Контроллер силовой типа КС-305 для рудничных контактных электровозов

Общие сведения

Контроллер силовой типа КС-305 устанавливается на рудничных контактных электровозах серий К7, К10, К14 и предназначен для реостатного пуска и электродинамического торможения тяговых электродвигателей. КС305 У5:
К - контроллер;
С - силовой;
3 - величина по току;
05 - номер исполнения;
У5 - климатическое исполнение и категория размещения.

Условия эксплуатации

Контроллер изготовляется в климатическом исполнении У по ГОСТ 15150-69, категория размещения 5 (в шахтах с повышенной влажностью и запыленностью).
Контроллер предназначен для работы в следующих условиях:
Температура окружающей среды от минус 40 до 35°С.
Высота над уровнем моря не более 1200 м.
Окружающая среда взрывобезопасная, рудничная, с повышенной запыленностью не более 300 мг/м3.
В части воздействия механических факторов внешней среды контроллер соответствует группе условий эксплуатации М25 по ГОСТ 17516.1-90.
Контроллеры изготовляются по техническим условиям ТУ 16-95 ИДБМ 643521.001 ТУ.

Нормативно-технический документ

ТУ 16-95 ИДБМ.643521.001 ТУ

Технические характеристики

Режим работы номинальный - повторно- кратковременный, ПВ 20% Номинальное напряжение, В: главных цепей и цепей управления - 250 цепей освещения и сигнализации - 24 Номинальный ток, А: главных цепей - 410 цепей освещения, сигнализации и блокировки - 5 Ток длительного режима, A - 200 Количество контактов: коммутирующих - 11 реверсивных - 8 в цепях освещения, сигнализации - 4 в цепях блокировки - 1 Нажатие контактов, Н: коммутирующих и реверсивных - 40+5 цепей освещения, сигнализации и блокировки, не менее - 2,8 Раствор контактов, мм: коммутирующих - 12-+ реверсивных - 9-+ цепей освещения, сигнализации и блокировки - 10+2 Усилие переключения на рукоятках контроллера,дан, не более: главного барабана - 14 реверсивного барабана - 20 Механическая износостойкость, циклов, не менее: главного барабана - 5·105 реверсивного барабана - 1·104 Коммутационная износостойкость при номинальном токе и напряжении,циклов ВО, не менее - 25·104 Масса, кг, не более - 150
Гарантийный срок на контроллеры - 2 года со дня ввода в эксплуатацию, но не более 2,5 лет с момента отгрузки с предприятия-изготовителя.

Конструкция и принцип действия

Исполнение контроллера РН (рудничное,нормальное) по ГОСТ 24754-81. Габаритные, установочные и присоединительные размеры контроллера приведены на рис. 1.


Контроллер состоит из главного и реверсивного барабанов, установленных в подшипниках между основанием и крышкой, которые соединены между собой тремя стальными рейками. Главный и реверсивный барабаны представляют собой стальные валы с профильными изоляционными шайбами, которые, воздействуя на подвижные рачаги кулачковых элементов, установленных на рейках, замыкают или размыкают контакты согласно диаграмме замыканий контроллера (рис. 2).
Перемещение главного барабана по позициям производится при помощи главной рукоятки, укрепленной на главном валу штифтом.
Реверсивный барабан устанавливается в требуемое положение при помощи специальной реверсивной рукоятки, вставляемой в шлиц реверсивного вала.
На рейке установлена изоляционная панель, на которой расположены два полупроводниковых шунтирующих диода, подключенных к зажимам кулачковых элементов согласно схеме контроллера (рис. 2).


Схема электрическая и диаграмма включений кулачковых элементов реверсивного и главного барабанов. Схема изображена в положении, которое соответствует нулевым позициям главного и реверсивного барабанов контроллера
Обозначение контактов
в силовых цепях 
в вспомогательных цепях 
Для коммутации главных цепей и цепей управления в контроллере применены кулачковые элементы типа КЭ-46 и КЭ-47, а для коммутации цепей освещения, сигнализации и блокировки - устройство контактное типа ЭУ-5.
Главный и реверсивный барабаны контроллера механически сблокированы между собой. В нулевом (исходном) положении реверсивного барабана блокировка исключает возможность перемещения главного барабана, а в рабочем положении главного барабана исключена возможность перемещения реверсивного барабана. Фиксация главного барабана осуществляется при помощи рычага и пружины. Четкость фиксации устанавливается при помощи регулировочного винта.
Контроллер по периметру защищен двумя съемными кожухами. Кожухи на контроллере фиксируются при помощи четырех специальных замков. Изнутри, в зоне расположения дугогасительных камер, кожух оклеен асбестовой бумагой, предотвращающей переброс дуги на корпус контроллера.
Температура наружных частей кожуха не превышает 85°С.
Степень защиты контроллера с учетом встраивания в кабину электровоза IP54 по ГОСТ 14254-80.
Изоляция контроллера соответствует уровню 1 по ГОСТ 24719-81.
Сопротивление изоляции токоведущих частей относительно корпуса контроллера, не бывшего в эксплуатации , - не менее 20 МОм.
В нулевом положении главного и реверсивного барабанов контакт кулачкового элемента (блокировки нулевого положения) замкнут и создает цепь питания катушки линейного контактора электровоза, который после включения контактора шунтирует его своим вспомогательным контактом.
При установке реверсивной рукоятки в положение "ВПЕРЕД" или "НАЗАД" храповик главного барабана освобождается от рычага механической блокировки, а контакты кулачковых элементов реверсивного барабана переключаются в положение, соответствующее диаграмме замыкания. После установки главного барабана на первую позицию контакты блокировки нулевого положения размыкаются и остаются разомкнутыми на всех остальных позициях контроллера. Переключение коммутирующих контактов происходит согласно диаграмме включений контроллера (рис. 2).
В процессе перемещения главной рукоятки кулачковые элементы коммутируют токи в цепи тяговых электродвигателей. Наиболее тяжелым моментом коммутации является процесс размыкания контактов,при котором происходит образование электрической дуги, вызывающей износ и подгар контактов.
Для снижения перенапряжений на контактах в момент их размыкания и улучшения условий коммутации используются полупроводниковые диоды, шунтирующие обмотки возбуждения и якоря тяговых электродвигателей.
В момент размыкания силовой цепи электромагнитная энергия обмоток электродвигателей расходуется в контуре, состоящем из обмоток двигателя и шунтирующего диода, благодаря чему значительно облегчается процесс размыкания контактов и повышается срок службы контактов.

В комплект поставки входят: контроллер, паспорт, комплект ЗИП-О (в соответствии с ведомостью запасных частей).
На партию контроллеров, оформленных одним заказчиком, поставляется 1 экз. технического описания и инструкции по эксплуатации (если иное количество не оговорено в заказе), но не более 1 экз. на один контроллер.

Характеристики Электротехнического оборудования

Характеристики станков

Характеристики КПО

Характеристики импортного оборудования

Характеристики насосного оборудования

Марки стали и сплавов

Прочее оборудование

© Машинформ | Справочник содержания драгоценных металлов | mashinform@bk.ru