Двигатели синхронные типа СДЗ 900-4
Общие сведения
Двигатели синхронные типа СДЗ 900-4 трехфазного тока предназначены для привода нагнетателей и других механизмов с большими моментами инерции для работы во взрывоопасных зонах, изготовляются для внутригосударственных и экспортных поставок.
Структура условного обозначения
СДЗ 900 Х-4:
СДЗ - синхронный двигатель закрытый;
900 - высота оси вращения, мм;
Х - условная длина двигателя (М, S);
4 - число полюсов.
Климатическое исполнение УХЛ, категория размещения 4 по ГОСТ 15150-69.
Условия эксплуатации
Номинальные значения климатических факторов по ГОСТ 15150-69 и ГОСТ 15543.1-89.
Температура охлаждающего воздуха от 0 до 40°С.
Относительная влажность не более 80% при температуре 25°С.
Окружающая среда, содержащая взрывоопасные смеси газов и паров с воздухом категории II и групп Т1, Т2, Т3 по ГОСТ 12.1.011-78.
Запыленность охлаждающего воздуха (защитного газа) не более 2 мг/м3.
Группа механического исполнения М1 по ГОСТ 17516.1-90.
Эксплуатация двигателей должна производиться в соответствии с действующими "Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей", в том числе при эксплуатации электроустановок во взрывоопасных зонах, "Правилами устройства электроустановок".
Двигатели соответствуют ГОСТ 18200-90Е, ГОСТ 22782.4-78, ТУ 16-90 ИБПД.528752.009 ТУ. ; ГОСТ 18200-90Е;ГОСТ 22782.4-78;ТУ 16-90 ИБПД.528752.009 ТУ
Технические характеристики
Основные параметры двигателей приведены в табл. 1.
Наименование параметра | Значение параметра для типоисполнений | ||
СДЗ 900М-4 | СДЗ 900S-4 | ||
Номинальная мощность, кВт | 5000 | ||
Номинальное напряжение, В | 6000 | 10 000 | |
Номинальная частота вращения, мин-1 | 1500 | ||
Номинальный вращающий момент, кН·м | 31,9 | ||
Номинальный ток статора, А | 550 | 330 | |
Номинальная частота электрического тока, Гц | 50 | ||
КПД, % | 96,8 | 96,7 | |
соs j (опережающий) | 0,9 | ||
Ток ротора, А | 360±30 | 370±30 | |
Напряжение на кольцах ротора при расчетной рабочей температуре, В | 53±4 | 48±4 | |
Кратность начального пускового тока к номинальному | 6,3 | 5,5 | |
Кратность начального пускового момента к номинальному | 2,1 | 1,9 | |
Кратность момента при скольжении, равном 5%, к номинальному | 1,7 | 1,4 | |
Кратность максимального момента к номинальному в синхронном режиме | 1,65 | ||
Отношение короткого замыкания (ОКЗ) | 0,5 | 0,47 | |
Момент инерции ротора двигателя, кг·м2 | 335 | 390 | |
Максимально допустимый момент инерции приводимого механизма при прямом пуске двигателей от сети, приведенный к валу двигателя, кг·м2 | 1700 | 1950 | |
Избыточное давление защитного газа, Па, не менее: | 750 250 | ||
Расход защитного газа, м3/с, не менее: | 0,8 0,2 | ||
Внутренний объем оболочки двигателя, м3 | 5,1 | 5,6 | |
Время предпусковой продувки оболочки двигателя, с, не менее | 100 | ||
Удельная масса двигателя, кг/кВт, не более | 3,15 | 3,34 | |
Масса двигателя, кг | 14 900±500 | 16 700±500 |
Номинальный режим работы двигателей при работе от сети с номинальной частотой вращения или через преобразователь частоты при пониженных частотах вращения продолжительный (S1) по ГОСТ 183-74. При работе от сети напряжением 6 или 10 кВ двигатель обеспечивает все технологические режимы с мощностью до 5000 кВт при постоянной номинальной частоте вращения 1500 мин-1. При работе через преобразователь частоты в режимах работы нагнетателя без использования и с использованием газа двигатель работает при мощностях и частотах вращения в соответствии с табл. 2 нагрузок электропривода и соs j (опережающим) не менее 0,9.
Необходимая мощность электропривода, кВт | Частота вращения электропривода, мин-1 | ||
с использованием газа | без использования газа | с использованием газа | без использования газа |
2150 | 1800 | 1150 | 1075 |
2400 | 2050 | 1185 | 1125 |
2700 | 2250 | 1235 | 1160 |
3050 | 2550 | 1285 | 1210 |
3350 | 2800 | 1330 | 1250 |
3650 | 3000 | 1370 | 1280 |
3800 | 3200 | 1390 | 1305 |
4100 | 3400 | 1425 | 1335 |
Пуск двигателей асинхронный от полного напряжения сети при моменте инерции механизма не более указанного в табл. 1.
Момент сопротивления приводимых механизмов при пуске должен изменяться по квадратичной кривой от 0 до 0,4 Мном.
Обмотка ротора при пуске двигателей замкнута на разрядное сопротивление Б6У2.
По условиям нагрева активных частей двигатели допускают два пуска подряд из холодного состояния и один пуск после остановки работавшего двигателя. Последующие пуски должны производиться после перерыва не менее 30 мин.
Число пусков двигателей в год - не более 60, за срок службы - не более 1200. При моментах инерции приводимых механизмов выше приведенных в табл. 1, а также при моментах сопротивления их в конце пуска выше 0,4 Мном, пуск двигателей должен производиться от частотных пусковых устройств типа ПУВС. При этом число пусков должно быть не более 500 в год. Длительность пуска не должна превышать 40-60 с при пусковом токе не более 1,5Iном.
Обмотка статора двигателей имеет три начала фаз, выведенных в коробку выводов, и три конца фаз, соединенных в нуль "звезды" внутри корпуса двигателя. Для обеспечения дифференциальной защиты двигателей в его верхней части на двух нулевых выводах размещены встроенные трансформаторы тока типа ТОЛ10-0,5/10Р-400/5У3 для двигателей напряжением 10 кВ и ТОЛ10-0,5/10Р-600/5У3 для двигателей напряжением 6 кВ.
Изоляция обмотки статора термореактивная. Изоляция обмоток статора и ротора класса нагревостойкости F по ГОСТ 8865-93 с температурным использованием по классу В.
Сопротивление изоляции при рабочей температуре для обмоток статора напряжением 6 кВ - не менее 6 МОм, напряжением 10 кВ - не менее 10 МОм, для обмотки ротора - не менее 0,5 МОм.
Возбуждение двигателей осуществляется от статического тиристорного возбудителя типа ТВ630Р1.
По согласованию с заказчиком возбуждение двигателей может осуществляться от статических тиристорных возбудителей, входящих в состав комплектных тиристорных электроприводов типа ПЧВС.
Показатели надежности:
коэффициент готовности - не менее 0,993;
срок службы - не менее 25 лет;
срок службы до капитального ремонта - не более 6 лет;
ресурс до капитального ремонта - не менее 18 000 ч;
средняя наработка на отказ - не менее 15 000 ч;
допустимый срок сохраняемости - 1 год.
Гарантийный срок - 2,5 года со дня ввода двигателей в эксплуатацию, но не более 3 лет со дня отгрузки их с предприятия-изготовителя или проследования через государственную границу России.
Исполнение двигателей горизонтальное, на двух щитовых подшипниках, с приводным концом вала. Форма исполнения IМ1001 по ГОСТ 2479-79 (рисунок).
Типоисполнение | Размеры, мм | ||||
l | l1 | L1 | L | В | |
СДЗ 900М-4 | 520±1,5 | 1560 | 1972±2 | 3390±5 | 2080±5 |
СДЗ 900S-4 | 625±1,5 | 1875 | 2172±2 | 3590±5 | 2230±5 |
Общий вид, габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателей СДЗ 900-4:
1 - штуцер для подключения сигнализатора напора
Степень защиты двигателей IР43, коробки выводов IР54 по ГОСТ 17494-87.
Двигатели имеют уровень взрывозащиты "повышенная надежность против взрыва" с видом взрывозащиты "заполнение оболочки под избыточным давлением" и соответствуют требованиям ГОСТ 22782.0-81 и ГОСТ 22782.4-78.
Маркировка взрывозащиты 2ЕхрIIТ3 по ГОСТ 12.2.020-76.
Уровень взрывозащиты "повышенная надежность против взрыва" обеспечивается путем автоматической подачи сигнала при снижении внутри оболочки двигателя избыточного давления защитного газа ниже установленного предела.
Для продувки двигателей перед пуском и для создания избыточного давления в оболочке двигателей во время работы используется отдельный источник подачи воздуха (защитного газа).
Направление вращения двигателей правое по ГОСТ 27471-87.
Подшипники - щитовые с комбинированной смазкой (кольцевой и циркуляционной).
Масло турбинное марки Тп-22 или Тп-22С подается в подшипники от специальной установки с температурой не более 40°С при давлении на входе не менее 1,5·105 Па.
На каждый подшипник расход масла не менее 0,2·10-3 м3/с.
Вентиляция двигателей осуществляется по замкнутому циклу за счет напора, развиваемого ротором. Охлаждение воздуха - при помощи водяного воздухоохладителя, встроенного в корпусе двигателя сверху под статором. В двигателях смонтированы датчики появления воды в корпусе двигателя.
Способ охлаждения 1СW37А71 по ГОСТ 20459-87. Для охлаждения двигателей применяется вода рода ПВ. Расход воды не менее 0,013 м3/с при давлении воды у входа в воздухоохладитель не более 2·105 Па. По требованию заказчика двигатели могут быть изготовлены с охладителями для морской воды.
Для создания избыточного давления внутри оболочки двигателя и в камере контактных колец, а также продувки их перед пуском используется вентилятор наддува, обеспечивающий давление на входе в оболочку двигателя и контактных колец 750 Па при расходе 1 м3/с. Отвод воздуха при продувке оболочки двигателя производится через механический клапан типа КПМЗ400, расположенный в верхней части двигателя. К клапану подключаются два напоромера давления.
Отвод воздуха при продувке камеры контактных колец производится через воздуховод, присоединяемый к фланцу в нижней части камеры.
На двигателях в зоне наименьшего давления установлен штуцер для присоединения напоромера давления, который при снижении давления ниже 250 Па дает сигнал на аварийную сигнализацию.
В электрической схеме пуска и управления двигателей предусмотрена блокировка:
допускающая пуск только после предпусковой продувки оболочки двигателя и всех воздуховодов чистым воздухом в количестве, достаточном для удаления первоначальной среды, но не менее пятикратного объема оболочки двигателя и всех воздуховодов;
включающая сигнал опасности при падении избыточного давления защитного газа ниже допустимого значения;
не разрешающая пуск двигателя, если клапан открыт или продувка произведена не полностью или отсутствовала;
запрещающая включение схемы, и для сигнализации попадания воды в двигатель до включения двигателя в сеть;
включающая сигнал опасности на появление воды в двигателе из воздухоохладителя.
В двигателях предусмотрены следующие виды теплоконтроля:
температуры обмотки и сердечника статора путем установки шести медных термопреобразователей сопротивления;
температуры воздуха путем установки трех термопреобразователей сопротивления типа ТСМ-0879-01;
температуры подшипников путем установки в подшипниках двух термопреобразователей сопротивления типа ТСМ-0879-01.
Контроль температур с помощью термопреобразователей сопротивления производится с помощью уравновешенного моста во взрывозащищенном исполнении, не входящего в комплект поставки завода-изготовителя двигателя.
Среднеквадратическое значение вибрационной скорости пакетов статора не более 4,5 мм/с по ГОСТ 20815-93.
Среднеквадратическое значение вибрационной скорости подшипниковых опор в октавной полосе, включающей в себя номинальную частоту вращения двигателя, не превышает 2,8 мм/с.
Средний уровень звука на расстоянии 1 м от корпуса двигателя не превышает 92 дБА. Для двигателей, поставляемых на экспорт, корректированный уровень звуковой мощности не превышает 106 дБА.
В комплект поставки входят: двигатель, тиристорный возбудитель ТВ630Р1, блок резисторов Б6У2, согласующий трансформатор ТСЗП80/0,7 ВУ3, трансформатор тока ТОЛ10-0,5/10Р-400/5У3 (встроен в двигатель на 10 кВ), ТОЛ10-0,5/10Р-600/5У3 (встроен в двигатель на 6 кВ), комплект аппаратуры теплоконтроля, напоромер давления, воздухоохладитель, запасные части, эксплуатационная документация: паспорт, техническое описание и инструкция по эксплуатации; ведомость ЗИП; комплект чертежей.
Характеристики Электротехнического оборудования
Характеристики станков
Характеристики КПО
Характеристики импортного оборудования
Характеристики насосного оборудования
Марки стали и сплавов
Прочее оборудование