Аккумуляторы типов ТНЖ-350МУ2, ТНЖ-450У2 и аккумуляторные батареи типов 22, 28, 30 ТНЖ-350МУ2 и 36, 40 ТНЖ-450У2

Общие сведения

Аккумуляторы указанных типов и смонтированные на их основе аккумуляторные батареи предназначены для электропитания бортовых токоприемников машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта.
Аккумуляторы соответствуют ИЛТГ.563337.103 ТУ.

Структура условного обозначения

ХТНЖ-ХМ У2:
Х - количество последовательно соединенных аккумуляторов в
батарее;
Т - тяговый;
НЖ - никель-железная электрохимическая система;
Х - номинальная емкость, А·ч;
М - модернизированный;
У2 - климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ
15150-69.

Условия эксплуатации

Высота над уровнем моря не более 2000 м.
Относительная влажность окружающего воздуха не более 80% при температуре 20°С, не более 50% при температуре 40°С.
Группа условий эксплуатации М28 по ГОСТ 17516.1-90: вибрационные нагрузки в диапазоне частот (10-60) Гц и ускорение 10 м/с2 (1 g);
одиночные ударные нагрузки с ускорением 30 м/с2 (3 g), длительность удара (2-20) мс.
Рабочее положение в пространстве вертикальное; допускается отклонение аккумуляторов от вертикальной оси на угол не более 30°, при этом электролит не должен выливаться.
Аккумуляторы в сухом виде должны храниться на стеллажах в вертикальном положении, борнами вверх, при этом установка одного аккумулятора на другой не допускается.
Аккумуляторы должны периодически очищаться от пыли и выступающей соли. Металлические детали аккумуляторов должны смазываться консервационным маслом НГ-203 (ТУ 38-1011331-90) или другими равноценными в отношении защиты от коррозии смазочными материалами.
При кратковременном хранении (до 1 мес.) допускается хранить аккумуляторы уложенными в горизонтальном положении на широкую боковую сторону в несколько рядов, но не более восьми.
Помещение для хранения аккумуляторов должно быть сухим и вентилируемым с температурой воздуха от 1 до 40°С и относительной влажностью 80% при температуре 25°С. Допускается хранение в неотапливаемом помещении до 1 мес.
Совместное хранение щелочных и кислотных аккумуляторов не допускается. Не допускается также хранение кислот в одном помещении со щелочными аккумуляторами.
Аккумуляторы могут транспортироваться любым видом транспорта при температуре воздуха от минус 50 до 50°С и влажности воздуха до 100% при 25°С. При поставке аккумуляторов без упаковки они должны укладываться друг к другу в горизонтальном положении на широкую боковую сторону не более восьми рядов по высоте.
Аккумуляторы могут транспортироваться на специальных поддонах и покрываться брезентом или другим материалом, обеспечивающим защиту их во время транспортирования от воздействия атмосферных осадков.

Технические характеристики

Технические характеристики аккумуляторов и аккумуляторных батарей приведены в табл. 1-3.

Таблица 1

Тип изделия Номинальная емкость Сном, А·ч Напряжение, В, не менее
при 5-часовом разряде при 3-часовом разряде

ТНЖ-350М У2

350 1,0 0,8

22ТНЖ-350М У2

350 21,5 17,2

28ТНЖ-350М У2

350 27,4 21,8

30ТНЖ-350М У2

350 29,4 23,5

ТНЖ-450 У2

450 1,0 0,8

36ТНЖ-450 У2

450 35,28 28,76

40ТНЖ-450 У2

450 39,2 31,36

Примечания:

  1. Электрическое напряжение батарей указано с учетом падения напряжения в перемычках не более 2%.
  2. Емкость аккумуляторов (батарей) при температуре окружающей среды (20 ± 5) ° С составляет 0,8 СНОМ не позднее 6-го цикла “заряд-разряд” и не менее СНОМ – не позднее 21-го цикла.
  3. Температура электролита в аккумуляторах при заряде должна быть не выше 40 ° С в начале и 45 ° С в конце заряда. Заряд батарей при температуре выше 45 ° С ведет к снижению их емкости и срока службы.
    При эксплуатации батарей при более низких или высоких температурах электролита их емкость снижается. Батареи, заряженные при нормальной температуре электролита и разряженные при температуре электролита минус 20 ° С током, соответствующим 0,2 СНОМ до напряжения, указанного в табл. 1, отдают не менее 40% номинальной емкости, при температуре электролита 40 ° С – не менее номинальной емкости.
  4. Сопротивление изоляции аккумуляторов в резиновых чехлах не менее 1,5 МОм. Сопротивление изоляции батарей относительно батарейного ящика должно быть не менее 20 кОм.
  5. Ориентировочный расход электролита в условиях эксплуатации исправной батареи – 3 мм от номинального уровня в сутки при нормальных климатических условиях. Запрещается эксплуатация батарей с уровнем электролита в аккумуляторах над пластинами менее 5 мм.

Таблица 2

Тип изделия Размер Н, мм Масса, кг, не более
без электролита с электролитом

ТНЖ-350М У2

368 12,5 16,5

ТНЖ-450 У2

490 18,0 24,0

22ТНЖ-350М У2

См. рис. 2 315 405

28ТНЖ-350М У2

См. рис. 3 400 515

30ТНЖ-350М У2

См. рис. 4 420 530

36ТНЖ-450 У2

См. рис. 5 700 900

40ТНЖ-450 У2

См. рис. 6 750 980

Таблица 3

Тип изделия 6-часовой режим заряда 5-часовой режим разряда
Ток, А Время, ч Емкость, А·ч, не менее Ток, А Конечное напряжение, В, не менее

ТНЖ-350М У2

90 6 525 70 1,0

22ТНЖ-350М У2

90 525 70 21,56

28ТНЖ-350М У2

90 525 70 27,44

30ТНЖ-350М У2

90 525 70 29,4

ТНЖ-450 У2

113 675 90 1,0

36ТНЖ-450 У2

113 675 90 35,28

40ТНЖ-450 У2

113 675 90 39,2

Гарантийный срок эксплуатации аккумуляторов и батарей - не менее 1,5 лет с момента ввода в эксплуатацию.
Гарантийный срок хранения аккумуляторов и батарей - не менее 3,5 лет с момента изготовления до ввода в эксплуатацию.

Аккумуляторы обоих типов состоят из полублоков положительных и отрицательных электродов, изолированных друг от друга сепараторами. Блок электродов помещен в стальной бак (рис. 1). На аккумулятор надет изоляционный резиновый чехол.


Общий вид аккумуляторов типов ТНЖ-350М У2 и ТНЖ-450 У2:
1 - стальной бак;
2 - крышка;
3 - электрические выводы (токоотводы);
4 - горловина бака с крышкой;
5 - электроизоляционные кольца
Одноименные электроды блока приварены к выводам (борнам) с мостиком. Выводы изолированы от крышки электроизоляционными кольцами. Активная масса положительного электрода состоит из гидрата закиси никеля, графита и активирующих добавок. Активная масса отрицательного электрода состоит из смеси окиси железа и окиси кадмия.
Аккумуляторы снабжены горловиной с крышкой, которая обеспечивает свободный выход газов, не допускает выплескивания электролита из аккумуляторов при эксплуатации и предохраняет от попадания посторонних предметов.
В качестве электролита в аккумуляторах применяют раствор едкого натра или едкого кали. Плотность и состав электролита зависят от условий эксплуатации и выбираются по табл. 4.

Таблица 4

Тип электролита Применяемость Состав

I

Приведение в действие;
смена электролита;
определение 0,8 Сном

Водный раствор
едкого натра с добавкой (20±1) г/л лития гидроокиси (LiOH)
Плотность электролита 1,23–1,25 г/см3

II

Эксплуатация батарей при температуре окружающей среды от 5 до 40 ° C;
проведение испытаний

Водный раствор
едкого натра с добавкой (20±1) г/л лития гидроокиси (LiOH)
Плотность электролита 1,19–1,21 г/см3. Получается корректировкой электролита типа I добавлением воды

III

Эксплуатация
при температуре окружающей среды от минус 15 до 35 ° С

Водный раствор
едкого кали с добавкой (20±1) г/л лития гидроокиси (LiOH)
Плотность электролита 1,19–1,21 г/см3

IV

Эксплуатация
при температуре окружающей среды ниже минус 15 ° C;
испытания аккумуляторов
при температуре электролита
минус 20 ° С

Водный раствор
едкого кали плотностью
1,26–1,28 г/см3

Примечание. Плотность электролита указана для температуры (20 ± 1) ° С.


При работе с электролитом и твердой щелочью необходимо надевать защитные очки, резиновые перчатки, прорезиненный фартук, резиновые сапоги. В случае попадания щелочи на кожу или в глаза пораженное место нужно тщательно промыть струей воды, после чего промыть глаза 1,5% раствором, а кожные покровы (2-3)% раствором борной кислоты.
При попадании едкой щелочи в полость рта следует прополоскать рот водой, подкисленной уксусом.
Перед приведением аккумуляторов (батарей) в действие проверяются сопротивление изоляции аккумуляторов (при поступлении отдельными аккумуляторами) и сопротивление изоляции батарей относительно батарейного ящика.
Батареи поставляются потребителю в виде отдельных аккумуляторов (россыпью) с комплектующими и запасными деталями. Монтаж аккумуляторов в батарею производится с помощью перемычек по схемам, представленным на рис. 2-6. Аккумуляторы при монтаже должны быть жестко закреплены во избежание перемещений относительно друг друга. В противном случае при перемещении аккумуляторов нарушается их изоляция и ломаются перемычки.


Электрическая схема соединений батареи типа 22ТНЖ-350М У2:
1 - аккумулятор; 2 - шина длиной 199 мм;
3 - перемычка; 4 - шина длиной 166 мм


Электрическая схема соединений батареи типа 28ТНЖ-350М У2:
1 - шина длиной 134 мм;
2 - аккумулятор;
3 - перемычка;
4 - шина длиной 166 мм;
5 - вывод длиной 300 мм


Электрическая схема соединений батареи типа 30ТНЖ-350М У2:
1 - шина длиной 166 мм;
2 - аккумулятор;
3 - перемычка;
4 - вывод длиной 300 мм


Электрическая схема соединений батареи типа 36ТНЖ-450 У2:
1 - аккумулятор;
2 - перемычка;
3 - шина длиной 166 мм


Электрическая схема соединений батареи типа 40ТНЖ-450 У2:
1 - аккумулятор;
2 - перемычка;
3 - шина длиной 166 мм
Приготовленный электролит необходимо залить в аккумуляторы и выдержать в течение 2 ч при условии, что уровень электролита не превышает 15-30 мм над электродами, а его температура находится в пределах 15-35°С.
Для заряда батареи или группы аккумуляторов следует применять источник постоянного тока, кроме однополупериодного, напряжение которого не менее (2,0xn) В, где n - количество аккумуляторов, последовательно включенных в цепь заряда.
Аккумуляторы допускается заряжать как с закрытой, так и с открытой крышкой горловины. Во время заряда рекомендуется применять принудительное охлаждение.
Аккумуляторам сообщить пять тренировочных и один контрольный циклы. Если на 6-м (контрольном) цикле аккумуляторы отдают емкость менее 0,8 Сном, но не менее 0,7 Сном, то циклирование продолжают до получения емкости не менее 0,8 Сном на одном из контрольных циклов, но не позднее 21-го цикла. На 21-м цикле емкость аккумуляторов (батарей) должна быть не менее номинальной.
Между окончанием заряда и началом разряда перерыв должен составлять от 0,5 до 1 ч.
Один раз в квартал должен проводиться анализ электролита в аккумуляторах не содержание щелочей и карбонатов. Содержание щелочей в электролите должно быть не менее 180 г/дм3 для едкого натра и 250 г/дм3 для едкого кали, содержание карбонатов не должно превышать 70 г/дм3. Если содержание щелочей в электролите ниже допустимого, необходимо доливать электролит типа I или III соответственно. Если содержание карбонатов более 70 г/дм3, электролит необходимо сменить в сочетании с промывкой аккумуляторов.
Запрещается оставлять аккумуляторы без электролита более 2 ч.
При перерывах в эксплуатации более 10 суток и не реже одного раза в месяц производится заряд током, соответствующим 0,25 Сном, в течение 10 ч. Один раз в год должна проводиться проверка емкости батарей. Аккумуляторы (батареи) должны иметь емкость до 500 циклов не менее Сном, свыше 500-го цикла - не менее 0,8 Сном.
Технологии приготовления и заливки электролита в аккумуляторы, их заряда и разряда, поверочных и регламентных работ более подробно изложены в "Техническом описании и инструкции по эксплуатации" ИЛТГ.563337.103 ТО.
При обслуживании и эксплуатации аккумуляторов и батарей необходимо руководствоваться "Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей" и "Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей".
Обслуживание батарей должно быть возложено на работника, специально обученного правилам эксплуатации аккумуляторов.
При работе с гаечным ключом и другими металлическими инструментами нельзя допускать коротких замыканий одновременным прикосновением к разнополярным выводам аккумулятора. Металлический инструмент должен иметь изолированные рукоятки.
Чистить батарею влажной ветошью следует только после отключения ее от зарядного устройства. Для предохранения от поражения электрическим током при обслуживании батареи необходимо пользоваться диэлектрическими перчатками. При ожогах электрическим током необходимо рану покрыть марлей, стараясь не касаться ее руками.
Заряд батарей следует проводить в хорошо вентилируемом помещении.
Запрещается: устанавливать батареи вблизи нагревательных приборов и пользоваться открытым огнем на расстоянии менее 2 м;
эксплуатировать батареи с уровнем электролита над электродами ниже 5 мм; закрывать крышку батарейного ящика ранее чем через 2 ч после окончания заряда.
Характерные неисправности аккумуляторов и методы их устранения приведены в табл. 5.

Таблица 5

Неисправность

Возможная причина

Способ устранения

Емкость аккумулятора понижена

Короткое замыкание в аккумуляторе
Плотность электролита не соответствует норме
Содержание корбонатов в электролите более 70 г/дм3

Содержание едких щелочей ниже нормы
Применение электролита без гидроокиси лития
Систематический недозаряд
Систематические глубокие разряды
Плохо завернуты гайки или загрязнены контакты
Понижена емкость отрицательного полублока

Промыть аккумуляторы
Довести плотность до требуемых значений
Сменить электролит с предварительной промывкой аккумуляторов

Долить соответствующий электролит
Сменить электролит
Дать усиленный заряд
То же
Подтянуть гайки и очистить контакты
Ввести сернистый натрий

Сильный нагрев аккумуляторов

Электролит не покрывает электроды

Долить электролит до требуемого уровня и откорректировать плотность

Сопротивление изоляции батарей понижено

Электролит в чехле аккумуляторов

Загрязнен батарейный ящик
Нарушена целостность чехлов

Вылить электролит из чехла, вымыть
и высушить чехол
Отмыть батарейный ящик
Заменить чехол

Примечание. Аккумуляторы в батарее с не устраняемой неисправностью подлежат замене.

Т В комплект поставки батарей входят изделия, указанные в табл. 6. каждой поставляемой батарее прилагается техническое описание и инструкция по эксплуатации.

Таблица 6

Наименование комплектующих изделий Номер позиции на рис. 2–6 Основной комплект, шт. Запасной комплект, шт. Всего, шт.
Батарея 22ТНЖ-350М У2

Аккумулятор ТНЖ-350М У2
в чехле

1 22 22

Перемычка длиной 101 мм

2 11 1 12

Шина длиной 166 мм

3 8 1 9

Шина длиной 199 мм

4 2 2

Изоляционный чехол

1 1
Батарея 28ТНЖ-350М У2

Аккумулятор ТНЖ-350М У2
с чехлом

1 28 28

Шина длиной 134 мм

2 2 2

Перемычка длиной 101 мм

3 20 2 22

Шина длиной 166 мм

4 4 1 5

Вывод длиной 300 мм

5 1 1

Изоляционный чехол

1 1
Батарея 30ТНЖ-350М У2

Аккумулятор ТНЖ-350М У2
с чехлом

1 30 30

Перемычка длиной 101 мм

2 20 2 22
Батарея 30ТНЖ-350М У2

Шина длиной 166 мм

3 8 1 9

Вывод длиной 300 мм

4 1 1

Изоляционный чехол

1 1
Батарея 36ТНЖ-450 У2

Аккумулятор ТНЖ-450 У2 с чехлом

1 36 36

Перемычка длиной 101 мм

2 24 5 29

Шина длиной 166 мм

3 10 2 12

Изоляционный чехол

1 1
Батарея 40ТНЖ-450 У2

Аккумулятор ТНЖ-450 У2 с чехлом

1 40 40

Перемычка длиной 101 мм

2 26 5 31

Шина длиной 166 мм

3 12 2 14

Изоляционный чехол

1 1

Примечания:

  1. Размеры гибких перемычек могут быть изменены по согласованию с потребителем.
  2. Аккумуляторы поставляются отформированными, без электролита в разряженном состоянии.

В состав комплекта поставки батарей 36ТНЖ-450 У2 и 40ТНЖ-450 У2 входит ручка - устройство для переноса аккумуляторов на каждую батарею в количестве 2 шт.

Характеристики Электротехнического оборудования

Характеристики станков

Характеристики КПО

Характеристики импортного оборудования

Характеристики насосного оборудования

Марки стали и сплавов

Прочее оборудование

© Машинформ | Справочник содержания драгоценных металлов | mashinform@bk.ru