Двигатели асинхронные погружные серии ПЭД С преобразователем давления и температуры системы ТМС-3
Общие сведения
Двигатели асинхронные погружные трехфазные двухполюсные с короткозамкнутым ротором маслонаполненные в нормальном и коррозионностойком исполнениях серии ПЭД предназначены для работы от сети переменного тока частотой 50 Гц в качестве привода центробежных насосов для откачки пластовой жидкости из нефтяных скважин.
Конструкция двигателя обеспечивает присоединение преобразователя давления и температуры ПДТ системы ТМС-3, предназначенного для формирования сигнала о предельном установленном значении температуры в полости двигателя и давления пластовой жидкости на приеме насоса.
Структура условного обозначения
двигателя 1ПЭДХХХ-ХМХХВ5:
1 - номер модификации (двигатель с ПДТ системы ТМС-3 -
модификация 1);
ПЭД - погружной электродвигатель;
Х - конструктивное исполнение (отсутствие буквы -
несекционный, С - секционный);
Х - исполнение по коррозионной стойкости (отсутствие буквы -
нормальное, К - коррозионно-стойкое);
Х - мощность, кВт;
Х - диаметр корпуса, мм;
МХ - шифр модернизации двигателя и ее номер (отсутствие
обозначения - основная разработка);
Х - шифр модификации гидрозащиты (отсутствие буквы - основная
разработка);
В5 - климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ
15150-69. электродвигателя ХЭДХХ-ХМХХ:
Х - номер модификации (электродвигатель с ПДТ системы ТМС-3 -
модификация 1; отсутствие цифры - для верхней или средней
секции);
ЭД - электродвигатель;
Х - исполнение по коррозионной стойкости (отсутствие буквы -
нормальное, К - коррозионно-стойкое);
Х - условная мощность, кВт;
Х - диаметр корпуса, мм;
МХ - шифр модернизации электродвигателя и ее номер (отсутствие
буквы - основная разработка);
Х - расположение статора электродвигателя относительно торца
секционирования (отсутствие буквы - без торца для
секционирования; В - над торцом секционирования;
С - между торцами секционирования;
Н - под торцом секционирования). гидрозащиты ПХХХХ:
П - протектор;
Х - исполнение по коррозионной стойкости (отсутствие буквы -
нормальное, К - коррозионно-стойкое);
Х - шифр модификации (отсутствие буквы - основная модель);
Х - диаметр корпуса, мм;
Х - шифр модернизации (отсутствие буквы - основная
разработка, где в качестве разделителя применена барьерная
жидкость; Д - разработка, где в качестве разделителя
применена диафрагма).
Условия эксплуатации
Двигатели предназначены для работы в среде пластовой жидкости (смесь нефти, попутной воды и попутного газа) с температурой до 90°С, содержащей механические примеси в откачиваемой жидкости (с относительной твердостью частиц до 5 баллов по шкале Мооса) - не более 0,5 г/л; сероводород для нормального исполнения - не более 0,01 г/л, для коррозионно-стойкого исполнения - не более 1,25 г/л;
свободный газ (по объему) не более 55%, гидростатическое давление в зоне двигателя - не более 25 МПа (250 кгс/см2).
Двигатели соответствуют группе механического исполнения М18 по ГОСТ 17516.1-90, требованиям техники безопасности по ГОСТ 12.2.007.0-75, действующим "Правилам устройства электроустановок", "Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей", "Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей", а также "Руководству по эксплуатации УЭЦНМ РЭ", М., ОКБ БН, 1987, требованиям пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004-85.
Двигатели соответствуют ТУ 16-652.031-87.
Нормативно-технический документ
ТУ 16-652.031-87
Технические характеристики
Технические данные двигателей приведены в табл. 1, 2.
Типоисполнение электродвигателя | Номинальная мощность, кВт | Номинальное напряжение, В | Номинальный ток, А | Номинальная частота вращения (синхр.), мин-1 | |
Исполнение | |||||
нормальное | коррозионно-стойкое | ||||
1ЭД16-103 | 1ЭДК16-103 | 16 | 530 | 26 | 3000 |
1ЭД22-103 | 1ЭДК22-103 | 22 | 700 | 27 | |
1ЭД32-103 | 1ЭДК32-103 | 32 | 1000 | 27,5 | |
1ЭД45-103 | 1ЭДК45-103 | 45 | 1050 | 37 | |
ЭД32-103В | ЭДК32-103В | 31,5 | 750 | 36,5 | |
1ЭД32-103Н | 1ЭДК32-103Н | ||||
в сборе | в сборе | 63 | 1500 | ||
ЭД45-103В | ЭДК45-103В | 45 | 1050 | 37 | |
1ЭД45-103Н | 1ЭДК45-103Н | ||||
в сборе | в сборе | 90 | 2100 | ||
1ЭД45-117 | 1ЭДК45-117 | 45 | 1000 | 36 | |
1ЭД63-117 | 1ЭДК63-117 | 63 | 1400 | ||
ЭД45-117В | ЭДК45-117В | 45 | 975 | 37 | |
1ЭД45-117Н | 1ЭДК45-117Н | ||||
в сборе | в сборе | 90 | 1950 | ||
ЭД63-117В | ЭДК63-117В | 62,5 | 975 | 51 | |
1ЭД63-117Н | 1ЭДК63-117Н | ||||
в сборе | в сборе | 125 | 1950 | ||
1ЭД90-123 | 1ЭДК90-123 | 90 | 2200 | 32,5 | |
ЭД90-123В | ЭДК90-123В | 90 | 1075 | 66 | |
1ЭД90-123Н | 1ЭДК90-123Н | ||||
в сборе | в сборе | 180 | 2150 | ||
ЭД83-123В | ЭДК83-123В | 83,5 | 750 | 88 | |
ЭД83-123С | ЭДК83-123С | ||||
1ЭД83-123Н | 1ЭДК83-123Н | ||||
в сборе | в сборе | 250 | 2250 |
Сопротивление изоляции обмотки статора относительно корпуса, МОм, не менее | |||||
в практически холодном состоянии при температуре окружающей среды (20±10) ° С | в нагретом состоянии при температуре не менее 115 ° С | ||||
электродвигатель | в сборе | электродвигатель | в сборе | ||
с ПДТ | без ПДТ | с ПДТ | без ПДТ | без ПДТ | без ПДТ |
100 | 200 | 50/53,5 | 100/67,5 | 15 | 7,5/5 |
Примечание. В числителе приведены значения сопротивления изоляции обмотки статора относительно корпуса для двухсекционных электродвигателей, а в знаменателе – для трехсекционных. |
Гарантийный срок - 1,5 года со дня ввода двигателей в эксплуатацию.
Двигатель состоит из одного или нескольких электродвигателей и гидрозащиты. Типы двигателей, входящие в их состав типы электродвигателей и гидрозащит, а также габаритные размеры электродвигателей и гидрозащит приведены в табл. 3.
Типоисполнение двигателя | Типоисполнение электродвигателя | Габаритные размеры электродвигателя, мм | Тип гидрозащиты | Габаритные размеры гидрозащиты, мм | Масса двигателя, кг | ||
Диаметр | Длина | Диаметр | Длина | ||||
1ПЭД16-103ДВ5 | 1ЭД16-103 | 103 | 2928±5 | П92 П92Д | 92 | 2200±5 | 232 235 |
1ПЭДК16-103ДВ5 | 1ЭДК16-103 | ПК92 ПК92Д | 232 235 | ||||
1ПЭД22-103ДВ5 | 1ЭД22-103 | 3618±5 | П92 П92Д | 276 279 | |||
1ПЭДК22-103ДВ5 | 1ЭДК22-103 | ПК92 ПК92Д | 276 279 | ||||
1ПЭД32-103ДВ5 | 1ЭД32-103 | 5008±5 | П92 П92Д | 358 361 | |||
1ПЭДК32-103ДВ5 | 1ЭДК32-103 | ПК92 ПК92Д | 358 361 | ||||
1ПЭД45-103ДВ5 | 1ЭД45-103 | 5703±6 | П92 П92Д | 405 408 | |||
1ПЭДК45-103ДВ5 | 1ЭДК45-103 | ПК92 ПК92Д | 405 408 | ||||
1ПЭДС63-103ДВ5 | 1ЭД32-103Н ЭД32-103В | 5070±5 | П92 П92Д | 646 649 | |||
1ПЭДСК63-103ДВ5 | 1ЭДК32-103Н ЭДК32-103В | ПК92 ПК92Д | 646 649 | ||||
1ПЭДС90-103ДВ5 | 1ЭД45-103Н ЭД45-103В | 5765±6 | П92 П92Д | 735 738 | |||
1ПЭДСК90-103ДВ5 | 1ЭДК45-103Н ЭДК45-103В | ПК92 ПК92Д | 735 738 | ||||
1ПЭД45-117ДВ5 | 1ЭД45-117 | 117 | 4693±5 | П92 П92Д | 419 421 | ||
1ПЭДК45-117ДВ5 | 1ЭДК45-117 | ПК92 ПК92Д | 419 421 | ||||
1ПЭД63-117ДВ5 | 1ЭД63-117 | 6603±6 | П92 П92Д | 566 569 | |||
1ПЭДК63-117ДВ5 | 1ЭДК63-117 | ПК92 ПК92Д | 566 569 | ||||
1ПЭДС90-117ДВ5 | 1ЭД45-117Н ЭД45-117В | 117 | 4755±5 | П92 П92Д | 92 | 2200±5 | 776 779 |
1ПЭДСК90-117ДВ5 | 1ЭДК45-117Н ЭДК45-117В | ПК92 ПК92Д | 776 779 | ||||
1ПЭДС125-117ДВ5 | 1ЭД63-117Н ЭД63-117В | 6665±6 | П92 П92Д | 1070 1073 | |||
1ПЭДСК125-117ДВ5 | 1ЭДК63-117Н ЭДК63-117В | ПК92 ПК92Д | 1070 1073 | ||||
1ПЭД90-123ДВ5 | 1ЭД90-123 | 123 | 7133±6 | П114 П114Д | 114 | 2300±5 | 709 712 |
1ПЭДК90-123ДВ5 | 1ЭДК90-123 | ПК114 ПК114Д | 709 712 | ||||
1ПЭДС180-123ДВ5 | 1ЭД90-123Н ЭД90-123В | 7195±6 | П114 П114Д | 1323 1326 | |||
1ПЭДСК180-123ДВ5 | 1ЭДК90-123Н ЭДК90-123 | ПК114 ПК114Д | 1323 1326 | ||||
1ПЭДС250-123ДВ5 | 1ЭД83-123Н ЭД83-123В ЭД83-123С | П114 П114Д | 1933 1936 | ||||
1ПЭДСК250-123ДВ5 | 1ЭДК83-123Н ЭДК83-123В ЭДК83-123С | ПК114 ПК114Д | 1933 1936 |
Электродвигатель (рис. 1-4) состоит из следующих основных узлов: статора, ротора, головки с токовводом, корпуса ПДТ, корпуса, узла секционирования.
Общий вид односекционного электродвигателя:
1 - головка;
2 - пята;
3 - подпятник;
4, 6 - радиальные опоры;
5 - обмотка статора;
7 - статор;
8 - ротор;
9 - вал;
10 - корпус;
11 - фланец;
12 - преобразователь ПДТ;
13 - корпус ПДТ;
14 - токоввод
Общий вид верхнего электродвигателя:
1 - головка;
2 - пята;
3 - подпятник;
4, 6 - радиальные опоры;
5 - обмотка статора;
7 - статор;
8 - ротор;
9 - вал;
10 - корпус;
11 - муфта;
12 - изолятор;
13 - контакт;
14 - токоввод
Общий вид нижнего электродвигателя:
1, 10 - корпуса;
2 - контакты;
3 - пята;
4 - подпятник;
5 - обмотка статора;
6 - статор;
7 - ротор;
8 - радиальная опора;
9 - вал;
11 - фланец;
12 - преобразователь ПДТ;
13 - корпус ПДТ
Общий вид среднего электродвигателя:
1, 11 - корпуса;
2 - изолятор;
3 - пята;
4 - подпятник;
5, 7 - радиальные опоры;
6 - обмотка статора;
8 - ротор;
9 - статор;
10 - вал;
12 - муфта;
13 - изолятор;
14 - контакт
Статор выполнен из трубы, в которую запрессован магнитопровод, изготовленный из листовой электротехнической стали (сердечник статора).
Обмотка статора однослойная протяжная, катушечная. Фазы обмотки соединены в "звезду".
Ротор короткозамкнутый многосекционный. В состав ротора входит вал, опирающийся на радиальные опоры (подшипники скольжения).
Головка с токовводом представляет собой сборочную единицу, расположенную в верхней части электродвигателя (над статором). В головке расположены: узел упорного подшипника, состоящий из пяты и подпятника, радиальные подшипники скольжения, узел токоввода.
В корпусе встроен преобразователь ПДТ, прикрепленный к фланцу.
В нижней части электродвигателя (под статором) установлен корпус крайнего радиального подшипника на котором расположен фильтр для очистки масла и с помощью которого обеспечивается монтаж канала связи от статора к ПДТ.
Секционный электродвигатель состоит из двух или трех электродвигателей.
Статор верхнего электродвигателя расположен над торцом секционирования (верхняя секция рис. 2), статор нижнего электродвигателя - под торцом секционирования (нижняя секция рис. 3), статор среднего электродвигателя - между торцами секционирования (средняя секция рис. 4).
Конструкция электродвигателя рис. 2 аналогична конструкции электродвигателя рис. 1 за исключением корпуса и корпуса ПДТ. Вместо них установлена верхняя часть узла секционирования, где, кроме отверстия с пробкой для закачки масла внутрь электродвигателя, имеются изоляторы, в которых размещены контакты, и вал ротора с муфтой шлицевого соединения.
Конструкция электродвигателя рис. 3 аналогична конструкции электродвигателя рис. 1, за исключением головки с токовводом, вместо которой установлена нижняя часть узла секционирования. Изоляторы с контактами установлены в торце электродвигателя, а кабельные вводы проходят вдоль пяты и подпятника.
Конструкция электродвигателя рис. 4 отличается от конструкции электродвигателя рис. 1 наличием верхней и нижней частей узла секционирования вместо головки с токовводом, корпуса и корпуса ПДТ.
Защиту от попадания пластовой жидкости во внутреннюю полость электродвигателя и компенсацию расхода и температурных изменений объема масла осуществляет протектор (гидрозащита), установленный между электродвигателем и насосом.
Модернизированная гидрозащита (рис. 5) состоит из головок, корпусных элементов, ниппелей, соединенных между собой посредством резьбы.
Общий вид модернизированной гидрозащиты:
1 - верхняя головка;
2, 7 - торцовые уплотнения;
3, 8 - ниппели;
4 - подшипник;
5 - диафрагма;
6, 9 - корпус;
10 - вал;
11 - подпятник;
12 - пята;
13 - нижняя головка
На обоих концах вала имеются шлицы для соединения с валами насоса и электродвигателя.
Торцовые уплотнения служат для защиты от проникновения пластовой жидкости по валу. +В комплект входят: двигатель, запасные части и инструмент согласно ведомости ЗИП - 1 набор.
К каждому двигателю прилагаются: паспорт двигателя, паспорта на все электродвигатели (секции), паспорт гидрозащиты, паспорт преобразователя давления и температуры (ПДТ), ведомость ЗИП, техническое описание и инструкция по эксплуатации на двигатель и преобразователь ПДТ - число экземпляров по заказу потребителя.
При отсутствии заказа прилагаются:
ведомость ЗИП (запасных частей) - 1 экз. на 5 двигателей;
ведомость ЗИП (инструмент) - 1 экз. на 100 двигателей;
техническое описание и инструкция по эксплуатации - 1 экз. на 10 двигателей.
Характеристики Электротехнического оборудования
Характеристики станков
Характеристики КПО
Характеристики импортного оборудования
Характеристики насосного оборудования
Марки стали и сплавов
Прочее оборудование