 | 1,26 | 112 | ||||||
ПА 12 | ТЭ099.191М-28 | 2,52 | 60 | |||||||
ПА 13 | ТЭ099.191М-29 | 60–100 | 1–10 | 1,26 | 112 | 120 | 30 | 0,25 | ||
ПА 14 | ТЭ099.191М-30 | 2,52 | 60 | |||||||
ПА 15 | ТЭ099.191М-31 | 10–45 | 1,26 | 112 | ||||||
ПА 16 | ТЭ099.191М-32 | 2,52 | 60 | |||||||
ПА 17 | ТЭ099.191М-33 | 25–60 | 0,2–1 | 1,26 | 112 | 90 | Под кулачки | 28 | 0,18 | |
ПА 18 | ТЭ099.191М-34 | 60–100 | 120 | 30 | 0,25 | |||||
ПА 19 | ТЭ099.191М-35 | 25–60 | 90 | Под квадрат | 28 | 0,18 | ||||
ПА 20 | ТЭ099.191М-36 | 60–100 | 120 | 30 | 0,25 | |||||
ПБ 01 | ТЭ099.192М-08 | 100–250 | 1–6 | 2,52 | 56 | 26 | 200 | Под кулачки | 75 | 1,7 |
ПБ 02 | ТЭ099.192М-09 | 6–36 | ||||||||
ПБ 03 | ТЭ099.192М-10 | 36–200 | ||||||||
ПБ 04 | ТЭ099.192М-11 | 1–6 | 5,24 | 28 | ||||||
ПБ 05 | ТЭ099.192М-12 | 6–36 | ||||||||
ПБ 06 | ТЭ099.192М-13 | 36–200 | ||||||||
ПБ 07 | ТЭ099.192М-14 | 250–630 | 0,2–1 | 1,31 | 130 | 77 | 0,63 | |||
ПВ 01 | ТЭ099.193М-13 | 1–6 | 2,52 | 57 | 30 | 260 | 131 | 3,2 | ||
ПВ 02 | ТЭ099.193М-14 | 6–36 | ||||||||
ПВ 03 | ТЭ099.193М-15 | 36–200 | ||||||||
ПВ 04 | ТЭ099.193М-16 | 1–6 | 5,04 | 28,5 | 15 | 500 | 136 | 4,25 | ||
ПВ 05 | ТЭ099.193М-17 | 6–36 | ||||||||
ПВ 06 | ТЭ099.193М-18 | 36–200 | ||||||||
ПВ 07 | ТЭ099.193М-19 | 630–1000 | 1–6 | 2,52 | 57 | 30 | 260 | 131 | 3,2 | |
ПВ 08 | ТЭ099.193М-20 | 6–36 | ||||||||
ПВ 09 | ТЭ099.193М-21 | 36–200 | ||||||||
ПВ 10 | ТЭ099.193М-22 | 630–1000 | 1–6 | 5,04 | 28,5 | 15 | 500 | Под кулачки | 136 | 4,25 |
ПВ 11 | ТЭ099.193М-23 | 6–36 | ||||||||
ПВ 12 | ТЭ099.193М-24 | 36–200 | ||||||||
ПВ 13 | ТЭ099.193М-25 | 250–630 | 144–800 | 2,5 | 57 | 30 | 260 | 131 | 3,2 | |
ПВ 14 | ТЭ099.193М-26 | 630–1000 | ||||||||
ПГ 01 | ТЭ099.194М-07 | 1000–2500 | 1–6 | 2,08 | 68,6 | 28 | 450 | 190 | 4,25 | |
ПГ 02 | ТЭ099.194М-08 | 6–36 | ||||||||
ПГ 03 | ТЭ099.194М-09 | 36–200 | ||||||||
ПГ 04 | ТЭ099.194М-10 | 1–6 | 4,16 | 34,3 | 14 | 750 | 240 | 9,5 | ||
ПГ 05 | ТЭ099.194М-11 | 6–36 | ||||||||
ПГ 06 | ТЭ099.194М-12 | 36–200 | ||||||||
ПГ 07 | ТЭ099.194М-13 | 144–800 | ||||||||
ПД 01 | ТЭ099.195М-07 | 2500–5000 | 1–6 | 0,97 | 147,5 | 60,2 | 450 | 450 | 4,25 | |
ПД 02 | ТЭ099.195М-08 | 6–36 | ||||||||
ПД 03 | ТЭ099.195М-09 | 36–200 | ||||||||
ПД 04 | ТЭ099.195М-10 | 5000–10 000 | 1–6 | 750 | 500 | 9,5 | ||||
ПД 05 | ТЭ099.195М-11 | 6–36 | ||||||||
ПД 06 | ТЭ099.195М-12 | 36–200 |
Электроприводы могут работать в системах автоматического управления, в том числе с использованием микропроцессорной техники.
Основные параметры приводов групп О и П указаны соответственно в табл 2 и 3.
Гарантийный срок - 2 года со дня ввода электропривода в эксплуатацию.
Гарантийная наработка - 3000 ч.
Габаритные размеры приводов указаны на рис. 1-4, присоединительные размеры - на рис. 5-8.
Общий вид и габаритные размеры электропривода типа М:
ЦМ - центр массы
Общий вид и габаритные размеры электропривода типа А:
ЦМ - по рис. 1
Таблица к рис. 3
Тип привода | Размеры, мм | Координаты центра массы (ЦМ ), мм | |||||||||
В1 | В2 | D | Н | h1 | h2 | h3 | L | х | у | z | |
Б | 530 | 210 | 240 | 460 | – | 120 | 218 | 770 | 55 | 205 | 25 |
В | 667 | 344 | 400 | 520 | 50 | 80 | 258 | 760 | 93 | 230 | 8 |
Г | 880 | 500 | 600 | 690 | 100 | 312 | 830 | 110 | 270 | 3 |
Общий вид и габаритные размеры электроприводов типов Б, В и Г:
ЦМ - по рис. 1
Общий вид и габаритные размеры электропривода типа Д:
ЦМ - по рис. 1
Присоединение электроприводов типа М к арматуре:
а - под квадрат;
б - под кулачки;
I - кулачок;
II - впадина
Присоединение электроприводов типа А к арматуре:
а, б, I и II - см. рис. 5
Таблица к рис. 7
Тип привода | Размеры, мм | Количество шпонок | |||||||||||||
В | b | D | D1 | d | d1 | d2 | h | h1 | h2 | h3 | h4 | h5 | R | ||
Б | 122 | – | 59 | 135±0,3 | 108 | 45 | 14Н14 | 8 | 8+0,4 | 18 | 25 | – | – | 13 | – |
В | 200 | 20 | 84 | 220±0,5 | 155 | 70 | М20 | 10 | 12+0,5 | – | – | 12 | 6 | 22 | 1 |
Г | 285 | 148 | 330±0,3 | 240 | 120 | 12 | 26 | 2 |
Присоединение электроприводов типов Б, В и Г к арматуре:
I и II - см. рис. 5
Присоединение электроприводов типа Д к арматуре:
I и II - см. рис. 5
Приводы состоят из следующих основных узлов и деталей: электродвигателя, редуктора (планетарного у приводов типов М и А, червячно-цилиндрического у приводов типов Б, В и Г), узла моментной муфты, узла путевых выключателей, узла ручного дублера с маховиком, выходного вала с концом, выполненным под присоединение к запорному органу арматуры, и корпусных деталей.
Управление привода может быть электрическим или ручным.
Привод типа М
В корпусе привода типа М смонтированы узлы редуктора и моментной муфты. К корпусу крепится переходник, в котором установлены узлы двигателя и выключателей.
Для герметизации внутренних полостей привода между корпусом, переходником, крышками и вращающимися деталями предусмотрены прокладки и уплотнительные кольца.
При электрическом управлении кулачки зубчатого колеса сцеплены с кулачками муфты, соединенной с приводным валом при помощи шпонки.
Вращение от электродвигателя через колеса силового редуктора передается колесу, которое муфтой сообщается приводному валу. Одновременно с вращением приводного вала через червяк и червячное колесо вращение передается валику, который кулачками воздействует на кнопки путевых микровыключателей и передает вращение стрелке указателя. При работе от двигателя маховик ручного управления постоянно вращается.
Для работы вручную необходимо посредством муфты отсоединить приводной вал от планетарного редуктора. Для этого следует повернуть ручку в положение Р. Ручка закреплена на валике, на котором установлен рычаг; поворачиваясь вместе с валиком, рычаг расцепит муфту и колесо. На валике установлена также втулка с пружиной и фиксатором. При повороте валика фиксатор скользит по скосу колеса, западает в расточку и удерживается там буртиком колеса. Вращение от маховика непосредственно передается приводному валу.
Переход с ручного управления на электрическое производится автоматически, одновременно с запуском электродвигателя. При повороте колеса фиксатор попадает в паз на стопорном буртике колеса. Пружина перемещает муфту до сцепления с кулачками колеса, поворачивая рычаг вместе с валиком, втулкой, фиксатором и ручкой в положение электрического управления.
Узел муфты ограничения крутящего момента привода типа М состоит из рейки, которая удерживается в нейтральном положении тарированной пружиной, зубчатого колеса и валика, на котором установлены моментные кулачки, промежуточных рычагов, моментных микровыключателей и блокировочных кулачков.
Узел приводится в действие от тормозного колеса планетарного редуктора.
По достижении запорным устройством арматуры предельного заранее отрегулированного значения крутящего момента в положении "Закрыто" или "Открыто" либо в случае заклинивания в промежуточном положении приводной вал, колесо и блок колес останавливаются. Остальные шестерни редуктора продолжают вращаться и поворачивают тормозное колесо, которое, в свою очередь, перемещает рейку. Рейка сжимает пружину, дающую в зависимости от момента на выходном валу определенный угол поворота колесу и валику с находящимися на нем кулачками, которые воздействуют соответственно на рычаги. Рычаги отпускают кнопки микропереключателей, а последние отключают электродвигатель.
Привод типа А
В корпусе привода смонтирован планетарный редуктор, состоящий из тормозной шестерни, эксцентрикового вала, двухвенцового сателлита и ведущей шестерни, которая закреплена на приводном валу.
Узел моментной муфты состоит из вала, червяка, поджатого с двух сторон пружинами и гайками. Опорами валу служат крышки, крепящиеся к корпусу.
На одном из концов вала установлен маховик для ручного управления приводом.
Червяк соединен при помощи скобы с зубчатым сектором, который через шестерню поворачивает валик. На валике установлены моментные кулачки. Воздействие кулачков на микровыключатели осуществляется через промежуточные рычаги.
Установка моментных микровыключателей в исходное положение осуществляется посредством блокировочных кулачков, которые установлены на валике и имеют с ним фрикционную связь.
Узел путевых выключателей состоит из шестерни, установленной на приводном валу, и зубчатого колеса, которое неподвижно установлено на валике. На валике имеются кулачки, которые воздействуют на микровыключатели, и стрелки местного указателя положения. В целях герметизации внутренних полостей привода предусмотрены уплотнительные устройства.
При электрическом управлении вращение электродвигателя через цилиндрическую передачу и кулачковые муфты передаются эксцентриковому валу и сателлиту. Так как шестерня заторможена червяком и пружинами, то сателлит, обкатываясь по ней, вращает ведущую шестерню и жестко связанный с ней вал, который приводит во вращение вал запорной арматуры.
С вала через колеса, червячную пару и вал вращения передается стрелке местного указателя.
Моментные кулачки получают движение от осевого перемещения червяка через зубчатый сектор, колесо и вал.
При электрическом управлении приводом возможно вращение маховика с небольшой скоростью, что не является признаком неисправности.
При ручном управлении вращение от маховика через вал и червяк передается шестерне, которая вращает сателлит вокруг неподвижного эксцентрикового вала, заторможенного конусом, который поджат пружиной, и далее на колесо и вал.
По достижении запорным устройством арматуры предельного значения крутящего момента в положении "Закрыто" или "Открыто" либо в случае заклинивания в промежуточном положении приводной вал с колесом останавливается. Так как вал электродвигателя продолжает вращаться, сателлит, обкатываясь по колесу, заставит повернуться шестерню, которая переместит в осевом направлении червяк. Поступательное движение червяка преобразуется во вращательное движение моментных кулачков с помощью сектора и колеса. Кулачки, поворачиваясь, дают возможность рычагам освободить кнопки микровыключателей и разомкнуть цепь электродвигателя.
Приводы типов Б, В, Г
Приводы типов Б, В, Г имеют идентичную конструкцию.
Корпус - литой, к нему крепятся коробка путевых и моментных выключателей, переходник и электродвигатель. В корпусе установлены шлицевой вал с червяком на подшипниках и приводной вал с червячным колесом. На шлицевом валу с червяком смонтирована муфта ограничения крутящего момента. На продолжении оси шлицевого вала расположен узел ручного дублера с маховиком, цилиндрическое колесо с кулачками свободно установлено на шлицевом валу. К корпусу крепится плита с зубчатым колесом и червячной парой для передачи движения к коробке путевых выключателей. Для герметизации внутренних полостей приводов в местах неподвижных и подвижных соединений деталей предусмотрены уплотнительные устройства. Для приводов типа Б с частотой вращения приводного вала 1,31 рад/с между электродвигателем и цилиндрическим редуктором устанавливается дополнительный планетарный редуктор. В этом случае при пуске электродвигателя вращение к приводному валу передается через цилиндрические колеса планетарного редуктора, цилиндрические колеса цилиндрического редуктора и далее - аналогично указанному выше.
Коробка путевых и моментных выключателей включает следующие основные узлы:
узел путевых выключателей с червяком, червячным колесом, кулачками и микровыключателями;
узел моментного выключателя с моментными кулачками, рычагами, пружинами, блокировочными кулачками и микровыключателями;
узел местного указателя со стрелкой.
При электрическом управлении кулачки муфты находятся в зацеплении с кулачками цилиндрического колеса, а кулачковая втулка маховика и кулачки шлицевого вала расцеплены, вследствие чего невозможна передача вращения от электродвигателя к маховику.
При пуске электродвигателя вращение к приводному валу передается через цилиндрические колеса, кулачковую муфту, шлицевой вал, червяк и червячное колесо. Через зубчатую и червячную пары вращение передается другой червячной паре и стрелке местного указателя.
При ручном управлении приводом необходимо ручку сдвинуть вперед до сцепления кулачков втулки с кулачками шлицевого вала. В случае попадания кулачков в упор друг на друга необходимо повернуть маховик в любом направлении до сцепления кулачков.
При включении электродвигателя кулачки цилиндрического колеса скользят по винтовой поверхности кулачков муфты, и муфта перемещается по валу в сторону маховика до тех пор, пока кулачки муфты не совместятся с прямым участком кулачков колеса. При перемещении вдоль вала муфта через шток выводит втулку из зацепления с кулачками шлицевого вала.
По достижении запорным устройством арматуры предельного значения крутящего момента в положении "Закрыто" или "Открыто" либо в случае заклинивания в промежуточном положении приводной вал с червячным колесом останавливается, а червяк, ввинчиваясь в венец червячного колеса вследствие продолжающегося вращения ротора электродвигателя, начинает перемещаться по шлицам в осевом направлении, сжимая пружину. Степень сжатия пружины обусловлена необходимым усилием уплотнения и устанавливается при настройке привода. Поступательное движение червяка преобразуется во вращательное движение моментных кулачков с помощью рычага, оси, зубчатого сектора, цилиндрического колеса и муфты. Моментные кулачки, поворачиваясь, дают возможность рычагам освободить кнопки микровыключателей и разомкнуть электрическую цепь электродвигателя.
Привод типа Д
Приводы типа Д представляют собой соответствующие исполнения приводов типа Г, к выходному валу которых присоединен планетарный редуктор.
Работа привода типа Д аналогична работе приводов типов Б, В и Г.
Для управления приводами типов А, Б, В, Г, Д и М применяется схема, приведенная на рис. 9.
Таблица к рис. 9
Диаграмма работы ламп сигнализации
Обозначение | Открыто | Закрыто | Аварийный режим |
НL1 | Х | – | – |
НL2 | – | Х | |
НL3 | Х | – |
Электрическая принципиальная схема управления электроприводами:
M - электродвигатель;
SQC1 - конечный выключатель открытия;
SQT1 - конечный выключатель закрытия;
SQFC1 - моментный выключатель открытия;
SQFT1 - моментный выключатель закрытия;
SQC2 и SQT2 - путевые выключатели;
KM1 - магнитный пускатель открытия;
KM2 - магнитный пускатель закрытия;
HL1 - сигнальная лампа "Открыто";
HL3 - сигнальная лампа "Закрыто";
HL2 - сигнальная лампа "Муфта";
SB2, SB3 и SB1 - кнопки управления соответственно:
"Открытие", "Закрытие" и "Стоп"
Отключение электродвигателя в сторону закрытия происходит в результате срабатывания моментного выключателя SQFТ1. При необходимости создания уплотнения в сторону открытия контакты 14 и 15 выключателя SQС1 закорачиваются, и отключение электродвигателя происходит от моментного выключателя SQFТ1.
Выключатели SQFС1 и SQFТ1 после срабатывания возвращаются в первоначальное положение при вращении приводного вала в обратную сторону. Если уплотнения в сторону открытия или закрытия не требуется, отключение двигателя происходит в результате срабатывания конечного выключателя SQС1 или SQТ1.
Примечание. В качестве выключателя применяются микропереключатели типа МП1101, напряжение 380/220 В, ток 4 А.
В комплект поставки входят: электропривод, паспорт, техническое описание и инструкция по эксплуатации, паспорт и инструкция по эксплуатации на электродвигатель.
Характеристики Электротехнического оборудования
Характеристики станков
Характеристики КПО
Характеристики импортного оборудования
Характеристики насосного оборудования
Марки стали и сплавов
Прочее оборудование