Аккумуляторы типа ЭН-400 и аккумуляторные батареи свинцовые тяговые типов 12, 16 и 20ЭН-400

Общие сведения

Аккумулятор ЭН-400 предназначен для комплектования батарей 12ЭН-400, 16ЭН-400 и 20ЭН-400, служащих в качестве источника питания электродвигателей машин напольного транспорта (электроштабелеров, электротележек).

Структура условного обозначения

ЭН-400:
ЭН - для электрифицированных машин напольного транспорта, с
электродами намазного типа;
400 - номинальная емкость аккумулятора при 5-часовом режиме
разряда. 12, 16 и 20ЭН-400: 12, 16 и 20 - соответствующее
количество аккумуляторов ЭН-400 в батарее. Климатическое исполнение и категория размещения аккумуляторов и батарей - У2 по ГОСТ 15150-69.
Аккумуляторы хранят на складе в закрытом, сухом, вентилируемом помещении с температурой воздуха от 40 до минус 25°С, борнами вверх. Не допускается установка аккумуляторов один на другой.
Аккумуляторы должны быть сухими, с плотно ввернутыми пробками, находиться на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов, защищаться от прямого воздействия солнечных лучей.
Не допускается совместное хранение аккумуляторов ЭН-400 со щелочными аккумуляторами.
Аккумуляторы периодически очищаются от пыли; гайки и перемычки покрываются тонким слоем солидола (ГОСТ 4366-76).
Аккумуляторы соответствуют ТУ 16-595.995-76.

Нормативно-технический документ

ТУ 16.595.995-76

Технические характеристики

Технические характеристики аккумуляторов приведены в табл. 1.

Таблица 1

Режим разряда, ч Ток, А Конечное напряжение, В Емкость на 9 цикле, А·ч Габаритные размеры, мм Масса, кг, не более
длина ширина высота без электролита с электролитом
1
2
64
80
1,70 320
280
127±3 171±3 480±4 25,0 31,0

Электрические характеристики аккумулятора, указанные в табл. 1, обеспечиваются при следующих условиях:
плотность электролита в начале разряда 1,260+0,005 г/см3 (приведенная к температуре 30°С);
уровень электролита над предохранительным щитком 20-25 мм;
средняя температура электролита во время разряда 30°С.
Аккумулятор сохраняет работоспособность при температуре окружающего воздуха от 40 до минус 40°С при условии, что температура электролита не ниже минус 25°С.
Емкость аккумулятора при температуре электролита минус 25°С и разряде током 80 А до напряжения 1,5 В не менее 112 А·ч.
Среднесуточный саморазряд полностью заряженного аккумулятора после 15-суточного бездействия при температуре окружающего воздуха 20+5°С не превышает 1,1%.
Гарантийный срок хранения и эксплуатации аккумуляторов - 4 года с момента изготовления, в том числе срок службы аккумуляторов в эксплуатации - 2 года, при этом наработка должна быть не более 500 циклов. Снижение емкости против номинального значения не более 30%.

Аккумулятор выпускают в полиэтиленовом баке, при этом на дне бака находятся призмы (рис. 1).


Аккумулятор ЭН-400
1 - пробка вентиляционная; 2 - крышка; 3 - гайка;
4 - резиновое кольцо; 5 - мастика; 6 - асбест шнуровой;
7 - борн; 8 - бак; 9 - блок электродов; 10 - призма
Положительные и отрицательные электроды изолированы друг от друга сепараторами и соединены в блок электродов. Положительные электроды законвертованы в пакет, скрепленный боковыми изоляторами. В пакете к положительному электроду прилегают с обеих сторон сепараторы из стекловойлока и перфорированного винипласта. Между пакетом и отрицательным электродом проложен ребристый мипластовый сепаратор.
Аккумулятор закрыт крышкой, в отверстие которой ввернута вентиляционная пробка. Для герметизации крышки с борном служит резиновое кольцо и полиэтиленовая гайка. Зазор между крышкой и стенками бака уплотнен шнуровым асбестом и залит мастикой.
Отвод тока осуществляется через борны.
Электролитом служит раствор аккумуляторной серной кислоты плотностью 1,260+0,005 г/см3, приведенной к температуре 30°С.
При монтаже аккумуляторов в батареи аккумуляторы соединяют между собой в соответствии со схемами при помощи перемычек (рис. 2-4). Перемычки прижимаются к борну при помощи гаек. Под нижнюю гайку кладется шайба. Может применяться гайка в сочетании с пружиной и плоской шайбой.


Схема монтажа аккумуляторной батареи 12ЭН-400
1 - аккумулятор; 2, 3 - перемычка; 4 - шайба плоская;
5, 6 - гайка М10.5; 7 - шайба пружинная


Схема монтажа аккумуляторной батареи 16ЭН-400
1 - аккумулятор; 2, 3 - перемычка; 4, 6 - гайка М10.5;
5 - шайба плоская; 7 - шайба пружинная


Схема монтажа аккумуляторной батареи 20ЭН-400
1 - аккумулятор; 2, 3 - перемычка; 4, 6 - гайка М10.5;
5 - шайба плоская; 7 - шайба пружинная
Перед монтажом аккумуляторов в батарею на заводе-изготовителе машин напольного транспорта все аккумуляторы подвергаются наружному осмотру. Баки и крышки не должны иметь сколов и трещин. Мастика должна плотно прилегать к стенкам бака, и на ее поверхности не должно быть трещин, пузырей и неровностей.
Монтаж аккумуляторов ведется непосредственно в батарейном контейнере машины напольного транспорта.
Аккумуляторы в батарейном контейнере устанавливаются плотно. Смещение аккумуляторов относительно друг друга и стенок контейнера во время эксплуатации не допускается. Излишние зазоры при монтаже ликвидируются за счет неметаллических прокладок и заглушек, стойких к воздействию серной кислоты.
Электролит готовится из аккумуляторной серной кислоты (ГОСТ 667-73) и дистиллированной воды (ГОСТ 6709-72). При этом кислоту следует вливать в воду небольшими порциями при непрерывном перемешивании.
Вливать воду в концентрированную кислоту воспрещается во избежание разбрызгивания кислоты и получения ожогов.
Для приготовления электролита применяют стойкую к действию серной кислоты посуду (керамическую, эбонитовую, винипластовую, деревянную или железную, выложенную внутри рольным свинцом), предварительно очищенную от загрязнений и промытую дистиллированной водой.
Для заливки одного аккумулятора требуется около 6 л электролита плотностью 1,200+0,005 г/см3. Для его приготовления необходимо 0,96 л (1,75 кг) серной кислоты плотностью 1,640 г/см3.
Приготовленный для заливки аккумуляторов электролит указанной плотности, приведенной к температуре 30°С, охлаждают до 25°С.
Зависимость плотности электролита от температуры приведена в табл. 2.

Таблица 2

ПЛОТНОСТЬ ЭЛЕКТРОЛИТА, Г/СМ3,

ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ, ° С

15 20 25 30 35 40 45
1,145 1,141 1,138 1,134 1,131 1,127 1,124
1,150 1,147 1,144 1,141 1,137 1,135 1,131
1,155 1,151 1,148 1,144 1,140 1,137 1,134
1,160 1,156 1,153 1,150 1,147 1,144 1,141
1,220 1,216 1,213 1,210 1,207 1,204 1,201
1,230 1,226 1,223 1,220 1,217 1,214 1,211
1,255 1,251 1,248 1,244 1,240 1,237 1,234
1,260 1,257 1,254 1,251 1,248 1,245 1,241
1,265 1,261 1,258 1,254 1,251 1,247 1,244
1,270 1,267 1,263 1,260 1,257 1,254 1,251

Перед заливкой электролита необходимо вывернуть из крышек аккумуляторов вентиляционные пробки, срезать с пробок герметизирующий выступ, освободив вентиляционное отверстие, а затем залить в аккумуляторы электролит до уровня 20-25 мм над предохранительным щитком.
Температура заливаемого электролита не должна быть выше 25°С.
Аккумуляторы, залитые электролитом, оставляются на 1 ч для пропитки электродов и сепараторов и охлаждения электролита до 35°С. В случае, если температура электролита не снизится до 35°С, охлаждение нужно продлить.
По истечении 1 ч проверяется уровень электролита при помощи стеклянной трубки диаметром 3-5 мм. В случае, если уровень электролита ниже 20 мм над предохранительным щитком, он доводится до нормы путем добавления электролита плотностью 1,200+0,005 г/см3 (приведенной к температуре 30°С). Если уровень выше 25 мм над предохранительным щитком, то избыток электролита отбирается резиновым баллоном.
Перед включением аккумуляторов на первый формировочный заряд их соединяют между собой и с источником постоянного тока последовательно. Заряд проводят током 30 А в течение 80 ч.
В конце заряда при включенном токе плотность электролита доводится до 1,260+0,005 г/см3 (приведенной к температуре 30°С).
В случае, если плотность электролита будет выше 1,265 г/см3, часть его необходимо отбирать резиновым баллоном и долить дистиллированную воду. Если плотность электролита ниже 1,255 г/см3, в аккумулятор доливают раствор серной кислоты плотностью 1,400 г/см3. Затем продолжают заряд еще 30 мин, после чего вновь проверяют плотность электролита. Если она опять окажется выше или ниже требуемой, то доводится снова до нормы тем же способом.
Первый разряд током 40 А до напряжения 1,7 В проводится на первых 2-3 вышедших на полный заряд аккумуляторах. Конец заряда определяют постоянством напряжения и плотности электролита в течение 2 ч при наличии обильного газовыделения.
Продолжительность второго и последующего зарядов составляет ориентировочно 14-18 ч.
Разряд проводится токами, значения которых не выше указанных в табл. 1, до конечного напряжения на отдельных аккумуляторах 1,7 В в течение необходимого числа циклов, соответствующих количеству зарядов. По окончании последнего разряда аккумуляторы необходимо зарядить до емкости, приведенной в табл. 1.
После этого в аккумуляторы устанавливают пробки и протирают поверхность аккумуляторов сначала ветошью, смоченной 10%-ным раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды (ГОСТ 10689-75), затем ветошью, смоченной водой, и, наконец, насухо.
После приведения батареи в рабочее состояние производят проверку сопротивления изоляции, которое должно быть не менее 5000 Ом.
В процессе эксплуатации аккумуляторы следует содержать в чистоте, не реже одного раза в месяц перемычки к гайкам необходимо протирать сухой ветошью и смазывать синтетическим солидолом (ГОСТ 4366-76), а также проводить проверку затяжек гаек.
Во время работы машины аккумуляторы должны быть закрыты пробками.
При заряде аккумуляторов крышка с контейнера должна быть снята, а вентиляционные пробки вывернуты. Через 2 ч после окончания заряда вентиляционные пробки должны быть ввернуты, а контейнер закрыт крышкой. Отверстия в пробках для выхода газов необходимо регулярно прочищать и промывать.
Уровень электролита в аккумуляторах необходимо поддерживать добавлением дистиллированной воды.
Разряд батареи должен быть прекращен, если напряжение на выводах батареи (без учета падения напряжения в перемычках) понизится до 21,0; 28,0; 35,0 В при положительных и до 16,2; 21,6; 27,0 В при отрицательных температурах соответственно для батарей 12ЭН-400, 16ЭН-400 и 20ЭН-400.
В разряженном состоянии батареи могут находиться не более 24 ч.
При отрицательных температурах возможно замерзание электролита, поэтому при разряде не следует допускать падения плотности его до значения, при котором электролит может замерзнуть. Ориентировочная температура замерзания электролита при различной плотности приведена в табл. 3.

Таблица 3

Плотность при 15 ° С, г/см3 Температура замерзания, ° С ниже нуля
1,120 10
1,130 11
1,140 12
1,150 14
1,160 16
1,170 18
1,180 21
1,210 30
1,220 36
1,230 42
1,240 47
1,250 52
1,260 58
1,270 64

В случае обнаружения аккумуляторов с пониженным напряжением, но не реже одного раза в квартал, на батареях проводят контрольные зарядно-разрядные циклы до тех пор, пока при очередном включении батареи на заряд не будет наблюдаться сразу сильное газовыделение на всех аккумуляторах батареи.
Характерные неисправности аккумуляторов и методы их устранения указаны в табл. 4.

Таблица 4

Признак неисправности Вероятная причина Метод устранения

Непрерывное снижение плотности электролита, пониженное напряжение как при заряде, так и при разряде, повышение температуры электролита

Короткое замыкание внутри аккумулятора Заменить аккумулятор запасным

Потемнение или помутнение электролита, снижение емкости и разрядного напряжения

Загрязнение электролита посторонними примесями См. ниже

Загрязнение электролита необходимо устранить промывкой разряженного аккумулятора дистиллированной водой и заменой электролита. Для этого необходимо произвести следующее:
а) вынуть аккумулятор из контейнера;
б) вынуть из крышки вентиляционную пробку;
в) вылить из аккумулятора весь электролит;
г) залить аккумулятор дистиллированной водой, подзарядить его током 24 А в течение 30-60 мин, вылить из аккумуляторов воду и залить электролитом такой же плотности, какая была в конце разряда;
д) зарядить аккумулятор в соответствии с описанным выше.
Технология приготовления и заливки электролита в аккумуляторы, их заряда и разряда, регламентные и поверочные работы более подробно изложены в "Техническом описании и инструкции по эксплуатации" (ФГЗ.560.502 ТО). Каждый аккумулятор или батарея комплектуется ЗИП, включающим в себя монтажные и запасные части, техническим описанием и инструкцией по эксплуатации, упакованными в прочную водонепроницаемую бумагу (ГОСТ 8828-89) или полиэтиленовую пленку (ГОСТ 10354-82). ЗИП упаковывается в оберточную бумагу (ГОСТ 8273-75) и вместе с эксплуатационной документацией укладывается в тару аккумуляторов.
Отгрузка аккумуляторов потребителям производится в железнодорожных контейнерах или вагонах, упакованными в деревянные ящики или без упаковки. Аккумуляторы без упаковки устанавливаются в вертикальном положении на слой древесной стружки (ГОСТ 5244-79) толщиной 30-50 мм или слой гофрированного картона. При этом свободные места должны быть заполнены стружкой или другим упаковочным материалом.
Допускается по требованию потребителя батареи также упаковывать в деревянные ящики.
Условия транспортирования аккумуляторов должны соответствовать требованиям ГОСТ 23216-78, при этом условия транспортирования в части воздействия климатических факторов соответствуют группе С ГОСТ 15150-69.

Характеристики Электротехнического оборудования

Характеристики станков

Характеристики КПО

Характеристики импортного оборудования

Характеристики насосного оборудования

Марки стали и сплавов

Прочее оборудование

© Машинформ | Справочник содержания драгоценных металлов | mashinform@bk.ru