Двигатель асинхронный двухскоростной типа ДВДАЗ 73/109-6-8 АМО5

Общие сведения

Двигатель асинхронный двухскоростной вертикальный типа ДВДАЗ173/109-6-8 АМО5 предназначен для привода главного циркуляционного насоса ГЦН-195М и ГЦН-195М-01 с реактором ВВЭР-1000 (В-320). Устанавливается в помещении атомной электростанции, работает от сети трехфазного переменного тока напряжением 6 кВ частотой 50 Гц, изготовляется для внутригосударственных и экспортных поставок.

Структура условного обозначения

ДВДАЗ173/109-6-8 АМО5:
ДВДАЗ - двухскоростной вертикальный двигатель асинхронный
закрытый;
173 - наружный диаметр сердечника статора, см;
109 - длина сердечника статора, см;
6 - число полюсов при частоте вращения 1000 мин-1;
8 - число полюсов при частоте вращения 750 мин-1;
А - для атомных электростанций;
М - исполнение с охладителями на морской воде;
О5 - климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ
15150-69.

Условия эксплуатации

I. Двигатель длительно работает и допускает пребывание в нерабочем состоянии в помещении с параметрами:
Температура не более 60°С.
Абсолютное давление 0,83·1051,03·105 Па (0,85-1,05 кгс/см2).
Относительная влажность не более 90%.
Удельная активность не более 7,4·104 Бк/л.
Уровень радиации до 2,77778·10-4 Вт/кг (100 рад/ч).
Температура не более 75°С.
Абсолютное давление 0,7·105 - 1,2·105 Па (0,71-1,22 кгс/см2).
Относительная влажность 100%.
Удельная активность не более 7,4·104 Бк/л.
Уровень радиации до 2,77778·10-4 Вт/кг (100 рад/ч).
Частота возникновения режима 2 - не более 1 раза в год, продолжительность режима не более 15 ч.
II. Двигатель допускает работу или пребывание в нерабочем состоянии в помещении с параметрами:
Температура не более 90°С.
Абсолютное давление не более 1,7·105 Па (1,73 кгс/см2).
Влажность - парогазовая смесь.
Удельная активность не более 5,6·106 Бк/л.
Уровень радиации до 2,77778·10-4 Вт/кг (100 рад/ч).
Интенсивное орошение наружной поверхности двигателя раствором борной кислоты с концентрацией до 1,6% и содержанием гидрозингидрата до 0,015% и 0,2% КОН, температура раствора 20-90°С.
Продолжительность работы двигателя в данном режиме, включая время работы при изменении параметров помещения от указанных в п. I до указанных в п. II, допускается не более 5 ч один раз в 2 года.
III. Двигатель допускает пребывание в нерабочем состоянии в помещении с параметрами:
Температура не более 150°С.
Абсолютное давление не более 5·105 Па (5,1 кгс/см2).
Влажность - парогазовая смесь.
Удельная активность 9,25·1010 Бк/л.
Уровень радиации до 0,277778 Вт/кг (105 рад/ч).
Интенсивное орошение наружной поверхности двигателя раствором борной кислоты с концентрацией до 1,6% и с содержанием гидрозингидрата до 0,015% и 0,2% КОН, температура раствора 20-150°С.
Продолжительность нахождения двигателя в указанном режиме допускается в течение 10 ч не более 1 раза за срок службы.
После пребывания двигателя в указанных условиях он должен пройти полную ревизию, определяющую возможность его дальнейшей эксплуатации.
Группа механического исполнения М6 по ГОСТ 17515.1-90.
Двигатель относится к оборудованию I категории сейсмостойкости.
Максимальные расчетные сейсмические перегрузки при максимальном расчетном землетрясении не должны превышать эквивалентные статические нагрузки, действующие на корпусные элементы двигателя одновременно в горизонтальном и вертикальном направлениях в диапазоне частот до 30 Гц: в горизонтальном направлении - 5g, в вертикальном направлении - 2,2g (соответствует 9 баллам). Сейсмические нагрузки при проектном землетрясении в 2 раза ниже, чем при максимальном расчетном землетрясении.
Окружающая среда невзрывоопасная.
Требования техники безопасности по ГОСТ 12.2.007.0-75, ГОСТ 12.2.007.1-75, ГОСТ 21130-75.
Двигатель соответствует ТУ 1689 ИБПД. 528825.002 ТУ.

Нормативно-технический документ

ТУ 16-89 ИБПД.528825.002 ТУ

Технические характеристики

Основные технические данные двигателя приведены в таблице.

Таблица

Наименование параметра Значение параметра для частот вращения, мин-1
1000 750

Номинальная мощность, кВт

7100 2800

Номинальное напряжение, В

6000

Номинальный ток статора, А

780 415

Номинальная частота тока, Гц

50

Номинальный вращающий момент, кН·м

68,3 35,8

Номинальное скольжение, %

0,78 0,39

соs j

0,92 0,7

КПД, % (двигателя)

95,2 93

КПД, % (двигателя с установленным маховиком)

95 92,8

Кратность максимального момента к номинальному

2,7 6

Кратность начального пускового тока к номинальному

6 10,5

Кратность начального пускового момента к номинальному

1,9

Кратность минимального пускового момента в процессе пуска к номинальному (U=Uном)

1 1,9

Момент инерции ротора двигателя с маховиком, кг·м2

7600

Удельная масса двигателя без маховика/с маховиком, кг/кВт

4,36/5,8

Масса двигателя без маховика, кг

30 950

Масса маховика, кг

10 280

Технические данные двигателя при мощности на валу 5000 кВт (работа насоса на горячей воде).
Номинальное напряжение, В - 6000
Ток статора, А - 568
Номинальная частота тока, Гц - 50
Номинальная синхронная частота вращения, мин-1 - 1000
Скольжение, % - 0,64
соs j - 0,9
КПД с установленным маховиком, % - 94,1
Режим работы двигателя продолжительный (S1) по ГОСТ 183-74.
Двигатель допускает работу без снижения мощности при следующих аварийных отклонениях частоты питающей сети:
от 50,5 до 51 Гц - 10 с и всего в год не более 60 с или десять раз;
от 49 до 48 Гц - до 5 мин и всего в год не более 25 мин или двадцать раз;
от 48 до 47 Гц - до 1 мин и всего в год не более 6 мин или пятнадцать раз;
от 47 до 46 Гц - до 10 с и не чаще одного раза в 3 года, при этом напряжение сети должно быть номинальным или изменяться пропорционально частоте.
Двигатель допускает в течение 5 мин работу при снижении напряжения питающей сети до 0,7Uном в следующих режимах:
в режиме 2800 кВт, 750 мин-1 - после продолжительного установившегося режима работы 2800 кВт, 750 мин-1;
в режиме 5000 кВт, 1000 мин-1 - после продолжительной работы двигателя с ГЦН на горячей воде при частоте вращения 1000 мин-1.
Работа при пониженном напряжении 0,7Uном с мощностью 7100 кВт, 1000 мин-1 не допускается.
Пуск двигателя до частоты вращения 750 мин-1 (соединение обмотки статора на 2р=8) прямой при напряжении на выводах двигателя от Uном до 0,7Uном при работе насоса на холодной и горячей воде.
Пуск двигателя до частоты вращения 1000 мин-1 должен быть ступенчатым.
Ступенчатый пуск двигателя производится следующим образом: разгон двигателя из состояния покоя до частоты вращения 750 мин-1 производится при соединении обмотки статора, обеспечивающем 2р=8, при достижении частоты вращения 750 мин-1 двигатель должен быть отключен от сети и после выдержки времени 0,5-1,5 с вновь включен в сеть при соединении обмотки статора, обеспечивающем 2р=6.
Двигатель обеспечивает два ступенчатых пуска подряд до частоты вращения 1000 мин-1 из неподвижного холодного состояния и один пуск сразу после остановки работающего двигателя, нагретого до рабочих температур.
Последующие пуски должны производиться не ранее, чем через 20 мин после остановки агрегата. По условиям работы ГЦН количество пусков в год должно быть не более 30, за срок службы - не более 1000 пусков. В период пусконаладочных работ разрешается выполнить дополнительно не более семидесяти ступенчатых пусков.
Продолжительность пуска до частоты вращения 750 мин-1 при напряжении 0,7Uном составляет не более 20 с, до частоты вращения 1000 мин-1 при напряжении 0,75Uном - 40 с.
Переключение с меньшей частоты вращения на большую и наоборот производится без остановки двигателя с выдержкой времени около 0,5-1,5 с. При отключении двигателя от сети в режиме 1000 мин-1 для остановки агрегата переключение обмотки производить не требуется.
Самозапуск двигателя после перерыва питания 1,5 с должен обеспечиваться в режиме 1000 мин-1 при работе насоса на горячей воде при напряжении на двигателе 0,6Uном.
Самозапуск двигателя на 750 мин-1 должен обеспечиваться при напряжении на двигателе 0,6Uном при работе насоса на холодной и горячей воде.
Среднеквадратическое значение вибрационной скорости подшипниковых опор двигателя не превышает 2,8 мм/с по ГОСТ 20815-93.
Среднеквадратическое значение вибрационной скорости в октавной полосе подшипниковых опор двигателя с установленным маховиком при холостом ходе не превышает 2,4 мм/с.
Уровень звука на расстоянии 1 м от корпуса двигателя при холостом ходе не превышает 94 дБА.
Показатели надежности и долговечности:
коэффициент готовности не менее 0,99;
полный срок службы не менее 30 лет;
срок службы до капитального ремонта не менее 5 лет;
средняя наработка на отказ не менее 18 000 ч.
Гарантийный срок - 3 года со дня ввода двигателя в эксплуатацию при гарантийной наработке 12 000 ч, но не более 3,5 лет с момента отгрузки двигателя с предприятия-изготовителя, для экспорта не более 3,5 лет с момента проследования двигателя через государственную границу России.

Исполнение двигателя (рисунок) вертикальное, закрытое, с двумя направляющими подшипниками и подпятником. Конструктивное исполнение по способу монтажа IМ8221 по ГОСТ 2479-79. Степень защиты двигателя IР55 по ГОСТ 17494-87.


Общий вид, габаритные и присоединительные размеры двигателя ДВДАЗ173/109-6-8 АМО5
Соединение вала двигателя с валом насоса осуществляется с помощью торсионной муфты. В нижней части вала двигателя устанавливается маховик.
Вентиляция двигателя происходит по замкнутому циклу за счет самовентилирующего действия ротора с применением встроенных воздухоохладителей. Условное обозначение способа охлаждения 1СW37А71 по ГОСТ 20459-87.
Система смазки подпятника и направляющих подшипников циркуляционная от системы смазки насоса. Конструкция двигателя исключает возможность попадания масла на ГЦН и в окружающую среду, а также предусматривает слив конденсата из внутренних полостей. Механические потери в подшипниках не превышают 110 кВт.
В качестве смазки используется огнестойкое масло ОМТИ, допускается применение турбинного масла Т22 или Тп-22.
Для охлаждения двигателя применяется вода ПВ и МВ1, МВ2, МВ4, МВ5, МВ6, МВ7, МВ8 с температурой не менее 5°С и не более 33°С при сезонном регулировании расхода либо не менее 20°С и не более 33°С.
Для предотвращения увлажнения изоляции двигателя, находящегося в резерве, двигатель снабжен пятнадцатью встроенными электронагревателями общей мощностью 7,5 кВт.
Обмотка статора полюсопереключаемая соединена в "звезду" с шестью выводными концами в двух коробках выводов, обеспечивает работу двигателя в двух режимах по мощности и частоте вращения.
Изоляция обмотки статора класса F по ГОСТ 8865-93, предельно допустимое превышение температуры обмотки по ГОСТ 183-74, тип изоляции - непрерывная термореактивная.
Сопротивление изоляции обмотки статора не менее 1000 Ом.
Для обеспечения релейной защиты двигателя в статор встроены шесть трансформаторов тока типа ТОЛ10-10Р/10Р-1000/5Т3.
Коробка выводов рассчитана на подсоединение одножильных медных кабелей сечением 240 мм2 марки ПвВнГ.
Обмотка ротора короткозамкнутая.
Направление вращения двигателя правое по ГОСТ 27471-87.
На двигателе установлены датчики для обеспечения дистанционного контроля за его работой и для защиты двигателя:
двенадцать термопреобразователей сопротивления (50 Ом при 0°С), включенные на предупредительный сигнал при температуре 110°С; при достижении температуры сердечника или обмотки 120°С двигатель отключается оператором;
девять термопреобразователей сопротивления типа ТСП-0979 для контроля температуры подшипников, включенные на предупредительный сигнал при температуре 75°С; при достижении температуры подшипников 85°С двигатель отключается оператором; при температуре сегментов подпятника 85°С двигатель отключается автоматически без выдержки времени;
шесть термопреобразователей сопротивления ТСМ-0879-01Т3 для контроля температуры охлаждающего и нагретого воздуха;
два реле уровня полупроводниковые ПРУ-5М, установленные в камерах дренажа верхней и нижней крестовин - датчики включаются на предупредительный сигнал при аварийном скоплении протечек масла;
датчик утечки, включенный на предупредительный сигнал при аварийных протечках воды во внутренние полости машины;
комплект тахометрических преобразователей с сигнализаторами ТЭ-АКСЗ-1.3.5 с тремя первичными датчиками, включенными в схемы защиты, действующие на отключение двигателя в аварийных ситуациях, когда частота вращения включенного в сеть двигателя остается равной нулю в течение 5 с.
Для обеспечения контроля вибрационного состояния насосного агрегата на двигателе предусмотрены места для установки датчиков контроля вибрации.

В комплект поставки входят: двигатель с установленными датчиками контроля, с запорной и регулирующей арматурой с ответными фланцами масловодопровода, с встроенными трансформаторами тока, с маховиком и деталями его крепления; комплекс тахометрических преобразователей с сигнализаторами; реле уровня полупроводниковое (2 шт.); резистор;
реле магнитоэлектрическое; лампа накаливания; диод; эксплуатационная документация; запасные части; комплект приспособлений и специального инструмента для монтажа и обслуживания двигателя.

Характеристики Электротехнического оборудования

Характеристики станков

Характеристики КПО

Характеристики импортного оборудования

Характеристики насосного оборудования

Марки стали и сплавов

Прочее оборудование

© Машинформ | Справочник содержания драгоценных металлов | mashinform@bk.ru