Двигатели асинхронные типа АИУВ 250, 2ВР2М280S4
Общие сведения
Двигатели асинхронные типа АИУВ250 предназначены для работы в качестве привода стационарных вентиляторов местного проветривания типа ВМЦ-8 в угольных и сланцевых шахтах, опасных по газу (метану) или угольной пыли. Двигатель является взрывобезопасным только в сопряжении с вентилятором.
Двигатели асинхронные взрывозащищенные типа 2ВР2М280S4 предназначены для работы в качестве привода двухступенчатого осевого вентилятора местного проветривания типа ВМЭ2-10 в угольных и сланцевых шахтах, опасных по газу (метану) и угольной пыли.
Исполнение по взрывозащите для внутригосударственных поставок РВ 3В для поставок на экспорт ЕхdI по ГОСТ 22782.6-81.
Структура условного обозначения
АИУВ250S2Х5:
А - асинхронный;
И - обозначение серии (Интерэлектро);
У - рудничный;
В - вентиляторный;
250 - высота оси вращения, мм;
S - условное обозначение длины двигателя;
2 - число полюсов;
Х5 - климатическое исполнение (У, Т) и категория размещения по
ГОСТ 15150-69;
#61
2ВР2М280S4Х5:
2В - наименование серии;
Р - рудничный;
2М - вентиляторный (местного проветривания);
280 - высота оси вращения, мм;
S - условное обозначение длины двигателя;
4 - число полюсов;
Х5 - климатическое исполнение (У, ХЛ, Т) и категория
размещения по ГОСТ 15150-69.
Условия эксплуатации
Высота над уровнем моря не более 1000 м.
Температура окружающего воздуха от минус 5 до 35°С для АИУВ250, от минус 60 до 35°С для 2ВР2М280S4.
Относительная влажность воздуха до 100% при температуре 35°С.
Группа механического исполнения двигателей АИУВ250 М4, двигателей 2ВР2М280S4 - М2 по ГОСТ 17516.1-90.
Требования техники безопасности по ГОСТ 12.1.011-78, 12.1.019-79, ГОСТ 12.2.007.0-75, ГОСТ 12.2.007.1-75 и "Правилам безопасности в угольных и сланцевых шахтах".
Двигатели АИУВ250 соответствуют требованиям ТУ 16-626.657-86, двигатели 2ВР2М280S4 - ТУ 3.06 Украина 003-94 ИПШБ.526626.052 ТУ.
Нормативно-технический документ
ТУ 16-626.657-86;ТУ 3.06 Украина 003-94 ИПШБ.526626.052 ТУ
Технические характеристики
Основные параметры двигателей при номинальной нагрузке и номинальном режиме работы S1 приведены в табл. 1.
Типоисполнение двигателя | Режим работы по ГОСТ 183–74 | Номинальная мощность, кВт | Номинальное напряжение, В | При номинальной нагрузке | Mпуск Mном | Mмакс Mном | Iпуск Iном | Скольжение, % | |||
Ток статора, А | КПД, % | соs j | Частота вращения синхронная, мин–1 | ||||||||
АИУВ250S2У5 | S1 | 75 | 380/660 | 136/78,4 | 94,0 | 0,91 | 3000 | 1,7 | 2,5 | 7,0 | 1,0 |
АИУВ250S2У5, Т5 | 380/660 | ||||||||||
400 | 132 | ||||||||||
415 | 127 | ||||||||||
500 | 105 | ||||||||||
2ВР2М280S4 | S1 | 110 | 380; 660; 400; 415; 440 | – | 94 | 0,89 | 1500 | 1,8 | 2,8 | 6,8 | 1,25 |
Двигатели АИУВ250 для внутригосударственных поставок изготовляются на номинальное напряжение 380/660 В, для экспортных поставок - на номинальные напряжения 380/660, 400, 415, 550 В.
Двигатели 2ВР2М280S4 изготовляются на номинальные напряжения и частоту переменного тока в соответствии с табл. 2.
Типоисполнение двигателя | Напряжение, В | Частота тока, Гц | Схема соединения фаз обмотки статора |
2ВР2М280S4 | 660; 400; 416 | 50 | "звезда" |
660; 440 | 60 | ||
380 | 50 | "треугольник" | |
60 |
При отсутствии указаний заказчика двигатели изготовляются на напряжение 380 В при соединении фаз в "треугольник" частоту 50 Гц, климатическое исполнение У5.
Гарантийный срок двигателей АИУВ250 1 год, двигателей 2ВР2М280S4 2 года со дня ввода их в эксплуатацию. Для двигателей поставляемых на экспорт, гарантийный срок - 1 год со дня ввода их в эксплуатацию, но не более 2 лет с момента проследования через государственную границу Украины.
Конструктивное исполнение двигателей АИУВ250 по способу монтажа IМ4001 по ГОСТ 2479-79 (рис. 1).
Общий вид, габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателей АИУВ250. Масса 660 кг
Двигатель выполнен на базе серии АИУ с максимальной унификацией сборочных единиц.
Двигатель является комплектующим изделием и крепится в корпусе вентилятора с помощью фланца, расположенного со стороны рабочего конца вала и имеющего центрирующую заточку для посадки в корпус вентилятора. Во фланце имеются отверстия для болтов, крепящих двигатель к корпусу вентилятора. Кроме крепления фланца на ребра со стороны, обратной рабочему концу вала, привариваются 4 бонки, в которые вворачиваются болты, крепящие двигатель дополнительно.
Двигатель состоит из следующих основных частей: статора, ротора, подшипниковых узлов и вводного устройства.
Статор состоит из стальной оребренной сварной станины, выполненной из стали 3 ГОСТ 19903-74. В станину запрессован пакет статора, шихтованный из листов электротехнической стали.
Обмотка статора двухслойная, петлевая, выполненная жесткими секциями. Обмоточный провод секций прямоугольного сечения марки ПСДТЛ ТУ 16-К71.129-91. Изоляция секций, междукатушечных и междугрупповых соединений класса F (климатическое исполнение У), класса Н (климатическое исполнение Т). Пропитка обмотанного пакета статора обеспечивает стабильность сопротивления изоляции. Секции обмотки закрепляются в пазах стеклотекстолитовыми клиньями.
В двигателях для защиты от недопустимого перегрева на лобовых частях обмоток статора, со стороны выводных проводов, установлены температурные реле, выводные провода которых присоединяются к зажимам коробки выводов.
Ротор состоит из вала и пакета ротора, напрессованного на вал. Пакет ротора шихтуется из штампованных листов электротехнической стали.
Обмотка ротора представляет собой короткозамкнутую клетку в виде алюминиевых стержней и короткозамыкающих колец, получаемых методом заливки жидкого алюминия.
Вместе с короткозамкнутыми кольцами отливаются вентиляционные лопатки.
Подшипниковые узлы состоят из подшипниковых щитов, подшипников качения, защитных шайб, маслосбрасывающего кольца и крышек подшипника.
Шариковые подшипники 76-317ЕШ1 ГОСТ 520-71. Подшипниковые щиты выполнены литыми из СЧ15 ГОСТ 1412-85.
Подшипниковый щит со стороны рабочего конца вала имеет фланец с центрирующей заточкой, с помощью которой производится центровка двигателя с корпусом вентилятора; кроме центрирующей заточки во фланце щита имеются отверстия для болтов, крепящих двигатель к корпусу вентилятора.
Маслосбрасывающее кольцо расположено с внешней стороны подшипника. Внутренняя крышка подшипника препятствует вытеканию смазки внутрь двигателя. Наружные крышки подшипников имеют по одному карману, где собирается отработанная смазка. Для пополнения смазки в процессе эксплуатации в крышках подшипников с обеих сторон двигателя имеется два отверстия. Вводное устройство состоит из коробки выводов и переходного патрубка. Коробка выводов выполнена литой и состоит из корпуса, крышки, кабельной муфты, проходных зажимов и уплотняющих колец. Корпус крепится к переходному патрубку болтами. К дну корпуса крепится шесть проходных зажимов с набором гаек и шайб для крепления выводного кабеля и три проходных зажима для крепления кабелей температурных реле.
Коробка выводов имеет заземляющие зажимы: внутренний для заземляющей жилы кабеля, наружный (на кабельной муфте) - для подсоединения броневой оболочки кабеля и соединения с магистралью заземления.
Охлаждение двигателя осуществляется потоком воздуха, который идет от рабочего колеса вентилятора, закрепленного на рабочем конце вала двигателя.
Степень защиты двигателей IР54 по ГОСТ 17494-87.
Конструктивное исполнение двигателей 2ВР2М280S4 IМ4002 (рис. 2).
Общий вид, габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателей 2ВР2М280S4. Масса 950 кг
Двигатели выполнены закрытыми во взрывонепроницаемой оболочке с наружным обдувом. В стальной сварной корпус с ребрами набран пакет статора и уложена двухслойная петлевая обмотка из провода ПСДЛ для двигателей с классом изоляции F (исполнения У5, ХЛ5) и ПСДКЛ для двигателей с классом изоляции Н (исполнение Т5). Ротор литой алюминиевый.
Для защиты статорной обмотки от недопустимого перегрева на лобовой части обмотки установлены датчики-реле температуры ДТР-3М. Вводное устройство состоит из коробки выводов и переходного патрубка и допускает поворот на угол 90° в плоскости установки. Коробка выводов обеспечивает ввод гибких кабелей с медными жилами, имеет шесть проходных силовых зажимов и три проходных зажима для цепей управления и тепловой защиты двигателя от перегрузок. При работе двигателя станина и коробка выводов должны быть заземлены. Двигатели имеют монтажное исполнение IМ4002 по ГОСТ 2479-79.
Габаритные, установочные, присоединительные размеры и масса двигателей приведены на рисунке.
В комплект поставки входят: двигатель, паспорт, техническое описание и инструкция по эксплуатации.
Характеристики Электротехнического оборудования
Характеристики станков
Характеристики КПО
Характеристики импортного оборудования
Характеристики насосного оборудования
Марки стали и сплавов
Прочее оборудование