Тормоза колодочные типов ТКГ, ТКТГ, ТКТ, ТКП, ТКМП, ТКДМ
Общие сведения
Колодочные тормоза предназначены для остановки и удержания валов механизмов подъемно-транспортного, металлургического, дорожно-строительного, складского и другого оборудования в заторможенном состоянии при неработающем электродвигателе.
Структура условного обозначения
ТКХ-Х-(1)-Х2:
ТК - тормоз колодочный;
Х - вид привода: Т - с электромагнитным приводом переменного
тока; МП, П - с электромагнитным приводом постоянного тока;
ДМ - с длинноходовым магнитом постоянного тока;
Г, ТГ - с электрогидравлическим приводом;
Х - диаметр тормозного шкива, мм;
1 - порядковый номер модификации;
Х2 - климатическое исполнение (У, УХЛ, Т) и категория
размещения по ГОСТ 15150-69.
Условия эксплуатации
Рабочая среда нерадиоактивная, пожаро- и взрывобезопасная.
Содержание паров кислот и щелочей в допустимых пределах.
При установке на механизмах, работающих на открытом воздухе, тормоза защищают кожухом от попадания атмосферных осадков и действия солнечной радиации.
Требования техники безопасности по ГОСТ 12.2.007.0-75 и ГОСТ 12.2.007.1-75.
Тормоза типа ТКГ и ТКТГ с электрогидравлическими толкателями эксплуатируются в механизмах всех групп режима с климатическим исполнением, рекомендуемым для северных, умеренных, и тропических районов, что связано с особенностью отрицательного воздействия резких колебаний температуры на трансформаторное масло, используемое в электрогидротолкателях. Для механизмов передвижения и поворота кранов рекомендуются тормоза ТКГ-160-1 и ТКГ-200-1, которые обеспечивают более плавное торможение, в особенности для кранов, работающих на открытом воздухе.
Тормоза, комплектуемые электромагнитами, используются при различных перепадах температуры, при этом тормоза типа:
ТКДМ устанавливают на металлургическом оборудовании, работающем в горячих цехах.
ТКП эксплуатируются в механизмах всех групп режима при резких перепадах температуры окружающей среды.
ТКТ рекомендуется применять в механизмах с группой режима не выше 4М.
ТКМП используют для металлургического оборудования в горячих цехах в механизмах групп режима 5М и 6М.
Колодочные тормоза соответствуют техническим условиям:
ТКТ и ТКП - ТУ 3178-003-11523712-94;
ТКГ-160; 200; 300 и ТКГ-160(200)-1 - ТУ 3178-004-11523712-94;
ТКГ-400; 500 и ТКТГ - ТУ 3178-005-11523712-94;
ТКМП и ТКДМ - ТУ 3178-009-11523712-96.
Нормативно-технический документ
ТУ 3178-003-11523712-94;ТУ 3178-004-11523712-94;ТУ 3178-005-11523712-94;
ТУ 3178-009-11523712-96
Технические характеристики
Основные технические данные колодочных тормозов с электромагнитными приводами представлены в табл. 1 с электрогидротолкателями - в табл. 3. В связи с использованием в тормозах типа ТКГ-160-1 и ТКГ-200-1 новой модификации электрогидротолкателя ТЭ-30 РД со встроенным обратным клапаном и демпфирующим устройством, в таблицу 2 введены дополнительные параметры, касающиеся тормозов только этих типоисполнений.
Таблица 1
Типоразмер тормоза | Диаметр шкива, мм | Тип электромагнита | Род тока | Рабочее напряжение, В | Максимальный тормозной момент, Н·м | Масса, кг, не более | ||
ПВ=25% | ПВ=40% | ПВ=100% | ||||||
ТКТ-100 | 100 | МО-100 | Переменный | 110; 220 | – | 20 | 10 | 12 |
ТКТ-200/100 | 200 | 39 | 22 | 25 | ||||
ТКТ-200 | МО-200 | 157 | 78 | 36 | ||||
ТКТ-300/200 | 300 | 235 | 118 | 70 | ||||
ТКП-100 | 100 | МПТ-108, МП-101 | Постоянный | 110; 220 | 20 | 16 | 8 | 16 |
ТКП-200/100 | 200 | 39 | 31 | 16 | 30 | |||
ТКП-200 | МПТ-212, МП-201 | 157 | 123 | 53 | 37 | |||
ТКП-300/200 | 300 | 235 | 186 | 78 | 75 | |||
ТКП-300 | МП-301, МПТ-317 | 490 | 412 | 167 | 90 | |||
ТКМП-400 | 400 | Электромагнит постоянного тока | 110; (220; 440)* | 1400 | 1100 | 530 | 196 | |
ТКМП-500 | 500 | 2400 | 1700 | 820 | 305 | |||
ТКМП-600 | 600 | 4800 | 3400 | 1500 | 460 | |||
ТКДМ-400 | 400 | МПТ-500 | 110; 220 | 1500 | – | – | 195 | |
ТКДМ-500 | 500 | 2500 | 305 | |||||
ТКДМ-600 | 600 | 6000 | 480 | |||||
* Пояснения, касающиеся только тормозов типа ТКМП-400 (500; 600), см. табл. 2 |
Таблица 2
Тип тормоза | Напряжение постоянного тока, В | Режим работы (ПВ), % | Добавочное сопротивление, Ом | Ток добавочного сопротивления, А | Тип ящика резистора | Каталожный номер ящика резистора |
ТКМП-400 (ТКП-400) | 110 110 220 220 220 | 40 100 25 40 100 | 6 20 20,7 30 60 | 4,6 3 6 4,6 3 | БК12У2 | ИРАК 434.331.003.01 |
ТКМП-500 (ТКП-500) | 110 110 220 220 220 | 40 100 25 40 100 | 5 18 17,6 30 55 | 5 3,2 7 5 3,2 | БК12У2 | ИРАК 434.331.003.01 |
ТКМП-600 (ТКП-600) | 110 110 220 220 220 | 40 100 25 40 100 | 4 14 13,6 20,2 40,5 | 7 4,5 9 7 4,5 | БК12У2 | ИРАК 434.331.003.01 |
Гарантийный срок эксплуатации тормозов:
ТКМП и ТКДМ - 1 год со дня отгрузки потребителю;
ТКТ, ТКП, ТКГ, ТКТГ - 1,5 года со дня ввода в эксплуатацию, но не более 2 лет со дня отгрузки потребителю.
Катушки тормозов этого типа имеют единственное исполнение (110В, ПВ=25%). Для других режимов и напряжений последовательно с катушкой включаются резисторы, являющиеся принадлежностью оборудования, в котором используются тормоза. При необходимости поставка резисторов может быть произведена организацией НПП "Подъемтранссервис" по специальному заказу. Ниже приводится табл. 3 из справочника "Крановый электропривод" Энергоатомиздат, 1988, авторы Яуре Л.Г., Певзнер Е.М., в соответствии с которой выбираются необходимые напряжения, режимы работы и типы резисторов.
Таблица 3
Наименование параметра | Значение параметра для типоисполнений тормозов электрогидротолкателями | ||||||||||
ТКГ-160 | ТКГ-200 | ТКГ-160-1 | ТКГ-200-1 | ТКГ-300 | ТКГ-400 | ТКГ-500 | ТКТГ-600 | ТКТГ-700 | ТКТГ-800 | ||
Диаметр тормозного шкива, мм | 160 | 200 | 160 | 200 | 300 | 400 | 500 | 600 | 700 | 800 | |
Расчетный тормозной момент, Н·м | 100 | 300 | 100 | 300 | 800 | 1500 | 2500 | 5000 | 8000 | 12 500 | |
Род тока | Переменный, частотой 50 Гц | ||||||||||
Напряжение, В | 220/380 | ||||||||||
Потребляемая мощность, В·А | 160 | 160 | 200 | 240 | 350 | ||||||
Номинальное усилие на штоке толкателя, Н, не менее | 300 | 300 | 500 | 800 | 2000 | ||||||
Ход штока толкателя, мм, не менее | 32 (50) | 50 | 65 | 80 | 60 | 90 | 140 | ||||
Время наложения колодок, с, не более | 0,2 | 2 | 0,35 | 0,4 | 1 | 1,5 | 2,4 | ||||
Масса тормоза, кг, не более | 21,5 | 30 | 21,5 | 30 | 55 | 95 | 150 | 210 | 319 | 400 | |
Тип толкателя | ТЭ-30 | ТЭ-30 РД | ТЭ-50 | ТЭ-80 | ТЭ-200 | ||||||
Диапазон регулирования полного времени опускания штока, с | – | 2–8 | – | ||||||||
Усилие демпфирующей пружины (регулируемое), Н | 80–200 | ||||||||||
Максимальный ход регулирования демпфирующей пружины, мм | 22,5 |
Колодочные тормоза имеют пружинное замыкание, автоматически размыкаются при включении привода и устанавливаются, как правило, на быстроходных валах механизмов, оборудованных тормозными шкивами. Изменяя установочную длину пружины, можно изменять тормозной момент.
Особенностями тормозов являются:
гарантированная взаимозаменяемость;
высокий тормозной момент, независящий от направления вращения и обеспечиваемый оптимальной геометрией рычажного механизма;
простота регулировки;
возможность замены тормозной колодки без разборки тормоза.
Тормоз с электромагнитным приводом состоит из следующих основных частей: электромагнита и механической части. При выключенном электромагните под действием сжатой главной пружины рычаги прижимают колодки к поверхности тормозного шкива.
При включении электромагнита его якорь, прижимаясь к сердечнику, перемещает конец штока, который сжимает главную пружину. Рычаги, освободившись от действия пружины, расходятся, растормаживая шкив.
Габаритные и присоединительные размеры тормозов ТКТ, ТКП приведены на рис. 1-3; типов ТКМП на рис. 4; ТКДМ на рис. 5.
Общий вид, габаритные и установочные размеры колодочного тормоза, типа ТКТ с электромагнитами переменного тока серии МО:
Lmаx - размер при возможном крайнем положении якоря
Общий вид, габаритные и установочные размеры колодочного тормоза, типа ТКП с электромагнитами постоянного тока серии МП:
Т - размер для снятия кожуха
Общий вид, габаритные и установочные размеры колодочного тормоза, типа ТКП с электромагнитами постоянного тока серии МПТ
Таблица к рис. 1–3
Тип тормоза | Тип электромагнита | Габаритные и присоединительные размеры, мм | ||||||||||
А | А1 | В | D | Н | Н1 | Lmах | L | L1 | L2 | L3 | ||
ТКТ-100 | МО-100 | 220 | 110 | 130 | 100 | 244 | 105 | 395 | 339 | 207 | 300 | 125 |
ТКТ-200/100 | 350 | 175 | 200 | 397 | 170 | 584 | 528 | 270 | 394 | 197 | ||
ТКТ-200 | МО-200 | 177 | 407 | 671 | 570 | 342 | ||||||
ТКТ-300/200 | 500 | 250 | 300 | 552 | 240 | 850 | 749 | 409 | 550 | 275 | ||
ТКП-100 | МП-101 МПТ-106 МПТ-108 | 220 | 110 | 132 68 90 | 100 | 278 238 249 | 105 | 391 354 407 | 353 347 397 | 220 314 264 | 300 | 125 |
ТКП-200/100 | МП-101 МПТ-106 МПТ-108 | 350 | 175 | 132 68 90 | 200 | 414 386 397 | 170 | 549 511 564 | 511 504 554 | 283 276 326 | 394 | 197 |
ТКП-200 | МП-201 МПТ-212 | 178 120 | 437 405 | 571 547 | 528 543 | 328 347 | ||||||
ТКП-300/200 | МП-201 МПТ-212 | 500 | 250 | 178 120 | 300 | 577 545 | 240 | 751 527 | 708 723 | 395 414 | 550 | 275 |
ТКП-300 | МП-301 МПТ317 | 225 165 | 600 563 | 786 785 | 738 773 | 435 |
Окончание таблицы к рис. 1–3
Тип тормоза | Тип электромагнита | Габаритные и присоединительные размеры, мм | ||||||||||
а1 | а2 | b | b1 | b2 | d | h | l1 | l2 | s | s1 | ||
ТКТ-100 | МО-100 | 40 | 70 | 65 | 13 | 3 | 83 | 35 | 6 | 4 | ||
ТКТ-200/100 | 60 | 90 | 18 | 80 | 8 | 7 | ||||||
ТКТ-200 | МО-200 | 4,2 | ||||||||||
ТКТ-300/200 | 80 | 140 | 120 | 22 | 90 | 9 | ||||||
ТКП-100 | МП-101 МПТ-106 МПТ-108 | 40 | 70 | 65 | 13 | 3 3,5–7 5–10 | 83 | 35 | 6 | 4 | ||
ТКП-200/100 | МП-101 МПТ-106 МПТ-108 | 60 | 90 | 18 | 3 3,5–7 5–10 | 80 | 8 | 7 | ||||
ТКП-200 | МП-201 МПТ-212 | 4 5,5–9 | ||||||||||
ТКП-300/200 | МП-201 МПТ-212 | 80 | 140 | 120 | 22 | 4 5,5–9 | 90 | 9 | ||||
ТКП-300 | МП-301 МПТ317 | 4,5 6–12 |
Таблица к рис. 4
Тип тормоза | Габаритные и присоединительные размеры тормозов типа ТКМП, мм | ||||||||||
А | А1 | В | D | Н | Н1 | L | L1 | L2 | L3 | а1 | |
ТКМП-400 | 350 | 175 | 360 | 400 | 580 | 310 | 910 | 595 | 430 | 215 | 230 |
ТКМП-500 | 450 | 225 | 435 | 500 | 730 | 380 | 1050 | 660 | 530 | 265 | 225 |
ТКМП-600 | 600 | 300 | 525 | 600 | 880 | 450 | 1250 | 800 | 680 | 340 | 300 |
Окончание таблицы к рис. 4
Тип тормоза | Габаритные и присоединительные размеры тормозов типа ТКМП, мм | ||||||||||
а2 | b | b1 | b2 | d | h | l1 | l2 | a | s | s1 | |
ТКМП-400 | 230 | 160 | 290 | 26 | 2–3 | 120 | 45 | 8 | 22 | ||
ТКМП-500 | 225 | 25 | 2,3–3,5 | 40 | |||||||
ТКМП-600 | 300 | 240 | 360 | 32 | 2,7–4 | 160 | 40 | 45 |
Общий вид, габаритные и установочные размеры колодочного тормоза, типа ТКМП с короткоходовыми магнитами постоянного тока
Таблица к рис. 5
Тип тормоза | Габаритные и присоединительные размеры тормозов типа ТКДМ, мм | |||||||||
А | А1 | В | D | Н | Н1 | L | L1 | L2 | L3 | |
ТКДМ-400 | 340 | 170 | 202 | 400 | 600 | 300 | 900 | 571 | 530 | 265 |
ТКДМ-500 | 410 | 205 | 500 | 735 | 400 | 1145 | 726 | 705 | 353 | |
ТКДМ-600 | 500 | 250 | 600 | 865 | 415 | 1320 | 846 | 800 | 400 |
Окончание таблицы к рис. 5
Тип тормоза | Габаритные и присоединительные размеры тормозов типа ТКДМ, мм | ||||||||||
а1 | а2 | b | b1 | b2 | d | h | l1 | l2 | s | s1 | |
ТКДМ-400 | 68 | 180 | 100 | 22 | 65–80 | 120 | 8 | 12 | |||
ТКДМ-500 | 85 | 200 | 160 | 27 | 180 | ||||||
ТКДМ-600 | 126 | 240 | 200 | 30 | 200 | 10 | 20 |
Общий вид, габаритные и установочные размеры колодочного тормоза, типа ТКДМ с длинноходовыми магнитами постоянного тока
Тормоз с электрогидротолкателем состоит из следующих основных частей: электрогидравлического толкателя и механической части.
Принцип работы тормозов такого типа следующий: при выключенном электрогидравлическом толкателе под действием сжатых пружин, рычаги прижимают колодки к поверхности тормозного шкива; шток электрогидравлического толкателя при этом находится в нижнем положении; при включении электрогидравлического толкателя его поршень выдвигает вверх шток, который разжимает пружины; рычаги, освободившись от действия пружин, расходятся, растормаживая шкив.
В тормозах новой модификации типов ТКГ-160-1 и ТКГ-200-1, за счет использования электрогидравлического толкателя ТЭ-30 РД со встроенным обратным клапаном и демпфирующим устройством, осуществляется плавное увеличение тормозного момента М от (0,2-0,8)М макс, в регулируемом диапазоне времени от 2 до 8 с. Использование указанных тормозов в механизме передвижения и поворота кранов в обычном технологическом режиме позволяет осуществлять их регулировку на расчетный тормозной момент с обеспечением торможения крана без толчков, резких замедлений и срыва ходовых колес, что повышает надежность и безопасность эксплуатации кранов, работающих на открытом воздухе и подверженных действию ветровых нагрузок.
Демпфирующий узел устанавливается на верхнюю часть штока привода и соединяется с верхним рычагом тормоза. Регулировка демпфирующего узла состоит из регулировки свободного хода штока толкателя относительно рычага тормоза, а, следовательно, и регулировки времени наложения максимального тормозного момента на шкив и установки длины регулировочной пружины.
Габаритные и присоединительные размеры колодочных тормозов с электрогидротолкателями типа ТКТГ представлены на рис. 6; типа ТКГ на рис. 7-8; типа ТКГ с демпфирующим узлом на рис. 9.
Таблица к рис. 6
Тип тормоза | Габаритные и присоединительные размеры тормозов типа ТКТГ, мм | |||||||||
А | А1 | В | D | Н | Н1 | L | L1 | L2 | L3 | |
ТКТГ-600 | 500 | 250 | 250 | 600 | 865 | 415 | 1335 | 870 | 800 | 400 |
ТКТГ-700 | 610 | 305 | 700 | 977 | 465 | 1610 | 1057 | 904 | 452 | |
ТКТГ-800 | 700 | 350 | 800 | 1076 | 540 | 1800 | 1192 | 1034 | 517 |
Окончание таблицы к рис. 6
Тип тормоза | Габаритные и присоединительные размеры тормозов типа ТКТГ, мм | ||||||||||
а1 | а2 | b | b1 | b2 | d | hmах | l1 | l2 | s | s1 | |
ТКТГ-600 | 126 | 240 | 200 | 30 | 60 | 200 | 10 | 20 | |||
ТКТГ-700 | 150 | 280 | 230 | 34 | 90 | 210 | |||||
ТКТГ-800 | 160 | 320 | 240 | 38 | 140 | 225 | 35 |
Общий вид, габаритные и установочные размеры колодочного тормоза, типа ТКТГ с электрогидротолкателем
Общий вид, габаритные и установочные размеры колодочного тормоза, типов ТКГ-400 (500) с электрогидротолкателем
Общий вид, габаритные и установочные размеры колодочного тормоза, типов ТКГ-160 (200; 300) с электрогидротолкателем
Таблица к рис. 7, 8
Тип тормоза | Габаритные и присоединительные размеры тормозов типа ТКГ, мм | |||||||||
А | А1 | В | D | Н | Н1 | L | L1 | L2 | L3 | |
ТКГ-160 | 200 | 72 | 202 | 160 | 415 | 144 | 495 | 355 | 263 | 140 |
ТКГ-200 | 350 | 175 | 200 | 425 | 170 | 603 | 419 | 415 | 213 | |
ТКГ-300 | 500 | 250 | 212 | 300 | 550 | 240 | 772 | 502 | 560 | 270 |
ТКГ-400 | 340 | 170 | 232 | 400 | 600 | 300 | 895 | 630 | 530 | 265 |
ТКГ-500 | 410 | 205 | 500 | 735 | 400 | 1160 | 727 | 786 | 433 |
Окончание таблицы к рис. 7, 8
Тип тормоза | Габаритные и присоединительные размеры тормозов типа ТКГ, мм | ||||||||||
а1 | а2 | b | b1 | b2 | d | hmах | l1 | l2 | s | s1 | |
ТКГ-160 | 90 | 70 | 120 | 13 | 32 | 30 | 6 | 6 | |||
ТКГ-200 | 120 | 60 | 90 | 150 | 90 | 18 | 50 | 80 | 8 | 7 | |
ТКГ-300 | 150 | 80 | 140 | 190 | 120 | 22 | 65 | 80 | 100 | 12 | |
ТКГ-400 | 68 | 180 | 180 | 128 | 80 | 120 | |||||
ТКГ-500 | 85 | 200 | 200 | 140 | 27 | 180 |
Таблица к рис. 9
Тип тормоза | Габаритные и присоединительные размеры, мм | ||||||||||
А | А1 | В | D | Н | Н1 | L | L1 | L2 | L3 | а1 | |
ТКГ-160-1 | 200 | 72 | 202 | 160 | 580 | 144 | 495 | 355 | 263 | 140 | 90 |
ТКГ-200-1 | 350 | 175 | 200 | 587 | 170 | 603 | 419 | 415 | 213 | 120 |
Окончание таблицы к рис. 9
Тип тормоза | Габаритные и присоединительные размеры, мм | |||||||||
а2 | b | b1 | b2 | d | h | l1 | l2 | s | s1 | |
ТКГ-160-1 | 90 | 70 | 120 | 13 | 50 | 30 | 6 | |||
ТКГ-200-1 | 60 | 90 | 150 | 90 | 18 | 50 | 80 | 8 | 7 |
Общий вид, габаритные и установочные размеры колодочного тормоза, типов ТКГ-160(200)-1 с электрогидротолкателем и демпфирующим узлом / В комплект поставки тормоза с электрогидротолкателем входят: тормоз в сборе с электрогидротолкателем; паспорт на тормоз; паспорт на электрогидротолкатель. В комплект поставки тормоза с электромагнитом входят: тормоз в сборе с электромагнитом; паспорт на тормоз; паспорт на электромагнит.
Характеристики Электротехнического оборудования
Характеристики станков
Характеристики КПО
Характеристики импортного оборудования
Характеристики насосного оборудования
Марки стали и сплавов
Прочее оборудование