Двигатели синхронные типа СДЗ 900-4

Общие сведения

Двигатели синхронные типа СДЗ 900-4 трехфазного тока предназначены для привода нагнетателей и других механизмов с большими моментами инерции для работы во взрывоопасных зонах, изготовляются для внутригосударственных и экспортных поставок.

Структура условного обозначения

СДЗ 900 Х-4:
СДЗ - синхронный двигатель закрытый;
900 - высота оси вращения, мм;
Х - условная длина двигателя (М, S);
4 - число полюсов.
Климатическое исполнение УХЛ, категория размещения 4 по ГОСТ 15150-69.

Условия эксплуатации

Номинальные значения климатических факторов по ГОСТ 15150-69 и ГОСТ 15543.1-89.
Температура охлаждающего воздуха от 0 до 40°С.
Относительная влажность не более 80% при температуре 25°С.
Окружающая среда, содержащая взрывоопасные смеси газов и паров с воздухом категории II и групп Т1, Т2, Т3 по ГОСТ 12.1.011-78.
Запыленность охлаждающего воздуха (защитного газа) не более 2 мг/м3.
Группа механического исполнения М1 по ГОСТ 17516.1-90.
Эксплуатация двигателей должна производиться в соответствии с действующими "Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей", в том числе при эксплуатации электроустановок во взрывоопасных зонах, "Правилами устройства электроустановок".
Двигатели соответствуют ГОСТ 18200-90Е, ГОСТ 22782.4-78, ТУ 16-90 ИБПД.528752.009 ТУ. ; ГОСТ 18200-90Е;ГОСТ 22782.4-78;ТУ 16-90 ИБПД.528752.009 ТУ

Технические характеристики

Основные параметры двигателей приведены в табл. 1.

Таблица 1

Наименование параметра Значение параметра для типоисполнений
СДЗ 900М-4 СДЗ 900S-4

Номинальная мощность, кВт

5000

Номинальное напряжение, В

6000 10 000

Номинальная частота вращения, мин-1

1500

Номинальный вращающий момент, кН·м

31,9

Номинальный ток статора, А

550 330

Номинальная частота электрического тока, Гц

50

КПД, %

96,8 96,7

соs j (опережающий)

0,9

Ток ротора, А

360±30 370±30

Напряжение на кольцах ротора при расчетной рабочей температуре, В

53±4 48±4

Кратность начального пускового тока к номинальному

6,3 5,5

Кратность начального пускового момента к номинальному

2,1 1,9

Кратность момента при скольжении, равном 5%, к номинальному

1,7 1,4

Кратность максимального момента к номинальному в синхронном режиме

1,65

Отношение короткого замыкания (ОКЗ)

0,5 0,47

Момент инерции ротора двигателя, кг·м2

335 390

Максимально допустимый момент инерции приводимого механизма при прямом пуске двигателей от сети, приведенный к валу двигателя, кг·м2

1700 1950

Избыточное давление защитного газа, Па, не менее:
на входе в оболочку двигателя
в точке контроля


750
250

Расход защитного газа, м3/с, не менее:
на входе в оболочку двигателя
на входе в контактные кольца


0,8
0,2

Внутренний объем оболочки двигателя, м3

5,1 5,6

Время предпусковой продувки оболочки двигателя, с, не менее

100

Удельная масса двигателя, кг/кВт, не более

3,15 3,34

Масса двигателя, кг

14 900±500 16 700±500

Номинальный режим работы двигателей при работе от сети с номинальной частотой вращения или через преобразователь частоты при пониженных частотах вращения продолжительный (S1) по ГОСТ 183-74. При работе от сети напряжением 6 или 10 кВ двигатель обеспечивает все технологические режимы с мощностью до 5000 кВт при постоянной номинальной частоте вращения 1500 мин-1. При работе через преобразователь частоты в режимах работы нагнетателя без использования и с использованием газа двигатель работает при мощностях и частотах вращения в соответствии с табл. 2 нагрузок электропривода и соs j (опережающим) не менее 0,9.

Таблица 2

Необходимая мощность электропривода, кВт Частота вращения
электропривода, мин-1
с использованием газа без использования газа с использованием газа без использования газа
2150 1800 1150 1075
2400 2050 1185 1125
2700 2250 1235 1160
3050 2550 1285 1210
3350 2800 1330 1250
3650 3000 1370 1280
3800 3200 1390 1305
4100 3400 1425 1335

Пуск двигателей асинхронный от полного напряжения сети при моменте инерции механизма не более указанного в табл. 1.
Момент сопротивления приводимых механизмов при пуске должен изменяться по квадратичной кривой от 0 до 0,4 Мном.
Обмотка ротора при пуске двигателей замкнута на разрядное сопротивление Б6У2.
По условиям нагрева активных частей двигатели допускают два пуска подряд из холодного состояния и один пуск после остановки работавшего двигателя. Последующие пуски должны производиться после перерыва не менее 30 мин.
Число пусков двигателей в год - не более 60, за срок службы - не более 1200. При моментах инерции приводимых механизмов выше приведенных в табл. 1, а также при моментах сопротивления их в конце пуска выше 0,4 Мном, пуск двигателей должен производиться от частотных пусковых устройств типа ПУВС. При этом число пусков должно быть не более 500 в год. Длительность пуска не должна превышать 40-60 с при пусковом токе не более 1,5Iном.
Обмотка статора двигателей имеет три начала фаз, выведенных в коробку выводов, и три конца фаз, соединенных в нуль "звезды" внутри корпуса двигателя. Для обеспечения дифференциальной защиты двигателей в его верхней части на двух нулевых выводах размещены встроенные трансформаторы тока типа ТОЛ10-0,5/10Р-400/5У3 для двигателей напряжением 10 кВ и ТОЛ10-0,5/10Р-600/5У3 для двигателей напряжением 6 кВ.
Изоляция обмотки статора термореактивная. Изоляция обмоток статора и ротора класса нагревостойкости F по ГОСТ 8865-93 с температурным использованием по классу В.
Сопротивление изоляции при рабочей температуре для обмоток статора напряжением 6 кВ - не менее 6 МОм, напряжением 10 кВ - не менее 10 МОм, для обмотки ротора - не менее 0,5 МОм.
Возбуждение двигателей осуществляется от статического тиристорного возбудителя типа ТВ630Р1.
По согласованию с заказчиком возбуждение двигателей может осуществляться от статических тиристорных возбудителей, входящих в состав комплектных тиристорных электроприводов типа ПЧВС.
Показатели надежности:
коэффициент готовности - не менее 0,993;
срок службы - не менее 25 лет;
срок службы до капитального ремонта - не более 6 лет;
ресурс до капитального ремонта - не менее 18 000 ч;
средняя наработка на отказ - не менее 15 000 ч;
допустимый срок сохраняемости - 1 год.
Гарантийный срок - 2,5 года со дня ввода двигателей в эксплуатацию, но не более 3 лет со дня отгрузки их с предприятия-изготовителя или проследования через государственную границу России.

Исполнение двигателей горизонтальное, на двух щитовых подшипниках, с приводным концом вала. Форма исполнения IМ1001 по ГОСТ 2479-79 (рисунок).

Таблица к рисунку

Типоисполнение Размеры, мм
l l1 L1 L В
СДЗ 900М-4 520±1,5 1560 1972±2 3390±5 2080±5
СДЗ 900S-4 625±1,5 1875 2172±2 3590±5 2230±5

Общий вид, габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателей СДЗ 900-4:
1 - штуцер для подключения сигнализатора напора
Степень защиты двигателей IР43, коробки выводов IР54 по ГОСТ 17494-87.
Двигатели имеют уровень взрывозащиты "повышенная надежность против взрыва" с видом взрывозащиты "заполнение оболочки под избыточным давлением" и соответствуют требованиям ГОСТ 22782.0-81 и ГОСТ 22782.4-78.
Маркировка взрывозащиты 2ЕхрIIТ3 по ГОСТ 12.2.020-76.
Уровень взрывозащиты "повышенная надежность против взрыва" обеспечивается путем автоматической подачи сигнала при снижении внутри оболочки двигателя избыточного давления защитного газа ниже установленного предела.
Для продувки двигателей перед пуском и для создания избыточного давления в оболочке двигателей во время работы используется отдельный источник подачи воздуха (защитного газа).
Направление вращения двигателей правое по ГОСТ 27471-87.
Подшипники - щитовые с комбинированной смазкой (кольцевой и циркуляционной).
Масло турбинное марки Тп-22 или Тп-22С подается в подшипники от специальной установки с температурой не более 40°С при давлении на входе не менее 1,5·105 Па.
На каждый подшипник расход масла не менее 0,2·10-3 м3/с.
Вентиляция двигателей осуществляется по замкнутому циклу за счет напора, развиваемого ротором. Охлаждение воздуха - при помощи водяного воздухоохладителя, встроенного в корпусе двигателя сверху под статором. В двигателях смонтированы датчики появления воды в корпусе двигателя.
Способ охлаждения 1СW37А71 по ГОСТ 20459-87. Для охлаждения двигателей применяется вода рода ПВ. Расход воды не менее 0,013 м3/с при давлении воды у входа в воздухоохладитель не более 2·105 Па. По требованию заказчика двигатели могут быть изготовлены с охладителями для морской воды.
Для создания избыточного давления внутри оболочки двигателя и в камере контактных колец, а также продувки их перед пуском используется вентилятор наддува, обеспечивающий давление на входе в оболочку двигателя и контактных колец 750 Па при расходе 1 м3/с. Отвод воздуха при продувке оболочки двигателя производится через механический клапан типа КПМЗ400, расположенный в верхней части двигателя. К клапану подключаются два напоромера давления.
Отвод воздуха при продувке камеры контактных колец производится через воздуховод, присоединяемый к фланцу в нижней части камеры.
На двигателях в зоне наименьшего давления установлен штуцер для присоединения напоромера давления, который при снижении давления ниже 250 Па дает сигнал на аварийную сигнализацию.
В электрической схеме пуска и управления двигателей предусмотрена блокировка:
допускающая пуск только после предпусковой продувки оболочки двигателя и всех воздуховодов чистым воздухом в количестве, достаточном для удаления первоначальной среды, но не менее пятикратного объема оболочки двигателя и всех воздуховодов;
включающая сигнал опасности при падении избыточного давления защитного газа ниже допустимого значения;
не разрешающая пуск двигателя, если клапан открыт или продувка произведена не полностью или отсутствовала;
запрещающая включение схемы, и для сигнализации попадания воды в двигатель до включения двигателя в сеть;
включающая сигнал опасности на появление воды в двигателе из воздухоохладителя.
В двигателях предусмотрены следующие виды теплоконтроля:
температуры обмотки и сердечника статора путем установки шести медных термопреобразователей сопротивления;
температуры воздуха путем установки трех термопреобразователей сопротивления типа ТСМ-0879-01;
температуры подшипников путем установки в подшипниках двух термопреобразователей сопротивления типа ТСМ-0879-01.
Контроль температур с помощью термопреобразователей сопротивления производится с помощью уравновешенного моста во взрывозащищенном исполнении, не входящего в комплект поставки завода-изготовителя двигателя.
Среднеквадратическое значение вибрационной скорости пакетов статора не более 4,5 мм/с по ГОСТ 20815-93.
Среднеквадратическое значение вибрационной скорости подшипниковых опор в октавной полосе, включающей в себя номинальную частоту вращения двигателя, не превышает 2,8 мм/с.
Средний уровень звука на расстоянии 1 м от корпуса двигателя не превышает 92 дБА. Для двигателей, поставляемых на экспорт, корректированный уровень звуковой мощности не превышает 106 дБА.

В комплект поставки входят: двигатель, тиристорный возбудитель ТВ630Р1, блок резисторов Б6У2, согласующий трансформатор ТСЗП80/0,7 ВУ3, трансформатор тока ТОЛ10-0,5/10Р-400/5У3 (встроен в двигатель на 10 кВ), ТОЛ10-0,5/10Р-600/5У3 (встроен в двигатель на 6 кВ), комплект аппаратуры теплоконтроля, напоромер давления, воздухоохладитель, запасные части, эксплуатационная документация: паспорт, техническое описание и инструкция по эксплуатации; ведомость ЗИП; комплект чертежей.

Характеристики Электротехнического оборудования

Характеристики станков

Характеристики КПО

Характеристики импортного оборудования

Характеристики насосного оборудования

Марки стали и сплавов

Прочее оборудование

© Машинформ | Справочник содержания драгоценных металлов | mashinform@bk.ru