Аккумуляторная батарея типа "Гарантия-14/12"

Общие сведения

Батарея "Гарантия-14/12" предназначена для обеспечения аварийного электропитания постоянным током электронной аппаратуры различного назначения.
Батарея соответствует техническим условиям ТУ 3482-008-11147746-95.

Структура условного обозначения

"Гарантия-14/12":
"Гарантия" - торговое наименование батареи;
14 - номинальная емкость, А·ч;
12 - номинальное напряжение, В.
Климатическое исполнение батареи (УХЛ) и категория размещения (4) по ГОСТ15150-69.

Условия эксплуатации

Батарея устойчива к внешним воздействующим факторам:
повышенная температура окружающей среды:
рабочая 35°С;
предельная 45°С;
пониженная температура окружающей среды:
рабочая 15°С;
предельная минус 20°С.
Повышенная влажность при 25°С - 98%.
Батарея сохраняет работоспособность после воздействия температур в интервале от минус 50 до 50°С.
Батарея работоспособна при любом положении в пространстве, кроме положения "крышкой вниз".
Батарея в разряженном состоянии может храниться в упаковке предприятия-изготовителя или в составе изделия. Допускается хранение при температуре от минус 50 до 50°С в течение не более 6 месяцев за весь срок хранения.
При хранении батарей в складских условиях необходимо выполнять следующие требования:
А) устанавливать батареи на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов.
Б) защищать от прямого воздействия лучей и влаги.
В) хранить на стеллажах и периодически очищать от пыли.
Г) не допускать хранения в помещениях, где возможно присутствие паров кислот или агрессивных газов.
Допускается увеличение срока хранения батарей за счет срока службы.
Батареи, упакованные в ящики, транспортируются любым видом транспорта без ограничения скорости передвижения и расстояния при температуре окружающего воздуха от минус 50 до 50°С.
При транспортировании ящики с батареями должны быть защищены от влаги прямого воздействия и солнечных лучей.

Нормативно-технический документ

ТУ 3482.008.11147746-95

Технические характеристики

Технические характеристики батареи приведены в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика Значение характеристики
Номинальная емкость, А·ч 14,0
Номинальное разрядное напряжение, В 12,0
Номинальный ток разряда, А 3,0
Номинальный ток заряда, А 2,0
Предельный ток разряда, А 10,0
Предельный ток заряда, А 4,0
Габаритные размеры, мм:  
длина 230
ширина 140
высота 250
Масса, кг, не более 8,5

К концу срока службы батареи и при работе в области повышенных и пониженных температур окружающей среды допускается снижение ее емкости до 70% от номинальной.
Саморазряд батареи после бездействия в течение 28 суток при температуре окружающей среды от 15 до 30°С не превышает 20% от номинальной емкости.
Срок службы батареи при эксплуатации в режиме постоянного подзаряда током (0,04+0,01) А в интервале температур (25+10)°С составляет 5 лет при обязательном проведении регламентных работ один раз в год.
Минимальная наработка батареи в режиме глубокого циклирования номинальным током - 400 циклов.
Гарантийный срок эксплуатации батареи составляет 24 месяца со дня выпуска, а гарантийный срок хранения - 6 месяцев в пределах гарантийного срока эксплуатации.
После доставки батареи с предприятия-изготовителя или со склада внешним осмотром необходимо убедиться в отсутствии механических повреждений и целостности корпуса батареи. Затем измеряют сопротивление изоляции батареи мегаомметром на 100 В, для чего один конец мегаомметра следует присоединить к одному из выводов батареи, другой к корпусу батареи. Сопротивление изоляции при нормальных климатических условиях (температура воздуха (25+10)°С, относительная влажность воздуха 45-80%) должно быть не менее 10 МОм, а при повышенной влажности воздуха до 98% и температуре 35°С - не менее 5 МОм. В противном случае нужно выдержать батарею в течение суток и измерения повторить.
Если сопротивление изоляции останется ниже нормы - батарея к эксплуатации не пригодна.
При хранении батареи более 4 месяцев для ввода в эксплуатацию необходимо провести работы по приведению батареи в рабочее состояние. Приведение батареи в рабочее состояние осуществляют при температуре окружающей среды (25+10)°С.
Если транспортирование батареи производилось при температуре ниже указанной, то перед началом работы необходимо выдержать батарею при температуре (25+10)°С не менее 6 часов.
Перед приведением в рабочее состояние измеряют напряжение разомкнутой цепи батареи, которое должно быть в пределах от 5 до 13 В, а также сопротивление изоляции батареи. Если указанные характеристики удовлетворительные, то проводятся циклы "заряд-разряд" в соответствии с табл. 2.

Таблица 2

Циклы Операция Ток, А Длительность, ч Конечное напряжение,В Емкость, А·ч,
не менее
1 Заряд 2,0 8,5 14,3
Разряд 2,0 10,5
2 Заряд 2,0 8,5 14,5
Разряд 3,0 10,5 14,0
3 Заряд 2,0 8,0 14,5

Необходимо корректировать время заряда в соответствии с ожидаемой разрядной емкостью. Допускается снижение емкости батареи до 11,0 А·ч, если приведение в рабочее состояние производится при температуре окружающей среды 30-35°С.
При достижении конечного зарядного напряжения ранее указанного времени заряд следует прекратить.
При работе в области температур от минус 20 до 10°С конечное зарядное напряжение может быть увеличено до 15,4 В, а при работе в области температур от 35 до 45°С - должно быть уменьшено до 14,10 В.
Допустимые отклонения токов при электрических испытаниях не должны превышать 1% от номинальных значений.
В процессе приведения батареи в рабочее состояние измерять ток и напряжение нужно следующим образом:
1) через 1 мин после включения батареи на заряд измеряется напряжение. Если значение напряжения батареи выше значения напряжения разомкнутой цепи, то включение батареи на заряд произведено правильно.
Контроль тока при заряде производится каждый час, а измерение напряжения - каждые 2 ч;
2) через 1 мин после включения батареи на разряд измеряется напряжение батареи, которое должно уменьшаться. Первые 6 ч напряжение измеряется через каждый час, затем каждые 30 мин и к концу разряда - через каждые 5-10 мин;
3) в случае вынужденного отсутствия зарядного тока или прерывания режима разряда батарея должна быть немедленно отключена.
Если время перерыва заряда было зафиксировано и составило не более 2 ч, то заряд продолжают на столько времени, на сколько заряд был прерван.
Если время перерыва заряда более 2 ч или электрические испытания батареи прерываются во время разряда, то батарею необходимо разрядить током 2 А до напряжения 10,5 В и повторить заряд-разрядный цикл.
Если при разряде емкость батареи на втором цикле будет не менее указанной в табл. 2, то батарею следует считать пригодной для эксплуатации. В противном случае циклы нужно повторить. И, наконец, зарядить батарею током 2,0 А в течение 8 ч.
Для эксплуатации батареи в режиме постоянного подзаряда необходимо зарядить батарею в режиме цикла 3 табл. 2. После чего батарею подключают к подзарядному устройству, соблюдая полярность.
Батарея готова к эксплуатации. Следует иметь в виду, что промежуток между зарядом батареи и включением ее в режим подзаряда не должен превышать 24 ч.
В случае, если в процессе эксплуатации батарея окажется частично разряженной и снятая емкость не определена, то отключают батарею от подзарядного устройства и разряжают током 2 А до напряжения 10,5 В. Полностью разряженную батарею следует зарядить током 2,0 А в течение 8,0-8,5 ч.
В случае параллельной работы двух или более батарей в режиме подзаряда ток подзаряда каждой батареи должен соответствовать приведенному выше, при этом взаимное перетекание токов между батареями должно быть исключено.
Заряд батареи производится от индивидуального зарядного устройства. При заряде допускается последовательное и параллельное соединение батарей при соблюдении побатарейного контроля, при этом взаимное перетекание токов между батареями также должно быть исключено.
Фактическая емкость батареи может превышать номинальную на 20-30%, а ее реальный срок эксплуатации, указанный выше, на 150%. После проведения регламентных работ представителем предприятия-изготовителя срок гарантированной эксплуатации батареи может быть продлен.
При подключении к батарее нагрузки и зарядных устройств необходимо строго соблюдать полярность. Неправильное включение батареи приводит к необратимой деформации аккумуляторов. Кроме того, категорически запрещается закорачивать выводы батареи и превышать длительность заряда, указанную в табл. 2. Запрещается также проводить заряд батареи до напряжения большего указанного выше.
Нельзя рязряжать батарею до напряжения ниже 10,5 В. Это приводит к необратимой деформации аккумуляторов и преждевременному выходу батареи из строя.
В случае нарушения условий эксплуатации и накопления газов (особенно водорода) необходимо сделать паузу в работе батареи не менее суток.
Превышение номинальных значений токов и постоянная работа при повышенной температуре окружающей среды приводит к преждевременному снижению характеристик батареи.
Регламентные работы с батареей производят не реже одного раза в год в присутствии представителя предприятия-изготовителя, о чем должны свидетельствовать записи в паспорте на батарею.
Проведение технического обслуживания производится следующим образом:
1) проверяется наличие и состояние эксплуатационной документации (техническое описание, инструкция по эксплуатации и паспорт);
2) отключают батарею от зарядного устройства и нагрузки и изымают ее с места установки;
3) протирают корпус, крышку батареи, токовыводы;
4) проверяют сопротивление изоляции батареи;
5) разряжают батарею током 3,0 А до напряжения 10,5 В.
Емкость батареи должна быть не менее 12,0 А·ч, а если емкость батареи менее 12,0 А·ч, то проводят операции в объеме циклов 1,2 табл. 2.

Батарея состоит из десяти соединенных последовательно никель-кадмиевых герметичных аккумуляторов. Аккумуляторы помещены в корпус, обеспечивающий батарее механическую прочность и предохраняющий от попадания посторонних предметов на токоведущие части. На корпусе смонтированы токовыводы для подключения нагрузки и зарядного устройства.
В свою очередь каждый аккумулятор состоит из блока положительных и отрицательных электродов, помещенных в прямоугольный стальной сосуд. В аккумуляторе применены безламельные металлокерамические спеченные электроды. Сепаратором является ткань полипропиленовая, а исходной активной массой положительного электрода - гидрат закиси никеля (Ni(ОН)2), отрицательного - гидрат окиси кадмия (Сd(ОН)2). В качестве электролита применяется раствор едкого кали с добавкой едкого лития.
Аккумулятор снабжен защитным вентиляционным устройством (клапаном). При нарушении режимов эксплуатации вентиляционно-защитное устройство аккумулятора обеспечивает свободный выход газов: при перезаряде - кислорода, в случае 150%-ного перезаряда - водорода, при перезаряде - водорода.
Батарея при соблюдении правил эксплуатации не является источником ядовитых и агрессивных химических соединений. Герметичность батареи обеспечивается конструкцией аккумуляторов.
На крышках аккумулятора вблизи токовыводов допускаются незначительные налеты солей.

В комплект поставки входят: батарея; паспорт на батарею;
техническое описание и инструкция по эксплуатации.
Примечание. Техническое описание и инструкция по эксплуатации поставляются в количестве, согласованном с потребителем, но не менее 1 шт. на 10 батарей.
Батарея комплектуется в упаковочный ящик в соответствии с упаковочной ведомостью. По согласованию с изготовителем допускается отгрузка батареи в тару потребителя.

Характеристики Электротехнического оборудования

Характеристики станков

Характеристики КПО

Характеристики импортного оборудования

Характеристики насосного оборудования

Марки стали и сплавов

Прочее оборудование

© Машинформ | Справочник содержания драгоценных металлов | mashinform@bk.ru