Аккумуляторы свинцовые железнодорожные автоблокировочные типов АБН-72 и АБН-80

Общие сведения

Аккумуляторы предназначены для питания электроэнергией устройств автоматики, телемеханики и связи на железных дорогах, преимущественно автоблокировки, и комплектования батарей для работы в шкафах управления оперативным током и других потребителе й постоянного тока.
Аккумуляторы соответствуют требованиям ГОСТ 21728-76.

Структура условного обозначения

АБН-Х:
АБ - преимущественная область применения- автоблокировки;
Н - с электродами намазного типа;
Х - номинальная емкость аккумулятора, А·ч, при 10-часовом
режиме разряда (АБН-72) и 25-часовом режиме разряда
(АБН-80).

Условия эксплуатации

Климатическое исполнение и категория размещения аккумуляторов - О2 (АБН-72) и УТ2 (АБН-80) по ГОСТ 15150-69.
Допускается хранение новых аккумуляторов без электролита до приведения в рабочее состояние в течение 2 лет (АБН-72) и 1 года (АБН-80).
Аккумуляторы хранят в сухих неотапливаемых закрытых помещениях при температуре от минус 40 до 50°С и относительной влажности 65-80% (АБН-72), при температуре до минус 30°С (АБН-80).
Аккумуляторы размещают в вертикальном положении, с плотно закрытыми пробками, в один ряд, выводами вверх.
Аккумуляторы устанавливают на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов и защищают от прямого воздействия солнечных лучей.
Если аккумуляторная батарея, состоящая из аккумуляторов АБН, выводится на значительное время из работы, то она должна быть предварительно заряжена.
На все время бездействия батарея должна быть отсоединена от шин. Один раз в 2 месяца бездействующую батарею следует заряжать. Один раз в 6 месяцев перед зарядом следует производить доливку дистиллированной воды в аккумуляторы.

Технические характеристики

Технические характеристики аккумуляторов приведены в табл. 1 (АБН-72), табл. 2 (АБН-80) и на рис. 1.

Таблица 1

Режим разряда Габаритные размеры, мм Масса, кг
Продолжительность, ч Сила тока, А Емкость, А·ч Конечное напряжение, В, не менее Длина L Ширина В Высота Н Без электролита С электролитом
10 7,2 72,0 1,80 71,5 160,5 283 4,6 6,3
25 3,3 82,5
5 11,5 57,5
3 15,2 45,6
1,0 35,0 35,0 1,75
0,5 47,0 23,5
0,25 52,0 13,0

Примечания:

  1. Электрические характеристики аккумулятора АБН-72 при разряде соответствуют приведенным в табл. 1 при соблюдении следующих условий: средняя температура электролита в начале разряда 20 ° С, плотность электролита в начале разряда (1,260 ± 0,005) г/см3 при температуре 20 ° С.
  2. Среднесуточный саморазряд аккумуляторов при температуре окружающей среды (20 ± 5) ° С после хранения его в разряженном состоянии в течение 15 суток не превышает 0,7%.

Таблица 2

Режим разряда Габаритные размеры, мм Масса, кг
25-часовой 12-часовой 5-часовой 1-часовой Одноминутный толчок до напряжения 1,75 В: сила тока, А
Сила тока, А Емкость, А·ч Сила тока, А Емкость, А·ч Сила тока, А Емкость, А·ч Сила тока, А Емкость, А·ч Длина L Ширина В Высота Н Без электролита С электролитом
3,2 80 5,5 66 11 55 25 25 50 89 168 288 5,0 7,5

Примечания:

  1. Указанные в табл. 2 электрические характеристики гарантируются при следующих условиях: плотность электролита вначале разряда (приведенная к 25 ° С), 1,24 ± 0,005 г/см3 ; уровень электролита над щитком 30-40 мм ; средняя температура электролита при разряде 25 ± 2 ° C; конечное напряжение на всех разрядах 1,75 В.
  2. Емкость аккумуляторов при температуре электролита 5 ° C в зависимости от режима разряда снижается на 10-30% от номинальной емкости, указанной в табл. 2.


Общий вид аккумуляторов
а - АБН-72; б - АБН-80
Гарантиный срок службы аккумулятора АБН-72 - 3 года с момента ввода в эксплуатацию. Гарантийный срок службы этого аккумулятора, поставляемого на экспорт, - 1,5 года с момента ввода его в эксплуатацию, но не более 2,5 лет с момента проследования через государственную границу.
Предприятие-изготовитель гарантирует срок службы батарей, составленных из аккумуляторов АБН-80, не менее 2 лет, считая с момента ввода в работу.

Аккумуляторы обеих типов состоят из отрицательных и положительных намазных электродов, помещенных в бак из полимерного материала, заполненный электролитом, которым является раствор серной кислоты плотностью (1,260+0,005) г/см3, приведенной к плотности при температуре 20°С.
Электроды разной полярности собраны в блок. Количество отрицательных электродов в блоке аккумулятора АБН-72 на один больше, чем положительных, а в блоке аккумулятора АБН-80 наоборот. На боковые и нижние кромки положительных электродов надета изоляция из винипластовой пленки. Электроды разделены между собой двойной сепарацией из перфорированного гофрированного мипора и мипласта и стекловолокна. Блок электродов опирается на призмы бака.
В крышке аккумулятора имеются два отверстия для борнов, к котрым припаиваются токоведущие ушки электродов, и отверстие, служащее для заливки электролита, доливки дистиллированной воды, измерения температуры, уровня и плотности электролита, а так же для выхода аккумуляторных газов. Это отверстие закрывается фильтр-пробкой.
Крышка приваривается к баку термоконтактным способом, обеспечивая герметичность аккумулятора, или уплотняется мастикой.
Соединение аккумуляторов в батарею производится при помощи резьбовых соединений перемычками.
Такая конструкция аккумулятров значительно уменьшает испарение воды и исключает образование кислотного тумана при работе батареи в режиме постоянного подзаряда и во время уравнительного заряда, а также устраняет возможность попадания пыли и друг их загрязнений.
Аккумуляторы имеют значительный объем подкрышечного пространства, что позволяет поднять уровень электролита до 40 мм над верхней кромкой сепараторов и тем самым сократить количество доливок дистиллированной воды во время эксплуатации.
Наличие фильтр-пробки позволяет эксплуатировать аккумуляторы в одном помещении с электрооборудованием.
Перед монтажом батарей аккумуляторы распаковываются и подвергаются внешнему осмотру, причем в случае выявления аккумуляторов с поврежденными баками или крышками их не используют для комплектования батарей.
Прошедшие осмотр аккумуляторы устанавливают на стеллаж и последовательно соединяют в батарею при помощи перемычек в соответствии с монтажной схемой, приведенной на рис. 2 (АБН-72).


Схема электрических соединений аккумуляторов АБН-72
1 - аккумулятор; 2 - стеллаж; 3 - перемычка; 4 - фильтр-пробка;
5 - токоотвод; 6 - болт М8; 7 - гайка М8; 8 - шайба
В шкафах управления оперативным током батарею собирают из аккумуляторов в соответствии с электрическими схемами, приведенными на рис. 3 - 5.

Схема электрических соединений шкафа управления оперативным током в - ШУОТ-2403-0003
Аналогичным образом устанавливают и соединяют аккумуляторы АБН-80. Электролит готовят из аккумуляторной серной кислоты (ГОСТ 667-73, сорт А) и дистиллированной воды (ГОСТ 6709-72). Приготовленный электролит тщательно перемешивают чистым деревянным веслом или струей сжатого воздуха.
После охлаждения электролита до 20°С (АБН-72) и 25-30°С (АБН-80) и повторного перемешивания измеряют его плотность. В случае необходимости производят корректировку плотности добавлением воды или кислоты.
Для корректировки плотности электролита, измеренной при температурах, отличных от 20°С, используют табл. 3, в которой приведена плотность электролита в зависимости от температуры.

Таблица 3

Плотность, г/см3, при температуре, ° С
10 15 20 25 30 35 40 45 50
1,160 1,157 1,154 1,150 1,147 1,143 1,140 1,136 1,133
1,190 1,187 1,184 1,180 1,177 1,173 1,170 1,166 1,163
1,200 1,197 1,194 1,190 1,187 1,183 1,180 1,176 1,173
1,210 1,207 1,204 1,200 1,197 1,193 1,190 1,186 1,183
1,225 1,122 1,219 1,215 1,212 1,208 1,205 1,201 1,198
1,235 1,232 1,229 1,225 1,222 1,218 1,215 1,211 1,208
1,245 1,242 1,239 1,235 1,232 1,228 1,225 1,221 1,218
1,250 1,247 1,244 1,240 1,237 1,233 1,230 1,226 1,223
1,255 1,252 1,249 1,245 1,242 1,238 1,235 1,231 1,228
1,260 1,257 1,254 1,250 1,247 1,243 1,240 1,236 1,233
1,265 1,262 1,259 1,255 1,252 1,248 1,245 1,241 1,238
1,270 1,267 1,264 1,260 1,257 1,253 1,250 1,246 1,243
1,275 1,272 1,269 1,265 1,262 1,258 1,255 1,251 1,248
1,280 1,277 1,274 1,270 1,267 1,263 1,260 1,256 1,253

Для приготовления электролита применяют стойкую к действию серной кислоты посуду (керамическую, эбонитовую, деревянные баки, выложенные рольным свинцом), в которую наливают сначала воду, а затем, при непрерывном перемешивании, небольшими порциям и серную кислоту.
Вливать воду в концентрированную серную кислоту категорически воспрещается!
Приготовление электролита и заливка его в аккумулятор производятся в суконной одежде, защитных очках, резиновом фартуке, в резиновых перчатках и резиновых сапогах, причем пролитую на пол кислоту смывают водой или немедленно засыпают песком (опилками), тщательно перемешивают и затем убирают.
При случайном попадании брызг серной кислоты на кожу или одежду, пораженные места промывают водой, затем промывают 10-процентным раствором соды или 3-процентным раствором аммиака и вновь водой.
Перед заливкой электролита с аккумулятора снимают фильтр-пробку;
заливку аккумулятора производят электролитом, имеющим температуру не выше 20°С (АБН-72) и не выше 25°С (АБН-80). В условиях тропиков аккумуляторы АБН-80 заливаются электрол итом с температурой не выше 30°С.
Электролит заливают до уровня 50 мм над предохранительным щитом (АБН-72) и до уровня 30-40 мм (АБН-80) с таким расчетом, чтобы между заливкой первого и последнего аккумуляторов батареи проходило не более 1 ч. Ориентировочное количество электролита для заливки одного аккумулятора составляет 1,5 л (АБН-72) и 2 л (АБН-80).
После пропитки электродов в течение 3-4 ч, проверки уровня, температуры и плотности электролита приступают к зарядке аккумуляторов.
Батарею, состоящую из аккумуляторов АБН-72 или АБН-80, подключают к источнику постоянного тока, для чего положительный вывод батареи подсоединяют к положительной клемме источника тока, а отрицательный - к отрицательной клемме.
Батарею из аккумуляторов АБН-72 включают на первый заряд током, соответствующим емкости С10 при 10-часовом разряде и равной 0,05 С10 при температуре электролита не выше 35°С. Заряд проводят до постоянства напр яжения и плотности электролита в течение 2 ч. Температура электролита во время заряда не должна превышать 45°С. В противном случае зарядный ток снижают наполовину или прерывают заряд до тех пор, пока температура не снизится на 5-10°С.
Плотность электролита в конце заряда при температуре 20°С должна быть (1,260+0,005) г/см3. При плотности электролита в конце заряда более или менее 1,260 г/см3 проводят ее корректировк у добавлением дистиллированной воды или водного раствора серной кислоты плотностью 1,300 г/см3 и продолжают заряд в течение 2 ч до полного перемешивания электролита.
Второй и последующие заряды проводят в две ступени: 1 ступень - током, соответствующим 0,1 С10, 2 ступень - током, соответствующим 0,05 С10. Переход с первой ступени на вторую осуществляется при достижении напряжения 2,4 В на двух-трех аккумуляторах. Заряд проводят до постоянного напряжения и плотности электролита в течение 2 ч.
Батарея из аккумуляторов АБН-80 включается на заряд, если температура электролита в аккумуляторах не выше 30°С в условиях умеренного климата и не выше 45°С в условиях тропиков.
Заряд начинается силой 9 А и продолжается непрерывно в течение 26 ч, после чего делается перерыв (стоянка без тока) на 2 ч. Далее заряд продолжается в течение 22 ч силой тока 4,5 А. Признаком окончания заряда является постоянство напряжения акку муляторов и плотности электролита не менее 3 ч. Если после окончания указанного времени постоянства плотности электролита и напряжения не будет, необходимо прервать заряд на 1 ч, после чего возобновить и продолжать его до наступления постоянства указанны х параметров в течение 3 ч.
Во время заряда необходимо периодически измерять температуру электролита и следить за тем, чтобы она не поднималась выше 45°С в условиях окружающей температуры до 35°С и выше 50°С при окружающей температуре выше 35°С. В случае, е сли температура окажется выше указанных значений, следует снизить зарядный ток наполовину или прервать заряд до тех пор, пока температура не снизится на 5-10°С.
По окончании заряда и корректировки плотности и уровня электролита в каждом аккумуляторе проводят разряд током 10-часового и более режимов до напряжения 1,8 В. При достижении емкости, указанной в табл. 1 и 2, на любом цикле до 10 включительно, и спытания считают законченными, причем критерием пригодности аккумулятора к эксплуатации является 100% отдача емкости при средней температуре электролита в процессе разряда 20°С (АБН-72) и 25°С (АБН-80). Аккумуляторы, отдающие менее 80% емкости, указанной в табл. 1 и 2, считаются неисправными.
Заряженные аккумуляторы перед установкой в шкаф должны быть закрыты фильтр-пробками, а поверхность аккумуляторов должна быть протерта ветошью, смоченной 10% раствором нашатырного спирта или кальцинированной (бельевой) содой.
Батарея, состоящая из аккумуляторов обоих типов, эксплуатируется в режиме постоянного подзаряда, при котором она присоединена к источнику постоянного тока. При окружающей температуре не выше 35°С напряжение на шинах постоянного тока автоматически поддерживают из расчета (2,18+0,04) В на аккумулятор.
В процессе эксплуатации батарей проводятся уравнительные заряды при снижении уровня электролита и доливки дистиллированной воды до первоначального уровня и для полного перемешивания электролита, а также при снижении напряжения до 2,1 В и плотности электролита ниже 1,255 г/см3.
Уравнительный заряд проводят при напряжении от 2,25 до 2,40 В на аккумулятор с ориентировочной продолжительностью: при напряжении 2,25 В на аккумулятор - 8 сут, при напряжении 2,40 В на аккумулятор - 5 сут.
Уравнительный заряд прекращают при постоянстве плотности электролита в течение 10 ч.
Повторные заряды батарей после контрольного или аварийного разряда проводятся в зависимости от имеющегося на месте эксплуатации оборудования одним из следующих методов: 1) при постоянной силе тока;
2) плавно-убывающим током; 3) модифицированным зарядом при постоянном напряжении; 4) при постоянном напряжении.
Разряд батарей может производиться током, не превышающим значений, приведенных в табл. 1 и 2.
Возможные характерные неисправности аккумуляторов, возникающие в процессе эксплуатации, приведены в табл. 4.

Таблица 4

Признак неисправности Вероятная причина Способ устранения

1. Течь электролита

Повреждение бака

Замена аккумулятора

2. Пониженное разрядное и зарядное напряжение. Пониженная плотность электролита. Повышение температуры электролита

Возникновение короткого замыкания внутри аккумулятора

То же

3. Пониженное разрядное напряжение и емкость на контрольных разрядах

Сульфатация электродов

Проведение тренировочных циклов


Тренировочный цикл состоит из полного заряда током 4 А и разряда током 10-часового режима (АБН-72) и соответственно током 4,5 А и током 25-часового режима (АБН-80).
Если после проведения тренировочных циклов повторится обнаруженный дефект, то неисправные аккумуляторы заменяют.
При монтаже батарей и приведении их в рабочее состояние необходимо соблюдать установленные правила безопасности, предусматривающие, что к выполнению работ, связанных с обслуживанием батарей, допускаются рабочие, прошедшие инструктаж по технике безопасности.
В помещении, где установлены аккумуляторы, запрещается курение, применение открытого пламени и инструмента, который при работе может вызвать искру. Помещение должно активно вентилироваться. При проведении работ с аккумуляторами необходимо приним ать меры предосторожности против случайного прикосновения к токоведущим частям, не покрытым изоляцией и находящимся под напряжением.
Во избежание короткого замыкания не допускается одновременное прикосновение металлическим предметом к положительному и отрицательному выводам аккумулятора.
Технология приготовления и заливки электролита в аккумуляторы, их заряды и разряды, регламентные и поверочные работы более подробно изложены в "Техническом описании и инструкции по эксплуатации" ИКШЖ.563312.007 ТО (АБН-72) и ИЛТГ.563312.006 ТО (АБН-80). Каждый аккумулятор, батарея, шкаф управления оперативным током комплектуется ЗИП и эксплуатационной документацией.
На крышке аккумулятора литьевым способом наносится маркировка с указанием:
для народного хозяйства: условного обозначения аккумулятора, товарного знака предприятия-изготовителя, обозначения технических условий на аккумулятор, знаков полярности плюс (+) и минус (-);
для поставок на экспорт: условного обозначения аккумулятора, надписи "Сделано в России", знаков полярности плюс (+) и минус (-).
На крышке маркируется дата выпуска (месяц, год).
Аккумуляторы упаковывают в поддоны или в ящики. Допускается применение другой тары, обеспечивающей сохранность аккумулятора при транспортировании.
Перед упаковкой на борны аккумуляторов наносится консистентная смазка.
Транспортирование производится в вертикальном положении любым видом закрытого транспорта при температуре от минус 60 до 60°С. Расположение аккумуляторов должно обеспечить их сохранность от загрязнений и механических повреждений.
При транспортировании батареи в заряженном состоянии необходимо предохранить электролит от замерзания (температура замерзания электролита в зависимости от его плотности приведена в табл. 5).

Таблица 5

Плотность электролита, приведенная к 15 ° C, г/см3 Температура замерзания, ° С
1,050 –3,0
1,075 –5,0
1,100 –7,0
1,125 –10,0
1,150 –14,0
1,175 –19,0
1,200 –25,0
1,225 –37,0
1,250 –50,0
1,275 –59,0
1,300 –66,0
1,310 –68,0

Период между приведением батареи в рабочее состояние и введением в эксплуатацию с учетом времени транспортирования не должен превышать 2 месяца.
При заказе аккумуляторов необходимо указать наименование изделия, тип, климатическое исполнение, категорию размещения, номер ГОСТ, количество заказываемых аккумуляторов.
Пример: "Аккумулятор типа АБН-72 О2, ГОСТ 21728-76, 3 компл.".

Характеристики Электротехнического оборудования

Характеристики станков

Характеристики КПО

Характеристики импортного оборудования

Характеристики насосного оборудования

Марки стали и сплавов

Прочее оборудование

© Машинформ | Справочник содержания драгоценных металлов | mashinform@bk.ru