Батарея аккумуляторная свинцовая стартерная типа 6СТ-36А

Общие сведения

Батарея аккумуляторная свинцовая стартерная на номинальное напряжение 12 В предназначена для запуска двигателей легковых автомобилей и питания их бортовой электросети.
Аккумуляторная батарея соответствует техническим условиям ТУ 16-93 ИЛАЕ 563411.008 ТУ.

Структура условного обозначения

ХСТ-ХХ:
Х - количество последовательно соединенных аккумуляторов в
батарее;
СТ - стартерная;
Х - номинальная емкость батареи при 20-часовом режиме разряда,
А·ч;
Х - исполнение А с повышенными электрическими характеристиками
и общей крышкой.

Условия эксплуатации

Климатическое исполнение и категория размещения аккумуляторной батареи - У2 по ГОСТ 15150-69, которые характеризуются относительной влажностью окружающей среды до 95+3% при 35°С и рабочим интервалом температур от минус 50 до 60°С, при этом рабочая температура электролита - не выше 50°С, а высота размещения батарей над уровнем моря до 4300 м.
Условия длительных вибрационных нагрузок определяются требованиями ГОСТ 20.57.406-81 при ускорении 14,7 м/с2 (1,5 g);
допускаются кратковременные вибрационные нагрузки при ускорении 49 м/с2 (5 g) с ориентировочной частотой до 30 Гц.
По технике безопасности изделие соответствует ГОСТ 12.2.007.12-75 "ССБТ. Источники тока химические. Требования безопасности".
Батарея эксплуатируется на машинах в соответствии с согласованной применяемостью, установленной ГОСТ 2.124-85.
Новые, не залитые электролитом, аккумуляторные батареи хранятся в закрытых помещениях при температуре от минус 50 до 50°С. При хранении батареи устанавливаются в один ярус выводами вверх, при этом должен быть обеспечен свободный доступ к ним и защита от попадания прямых солнечных лучей.
При постановке на хранение пробки на батареях должны быть плотно ввинчены, герметизирующие детали (пленка, выступы на пробках и др.) не должны удаляться.
По окончании хранения проверяется состояние мастики на батареях и в случае обнаружения трещин удаляют их путем оплавления слабым пламенем газовой горелки или электрическим паяльником.
Трещины мастики на батареях, находящихся в эксплуатации, должны устраняться только в аккумуляторных цехах с соблюдением мер предосторожности против взрыва.

Нормативно-технический документ

ТУ 16-93 ИЛАЕ.563411.008 ТУ

Технические характеристики

Номинальная емкость (при 20-часовом режиме разряда), А·ч - 36 Ток разряда в стартерном режиме и при температуре электролита 18+1°С, А - 180 Масса батареи, кг: без электролита - 8,4 с электролитом - 10,9
Примечание. Если на аккумуляторную батарею (на одной из перемычек или на крышке) нанесен знак - буква "Д", то это значит, что в аккумуляторную батарею введена поверхностно активная добавка "ГОМОЛ-АВТО" согласно техническим условиям ЖТШИ560094.002(003) ТУ. Добавка прошла широкомасштабные испытания в условиях эксплуатации и рекомендована к применению отраслевым аккумуляторным институтом (НИАИ, г. С.-Петербург). Добавка "ГОМОЛ", обладая десульфатирующими свойствами и комплексным действием на электрохимические процессы, протекающие в свинцовом аккумуляторе, позволяет: упростить обслуживание батареи за счет снижения саморазряда и выкипаемости электролита; повысить прием заряда батареи (на 30-40%) и эффективность запуска двигателя при низких температурах; снизить коррозию (на 10-15%) и оплывание активной массы положительного электрода; повысить эксплуатационный срок службы батарей на 20-30%. Через 1,5-2 года эксплуатации батареи или при замене электролита рекомендуется повторить введение добавки.
Необходимость введения добавки "ГОМОЛ-АВТО" должна быть оговорена при заказе батареи.
Гарантийные сроки таковы:
1. Срок хранения не залитых электролитом батарей - 3 года.
2. Сухозаряженность батареи гарантируется в течение одного года с момента изготовления.
3. При соблюдении правил хранения и эксплуатации батареи и исправности электрооборудования автомобиля завод-изготовитель гарантирует нормальную работу аккумуляторной батареи в течение 24 мес со дня ввода батареи в эксплуатацию. Гарантийная наработка - 80 тыс. км пробега или 2500 моточасов в пределах гарантийного срока эксплуатации.
4. Средний срок службы батареи - 4 года.
Реализация батарей для рыночного фонда производится с обязательным приложением гарантийного талона.
Гарантийный срок службы батарей, поставляемых через розничную торговую сеть с автомобилем или отдельно, исчисляется со дня продажи с отметкой в гарантийном талоне.
Рекламации направляются в адрес предприятия-изготовителя в течение гарантийного срока службы. При направлении рекламации указывают тип батареи и дату изготовления.
Рекламации не принимаются если:
1) батарея эксплуатировалась с нарушением правил хранения и эксплуатации;
2) имела механические повреждения или подвергалась вскрытию;
3) при отсутствии гарантийного талона.
Плотность заливаемого электролита (раствора серной кислоты), указанная в табл. 1, зависит от климатического района, в котором эксплуатируется аккумуляторная батарея.

Таблица 4

Наименование Обозначение Количество

Аккумулятор КСSL11

ИЛТГ.563344.011 1

(Батарея 3КСSL11)

(ИЛТГ.563511.077-01) 1

Техническое описание и инструкция по эксплуатации

ИЛТГ.563511.011-01 ТО 1

Сертификат качества

1

Упаковочный лист

1

Примечания:

  1. Техническое описание и инструкции по эксплуатации ИЛТГ.563344.011 ТО (ИЛТГ.563344.011-01 ТО ) поставляются из расчета один документ на одну партию аккумуляторов (батарей), упаковочный лист – один на тарное место.
  2. Допускается поставка батарей 3KCL11 для штатных головных светильников без верхнего каркаса.
  3. Возможна поставка батарей любой комплектности по согласованию завода-изготовителя с потребителем.

Электролит для заливки батарей готовится из серной кислоты (ГОСТ 667-73) и дистиллированной воды (ГОСТ 6709-72). Плотность электролита измеряется аккумуляторным ареометром (ГОСТ 18481-81).
Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть не выше 30°С, кроме особых случаев, оговоренных ниже. Не рекомендуется заливать батареи электролитом с температурой ниже 15°С.
Для получения электролита соответствующей плотности следует руководствоваться табл. 2.

Таблица 2

Требуемая плотность электролита при температуре 25 ° C, г/см3 Количество воды и серной кислоты для получения 1 л электролита, плотностью 1,83 г/см3 при температуре 25 ° C, л
воды кислоты
1,21 0,849 0,211
1,23 0,829 0,231
1,24 0,819 0,242
1,26 0,800 0,263
1,28 0,781 0,285
1,30 0,761 0,306
1,40 0,650 0,423

 

Примечание:

При измерении плотности электролита следует иметь в виду, что при повышении температуры электролита на 1 ° C плотность электролита уменьшается на
0,0007 г/см3 , а при понижении температуры электролита на 1 ° C, наоборот увеличивается на 0,0007 г/см3 .

Исходной считается температура 25 ° C.

 


Для приготовления электролита применяют стойкую к действию серной кислоты посуду (керамическую, пластмассовую, эбонитовую, освинцованную), в которую заливают сначала воду, а затем при непрерывном перемешивании серную кислоту.
Вливать воду в концентрированную серную кислоту запрещается во избежание несчастного случая.
При приготовлении электролита и заливке батарей надевают очки, резиновые перчатки, резиновые сапоги, фартук или костюм из кислотостойкого материала.
Перед заливкой электролита аккумуляторную батарею разгерметизируют. Для этого в зависимости от конструкции крышки удаляются герметизирующие детали (пленку, выступы на пробках и др.). Заливка электролита ведется до тех пор, пока зеркало электролита не коснется нижнего торца тубуса горловины, а при отсутствии тубуса - заливка производится до уровня на 10-15 мм выше предохранительного щитка. Необходимое количество электролита для заливки батарей указано в табл. 3.

Таблица 3

Тип батарей Номинальное напряжение, В Номинальная емкость при разряде, А·ч Разрядный ток, А Зарядный ток, А Необходимое количество электролита для заполнения одной батареи, л
20-часовой режим 10-часовой режим 20-часовой режим 10-часовой режим
6СТ-36А 12 42 40 2,15 4,1 4,3 2,8

Не ранее, чем через 20 мин, и не позже, чем через 2 ч после заливки электролитом, производится замер плотности электролита. Если плотность электролита понизится не более, чем на 0,03 г/см3 против плотности заливаемого электролита, то батарея может быть сдана в эксплуатацию.
Если же плотность электролита понизится более чем на 0,03 г/см3, то такие батареи, а также залитые, но не установленные на транспортные средства и несухозаряженные батареи необходимо зарядить.
При необходимости срочного ввода сухозаряженных батарей в эксплуатацию допускается установка их на машины без проверки плотности электролита после 20 мин пропитки при условии, что срок хранения батарей не превышет одного года с момента изготовления и приведение в рабочее состояние производится при температуре батареи и заливаемого электролита не ниже 15°С.
В особых случаях при необходимости срочного ввода в эксплуатацию сухозаряженных батарей, с момента изготовления которых прошло не более одного года и хранившихся на момент приведения в действие при температуре до минус 30°С, допускается приведение их в рабочее состояние путем заливки электролитом плотностью 1,27+0,01 г/см3 при температуре 40+2°С.
Приготовление электролита производится в два этапа. Первый этап - предварительно готовится электролит плотностью 1,20-1,21 г/см3 при температуре до 15°С; на 1 л дистиллированной воды добавляется 0,24 л серной кислоты плотностью 1,83 г/см3. Полученный электролит хранится в отапливаемом помещении. Второй этап - окончательное приготовление электролита плотностью 1,26-1,28 г/см3 при температуре 25°С непосредственно перед заливкой, на 1 л ранее полученного электролита полностью 1,20-1,21 г/см3 добавляется 0,13 л серной кислоты полностью 1,83 г/см3.
Залитые электролитом батареи, тщательно протираются после одного часа выдержки устанавливаются на машину.
Если срок хранения батареи был более одного года, то заливка электролита ведется в обычном режиме.
После возвращения машины с линии рекомендуется батареи, приведенные в рабочее состояние, срочно полностью зарядить и откорректировать плотность электролита.
Заряд батарей производится в помещении, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией.
Во время заряда и обслуживания аккумуляторных батарей запрещается курить и пользоваться открытым пламенем.
При заряде батарей напряжение, развиваемое зарядным устройством, должно быть не менее напряжения батареи в конце заряда, равном 16,4 В. Для этого необходимо присоединить положительный полюсный вывод зарядного устройства к положительному выводу батареи, а отрицательный - к отрицательному, а затем включить батареи на заряд, если температура электролита в них не выше 35°С.
Ток заряда должен соответствовать данным табл. 3. При достижении напряжения не менее 2,4 В на каждом аккумуляторе (для батарей с общей крышкой - 14,4 В), зарядный ток следует уменьшить на 50% от первоначального и довести батареи до состояния полного заряда.
Заряд батарей ведется до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторах батареи, а ее напряжение и плотность электролита останутся постоянными в течение 2 ч. Напряжение на отдельных аккумуляторах контролируется вольтметром (ГОСТ 8711-78) класса точности 1,0 со шкалой на 3 В с ценой деления 0,02 В, на выводах батарей - вольтметром со шкалой на 30 В с ценой деления 0,2 В.
Во время заряда периодически проверяется температура электролита с тем, чтобы она не поднималась выше 45°С. В случае, если температура окажется выше упомянутых значений, следует уменьшить зарядный ток наполовину или прервать заряд на время, необходимое для снижения температуры до 30-35°С.
В конце заряда, если плотность электролита, замеренная с учетом температурной поправки по табл. 2, будет отличаться от нормы, указанной в табл. 1, производится корректировка плотности электролита доливкой дистиллированной воды в случаях, когда плотность выше нормы, и доливкой электролита плотностью 1,40 г/см3, когда она ниже нормы.
После корректировки продолжается заряд в течение 30 мин для полного перемешивания электролита, затем отключают батареи и через 30 мин производится замер его уровня во всех аккумуляторах. Если уровень электролита окажется ниже нормы, то в аккумулятор добавляется электролит такой же плотности, какая указана в табл. 1; при уровне электролита выше нормы - отбирается избыток электролита резиновой грушей. После заряда батареи сдаются в эксплуатацию.
При эксплуатации транспортных средств необходимо контролировать зарядный режим аккумуляторных батарей, чтобы не допустить излишнего перезаряда или недозаряда, сокращающих срок их службы, в частности, производится проверка реле-регулятора.
При эксплуатации величина зарядного напряжения должна соответствовать значению, указанному в техническом описании и инструкции по эксплуатации соответствующего автомобиля.
Достаточность установленной величины напряжения для подзаряда батарей (при исправном электрооборудовании) при соответствующих условиях эксплуатации контролируется измерением плотности электролита, величина которой должна поддерживаться близкой к установленной табл. 2 для данного климатического района.
В процессе эксплуатации не реже одного раза в две недели:
1) проверяется надежность крепления батареи в гнезде и плотность контакта наконечников проводов с выводами батареи. Наконечники проводов после их монтажа на полюсные выводы смазываются техническим волокнистым вазелином ВТВ-1 (ТУ 38 101180-76) или ВТВ-1 (ТУ 6-15-954-80). Разрешается применять литол 24 (ГОСТ 21150-87), солидол С (ГОСТ 4366-76), а в случае отсутствия указанных смазочных материалов - любую автомобильную консистентную смазку;
2) при необходимости очищается батарея от пыли и грязи. Электролит, попавший на поверхность батареи, вытирается чистой ветошью, смоченной в 10%-ном растворе аммиака или кальцинированной соды;
3) при необходимости прочищаются вентиляционные отверстия;
4) проверяется уровень электролита во всех аккумуляторах и, при необходимости, доливается дистиллированная вода до требуемого уровня. В холодное время года, во избежание замерзания, воду заливают непосредственно перед запуском двигателя для быстрого перемешивания ее с электролитом.
Температура замерзания электролита приведена в табл. 4.

Таблица 4

Плотность электролита, приведенная к температуре 25 ° C, г/см3 Температура замерзания, минус ° С
1,09 7
1,12 10
1,14 14
1,16 18
1,18 22
1,20 28
1,21 34
1,22 40
1,23 42
1,24 50
1,26 58
1,29 68
1,30 66

Не реже одного раза в квартал, а также при участившихся случаях ненадежного запуска двигателя, проверяется степень заряженности батареи по плотности электролита, одновременно замеряется его температура, чтобы учесть температурную поправку, указанную в табл. 2.
После определения плотности электролита в аккумуляторной батарее следует с учетом исходной плотности электролита полностью заряженной батареи, взятой для данного климатического района по табл. 1, установить степень ее разряженности по табл. 5.

Таблица 5

Плотность электролита, приведенная к температуре 25 ° C, г/см3
Полностью заряженная батарея Батарея разряженная, %
на 25 на 50
1,30 1,26 1,22
1,28 1,24 1,20
1,26 1,22 1,18
1,23 1,19 1,15

Примечание:

Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, нужно снимать с эксплуатации и ставить на заряд.

 


Доливать электролит в аккумулятор запрещается, за исключением тех случаев, когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло за счет его выплескивания. При этом плотность заливаемого электролита должна быть такой же, какую имел электролит в аккумуляторе до выплескивания.
Пуск стартера следует производить короткими включениями, но не более чем на 15 с. Езда при помощи стартера не допускается за исключением случаев, предусмотренных правилами дорожного движения.
Общая продолжительность стартерного режима составляет не менее 2,5 мин при температуре электролита 18+1°С.
При длительных, свыше одного месяца перерывах в эксплуатации транспортного средства, аккумуляторные батареи требуют подзарядки.
Батареи, временно снятые с машин после небольшого периода работы, нужно полностью зарядить и довести плотность электролита до нормы, соответствующей данному климатическому району. Такие батареи по возможности устанавливаются в помещении при температуре не выше 0°С. Минимальная температура помещения должна быть не ниже минус 30°С.
В дальнейшем временное пребывание батарей в таком состоянии считать периодом "бездействия".
Установка батарей производится в один ярус, при этом должен быть обеспечен свободный доступ к ним.
Если батареи в период "бездействия" будут находиться при положительных температурах, то ежемесячно производится их подзаряд.
При отрицательных температурах следует ограничиваться ежемесячной проверкой плотности электролита и подзаряжать их только в тех случаях, когда установлено падение плотности электролита более чем на 0,04 г/см3. В таком состоянии батареи могут находиться: при отрицательных температурах - не более 1,5 лет, а при положительных - не более 9 мес в пределах гарантийного срока эксплуатации.
Батареи, снятые с автомобилей после длительной эксплуатации (после гарантийной наработки), следует после заряда и доводки плотности электролита до нормы, соответствующей данному климатическому району, подвергнуть тренировочному разряду 10-часового режима, согласно табл. 3 для определения их технического состояния.
Тренировочный разряд проводится при температуре электролита 18-27°С.
Постоянство тока должно соблюдаться в течение всего разряда, который заканчивается в момент снижения напряжения до 1,7 В на одном из аккумуляторов батареи.
При включении на разряд и далее через 2 ч производят замер общего напряжения всех аккумуляторов и температуры электролита в среднем аккумуляторе батареи. При снижении напряжения на одном из аккумуляторов до 1,85 В замер напряжения производится через каждые 15 мин, а при снижении напряжения до 1,75 В его контролируют непрерывно, чтобы уловить конец разряда. Как только на указанном аккумуляторе напряжение упадет до 1,7В, немедленно производится замер напряжения всех аккумуляторов и батарея отключается.
Разряд батарей с общей крышкой ведется до конечного напряжения на выводах - 10,2 В. Если при этом длительность разряда батарей окажется менее указанной в табл. 6, то ставить их на длительный период "бездействия" не рекомендуется.

Таблица 6

Плотность электролита заряженной батареи, приведенная к температуре 25 ° C, г/см3 Продолжительность разряда
10-часовым режимом должна быть, ч, не менее
1,28 7,5
1,26 6,5
1,24 5,5

При работе с металлическим инструментом нельзя допускать коротких замыканий одновременным прикосновением к разнополярным выводам аккумулятора.
При проведении испытаний, обслуживании и эксплуатации батарей необходимо руководствоваться "Правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей", утвержденными Госэнергонадзором от 12.04.69 г.

Аккумуляторная батарея состоит из шести аккумуляторов, соединенных последовательно и объединенных в общем корпусе в виде моноблока из полипропилена.
Соединение аккумуляторов между собой выполнено либо перемычками, расположенными на верхней наружной поверхности батареи, либо через отверстия в перегородках корпуса. В последнем случае сокращается расход металла (свинцовый сплав), идущего на изготовление межэлементных соединений.
Герметизируется батарея заливочной мастикой и испытывается при давлении 760 мм рт. ст. +(150+10) мм рт. ст. или +(20+1,33 кПа).
Заливочные отверстия для электролита снабжены герметизирующими пробками, при этом батарея допускает наклон 45° от рабочего состояния, при котором электролит не выливается.
Общий вид аккумуляторной батареи приведен на рисунке.


Общий вид аккумуляторной батареи типа 6СТ-36А
1 - электрический вывод; 2 - заливочные отверстия с пробками;
3 - корпус моноблока; 4 - ручка для переноса батареи; 5 - крышка моноблока
Батарея ремонтопригодна, имеет электрические выводы в форме усеченного конуса. С каждой батареей поставляются комплекты монтажных, запасных частей и эксплуатационные документы, упакованные в водонепроницаемый пакет.
По согласованию с потребителем количество прилагаемой технической документации по эксплуатации может быть меньше количества отгружаемых батарей. Транспортной тарой для батарей служат контейнеры, поддоны, деревянные ящики.
Батареи транспортируют, предохраняя их от повреждений и загрязнений. При отгрузке на поддонах батареи не упаковывают.

Характеристики Электротехнического оборудования

Характеристики станков

Характеристики КПО

Характеристики импортного оборудования

Характеристики насосного оборудования

Марки стали и сплавов

Прочее оборудование

© Машинформ | Справочник содержания драгоценных металлов | mashinform@bk.ru