Аккумуляторы свинцовые типа СНЦ для стационарных установок

Общие сведения

Аккумуляторы предназначены для комплектования стационарных батарей, используемых в промышленных установках для работы в буферном режиме при постоянном подзаряде.
Аккумуляторы соответствуют требованиям ГОСТ 26881-86 и технических условий ТУ 16-87 ИКШЖ 563310.001 ТУ.

Структура условного обозначения

СНУ-Х:
СНУ - для стационарных установок, с электродами намазного
типа;
Х - номер аккумулятора (частное от деления значения величины
номинальной емкости данного типа аккумулятора в А·ч,
соответствующей 10-часовому режиму разряда, на 40).

Условия эксплуатации

Климатическое исполнение и категория размещения аккумуляторов - У2 по ГОСТ 15150-69.
Хранение аккумуляторов в сухом виде производится под навесом или в сухом закрытом помещении при температуре от минус 40 до 50°С и относительной влажности не более 98% в нормальном положении (крышкой вверх) с плотно ввернутыми пробками. Срок хранения аккумуляторов - 2 года.
Условия хранения аккумуляторов по группе условий хранения 4 (Ж2) ГОСТ 15150-69.
Если по каким-либо причинам батарея, приведенная в рабочее состояние, на длительное время выводится из работы, то она должна быть предварительно заряжена и отсоединена от шин.
Один раз в месяц бездействующую залитую электролитом батарею следует зарядить и один раз в 12 мес перед очередным зарядом следует производить доливку дистиллированной воды в аккумуляторы.
Хранение бездействующей батареи должно производиться при температуре от 5 до 40°С и относительной влажности до 80%.
Во время хранения батарей в бездействующем состоянии вентиляционные пробки должны быть ввинчены в аккумуляторы. ГОСТ 26881-86,ТУ 16-87 ИКШЖ.563310.001 ТУ

Технические характеристики

Технические характеристики аккумуляторов приведены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Тип аккумулятора Режим разряда
10-часовой 7,5-часовой 5-часовой 3-часовой 2-часовой 1-часовой 0,5-часовой 0,25-часовой
Ток, А Емкость, А·ч Ток, А Емкость, А·ч Ток, А Емкость, А·ч Ток, А Емкость, А·ч Ток, А Емкость, А·ч Ток, А Емкость, А·ч Ток, А Емкость, А·ч Ток, А Емкость, А·ч

СНУ-2

8 80 9,8 73,5 13,2 66 20 60 24 48 40 40 60 30 80 20

СНУ-3

12 120 14,7 110,0 20,0 100 30 90 36 72 60 60 90 45 120 30

СНУ-10

40 400 49,0 367,5 66,0 330 100 300 120 240 200 200 300 150 400 100

СНУ-20

80 800 98,0 735,0 132,0 660 200 600 240 480 400 400 600 300 800 200

СНУ-34

136 1360 166,6 1249,5 224,4 1122 340 1020 408 816 680 680 1020 510 1360 340

СНУ-56

224 2240 274,0 2055,0 370,0 1850 560 1680 672 1344 1120 1120 1680 840 2240 560

Таблица 2

Тип аккумулятора

Размеры, мм Масса без электролита, кг, не более Ориентировочное количество электролита, кг
длина ширина высота

СНУ-2

168

296

317±5 11,0 3,7

СНУ-3

206

296

319±5 16,0 5,4

СНУ-10

355

274

478±8 44,0 13,8

СНУ-20

385±4 408±3 601±8 95,0 30,5

СНУ-34

545±4 417±3 624±8 158,0 46,5

СНУ-56

497±4 479±3 846±8 282,0 71,0

Емкости, указанные в табл. 1, гарантируются при соблюдении следующих условий:
плотность электролита в начале разряда 1,220+0,005 г/см3, приведенная к температуре 25°С;
уровень электролита для аккумуляторов СНУ-2 и СНУ-3 на 45-50 мм выше предохранительного щитка, а для остальных типов - на 55-60 мм;
средняя температура электролита при разряде 25°С;
конечное напряжение при разряде для трех-десятичасовых режимов - 1,80 В и для всех остальных режимов - 1,75 В.
Для аккумуляторов СНУ-56 при режимах разряда менее 30-минутного конечное напряжение 1,65-1,70 В.
Емкость аккумуляторов при температурах, отличающихся от 25°С, указана в табл. 3 (в процентах от значения емкости, приведенной в табл. 1).

Таблица 3

Продолжительность разряда, ч Температура электролита, ° C
5 10 20 25 30 40
10,0 90,0 92,5 97,5 100 103,1 109,3
7,5 88,4 91,3 97,1 100 103,6 110,8
5,0 86,6 90,0 96,7 100 103,9 111,6
3,0 83,2 87,4 95,8 100 104,5 112,6
2,0 82,4 86,8 95,6 100 104,8 113,5
1,0 75,0 81,3 93,8 100 104,9 114,4
0,5 67,0 75,3 91,8 100 105,1 115,2
0,25 59,6 69,7 89,9 100 105,3 115,8

Напряжение полностью заряженного аккумулятора должно быть не менее 2,06 В в течение первых суток после окончания заряда.
Аккумуляторы имеют герметичную укупорку по периметру крышек и в выводах и выдерживают испытание на давление избыточное или уменьшенное против нормального на 150 мм рт.ст.
Гарантийный срок службы аккумуляторов с сохранением их номинальной емкости - 3 года при хранении 1 и 2 года, при хранении аккумуляторов 2 года со дня приведения в действие или не более 250 циклов (разряд-заряд). Общий срок службы до 10 лет.

Аккумуляторы СНУ-2, СНУ-3 и СНУ-10 выпускаются в баках и с комплектующими деталями, изготовленными из полиэтилена высокой плотности, а аккумуляторы СНУ-20, СНУ-34 и СНУ-56 в эбонитовых армированных стеклотканью баках и с эбонитовыми комплектующими деталями.
Электроды аккумуляторов намазного типа выполнены в виде автономного блока.
Между смежными разноименными электродами проложены три слоя сепараторов: из стекловойлока, перфорированного гофрированного винипласта и ребристого мипора.
Блок электродов, имеющих специальные ушки, подвешивается на заплечиках бака. Поджатие блока электродов к заплечикам бака осуществляется через крышку аккумулятора. Крышка опирается на буртики борнов и крепится к баку аккумулятора специальными стяжками (аккумуляторы СНУ-20, СНУ-34 и СНУ-56) или болтами (аккумуляторы СНУ-2, СНУ-3 и СНУ-10). По боковым широким стенкам бака блок электродов зажимается эбонитовыми клиньями.
Аккумуляторы снабжены специальными вентиляционными пробками, задерживающими кислотный туман при работе в режиме постоянного подзаряда.
Укупорка аккумуляторов СНУ-2, СНУ-3 и СНУ-10 осуществляется с помощью фланцевого соединения бака и крышки.
Во фланце имеется замкнутая канавка, в которую вставляется резиновая прокладка. При зажиме крышки болтами резиновая прокладка заполняет канавку.
Укупорка аккумуляторов СНУ-20, СНУ-34 и СНУ-56 осуществляется с помощью мастики БR-20, заливаемой между баком и крышкой, и полуэбонитовой рамки, которая зажимает эбонитовую крышку посредством стяжек и металлической рамы.
Уплотнение борнов и вентиляционной пробки у аккумуляторов производится посредством резиновых прокладок круглого и прямоугольного сечения.
При монтаже аккумуляторов в батарею они предварительно распаковываются, протираются от пыли и осматриваются на отсутствие внешних повреждений при транспортировании. Аккумуляторы с поврежденными баками или крышками не используются для комплектования батарей.
Аккумуляторы устанавливаются на стеллажи в соответствии со схемой монтажа (рис. 1-3). При необходимости они выравниваются с помощью прокладок, входящих в комплект батареи.


Схема монтажа аккумуляторов СНУ-2 и СНУ-3 на стеллажах:
1 - перемычка; 2 - аккумулятор; 3 - рама


Схема монтажа аккумулятора СНУ-10 на стеллажах:
1 - перемычка; 2 - аккумулятор; 3 - рама


Схема монтажа аккумуляторов СНУ-20, СНУ-34 и СНУ-56 на
стеллажах:
1 - перемычка;
2 - аккумулятор;
3 - рама;
4 - обечайка
Аккумуляторы соединяются с помощью перемычек, которые припаиваются к борнам (рис. 4). Для осуществления пайки производится следующая подготовка: вдоль крышек двух смежных аккумуляторов вкладываются параллельно друг другу два деревянных бруска, на них кладутся гребенки из полосовой стали, в пазы которых входят борны, а между борнами разноименной полярности смежных аккумуляторов кладутся перемычки так, чтобы верхняя плоскость наконечника находилась на расстоянии 6-10 мм от борна; устанавливается прижим для пайки, который охватывает борн и наконечник перемычки.


Схема соединения аккумуляторов:
1 - прижим для пайки;
2 - брусок;
3 - гребенка;
4 - борн;
5 - припой;
6 - перемычка
Пайка производится пламенем водородной или ацетиленовой горелки, при этом проплавляются поверхности борна и перемычки, между которыми оставлен зазор; в пламя горелки вносится пруток 5%-ного свинцово-сурьмяного сплава, и расплавленным металлом заполняется зазор между борнами и перемычкой.
После остывания места спая оправки и гребенки снимаются и используются для пайки последующих соединений.
Пайка перемычек к борнам аккумуляторов при составлении батарей производится в респираторах при соблюдении следующих предосторожностей:
не курить во время работы;
принимать пищу в отдельном помещении, предварительно вымыв руки и прополоскав рот.
Электролит готовится из аккумуляторной серной кислоты (ГОСТ 667-73, сорт 1) и дистиллированной воды (ГОСТ 6709-72). При этом кислоту следует вливать в воду небольшими порциями при непрерывном перемешивании.
Вливать воду в концентрированную кислоту категорически воспрещается, во избежание разбрызгивания кислоты и получения ожогов.
Электролит следует готовить в эбонитовой, стеклянной, винипластовой, керамической или выложенной внутри рольным свинцом деревянной и железной посуде, предварительно очищенной от загрязнений и промытой дистиллированной водой.
Приготовленный для заливки аккумуляторов электролит следует охладить до температуры 25°С.
В табл. 4 приведена температурная зависимость плотности электролита (исходной считается температура 25°С).

Таблица 4

Плотность электролита, г/см3, при температуре, ° С
5 10 15 20 25 30 35 40 45 50
1,164 1,161 1,157 1,154 1,150 1,147 1,143 1,140 1,136 1,133
1,194 1,191 1,187 1,184 1,180 1,177 1,173 1,170 1,166 1,163
1,204 1,201 1,197 1,194 1,190 1,187 1,183 1,180 1,176 1,173
1,229 1,226 1,222 1,219 1,215 1,212 1,208 1,205 1,201 1,198
1,234 1,231 1,227 1,224 1,220 1,217 1,213 1,210 1,206 1,203
1,239 1,236 1,232 1,229 1,225 1,222 1,218 1,215 1,211 1,208

После пайки батарей из аккумуляторов вывертывают глухие пробки (которые в дальнейшем не используются), аккумуляторы заливаются электролитом плотностью 1,180+0,005 г/см3 (приведенной к 25°С).
Электролит заливается до уровня 45-50 мм над предохранительным щитком в аккумуляторах СНУ-2 и СНУ-3 и до уровня 55-60 мм - в аккумуляторах остальных типов.
Ориентировочное количество электролита для заполнения аккумулятора указано в табл. 5.

Таблица 5

Тип аккумулятора Количество электролита, л
СНУ-2 3,1
СНУ-3 4,6
СНУ-10 11,7
СНУ-20 25,8
СНУ-34 39,4
СНУ-56 60,0

Приготовление электролита и заливка его в аккумуляторы производится в защитных очках, резиновых перчатках, резиновых сапогах или галошах, в резиновом фартуке.
При случайном попадании брызг серной кислоты на кожу или одежду необходимо смыть ее водой, а затем нейтрализовать 10%-ным раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды. После нейтрализации поврежденные места следует промыть водой.
В аккумуляторных помещениях, в которых установлены залитые электролитом аккумуляторы, запрещается применение открытого пламени, курение и употребление инструментов, которые при работе могут вызывать искрение.
Перед включением на первый заряд батарея подключается к источнику постоянного тока, для чего положительный вывод батареи присоединяется к положительному полюсу источника тока, а отрицательный - к отрицательному. Температура электролита должна быть не выше 35°С, вентиляционные пробки вывернуты.
Сила тока на первом заряде аккумуляторов указана в табл. 6.

Таблица 6

Тип аккумулятора Сила тока на первом заряде, А Номинальная емкость при 10-часовом режиме разряда и средней температуре электролита 25 ° C, А·ч
СНУ-2 4 80
СНУ-3 6 120
СНУ-10 20 400
СНУ-20 40 800
СНУ-34 68 1360
СНУ-56 112 2240

Заряд производится до постоянства напряжения на аккумуляторах и плотности электролита в течение 2 ч, но общая продолжительность заряда не менее 55 ч (при этом сообщается не менее 275% номинальной емкости при 10-часовом режиме разряда). Плотность электролита в аккумуляторе в конце заряда, отнесенная к 25°С, должна быть 1,220+0,005 г/см3. При отклонении плотности от этой величины (с учетом температурной поправки по табл. 4) она корректируется путем добавления дистиллированной воды или электролита.
Для ввода в эксплуатацию батареи подвергаются трем тренировочным циклам (заряд-разрядам). Разряды проводятся током 10-часового режима до напряжения 1,80 В. По окончании последнего цикла заряженная ба тарея подвергается контрольному разряду током 1-10-часового режима, при этом она должна отдавать не менее 100% гарантированной емкости и заряду.
По окончании заряда в крышки аккумуляторов ввинчиваются вентиляционные пробки.
Поверхность аккумуляторов необходимо протереть ветошью, смоченной 10%-ным раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта, затем ветошью, смоченной водой, после этого аккумуляторы протираются насухо.
Подготовленная таким образом батарея готова к эксплуатации.
Батареи, составленные из аккумуляторов типа СНУ, могут эксплуатироваться как в буферном режиме при постоянном подзаряде, так и в режиме "заряд-разряд", при этом допускается параллельное (попарное) соединение однотипных аккумуляторов для работы в обоих режимах.
Батарея, введенная в эксплуатацию, должна включаться на повторный заряд не позднее, чем через 12 ч после окончания разряда.
Повторный заряд аккмуляторов можно производить любым из следующих методов:
при постоянной силе тока;
плавно-убывающим током;
при постоянном напряжении в интервале от 2,15 до 2,35 В на аккумулятор;
модифицированный заряд при постоянном напряжении.
После заряда батареи одним из этих методов и ее ввода в работу в режиме постоянного подзаряда необходимо проводить уравнительный заряд после каждой доливки воды, которая должна производиться при понижении уровня электролита до 20 мм (как правило, не чаще 1 раза в 6 мес).
Уравнительный заряд проводится при любом напряжении в пределах от 2,25 до 2,40 В на аккумулятор до выравнивания плотности электролита.
Ориентировочная продолжительность уравнительных зарядов:
при напряжении 2,25 В на аккумулятор - до 30 сут;
при напряжении 2,40 В на аккумулятор - до 5 сут.
На время уравнительного заряда вентиляционные пробки из аккумуляторов не вывинчиваются.
Разряд батареи при эксплуатации может производиться любым током, но не выше указанного в табл. 1.
Разряд батареи при 3-часовом и более длительных режимах должен быть закончен, когда напряжение на двух аккумуляторах упадет до 1,80 В. При разрядных режимах, которые короче 3-часового, разряд должен быть прекращен, когда напряжение на двух аккумуляторах достигнет 1,75 В. Для аккумуляторов СНУ-56 при разрядных режимах короче 30-минутного, конечное напряжение равно 1,65 В.
Контроль емкости аккумуляторов проводится ежегодно и при снижении ее менее 80% от величины, указанной в табл. 1, они считаются неисправными и подлежат замене.
Характерные неисправности аккумуляторов приведены в табл. 7.

Таблица 7

Признаки неисправности Вероятная причина Метод устранения

Течь электролита
Непрерывное уменьшение плотности электролита и пониженное напряжение

Повреждение бака
Предполагаемое короткое замыкание внутри аккумулятора

Замена аккумулятора
Проведение внеочередного контрольного разряда батареи с проверкой емкости аккумуляторов с предполагаемыми короткими замыканиями.
При пониженной емкости этих аккумуляторов – заменить их

Напряжение менее 2,10 В и пониженная плотность электролита при работе в режиме постоянного подзаряда

Пассивация отрицательного электрода

Проведение лечебного уравнительного заряда

Пониженное разрядное напряжение, снижение емкости на контрольных разрядах

Сульфатация пластин

Проведение тренировочных циклов


Течь электролита устанавливается путем наружного осмотра и быстрому понижению уровня электролита. Аккумуляторы, имеющие течь, необходимо вывести из цепи батареи (при этом следует остерегаться закорачивания аккумулятора) и заменить их исправными.
Для выявления короткого замыкания в аккумуляторах батарея подвергается внеочередному контрольному разряду силой тока 3-10-часового режима.
При пониженной емкости аккумулятора с предполагаемым коротким замыканием следует заменить его исправным аккумулятором.
Лечебный уравнительный заряд с целью выравнивания напряжения и плотности электролита на отдельных аккумуляторах производится при постоянном напряжении от 2,25 до 2,40 В на аккумулятор.
Если в результате лечебного уравнительного заряда напряжение на отстающих аккумуляторах не повысится до 2,10 В, то следует провести контрольный разряд током 3-10-часового режима, указанным в табл. 1. Аккумуляторы, отдавшие при контрольном разряде не менее 80% номинальной емкости, необходимо заменить.
При обнаружении признаков сульфатации пластин необходимо провести лечебный уравнительный заряд батарей. Если уравнительный заряд не даст положительных результатов, то батарею следует подвергнуть 2-3 тренировочным циклам с контрольными разрядами током 10-часового режима.
К выполнению работ, связанных с обслуживанием аккумуляторов, допускаются рабочие, прошедшие инструктаж по технике безопасности.
Во время монтажных работ при приведении в рабочее состояние и при эксплуатации батареи в режиме постоянного подзаряда, во избежание скопления взрывоопасной смеси, в помещении должна работать приточно-вытяжная вентиляция.
При проведении работ в помещении, где установлена батарея, принимаются меры против случайного соприкосновения рабочих с токоведущими частями установки, находящимися под напряжением и непокрытыми изоляцией.
Технология приготовления и заливки электролита в аккумуляторы, их заряда и разряда, регламентные и поверочные работы более подробно изложены в "Техническом описании и инструкции по эксплуатации" (ИКШЖ.563310.003 ТО-ФЮО.358.152 ТО). Каждый аккумулятор комплектуется ЗИПом, включающим в себя монтажные детали, и эксплуатационной документацией в водонепроницаемом полиэтиленовом мешке. Транспортной тарой-упаковкой аккумуляторов служат деревянные ящики. Аккумуляторы, находящиеся в упаковке предприятия-изготовителя, транспортируются любым видом транспорта со скоростью, допустимой этим видом транспорта, на любые расстояния. При этом аккумуляторы должны быть защищены от непосредственного попадания атмосферных осадков и воздействия солнечных лучей.
Транспортирование аккумуляторов производится в соответствии с требованиями ГОСТ 23216-78, а в части воздействия климатических факторов - по группе условий хранения 4 (Ж2) ГОСТ 15150-69.
Аккумуляторы поставляются в сухом виде.

Характеристики Электротехнического оборудования

Характеристики станков

Характеристики КПО

Характеристики импортного оборудования

Характеристики насосного оборудования

Марки стали и сплавов

Прочее оборудование

© Машинформ | Справочник содержания драгоценных металлов | mashinform@bk.ru