Аккумуляторы типов ТНЖ-350У5, ТНЖШ-500 (550М)У5 и аккумуляторные батареи типов 96, 112 ТНЖ-350У5; 96, 112 ТНЖШ-500У5 и 90, 102, 112, 126 ТНЖШ-550МУ5

Общие сведения

Аккумуляторы указанных типов и смонтированные на их основе аккумуляторные батареи предназначены для электропитания токоприемников рудничных электровозов.
Аккумуляторы соответствуют техническим условиям ТУ 16-729.037-76 (ТНЖ-350 У5), ТУ 16-563.055-86 (ТНЖШ-500 (550М) У5 и 90, 112ТНЖШ-500 У5; 90, 102, 112, 126ТНЖШ-550М У5), ТУ 16-729.038-76 (96, 112ТНЖ-350 У5).

Структура условного обозначения

ХТНЖШ-ХМ У5:
Х - количество последовательно соединенных аккумуляторов в
батарее;
Т - область применения (тяговый);
НЖ - никель-железная электрохимическая система;
Ш - назначение (шахтный);
Х - номинальная емкость, А·ч;
М - модернизированный вариант;
У5 - климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ
15150-69.

Условия эксплуатации

Высота размещения над уровнем моря не более 2000 м.
Относительная влажность воздуха (90+2)% при температуре (27+3)°С.
Температура электролита в аккумуляторах при заряде от 15 до 45°С, при разряде не выше 55°С.
При эксплуатации аккумуляторов и батарей при более низких или высоких температурах электролита их емкость понижается. Аккумуляторные батареи, заряженные при нормальной температуре и разряженные при температуре электролита минус 20°С, при нагрузке, соответствующей 5-часовому режиму разряда до напряжения, отдают не менее 40% номинальной емкости. Заряд аккумуляторов при температуре выше 45°С ведет к снижению их емкости и срока службы.
Группа условий эксплуатации М26 по ГОСТ 17516-1-90.
Рабочее положение аккумуляторов в пространстве вертикальное. При наклоне аккумуляторов с горловиной на угол не более 45° электролит из них не должен выливаться.
Аккумуляторы должны храниться в сухом виде без электролита на стеллажах в вертикальном положении выводами вверх, при этом установка одного аккумулятора на другой не допускается. Аккумуляторы типа ТНЖШ должны транспортироваться и храниться с закрытыми укупорочными пробками.
Аккумуляторы нужно периодически очищать от пыли и выступающих солей. Металлические детали аккумуляторов смазаны консервационным маслом марок НГ-203 А или НГ-203 Б (ТУ 38-1011331-90) или другими равноценными в отношении защиты от коррозии смазочными материалами.
При кратковременном хранении (до 1 мес) допускается хранить аккумуляторы в резиновых чехлах, уложенными в горизонтальном положении на широкую боковую сторону в несколько рядов, но не более восьми.
Аккумуляторы в металлических баках с электроизоляционным покрытием следует хранить только в вертикальном положении.
Помещение для хранения аккумуляторов должно быть сухим и вентилируемым с температурой от 1 до 40°С. Допускается хранение аккумуляторов в помещении при температуре до минус 50°С в течение 1 мес.
Совместное хранение щелочных и кислотных аккумуляторов не допускается.
Аккумуляторы могут транспортироваться любым видом транспорта, кроме морского, при температуре воздуха от минус 50 до 50°С.
В качестве транспортной тары для аккумуляторов должны применяться стоечные поддоны. Аккумуляторы должны устанавливаться на поддоны в вертикальном положении выводами вверх в один ряд.
Аккумуляторы в металлических баках с электроизоляционным щелочестойким покрытием допускается плотно упаковывать в деревянные ящики типов III-2 и VI-3. Аккумуляторы должны устанавливаться в вертикальном положении выводами вверх в один ряд.
Аккумуляторы в металлических баках с изоляционным щелочестойким резиновым чехлом допускается транспортировать без упаковки. В этом случае аккумуляторы должны укладываться друг к другу в горизонтальном положении на широкую боковую сторону в несколько рядов по высоте, но не более восьми.
Для предохранения аккумуляторов от перемещений свободные места в вагоне, кузове автомашины или контейнере должны быть расшиты досками или заполнены древесной стружкой или другими материалами.
Дверные проемы вагонов и контейнеров должны быть забиты досками на уровне, равном высоте рядов уложенных аккумуляторов.
При поставке аккумуляторов на автомашинах они должны быть уложены, как указано выше, или на специальные поддоны и прикрыты брезентом или другими материалами, обеспечивающими защиту их во время транспортирования от воздействия атмосферных осадков.

Нормативно-технический документ

ТУ 16.729.037-76,ТУ 16.563.055-86,ТУ 16.729.038-76

Технические характеристики

Технические характеристики аккумуляторов и аккумуляторных батарей приведены в табл. 1-3.

Таблица 1

Тип изделия

Номинальная емкость, А·ч Конечное напряжение, В, при режимах разряда
5-часовом 3-часовом

96ТНЖ-350 У5

350 94,0 75,0

112ТНЖ-350 У5

110,0 88,0

96ТНЖШ-500 У5

500 94,1 75,3

112ТНЖШ-500 У5

109,7 87,8

90ТНЖШ-550М У5

550 88,2 70,6

102ТНЖШ-550М У5

100,0 80,0

112ТНЖШ-550М У5

109,7 87,8

126ТНЖШ-550М У5

123,5 98,8

Примечания:

  1. Электрическое напряжение батарей указано с учетом падения напряжения в перемычках не более 2%.

Таблица 2

Тип изделия Тренировочные циклы Контрольный цикл
Заряд Разряд Заряд Разряд
Ток, А Время, ч Ток, А Ток, А Время, ч Ток, А

ТНЖ-350 У5

90 12 70 90 6 70

ТНЖШ-500 У5

125 10 100 125 6 100

ТНЖШ-550М У5

140 10 110 140 6 110

Примечания:

  1. Сопротивление изоляции аккумуляторов в баках с полимерным покрытием должно быть не менее 10 МОм. Сопротивление изоляции аккумуляторов в резиновых чехлах не менее 1,5 МОм.
  2. В эксплуатации сопротивление изоляции батареи относительно батарейного ящика при числе аккумуляторов (шт.) составляет:
    до 120 – не менее 10 кОм;
    от 120 до 200 – не менее 15 кОм;
    более 200 – не менее 20 кОм.

Таблица 3

Тип изделия Габаритные размеры, мм,
не более
Масса, кг, не более Масса электролита, кг Объем электролита, л
Длина L Ширина В Высота Н без электролита с электролитом

ТНЖ-350 У5

155 167,0 537 21,4 27,4 6,0 5,00

ТНЖШ-500 У5

155 167,0 538 18,6 25,0 6,4 5,33

ТНЖШ-550М У5

132 169,0 586 19,5 25,0 5,0 4,16

Примечание. Габаритные размеры даны с учетом изоляции: изоляционный чехол, крышка, поддон.


Гарантийный срок эксплуатации аккумуляторов и батарей - 1 год с момента ввода в эксплуатацию, а для аккумуляторов ТНЖ-350 У5 - 6 мес со дня ввода в эксплуатацию.
Гарантийный срок хранения аккумуляторов и батарей - 3,5 года с момента изготовления.

Аккумулятор состоит из блока положительных и отрицательных электродов, изолированных друг от друга сепараторами. Блок электродов помещен в металлический бак (см. рисунок). Электроды имеют конические выводы через крышку. Выводы от крышки изолированы электроизоляционными шайбами. На каждый вывод навернуты по две гайки для крепления перемычки.


Общий вид аккумулятора ТНЖ (ТНЖШ):
1 - гайка крепления;
2 - электроизоляционная шайба;
3 - крышка;
4 - металлический бак;
5 - электрический вывод;
6 - клапан
Аккумулятор снабжен клапаном, который обеспечивает свободный выход газов и не допускает выплескивания электролита из аккумуляторов при эксплуатации и предохраняет от попадания посторонних предметов.
В качестве электролита в аккумуляторах применяют раствор едкого натра или едкого кали. Плотность и состав электролита зависят от условий эксплуатации (табл. 4).

Таблица 4

Тип электролита

Применяемость

Состав

I

Для заливки аккумуляторов при приведении
в действие, смене электролита, определении 80% номинальной емкости

Водный раствор едкого натра с добавкой (10±1) г/л гидроокиси лития (LiOH). Плотность электролита 1,19–1,21 г/см3

II

Для заливки аккумуляторов при эксплуатации батарей при температуре окружающей среды от 5 до 40 ° С, проведении испытаний

Водный раствор едкого натра с добавкой (10±1) г/л гидроокиси лития (LiOH). Плотность электролита 1,19–1,21 г/см3. Получается корректировкой электролита типа I добавлением в аккумулятор воды (для уменьшения плотности) или электролита типа III (для увеличения плотности)

III

Для заливки аккумуляторов при эксплуатации при температуре окружающей среды от минус 15 до 35 ° С и при проведении испытаний взамен электролита типа II

Водный раствор едкого калия с добавкой (10±1) г/л гидроокиси лития (LiOH). Плотность электролита 1,19–1,21 г/см3

IV

Для заливки аккумуляторов при эксплуатации при температуре окружающей среды ниже минус 15 ° С и испытании аккумуляторов при температуре минус 20 ° С

Водный раствор едкого кали
плотностью 1,26–1,28 г/см3

Примечание. Плотности указаны для температур (25 ± 10) ° С.


Электролит необходимо готовить только в чистой стальной или чугунной посуде.
При работе с электролитом необходимо наде-вать защитные очки, резиновые перчатки, прорезиненный фартук, резиновые сапоги для предотвращения ожогов и разъедания одежды.
При нарушении целостности аккумуляторов и попадании при этом электролита в глаза или на кожу необходимо немедленно в течение 10-15 мин произвести обильную промывку пораженных участков проточной водой, затем глаза промыть 1,5% раствором борной кислоты, а кожные покровы 2-3% раствором борной кислоты.
Приготовленный электролит необходимо охладить до температуры (25+10)°С и проверить его плотность с помощью ареометра (ГОСТ 18481-81). Если плотность ниже требуемой, следует добавить едкий натр или едкое кали; если выше, то добавить дистиллированную воду или конденсат.
Перед приведением аккумуляторов в действие необходимо проверить: сопротивление изоляции аккумуляторов, отсутствие короткого замыкания.
Затем залить в каждый аккумулятор электролит типа I, приготовленный в соответствии с табл. 4, в количестве, указанном в табл. 3. Аккумуляторы выдержать в течение 2 ч и проверить уровень электролита над электродами; при этом он должен быть в пределах: для аккумуляторов типа ТНЖ - от 15 до 50 мм, типа ТНЖШ - от 15 до 40 мм.
При заливке щелочи в аккумуляторы не допускается разлив электролита и попадания его между резиновым чехлом и корпусом аккумулятора, так как наличие электролита может привести к снижению сопротивления изоляции, возгоранию резинового чехла и пожару.
Для заряда батареи или группы аккумуляторов применяется источник постоянного или выпрямленного тока, напряжение которого должно быть не менее (2,0xn) В (n - количество аккумуляторов, последовательно включенных в цепь заряда). Затем присоединить крайние аккумуляторы к источнику питания следующим образом: свободный положительный вывод одного крайнего аккумулятора к положительному выводу источника питания, свободный отрицательный вывод другого крайнего аккумулятора к отрицательному выводу источника питания. Аккумуляторам необходимо сообщить пять тренировочных и один контрольный циклы в соответствии с табл. 2.
С первого по четвертый тренировочные циклы разряд следует проводить по времени в течение 5 ч, но до напряжения не менее 1,0 В на аккумуляторе или (0,98·n) В на группе (батарее). На пятом тренировочном цикле разряд проводить до конечного напряжения группы (батареи) не менее (0,98·n) В. На шестом контрольном цикле разряд проводить по времени в течение 4 ч.
Аккумуляторы, имеющие на контрольном цикле через 4 ч разряда напряжение 1,0 В и выше, считаются пригодными для эксплуатации.
Аккумуляторы, у которых через 4 ч разряда напряжение менее 1,0 В, следует отобрать в отдельную группу и повторить циклирование.
Контрольный разряд можно проводить после сообщения аккумуляторам меньшего числа тренировочных циклов при условии получения на тренировочном цикле не менее 80% номинальной емкости.
Ток во время проведения испытаний нужно поддерживать постоянным. Отклонения по току - не более + 5%. Между окончанием заряда и началом разряда должен быть перерыв не менее 30 мин и не более 2 ч.
Измерять температуру электролита при заряде следует выборочно через каждые 2 ч от начала заряда и через каждые 15 мин на последнем часе. Температура электролита при заряде не должна превышать 45°С.
Заряд батареи должен проводиться при снятых крышках батарейного ящика и с обязательным применением устройства принудительного охлаждения для батареи, смонтированной в ящике с решетчатым дном. Допускается проводить заряд аккумуляторов как с закрытой, так и открытой пробкой - клапаном. Закрыть крышку батарейного ящика можно не ранее, чем через 2 ч после окончания заряда.
Аккумуляторы, приведенные в действие и смонтированные в батарею с соблюдением полярности, закрепить с помощью распорных устройств по инструкции предприятия-изготовителя электровозов.
Нужно учитывать, что крепление аккумуляторов в батарейном ящике должно исключать их перемещение относительно друг друга, стенок и дна ящика в рабочем состоянии и допускать удобную выемку аккумуляторов из него при демонтаже батареи.
Усилие крепления аккумуляторов в батарейном ящике не должно превышать распределенной нагрузки соприкасающихся при сжатии поверхностей аккумуляторов, равной 98 кПа (1 кгс/см2).
Нужно плотно затягивать гайки при соединении аккумуляторов перемычками, так как неплотный контакт вызывает разогревание контактов и искрение во время работы батареи.
Не допускается при сборке батарей коротких замыканий между разноименными выводами и между соседними аккумуляторами.
В процессе эксплуатации следует один раз в месяц проверять напряжение каждого аккумулятора батареи перед зарядом, а также один раз в квартал необходимо проводить анализ электролита в аккумуляторах на содержание щелочей и карбонатов. Содержание щелочей в электролите должно быть не менее 180 г/л для едкого натра и 250 г/л для едкого кали, а содержание карбонатов не должно превышать 70 г/л. Если содержание щелочей в электролите ниже допустимого, то в аккумуляторы следует долить электролит типа I или III соответственно. Если содержание карбонатов более 70 г/л, то электролит необходимо сменить с одновременной промывкой аккумуляторов.
Один раз в полгода нужно проводить проверку емкости батарей.
Технологии приготовления и заливки электролита в аккумуляторы, регенерации электролита, заряда и разряда аккумуляторных батарей, поверочных и регламентных работ более подробно изложены в "Техническом описании и инструкции по эксплуатации" ЖШИТ.563535.021 ТО.
К работе с аккумуляторами допускаются лица, прошедшие специальное обучение.
Помещение для заряда аккумуляторов (батарей) должно быть сухим и обеспечено приточно-вытяжной вентиляцией с трехкратным обменом воздуха. При выходе из строя вентиляции в помещении заряд следует прекратить во избежание создания взрывоопасной ситуации.
При работе с аккумуляторами (батареями) категорически запрещается курить, зажигать огонь, так как выделяющийся газ при заряде может образовать взрывоопасную смесь.
Запрещается устанавливать аккумуляторы (батареи) вблизи нагревательных приборов и пользоваться открытым огнем на расстоянии менее 2 м.
Обслуживание аккумуляторов (батарей) следует производить только после отключения их от зарядного устройства.
Превышение параметров режима заряда недопустимо, так как приводит к дальнейшему увеличению температуры, высыханию аккумуляторов к тепловому разгону - воспламенению батареи и разрушению аккумуляторов с выделением вредных испарений.
Запрещается проводить заряд и эксплуатацию батарей с уровнем электролита над верхними кромками электродов ниже 15 мм. Снижение уровня электролита ниже верхних кромок электродов при заряде и в процессе эксплуатации может привести к интенсивному разогреву аккумуляторов с последующим возгоранием сепарации, резиновых чехлов и явлению теплового разгона.
Запрещается производить заряд аккумуляторов (батарей) с закрытой крышкой батарейного ящика и закрывать его крышку ранее чем через 2 ч после окончания заряда.
Защитное заземление и зануление электроустановок постоянного тока должно обеспечивать защиту людей от поражения электрическим током при прикосновении к металлическим частям.
Для предохранения от поражения электрическим током при обслуживании аккумуляторов (батарей) необходимо пользоваться диэлектрическими перчатками. При ожогах электрическим током необходимо покрыть рану марлей, стараясь не касаться ее руками.
Возможные неисправности аккумуляторов и способы их устранения приведены в табл. 5.

Таблица 5

Неисправность Возможная причина Способ устранения
Емкость понижена

Короткое замыкание в аккумуляторе

Промыть аккумуляторы

Плотность электролита не соответствует норме

Довести плотность до требуемых величин

Содержание карбонатов в электролите
более 70 г/л

Сменить электролит

Содержание едких щелочей ниже нормы

Долить соответствующий электролит

Применение электролита без едкого лития

Сменить электролит

Систематический недозаряд

Провести заряд в течение 10 ч

Систематические глубокие разряды

То же

Заряд при температуре электролита
выше 45 ° С

Провести заряд при температуре электролита от 15 до 35 ° С

Понижена емкость положительного полублока

Сменить электролит

Понижена емкость отрицательного полублока

Ввести сернистый натрий

Сильный нагрев аккумуляторов

Плотность электролита не соответствует норме или электролит не покрывает электроды

Откорректировать плотность электролита и долить электролит до требуемого уровня

Плохо завернутые гайки или загрязнены контакты

Подвернуть гайки и очистить контакты

Ток при заряде или разряде больше указанных значений

Проводить заряд или разряд токами, указанными в табл. 2

Сопротивление изоляции батареи понижено

Электролит в чехле аккумулятора или на днище батарейного ящика

Вылить электролит из чехла, вымыть и высушить чехол. Удалить электролит из батарейного ящика, вымыть и высушить ящик

Нарушена целостность чехла

Заменить чехол

Нарушена целостность электроизоляционного покрытия

Отремонтировать покрытие

Загрязнен батарейный ящик

Отмыть батарейный ящик

Отсутствие газовыделения в одном аккумуляторе при заряде
в то время, как в других аккумуляторах оно протекает нормально

Внутреннее короткое замыкание

Проверить наличие короткого замыкания и, если короткое замыкание обнаружено, заменить аккумулятор

ы В комплект поставки батарей входят изделия, указанные в табл. 6.

Таблица 6

Наименование комплектующих изделий Количество
Основной комплект Запасной комплект Всего
Батарея 96ТНЖ-350 У5

Аккумулятор ТНЖ-350 У5

96 3 99

Перемычка МЦ-67

178 6 184

Перемычка длинная

10 1 11

Контактное выводное кольцо

8 2 10

Изоляционный чехол

2 2

Пружина

5 5

Ключ для съема перемычек

1 1

Приспособление ФТ23555 или ФО21.058.03.003

1 1
Батарея 112ТНЖ-350 У5

Аккумулятор ТНЖ-350 У5

112 4 116

Перемычка МЦ-67

208 10 218

Перемычка длинная

12 1 13

Контактное выводное кольцо

8 2 10

Изоляционный чехол

2 2

Пружина

5 5

Ключ для съема перемычек

1 1

Приспособление ФТ23555 или ФО21.058.03.003

1 1
Батарея 96ТНЖШ-500 У5

Аккумулятор ТНЖШ-500 У5

96 4 100

Перемычка длиной 90 мм

168 10 178

Перемычка длиной 96 мм

10 1 11

Перемычка длиной 256 мм

10 1 11

Контактное выводное кольцо

8 1 9

Крышка

5 5

Поддон

10 10

Ключ для съема перемычек

1 1

Приспособление ФТ23555 или ФО21.058.03.003

1 1
Батарея 112ТНЖШ-500 У5

Аккумулятор ТНЖШ-500 У5

112 4 116

Перемычка длиной 90 мм

196 10 206

Перемычка длиной 96 мм

12 1 13

Перемычка длиной 256 мм

12 1 13

Контактное выводное кольцо

8 1 9

Крышка

5 5

Поддон

10 10

Ключ для съема перемычек

1 1

Приспособление ФТ23555 или ФО21.058.03.003

1 1
Батарея 90ТНЖШ-550М У5

Аккумулятор ТНЖШ-550М У5

90 4 94

Перемычка длиной 96 мм

162 18 180

Перемычка длиной 216 мм

10 1 11

Контактное выводное кольцо

16 4 20

Крышка

5 5

Поддон

10 10

Ключ для съема перемычек

1 1

Приспособление ФО21.058.03.003

1 1
Батарея 102ТНЖШ-550М У5

Аккумулятор ТНЖШ-550М У5

102 4 106

Перемычка длиной 96 мм

184 20 204

Перемычка длиной 216 мм

12 1 13

Контактное выводное кольцо

16 4 20

Крышка

5 5

Поддон

10 10

Ключ для съема перемычек

1 1

Приспособление ФО21.058.03.003.

1 1
Батарея 112ТНЖШ-550М У5

Аккумулятор ТНЖШ-550М У5

112 4 116

Перемычка длиной 216 мм

96 10 106

Перемычка длиной 96 мм

124 13 137

Контактное выводное кольцо

8 2 10

Крышка

5 5

Поддон

10 10

Ключ для съема перемычек

1 1

Приспособление ФО21.058.03.003

1 1
Батарея 126ТНЖШ-550М У5

Аккумулятор ТНЖШ-550М У5

126 5 131

Перемычка длиной 96 мм

232 24 256

Перемычка длиной 216 мм

16 2 18

Контактное выводное кольцо

8 2 10

Крышка

5 5

Поддон

10 10

Ключ для съема перемычек

1 1

Приспособление ФО21.058.03.003

1 1

Примечания:

  1. По согласованию с потребителем допускается крепежные детали и крепящие перемычки поставлять совместно с комплектующими изделиями.
  2. Поставка и количество приспособлений – по требованию потребителя, по отдельному договору.
  3. К каждой батарее прилагается техническое описание и инструкция по эксплуатации.
  4. Батареи поставляются потребителю в виде отдельных аккумуляторов (россыпью), без электролита, с комплектующими и запасными изделиями.

Аккумуляторы ТНЖ-350 У5 поставляются отформированными без электролита, в разряженном состоянии или, по согласованию с потребителем, неформированными с засыпкой сухой щелочью и герметичной укупоркой горловины аккумулятора.
Аккумуляторы ТНЖШ поставляются неформированными с засыпкой сухой щелочью и герметичной укупоркой горловины аккумулятора.

Характеристики Электротехнического оборудования

Характеристики станков

Характеристики КПО

Характеристики импортного оборудования

Характеристики насосного оборудования

Марки стали и сплавов

Прочее оборудование

© Машинформ | Справочник содержания драгоценных металлов | mashinform@bk.ru