Аккумуляторы типа ТНЖ-500У2 и аккумуляторные батареи типа 40 ТНЖ-500У2

Общие сведения

Аккумуляторы данного типа и смонтированная на их основе аккумуляторная батарея предназначены для электропитания бортовых токоприемников машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта, в частности, электропогрузчиков.
Аккумуляторы соответствуют техническим условиям ТУ 16-529.983-76.

Структура условного обозначения

ХТНЖ-Х У2:
Х - количество последовательно соединенных аккумуляторов в
батареи;
Т - тяговый;
НЖ - никель-железная электрохимическая система;
Х - номинальная емкость, А·ч;
У2 - климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ
15150-69.

Условия эксплуатации

Температура окружающего воздуха - от минус 20 до 40°С.
Относительная влажность воздуха - до 100% при температуре 25°С и высоте установки над уровнем моря не более 2000 м; предназначены для работы при вибрационных нагрузках в диапазоне частот 10-60 Гц, максимальном ускорении 1 g, а также при воздействии механических ударов одиночного действия с ускорением 3 g и длительностью удара 2-20 мс.
Рабочее положение аккумуляторов (батарей) в пространстве вертикальное. При наклоне аккумуляторов на угол (30+1)° электролит не должен выливаться из них. Пробки аккумуляторов должны обеспечивать свободный выход газов, не допускать выплескивания электролита из аккумуляторов при эксплуатации.
Аккумуляторы (батареи), как вновь полученные, так и выведенные из эксплуатации более чем на 3 мес, должны храниться в разряженном состоянии без электролита на стеллажах в вертикальном положении выводами вверх, при этом установка одного аккумулятора на другой не допускается.
Условия хранения аккумуляторов в части воздействия климатических факторов внешней среды должны соответствовать группам 1 (Л) или 2 (С) (ГОСТ 15150-69).
Аккумуляторы должны периодически очищаться от пыли и выступающих солей. Металлические детали аккумуляторов смазывают консервационным маслом марок НГ-203А, НГ-203Б (ТУ 38.1011331-90) или другими равноценными в отношении защиты от коррозии смазочными материалами.
Помещение для хранения аккумуляторов должно быть сухим и вентилируемым с температурой от 1 до 40°С. Допускается хранение аккумуляторов в помещении при температуре до минус 50°С в течение 1 мес. Совместное хранение щелочных и кислотных аккумуляторов не допускается.
Аккумуляторы (батареи), бывшие в эксплуатации и временно не эксплуатируемые, следует ставить на хранение после проведения доразряда током, соответствующим 0,2 Сном до конечного напряжения.
Перед установкой на хранение необходимо слить электролит из аккумуляторов, закрыть пробками, очистить поверхность аккумуляторов от загрязнений, после чего металлические детали (выводы аккумулятора, перемычки, выводы батареи, гайки) смазать тонким слоем консервационного масла НГ-203 или другой равноценной в отношении защиты от коррозии смазкой.
Допускается хранение заряженных батарей в течение 1 мес в составе электропогрузчика без подзаряда. Батареи, периодически бездействующие (от 1 до 3 мес), допускается хранить с электролитом в разряженном состоянии с плотно закрытыми пробками.
Транспортирование аккумуляторов необходимо проводить по ГОСТ 23216-78 всеми видами транспорта (кроме морского) в крытых транспортных средствах в соответствии с действующими на каждом виде транспорта правилами. Условия транспортирования аккумуляторов в части воздействия механических факторов внешней среды - по группе С (ГОСТ 23216-78), в части воздействия климатических факторов - по группе 4 (Ж2) (ГОСТ 15150-69).
В качестве транспортной тары для аккумуляторов применяются стоечные поддоны. Аккумуляторы должны устанавливаться на поддоны в вертикальном положении выводами вверх в один ряд.
Аккумуляторы допускается упаковывать в деревянные ящики по ГОСТ 16511-86, при этом их необходимо установить в вертикальное положение выводами вверх в один ряд.
При транспортировании на автомашинах контейнеры или ящики с аккумуляторами должны быть закреплены от перемещений и покрыты материалами, обеспечивающими их защиту во время транспортирования от воздействия атмосферных осадков.

Нормативно-технический документ

ТУ 16.529.983-76

Технические характеристики

Технические характеристики аккумулятора и аккумуляторной батареи приведены в табл. 1.

Таблица 1

Тип изделия

Номинальная емкость, А·ч Конечное напряжение при режимах разряда, В, не менее Масса, кг, не более
5-часовом 3-часовом без электролита с электролитом

ТНЖ-500 У2

500 1,0 0,8 18,5 23,5

40ТНЖ-500 У2

500 39,2 31,2 740 990

Примечания:

  1. Электрическое напряжение батарей указано с учетом падения напряжения в перемычках не более 2%.
  2. Емкость аккумуляторов (батарей) при температуре окружающей среды (20 ± 5) ° С составляет 0,8 СНОМ не позднее 6-го цикла “заряд-разряд” и не менее СНОМ – не позднее 21-го цикла.

Температура электролита в аккумуляторах должна быть в начале заряде 15-35°С, в конце заряда - не более 45°С, при разряде не более 55°С. При эксплуатации батарей при более низких или высоких температурах электролита емкость батарей снижается. Батареи, заряженные при нормальной температуре и разряженные при температуре электролита минус 20°С, при нагрузке, соответствующей 5-часовому режиму разряда до напряжения, указанного в табл. 1, отдают не менее 40% номинальной емкости, а разряженные при температуре электролита 40°С - не менее номинальной емкости.
Электрическое сопротивление полимерной изоляции аккумуляторов - не менее 10 МОм. В эксплуатации сопротивление изоляции батарей относительно батарейного ящика - не менее 10 кОм.
Средний ресурс аккумуляторов составляет не менее 1000 циклов, при этом емкость их равна, не менее: с 21-го по 500-й циклы - 500 А·ч, свыше 500-го цикла - 400 А·ч.
Допустимый срок сохраняемости аккумуляторов в незалитом электролитом незаряженном состоянии в условиях хранения по группе 1(Л) (ГОСТ 15150-69) - не менее 3,5 лет, а в условиях хранения по группе 2 (С) (ГОСТ 15150-69) - не менее 2 лет.
Гарантийный срок эксплуатации аккумуляторов и батарей - 1 год со дня ввода в эксплуатацию.

Аккумулятор состоит из блока положительных и отрицательных электродов, изолированных друг от друга сепараторами. Блок электродов помещен в металлический бак (рис. 1).


Общий вид аккумулятора типа ТНЖ-500 У2:
1 - металлический бак;
2 - крышка бака;
3 - пробка;
4 - гайки крепления;
5 - электроизоляционные шайбы;
6 - выводы электродов;

Одноименные электроды блока приварены к выводам с мостиком. Выводы изолированы от крышки электроизоляционными шайбами. На каждый вывод навернуты по две гайки для крепления перемычек.
Аккумулятор снабжей пробкой, которая обеспечивает свободный выход газов, не допускает выплескивание электролита из аккумуляторов при эксплуатации и предохраняет от попадания в них посторонних предметов.
В качестве электролита в аккумуляторах применяется раствор едкого натра или едкого калия. Плотность и состав электролита зависят от условий эксплуатации и выбираются по табл. 2.

Таблица 2

Тип электролита Применяемость Состав
I

Приведение в действие; смена электролита; определение 80% номинальной емкости

Водный раствор едкого натра с добавкой (10±1) г/л гидроокиси лития (LiOH).
Плотность электролита 1,19-1,21 г/см3

II

Эксплуатация батарей при температуре окружающей среды от 5 до 40 ° С; проведение испытаний

Водный раствор едкого натра с добавкой (10±1) г/л гидроокиси лития (LiOH).
Плотность электролита 1,19-1,21 г/см3

III

Эксплуатация при температуре окружающей среды от минус 15 до 35 ° С; проведение испытаний взамен электролита типа II

Водный раствор едкого кали с добавкой (10±1) г/л гидроокиси лития (LiOH).
Плотность электролита 1,19-1,21 г/см3

IV

Эксплуатация при температуре окружающей среды ниже минус 15 ° С; проведение испытаний аккумуляторов при температуре минус 20 ° С

Водный раствор едкого кали плотностью 1,26-1,28 г/см3


Батарея 40ТНЖ-500 У2 (рис. 2) состоит из 40 аккумуляторов, соединенных последовательно перемычками. Перемычки устанавливают после монтажа аккумуляторов в батарейном ящике транспортного средства, с плотным затягиванием перемычек гайками.


Схема электрических соединений аккумуляторной батареи типа
40ТНЖ:
1 - вывод гибкий длиной 410 мм;
2 - вывод гибкий длиной 280 мм;
3 - перемычка МЦ-67 мм;
4 - аккумулятор ТНЖ-500 У2;
5 - перемычка МЦ-123 мм;
6 - перемычка МЦ-77 мм;
7 - перемычка МЦ-70 мм;
8 - перемычка МЦ-60 мм;
узлы I, II - контактные соединения
Приготовление электролита производится только в чистой стальной или чугунной емкости.
При работе с электролитом и твердой щелочью необходимо надевать защитные очки, резиновые перчатки, прорезиненный фартук, резиновые сапоги для предотвращения ожогов и разъедания одежды.
При нарушении целостности аккумуляторов и попадании при этом электролита в глаза или на кожу необходимо немедленно в течение 10-15 мин произвести обильную промывку пораженных участков проточной водой, затем глаза промыть 1,5% раствором борной кислоты, а кожные покровы 2-3% раствором.
При заливке в аккумуляторы не допускается разлив электролита, так как его наличие может привести к снижению сопротивления изоляции аккумуляторов.
Запрещается проводить заряд и эксплуатацию аккумуляторов (батарей) с уровнем электролита над верхними кромками электродов ниже 25 мм. Снижение уровня электролита ниже верхних кромок электродов при заряде и в процессе эксплуатации может привести к интенсивному разогреву аккумуляторов с последующим возгоранием сепарации и явлению теплового разгона.
Перед приведением аккумуляторов в действие проверяются: сопротивление изоляции аккумуляторов; отсутствие короткого замыкания в аккумуляторе.
Приготовленный электролит необходимо залить в акумуляторы и выдержать в течение 2 ч при условии, что его уровень над электродами не превышает 30-35 мм, а его температура находится в диапазоне 15-45°С.
Для заряда батареи или группы аккумуляторов следует применять источник постоянного тока, кроме однополупериодного, напряжение которого не менее (2,0xn) В, где n - количество аккумуляторов, последовательно включенных в цепь заряда.
Свободный положительный вывод одного крайнего аккумулятора подсоединяют к положительному выводу источника постоянного тока, свободный отрицательный вывод другого крайнего аккумулятора - к отрицательному выводу источника постоянного тока.
Аккумуляторы допускается заряжать как с закрытой, так и с открытой пробкой. Во время заряда рекомендуется применять принудительное охлаждение.
Аккумуляторам необходимо сообщить пять тренировочных и один контрольный циклы. Прекращается заряд батареи при достижении температуры электролита 45°С на время, необходимое для его охлаждения до температуры окружающей среды, так как перегрев электролита выше 45°С приведет к потере емкости аккумуляторов и сокращению срока службы батарей. Заряд батарей должен быть продлен на время отключения батареи.
Аккумуляторы, имеющие на контрольном цикле через 4 ч разряда напряжение 1,0 В и выше, считаются пригодными для эксплуатации.
При заряде аккумуляторов наблюдается газовыделение, которое заметно усиливается к концу заряда (электролит "кипит").
Ток во время проведения заряда должен поддерживаться постоянным. Допустимое отклонение + 5%.
Между окончанием заряда и началом разряда должен быть перерыв не менее 30 мин и не более 2 ч.
По окончании заряда необходимо отключить батарею от зарядного устройства, выдержать в течение 2 ч для удаления газов, затем протереть крышки аккумуляторов и проверить сопротивление изоляции. После этого довести уровень электролита в аккумуляторах до заданного и закрыть пробки, при этом крышку батарейного ящика закрыть не ранее, чем через 2 ч после окончания заряда.
Заряженная аккумуляторная батарея должна быть закреплена в батарейном ящике с помощью распорных устройств.
Крепление аккумуляторов в батарейном ящике должно исключать перемещение аккумуляторов относительно друг друга, стенок и дна ящика в рабочем состоянии и допускать удобную выемку аккумуляторов из него при демонтаже батареи.
Гайки при соединении аккумуляторов перемычками должны быть плотно затянуты, так как неплотный контакт вызывает разогревание контактов и искрение во время работы батареи.
Не допускается при сборке батарей коротких замыканий между разноименными выводами и между соседними аккумуляторами.
В процессе эксплуатации аккумуляторов один раз в месяц необходимо проверить сопротивление изоляции относительно батарейного ящика, плотность и температуру электролита, общее напряжение батареи, состояние контактных соединений; провести анализ электролита в аккумуляторах на содержание щелочей и карбонатов.
Один раз в полгода провести проверку емкости аккумуляторных батарей.
Технологии приготовления, заливки и регенерации электролита, заряда и разряда аккумуляторов, поверочных и регламентных работ более подробно изложены в "Техническом описании и инструкции по эксплуатации" ЖШИТ.563535.029 ТО.
Обслуживание аккумуляторных батарей должно быть возложено на работников, специально обученных правилам эксплуатации аккумуляторов.
Помещение для заряда аккумуляторов (батарей) должно быть сухим и обеспечено приточно-вытяжной вентиляцией с 3-кратным обменом воздуха.
При работе с аккумуляторами (батареями) категорически запрещается курить, зажигать огонь, так как выделяющийся газ при заряде может образовывать взрывоопасную смесь.
Запрещается устанавливать аккумуляторы (батареи) вблизи нагревательных приборов и пользоваться открытым огнем на расстоянии менее 2 м.
Система пожаротушения должна быть снабжена углекислотным огнетушителем.
Для предохранения от поражения электрическим током при обслуживании аккумуляторов необходимо пользоваться диэлектрическими перчатками. При ожогах электрическим током необходимо покрыть рану марлей, стараясь не касаться ее руками.
Защитное заземление и зануление электроустановок постоянного тока должно обеспечивать защиту людей от поражения электрическим током при прикосновении к металлическим частям.
При работе с гаечным ключом и другими металлическими инструментами нельзя допускать коротких замыканий одновременным прикосновением к разнополюсным выводам аккумуляторов. Используемый металлический инструмент должен иметь изолированные рукоятки.
Обслуживание аккумуляторов (батарей) следует производить только после отключения их от зарядного устройства.
При отсутствии или выходе из строя вентиляции в аккумуляторном помещении зяряд следует прекратить во избежание создания взрывоопасной ситуации.
Возможные характерные неисправности аккумуляторов и способы их устранения приведены в табл. 3.

Таблица 3

Неисправность Возможная причина Способ устранения
Емкость понижена

Короткое замыкание в аккумуляторе

Промыть аккумуляторы

Плотность электролита не соответствует норме

Довести плотность до требуемых значений

Содержание карбонатов в электролите более
70 г/дм3

Сменить электролит с предварительной промывкой аккумуляторов

Содержание едких щелочей ниже нормы
(180 г/дм3 для едкого натра и 250 г/дм3 для едкого кали)

Долить соответствующий электролит

Применение электролита без едкого лития

Сменить электролит

Систематический недозаряд

Провести заряд в течение 10 ч

Систематические глубокие разряды

То же

Заряд при температуре электролита выше 45 ° С

Провести заряд при температуре электролита от 15 до 35 ° С

Понижена емкость положительного полублока

Сменить электролит

Понижена емкость отрицательного полублока

Ввести сернистый натрий

Плохо завернуты гайки или загрязнены контакты

Подтянуть гайки и очистить контакты

Сильный нагрев аккумуляторов

Плотность электролита не соответствует норме или электролит не покрывает электроды

Откорректировать плотность электролита и долить электролит до требуемого уровня

Плохо завернуты гайки или загрязнены контакты

Подтянуть гайки и очистить контакты

Ток при заряде или разряде больше указанных значений

Провести повторный заряд или разряд

Сопротивление изоляции батареи понижено

Электролит в поддоне аккумулятора или на днище батарейного ящика

Вылить электролит из поддона, вымыть его и высушить. Удалить электролит из батарейного ящика, вымыть и высушить ящик

Нарушена целостность электроизоляционного покрытия

Провести ремонт покрытия

Загрязнен батарейный ящик

Отмыть батарейный ящик

Отсутствие газовыделения в аккумуляторе при заряде
в то время, как в других аккумуляторах оно протекает нормально

Внутреннее короткое замыкание

Проверить наличие короткого замыкания; если оно обнаружено, то заменить аккумулятор

Т В комплект поставки батарей 40ТНЖ-500 У2 входят изделия, указанные в табл. 4.

Таблица 4

Наименование комплектующих изделий Номер позиции на рис. 2 Количество
Основной комплект Запасной комплект Всего

Аккумулятор ТНЖ-500 У2

4 40 40

Перемычки:

МЦ-60

8 56 2 58

МЦ-67

3 30 1 31

МЦ-70

7 13 1 14

МЦ-77

6 3 3

МЦ-123

5 3 3

Вывод длиной L = 280 мм

2 1 1

Вывод длиной L = 410 мм

1 1 1

Крышка

4 4

Поддон

4 4

Примечания:

  1. По согласованию с потребителем допускается крепежные детали поставлять совместно с комплектующими изделиями.
  2. Батареи для комплектования машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта (электропогрузчиков), предназначенных для экспорта, поставляются с двумя запасными аккумуляторами.
  3. Батареи 40ТНЖ-500 У2 поставляются потребителю в виде отдельных аккумуляторов (россыпью), без электролита, с комплектующими и запасными изделиями. Аккумуляторы поставляются отформированными, в разряженном состоянии или, по согласованию с потребителем, неформированные с засыпкой сухой щелочью и герметичной укупоркой горловины аккумуляторов, при этом срок хранения их не более 6 мес.


В комплект поставки входят также техническое описание и инструкция по эксплуатации: при поставках на экспорт - 1 экз. на батарею или по требованию контракта (договора); при поставках внутри страны - 1 экз. на батарею.

Характеристики Электротехнического оборудования

Характеристики станков

Характеристики КПО

Характеристики импортного оборудования

Характеристики насосного оборудования

Марки стали и сплавов

Прочее оборудование

© Машинформ | Справочник содержания драгоценных металлов | mashinform@bk.ru