Аккумуляторы свинцовые тяговые типов 3А210, 4А280, 5А350, 6А420

Общие сведения

Аккумуляторы указанных типов предназначены для комплектования аккумуляторных батарей, служащих в качестве источника питания электродвигателей машин напольного электротранспорта (электроштабелеров, электрокар и других транспортных средств).
Аккумуляторы соответствуют техническим условиям ИЛТГ 563414.019 ТУ.

Структура условного обозначения

ХАХ:
Х - количество положительных электродов в аккумуляторе;
А - класс аккумулятора (с панцирными положительными
электродами);
Х - номинальная емкость аккумулятора, А·ч, при 5-часовом
режиме разряда.

Условия эксплуатации

Климатическое исполнение и категория размещения аккумуляторов У2 (ГОСТ 15150-69).
Аккумуляторы хранят на складе в закрытом, сухом, вентилируемом помещении с температурой воздуха от 40 до минус 25°С борнами вверх. Не допускается установка аккумуляторов один на другой.
Аккумуляторы должны быть сухими, с плотно ввернутыми пробками и находиться на расстоянии не менее 1 м от печей и других нагревательных приборов. Они должны быть защищены от воздействия прямых солнечных лучей. Кроме того, не допускается совместное хранение кислотных аккумуляторов со щелочами и щелочными аккумуляторами.
Аккумуляторы должны периодически очищаться от пыли. Борны, гайки и перемычки необходимо покрывать тонким слоем синтетического солидола (ГОСТ 4366-76).
Условия транспортирования аккумуляторов соответствуют средним условиям (С 2б) по ГОСТ 23216-78, а в части воздействия климатических факторов - по группе условий хранения С (ГОСТ 15150-69).
Отгрузка аккумуляторов потребителям производится в железнодорожных контейнерах или вагонах, упакованными в деревянные ящики или без упаковки. Аккумуляторы без упаковки устанавливают в вертикальном положении на слой древесной стружки по ГОСТ 5244-79 толщиной 30-50 мм. При этом свободные места должны быть заполнены стружкой или другим упаковочным материалом.
Монтажные и запасные части упаковывают в оберточную бумагу по ГОСТ 8273-75 и укладывают в ящик, контейнер или вагон вместе с аккумуляторами. Техническое описание и инструкцию по эксплуатации помещают в прочную водонепроницаемую бумагу по ГОСТ 8828-89 или в полиэтиленовую пленку по ГОСТ 10354-82 и укладывают в ящик, контейнер или вагон вместе с аккумуляторами.

Технические характеристики

Технические характеристики аккумуляторов приведены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Тип аккумулятора Режим разряда, ч
5 3 1 0,5
Ток, А Емкость, А·ч Ток, А Емкость, А·ч Ток, А Емкость, А·ч Ток к.з.*, А Емкость, А·ч
3А210 42 210 62 185 139 139 207 104
4А280 56 280 72 246 185 185 276 138
5А350 70 350 103 308 231 231 345 173
6А420 84 420 123 369 277 277 415 208

* Аккумуляторы выдерживают разряд током короткого замыкания Iк.з., приведенного в табл. 1,
в течение 0,5 ч при температуре электролита 30 ° C до конечного напряжения 1,5 В на аккумулятор.

Таблица 2

Тип аккумулятора Максимальные габаритные размеры, мм Масса, кг Объем электролита, л
Длина L Ширина В Высота Н без электролита с электролитом
3А210 65 198 440 11,5 14,1 3,3
4А280 83 15,0 18,4 4,3
5А350 101 18,5 22,6 5,2
6А420 119 22,1 27,1 6,4

Электрические характеристики аккумуляторов, приведенные в табли- це 1, обеспечиваются при следующих условиях:
плотность электролита в начале разряда 1,270+0,005 г/см3 (приведенная к температуре 30°С);
уровень электролита над предохранительным щитком 20-25 мм;
средняя температура электролита во время разряда 30°С;
конечное напряжение 1,7 В.
Емкость аккумуляторов при фактической средней температуре электролита определяется из произведения тока разряда на продолжительность разряда. Снижение емкости (саморазряд) заряженных аккумуляторов после хранения в течение 28 суток при температуре электролита (20+5)°С не более 15%.
Емкость аккумуляторов, указанная в табл. 1, достигается не позднее 10-го цикла заряда-разряда. Наработка аккумуляторов на стенде составляет не менее 1000 циклов.
Аккумулятор считается вышедшим из строя при снижении емкости на 20% от номинальной.
Зависимость плотности электролита при температурах от 15 до 45°С приведена в табл. 3, его ориентировочная температура замерзания при различной плотности - в табл. 4.

Таблица 3

Плотность, г/см3, при температуре, ° С
15 20 25 30 35 40 45
1,145 1,141 1,138 1,134 1,131 1,127 1,124
1,150 1,147 1,144 1,141 1,137 1,135 1,131
1,155 1,151 1,148 1,144 1,140 1,137 1,134
1,160 1,156 1,153 1,150 1,147 1,144 1,141
1,220 1,216 1,213 1,210 1,207 1,204 1,201
1,230 1,226 1,223 1,220 1,217 1,214 1,211
1,255 1,251 1,248 1,244 1,240 1,237 1,234
1,260 1,257 1,254 1,251 1,248 1,245 1,241
1,265 1,261 1,258 1,254 1,251 1,247 1,244
1,270 1,267 1,263 1,260 1,257 1,254 1,251

Таблица 4

Плотность при 15 ° C, г/см3 Температура замерзания, минус ° С
1,120 10
1,130 11
1,140 12
1,150 14
1,160 16
1,170 18
1,180 21
1,210 30
1,220 36
1,230 42
1,240 47
1,250 52
1,260 58
1,270 64

Гарантийный срок хранения аккумуляторов, не залитых электролитом, - 2 года после изготовления.
Гарантийный срок службы аккумуляторов - 4 года после ввода в эксплуатацию.

Аккумулятор состоит из блока положительных электродов панцирного типа и отрицательных намазного типа. Положительные и отрицательные электроды разделены друг от друга ребристыми пористыми сепараторами из изоляционного материала.
Электроды каждой полярности соединены между собой наплавленными мостиками, от которых отходят токовыводы (борны) с отверстиями для болтового крепления соединительных перемычек.
Блок электродов помещен в пластмассовый бак и опирается на призмы на дне бака. Сверху бак аккумулятора закрыт пластмассовой крышкой, которая приваривается к верхним кромкам бака термоконтактным способом с обеспечением герметичности сварного шва. Крышка имеет горловину для заливки и контроля уровня, температуры и плотности электролита. В горловину ввернута вентиляционная пробка. Выводные борны выходят наружу через проемы в крышке и залиты герметизирующей мастикой.
Электролитом служит водный раствор серной кислоты плотностью 1,270 г/см3 при температуре 30°С.
Общий вид аккумулятора приведен на рисунке.


Общий вид аккумулятора класса А:
1 - вентиляционная пробка;
2 - пластмассовый бак;
3 - токоотводы (борны);
4 - пластмассовая крышка;
5 - вентиляционное отверстие;
6 - горловина крышки
Аккумуляторы устанавливаются в контейнер машины и соединяются перемычками в батарею в соответствии со схемой монтажа; при этом баки и крышки не должны иметь сколов и трещин, а также повреждения сварного шва крышки с баком. Мастика должна плотно прилегать к внутренней поверхности углублений в крышках и к поверхности выводных борнов.
Аккумуляторы в батарейном контейнере устанавливаются плотно. Смещение аккумуляторов относительно друг друга и стенок контейнера во время эксплуатации не допускается. Излишние зазоры при монтаже ликвидируются за счет неметаллических прокладок и заглушек, стойких к воздействию серной кислоты.
Электролит должен готовиться из аккумуляторной серной кислоты по ГОСТ 667-73 и дистиллированной воды по ГОСТ 6709-72. При этом кислоту следует вливать в воду небольшими порциями при непрерывном перемешивании.
Вливать воду в концентрированную кислоту воспрещается во избежание разбрызгивания кислоты и получения ожогов.
Для приготовления электролита применяют стойкую к действию серной кислоты посуду (керамическую, эбонитовую, винипластовую, деревянную или железную, выложенную внутри рольным свинцом), предварительно очищенную от загрязнения и промытую дистиллированной водой.
Приготовление электролита и заливка его в аккумулятор производятся в суконной спецодежде, защитных очках, резиновом фартуке, в резиновых перчатках и резиновых сапогах. Пролитую на пол кислоту смывают водой или немедленно засыпают песком (опилками), тщательно перемешивают и затем убирают.
При случайном попадании брызг серной кислоты на кожу или одежду, пораженные места промывают водой, а затем 10-процентным раствором соды или 3-процентным раствором аммиака и вновь водой.
Помещение зарядной должно быть оборудовано вытяжной вентиляцией, обеспечивающей полный обмен воздуха в течение 15 мин. В помещении запрещается применение открытого пламени, курение и применение инструмента, который при работе может вызвать искру.
Для приготовления 5 л электролита плотностью 1,270 г/см3 при температуре 30°С требуется 3,8 л дистиллированной воды и 1,35 л (2,52 кг) серной кислоты плотностью 1,8 г/см3. Приготовленный для заливки аккумуляторов электролит указанной плотности (приведенный к температуре 30°С) охлаждают до 25°С.
Перед заливкой электролита из крышек аккумуляторов извлекают вентиляционные пробки (см. рисунок). Затем срезают с пробок герметизирующий выступ, освобождая вентиляционное отверстие. Заливают в аккумуляторы электролит до уровня 20-25 мм над предохранительным щитком. После этого аккумуляторы, залитые электролитом, оставляют на 2 ч для пропитки электродов и сепараторов. Общее время пропитки не должно превышать 12 ч во избежание порчи аккумуляторов.
По окончании пропитки проверяют уровень электролита и в случае необходимости корректируют путем добавления или отбора избытка электролита.
Аккумуляторы выпускаются в сухозаряженном состоянии. Однако, в зависимости от продолжительности и условий хранения и транспортирования аккумуляторов, их емкость может частично утрачиваться. Признаком утраты емкости является падение плотности электролита в аккумуляторах более чем на 0,33 г/см3 и повышение температуры более чем на 7°С от исходных значений и замеренных через 1 ч после заливки. В этих случаях при вводе батареи в эксплуатацию аккумуляторам необходимо сообщить первый заряд, окончание которого определяют по постоянству напряжения и плотности электролита в течение 2 ч при наличии обильного газовыделения на электродах. Продолжительность заряда составляет ориентировочно 14-18 ч.
После завершения заряда устанавливаются пробки в аккумуляторы, и протирается поверхность крышек сначала ветошью, смоченной 10%-ным раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды по ГОСТ 19689-80, затем ветошью, смоченной водой, и, наконец, насухо.
После приведения атареи в рабочее состояние производится проверка сопротивления изоляции, которое должно быть не менее 5000 Ом. В противном случае необходимо найти и устранить источник утечки тока.
В процессе эксплуатации вентиляционные отверстия в пробках для выхода газов необходимо регулярно прочищать и промывать. Кроме того, уровень электролита в аккумуляторах необходимо поддерживать добавлением дистиллированной воды, причем категорически запрещается производить доводку уровня путем добавления электролита.
Разряд батарей проводят силой тока, не превышающей значений, приведенных в табл. 1. Он должен быть прекращен, если напряжение на выводах батареи (без учета падения напряжения в перемычках) понизится до 1,7xN В при положительных и до 1,3xN В при отрицательных температурах, где N - количество аккумуляторов в батарее. В разряженном состоянии батареи могут находиться не более 24 ч.
При отрицательных температурах возможно замерзание электролита, поэтому при разряде не следует допускать падение плотности его до значения, при котором он может замерзнуть (см. табл. 4). В случае обнаружения аккумуляторов с пониженным напряжением проводят уравнительный заряд батареи с перерывами до тех пор, пока при очередном включении на заряд будет сразу наблюдаться сильное газовыделение на всех аккумуляторах батареи.
Один раз в квартал следует проводить на батареях контрольный цикл заряда-разряда, причем контрольный разряд проводится током 5-часового режима (см. табл. 1) при строгом соблюдении постоянства значения величины тока и непрерывности разряда.
Технологии подготовки и заливки электролита в аккумулятор, его заряда и разряда, поверочных и регламентных работ более подробно изложены в "Техническом описании и инструкции по эксплуатации" ИЛТГ.563414.019 ТО.
Характерные неисправности аккумуляторов и методы их устранения указаны в табл. 5.

Таблица 5

Признак неисправности Вероятная причина Метод устранения

Непрерывное снижение плотности электролита, пониженное напряжение как при заряде, так и при разряде, повышение температуры электролита

Короткое замыкание внутри аккумулятора

Заменить аккумулятор запасным

Потемнение или помутнение электролита, снижение емкости и разрядного напряжения

Загрязнение электролита посторонними примесями

См. примечание

Примечание. Загрязнение электролита необходимо устранить промывкой разряженного аккумулятора дистиллированной водой и заменой электролита. Для этого необходимо: вынуть аккумулятор из контейнера; вывернуть из крышки вентиляционную пробку; вылить из аккумулятора весь электролит; залить аккумулятор дистиллированной водой, подзарядить его в течение 30–60 мин, вылить из аккумулятора воду и залить электролитом такой же плотности, какая была в конце разряда; зарядить аккумулятор; вставить аккумулятор в контейнер машины.


К выполнению работ, связанных с обслуживанием батарей, допускаются рабочие, прошедшие инструктаж по технике безопасности.
При проведении работ с аккумуляторами необходимо принимать меры предосторожности против случайного прикосновения к токоведущим частям, не покрытым изоляцией и находящимся под напряжением.
Во избежание короткого замыкания нельзя допускать одновременного прикосновения металлическим предметом к положительному и отрицательному выводам аккумулятора. Помимо аккумуляторов,

В комплект поставки входят: ЗИП (запасные и монтажные части и принадлежности), техническое описание и инструкция по эксплуатации.
На крышке каждого аккумулятора нанесены: товарный знак предприятия-изготовителя; условное наименование аккумулятора; дата изготовления (месяц, год); обозначение технических условий; знаки полярности (+), (-).
В случае поставки аккумулятора на экспорт на крышке нанесены: условное наименование аккумулятора; дата изготовления (месяц, год);
знаки полярности (+), (-); надпись: "Сделано в России".

Характеристики Электротехнического оборудования

Характеристики станков

Характеристики КПО

Характеристики импортного оборудования

Характеристики насосного оборудования

Марки стали и сплавов

Прочее оборудование

© Машинформ | Справочник содержания драгоценных металлов | mashinform@bk.ru