Аккумуляторные батареи свинцовые стартерные типов 6ТСТС-140АП, 6ТСТС-140АМ
Общие сведения
Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные на номинальное напряжение 12 В предназначены для запуска двигателей строительных и дорожных машин с тяжелыми режимами эксплуатации и для питания их бортовой электросети.
Батареи соответствуют техническим условиям ТУ 16 ИЛАЕ 563414.018 ТУ.
Структура условного обозначения
ХТСТС-ХХХ:
Х - количество последовательно соединенных аккумуляторов в
батарее;
ТСТС - для тяжелых режимов эксплуатации, стартерный, свинцовый;
Х - номинальная емкость батареи при 20-часовом режиме разряда,
А·ч;
ХХ - исполнение А с повышенными электрическими характеристиками
и общей крышкой; исполнение П - с полиэтиленовым
сепаратором; исполнение М - сепаратор из мипласта.
Условия эксплуатации
Аккумуляторные батареи работоспособны в рабочем интервале температур от минус 50 до 60°С, причем температура электролита не должна быть выше 50°С, а относительная влажность окружающей среды - превышать до (95+3)% при 35°С.
Допустимые длительные вибрационные нагрузки составляют при ускорении 19,6 м/с2 (2 g) с частотой 60 Гц, а кратковременные - при ускорении 49 м/с2 (5 g) с частотой 30 Гц.
По технике безопасности батареи соответствуют требованиям ГОСТ 12.2.007.12-75 "ССБТ. Источники тока химические. Требования безопасности".
Батареи, временно снятые с машин после небольшого периода работы, нужно полностью зарядить и довести плотность электролита до нормы, соответствующей данному климатическому району. Такие батареи по возможности устанавливаются в помещении при температуре не выше 0°С. Минимальная температура помещения должна быть не ниже минус 30°С.
В дальнейшем временное пребывание батарей в таком состоянии следует считать периодом "бездействия".
Установка батарей производится в один ярус, при этом должен быть обеспечен свободный доступ к ним.
Если батареи в период "бездействия" будут находиться при положительных температурах, то ежемесячно производится их подзаряд.
При отрицательных температурах следует ограничиться ежемесячной проверкой плотности электролита и подзаряжать их только в тех случаях, когда установлено падение плотности электролита более чем на 0,04 г/см3. В таком состоянии батареи могут находиться: при отрицательных температурах - не более 1,5 лет, а при положительных - не более 9 мес в пределах гарантийного срока эксплуатации.
Способ транспортировки батарей - на поддонах и в контейнерах.
Нормативно-технический документ
ТУ 16 ИЛАЕ.563414.018 ТУ
Технические характеристики
Технические характеристики аккумуляторных батарей приведены в табл. 1.
Таблица 1
Тип батареи | Емкость при 20-часовом режиме разряда, А.ч | Ток разряда при стартерном режиме, температуре электролита -18 ° C, А | Габаритные размеры, мм | Масса батареи, кг | |||
Длина | Ширина | Высота | без электролита | с электролитом | |||
6ТСТС-140АП | 140 | 840 | 571 | 242 | 241 | 38,5 | 52,5 |
6ТСТС-140АМ |
Батареи не требуют доливки воды в электролит в течение одного года эксплуатации.
Продолжительность стартерного режима разряда батареи при температуре электролита (-18+1)°С составляет не менее 3 мин, а при температуре (-30+1)°С - не менее 1 мин.
Гарантийные сроки:
сохраняемости незалитой электролитом батареи - до 5 лет с момента изготовления;
сохраняемости сухозаряженности - 1 год с момента изготовления;
эксплуатации батареи - 2 года с момента ввода в работу при условии пробега транспортного средства за указанный период не более 25 тыс. км.
Плотность заливаемого электролита (раствора серной кислоты), указанная в табл. 2, зависит от климатического района, в котором эксплуатируется аккумуляторная батарея.
Таблица 2
Макроклиматические районы (ГОСТ 1635–80), средняя месячная температура воздуха в январе, ° С | Плотность электролита, приведенная к температуре 25 ° C, г/см3 | |
заливаемого | заряженной батареи | |
Холодный: | ||
очень холодный от минус 50 до минус 30 | 1,28 | 1,30 |
холодный от минус 30 до минус 15 | 1,26 | 1,28 |
Умеренный: | ||
умеренный от минус 15 до минус 8 | 1,24 | 1,26 |
Жаркий: | ||
сухой от минус 15 до 4 | 1,24 | 1,26 |
теплый, влажный от 0 до 4 | 1,21 | 1,23 |
Примечание. Допускаются отклонения плотности электролита от значений , приведенных в табл. 1 на ± 0,01 г/см3 .
Электролит для заливки батарей готовится из серной кислоты (ГОСТ 667-73) и дистиллированной воды (ГОСТ 6709-72). Плотность электролита измеряется аккумуляторным ареометром (ГОСТ 18481-81).
Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть не выше 30°С, кроме особых случаев, оговоренных ниже. Не рекомендуется заливать батареи электролитом с температурой ниже 15°С.
Для получения электролита соответствующей плотности следует руководствоваться табл. 3.
Таблица 3
Требуемая плотность электролита при температуре 25 ° C, г/см3 | Количество воды и серной кислоты для получения 1 л электролита плотностью 1,83 г/см3 при температуре 25 ° C, л | |
воды | кислоты | |
1,21 | 0,849 | 0,211 |
1,23 | 0,829 | 0,231 |
1,24 | 0,819 | 0,242 |
1,26 | 0,800 | 0,263 |
1,28 | 0,781 | 0,285 |
1,30 | 0,761 | 0,306 |
1,40 | 0,650 | 0,423 |
Примечание.
При измерении плотности электролита следует иметь в виду, что при повышении температуры электролита на 1 ° C плотность электролита уменьшается на 0,0007 г/см3 , а при понижении температуры электролита на 1 ° C, наоборот увеличивается на 0,0007 г/см3 .
Исходной считается температура 25 ° C.
Для приготовления электролита применяют стойкую к действию серной кислоты посуду (керамическую, пластмассовую, эбонитовую, освинцованную), в которую заливают сначала воду, а затем при непрерывном перемешивании серную кислоту.
Вливать воду в концентрированную серную кислоту запрещается во избежание несчастного случая.
Перед заливкой электролита аккумуляторную батарею разгерметизируют. Для этого в зависимости от конструкции крышки удаляются герметизирующие детали (пленку, выступы на пробках и др.). Заливка электролита ведется до тех пор, пока зеркало электролита не коснется нижнего торца тубуса горловины, а при отсутствии тубуса - заливка производится до уровня на 10 - 15 мм выше предохранительного щитка. Необходимое количество электролита для заливки батарей указано в табл. 4.
Таблица 4
Тип батарей | Номинальное напряжение, В | Номинальная емкость при разряде, А·ч | Разрядный ток, А | Зарядный ток, А | Необходимое количество электролита для заполнения одной батареи, л | ||
20-часовой режим | 10-часовой режим | 20-часовой режим | 10-часовой режим | ||||
6ТСТС-140АП | 12 | 140 | 125 | 7,7 | 13,8 | 15,5 | 4,7 |
6ТСТС-140АМ |
Не ранее, чем через 20 мин, и не позже, чем через 2 ч после заливки электролитом, производится замер плотности электролита. Если плотность электролита понизится не более, чем на 0,03 г/см3 против плотности заливаемого электролита, то батареи могут быть сданы в эксплуатацию.
Если же плотность электролита понизится более чем на 0,03 г/см3, то такие батареи, а также залитые, но не установленные на транспортные средства и несухозаряженные батареи необходимо зарядить.
При необходимости срочного ввода сухозаряженных батарей в эксплуатацию допускается установка их на машины без проверки плотности электролита после 20 мин пропитки при условии, что срок хранения батарей не превышает одного года с момента изготовления, и приведение в рабочее состояние производится при температуре батареи и заливаемого электролита не ниже 15°С.
В особых случаях при необходимости срочного ввода в эксплуатацию сухозаряженных батарей, с момента изготовления которых прошло не более одного года и хранившихся на момент приведения в действие при температуре до минус 30°С, допускается приведение их в рабочее состояние путем заливки электролитом плотностью (1,27+0,01) г/см3 при температуре (40+2)°С.
Залитые электролитом батареи, тщательно протираются и после одного часа выдержки устанавливаются на машину.
Если срок хранения батареи был более одного года, то заливка электролита ведется в обычном режиме.
После возвращения машины с линии рекомендуется батареи, приведенные в рабочее состояние, срочно полностью зарядить и откорректировать плотность электролита.
Заряд батарей производится в помещении, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией.
Во время заряда и обслуживания аккумуляторных батарей запрещается курить и пользоваться открытым пламенем.
При заряде батарей напряжение, развиваемое зарядным устройством, должно быть не менее напряжения батареи в конце заряда, равном 16,4 В. Для этого необходимо присоединить положительный полюсный вывод зарядного устройства к положительному выводу батареи, а отрицательный - к отрицательному, а затем включить батареи на заряд, если температура электролита в них не выше 35°С.
Ток заряда должен соответствовать данным табл. 4. При достижении напряжения не менее 14,4 В на каждом аккумуляторе для батарей с общей крышкой зарядный ток следует уменьшить на 50% от первоначального и довести батареи до состояния полного заряда.
Заряд батарей ведется до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторах батареи, а напряжение и плотность электролита останутся постоянными в течение 2 ч. Напряжение на отдельных аккумуляторах контролируется вольтметром (ГОСТ 8711-93) класса точности 1,0 со шкалой на 3 В с ценой деления 0,02 В, на выводах батарей - вольтметром со шкалой на 30 В с ценой деления 0,2 В.
Во время заряда периодически проверяется температура электролита с тем, чтобы она не поднималась выше 45°С. В случае, если температура окажется выше упомянутых значений, следует уменьшить зарядный ток наполовину или прервать заряд на время, необходимое для снижения температуры до 30-35°С.
В конце заряда, если плотность электролита, замеренная с учетом температурной поправки по табл. 3, будет отличаться от нормы, указанной в табл. 2, производится корректировка плотности электролита доливкой дистиллированной воды в случаях, когда плотность выше нормы, и доливкой электролита плотностью 1,40 г/см3, когда она ниже нормы.
После корректировки продолжается заряд в течение 30 мин для полного перемешивания электролита, затем отключают батареи и через 30 мин производится замер его уровня во всех аккумуляторах. Если уровень электролита окажется ниже нормы, то в аккумулятор добавляется электролит такой же плотности, какая указана в табл. 2; при уровне электролита выше нормы - отбирается избыток электролита резиновой грушей. После заряда батареи сдаются в эксплуатацию.
При эксплуатации транспортных средств необходимо контролировать зарядный режим аккумуляторных батарей, чтобы не допустить излишнего перезаряда или недозаряда, сокращающих срок их службы, в частности, производится проверка реле-регулятора.
При эксплуатации величина зарядного напряжения должна соответствовать значению, указанному в техническом описании и инструкции по эксплуатации соответствующего транспортного средства.
Достаточность установленной величины напряжения для подзаряда батарей (при исправном электрооборудовании) при соответствующих условиях эксплуатации контролируется измерением плотности электролита, величина которой должна поддерживаться близкой к установленной табл. 2 для данного климатического района.
В процессе эксплуатации не реже одного раза в две недели:
1) проверяется надежность крепления батареи в гнезде и плотность контакта наконечников проводов с выводами батареи. Наконечники проводов после их монтажа на полюсовые выводы смазываются техническим волокнистым вазелином ВТВ-1 (ТУ 38 101180-76) или ВТВ-1 (ТУ 6-15-954-80). Разрешается применять литол 24 (ГОСТ 21150-87), солидол С (ГОСТ 4366-76), а в случае отсутствия указанных смазочных материалов - любую автомобильную консистентную смазку;
2) при необходимости очищается батарея от пыли и грязи. Электролит, попавший на поверхность батареи, вытирается чистой ветошью, смоченной в 10%-ном растворе аммиака или кальцинированной соды;
3) при необходимости прочищаются вентиляционные отверстия;
4) проверяется уровень электролита во всех аккумуляторах и, при необходимости, доливается дистиллированная вода до требуемого уровня. В холодное время года, во избежание замерзания, воду заливают непосредственно перед запуском двигателя для быстрого перемешивания ее с электролитом.
Температура замерзания электролита приведена в табл. 5.
Таблица 5
Плотность электролита, приведенная к температуре 25 ° C, г/см3 | Температура замерзания, минус ° С |
1,09 | 7 |
1,12 | 10 |
1,14 | 14 |
1,16 | 18 |
1,18 | 22 |
1,20 | 28 |
1,21 | 34 |
1,22 | 40 |
1,23 | 42 |
1,24 | 50 |
1,26 | 58 |
1,29 | 68 |
1,30 | 66 |
Не реже одного раза в квартал, а также при участившихся случаях ненадежного запуска двигателя, проверяется степень заряженности батареи по плотности электролита, одновременно замеряется его температура, чтобы учесть температурную поправку, указанную в табл. 3.
После определения плотности электролита в аккумуляторной батарее следует с учетом исходной плотности электролита полностью заряженной батареи, взятой для данного климатического района по табл. 2, установить степень ее разряженности по табл. 6.
Таблица 6
Плотность электролита, приведенная к температуре 25 ° C, г/см3 | ||
Полностью заряженная батарея | Батарея разряженная, % | |
на 25 | на 50 | |
1,30 | 1,26 | 1,22 |
1,28 | 1,24 | 1,20 |
1,26 | 1,22 | 1,18 |
1,23 | 1,19 | 1,15 |
Примечание:Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, нужно снимать с эксплуатации и ставить на заряд.
Доливать электролит в аккумулятор запрещается, за исключением тех случаев, когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло за счет его выплескивания. При этом плотность заливаемого электролита должна быть такой же, какую имел электролит в аккумуляторе до выплескивания.
Пуск стартера следует производить короткими включениями, но не более чем на 15 с.
При длительных, свыше одного месяца перерывах в эксплуатации транспортного средства, аккумуляторные батареи требуют подзарядки.
Батареи, снятые с машин после длительной эксплуатации (после гарантийной наработки), следует после заряда и доводки плотности электролита до нормы, соответствующей данному климатическому району, подвергнуть тренировочному разряду 10-часового режима, согласно табл. 4 для определения их технического состояния.
Тренировочный разряд проводится при температуре электролита (18-27)°С.
Постоянство тока должно соблюдаться в течение всего разряда, который заканчивается в момент снижения напряжения до 1,7 В на одном из аккумуляторов батареи.
При включении на разряд и далее через 2 ч производят замер общего напряжения всех аккумуляторов и температуры электролита в среднем аккумуляторе батареи. При снижении напряжения на одном из аккумуляторов до 1,85 В замер напряжения производится через каждые 15 мин, а при снижении напряжения до 1,75 В его контролируют непрерывно, чтобы уловить конец разряда. Как только на указанном аккумуляторе напряжение упадет до 1,7 В, немедленно производится замер напряжения всех аккумуляторов и батарея отключается.
Разряд батарей с общей крышкой ведется до конечного напряжения на выводах - 10,2 В. Если при этом длительность разряда батарей окажется менее указанной в табл. 7, то ставить их на длительный период "бездействия" не рекомендуется.
Таблица 7
Плотность электролита заряженной батареи, приведенная к температуре 25 ° C, г/см3 | Продолжительность разряда 10-часовым режимом должна быть, ч, не менее |
1,28 | 7,5 |
1,26 | 6,5 |
1,24 | 5,5 |
При работе с металлическим инструментом нельзя допускать коротких замыканий одновременным прикосновением к разнополярным выводам аккумулятора.
При проведении испытаний, обслуживании и эксплуатации батарей необходимо руководствоваться "Правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей", утвержденными Госэнергонадзором от 12.04.69 г.
Аккумуляторные батареи собираются в моноблочные унифицированные конструкции и помещаются в пластмассовые защитные баки - корпуса с общей крышкой. Последняя одновременно приваривается к моноблоку и защитному баку. Токоотводы батарей выполнены под болтовое соединение электролинии.
В качестве электролита служит раствор серной кислоты. Каждая аккумуляторная батарея комплектуется ЗИПом, паспортом и инструкцией по эксплуатации, причем по согласованию с покупателем количество инструкций может быть меньше числа заказанных батарей.
Документация размещается в водонепроницаемом пакете.
Характеристики Электротехнического оборудования
Характеристики станков
Характеристики КПО
Характеристики импортного оборудования
Характеристики насосного оборудования
Марки стали и сплавов
Прочее оборудование