Аккумуляторы свинцовые типа СНЦ для стационарных установок
Общие сведения
Аккумуляторы предназначены для комплектования стационарных батарей, используемых в промышленных установках для работы в буферном режиме при постоянном подзаряде.
Аккумуляторы соответствуют требованиям ГОСТ 26881-86 и технических условий ТУ 16-87 ИКШЖ 563310.001 ТУ.
Структура условного обозначения
СНУ-Х:
СНУ - для стационарных установок, с электродами намазного
типа;
Х - номер аккумулятора (частное от деления значения величины
номинальной емкости данного типа аккумулятора в А·ч,
соответствующей 10-часовому режиму разряда, на 40).
Условия эксплуатации
Климатическое исполнение и категория размещения аккумуляторов - У2 по ГОСТ 15150-69.
Хранение аккумуляторов в сухом виде производится под навесом или в сухом закрытом помещении при температуре от минус 40 до 50°С и относительной влажности не более 98% в нормальном положении (крышкой вверх) с плотно ввернутыми пробками. Срок хранения аккумуляторов - 2 года.
Условия хранения аккумуляторов по группе условий хранения 4 (Ж2) ГОСТ 15150-69.
Если по каким-либо причинам батарея, приведенная в рабочее состояние, на длительное время выводится из работы, то она должна быть предварительно заряжена и отсоединена от шин.
Один раз в месяц бездействующую залитую электролитом батарею следует зарядить и один раз в 12 мес перед очередным зарядом следует производить доливку дистиллированной воды в аккумуляторы.
Хранение бездействующей батареи должно производиться при температуре от 5 до 40°С и относительной влажности до 80%.
Во время хранения батарей в бездействующем состоянии вентиляционные пробки должны быть ввинчены в аккумуляторы. ГОСТ 26881-86,ТУ 16-87 ИКШЖ.563310.001 ТУ
Технические характеристики
Технические характеристики аккумуляторов приведены в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Тип аккумулятора | Режим разряда | |||||||||||||||
10-часовой | 7,5-часовой | 5-часовой | 3-часовой | 2-часовой | 1-часовой | 0,5-часовой | 0,25-часовой | |||||||||
Ток, А | Емкость, А·ч | Ток, А | Емкость, А·ч | Ток, А | Емкость, А·ч | Ток, А | Емкость, А·ч | Ток, А | Емкость, А·ч | Ток, А | Емкость, А·ч | Ток, А | Емкость, А·ч | Ток, А | Емкость, А·ч | |
СНУ-2 | 8 | 80 | 9,8 | 73,5 | 13,2 | 66 | 20 | 60 | 24 | 48 | 40 | 40 | 60 | 30 | 80 | 20 |
СНУ-3 | 12 | 120 | 14,7 | 110,0 | 20,0 | 100 | 30 | 90 | 36 | 72 | 60 | 60 | 90 | 45 | 120 | 30 |
СНУ-10 | 40 | 400 | 49,0 | 367,5 | 66,0 | 330 | 100 | 300 | 120 | 240 | 200 | 200 | 300 | 150 | 400 | 100 |
СНУ-20 | 80 | 800 | 98,0 | 735,0 | 132,0 | 660 | 200 | 600 | 240 | 480 | 400 | 400 | 600 | 300 | 800 | 200 |
СНУ-34 | 136 | 1360 | 166,6 | 1249,5 | 224,4 | 1122 | 340 | 1020 | 408 | 816 | 680 | 680 | 1020 | 510 | 1360 | 340 |
СНУ-56 | 224 | 2240 | 274,0 | 2055,0 | 370,0 | 1850 | 560 | 1680 | 672 | 1344 | 1120 | 1120 | 1680 | 840 | 2240 | 560 |
Таблица 2
Тип аккумулятора | Размеры, мм | Масса без электролита, кг, не более | Ориентировочное количество электролита, кг | ||
длина | ширина | высота | |||
СНУ-2 | 168 | 296 | 317±5 | 11,0 | 3,7 |
СНУ-3 | 206 | 296 | 319±5 | 16,0 | 5,4 |
СНУ-10 | 355 | 274 | 478±8 | 44,0 | 13,8 |
СНУ-20 | 385±4 | 408±3 | 601±8 | 95,0 | 30,5 |
СНУ-34 | 545±4 | 417±3 | 624±8 | 158,0 | 46,5 |
СНУ-56 | 497±4 | 479±3 | 846±8 | 282,0 | 71,0 |
Емкости, указанные в табл. 1, гарантируются при соблюдении следующих условий:
плотность электролита в начале разряда 1,220+0,005 г/см3, приведенная к температуре 25°С;
уровень электролита для аккумуляторов СНУ-2 и СНУ-3 на 45-50 мм выше предохранительного щитка, а для остальных типов - на 55-60 мм;
средняя температура электролита при разряде 25°С;
конечное напряжение при разряде для трех-десятичасовых режимов - 1,80 В и для всех остальных режимов - 1,75 В.
Для аккумуляторов СНУ-56 при режимах разряда менее 30-минутного конечное напряжение 1,65-1,70 В.
Емкость аккумуляторов при температурах, отличающихся от 25°С, указана в табл. 3 (в процентах от значения емкости, приведенной в табл. 1).
Таблица 3
Продолжительность разряда, ч | Температура электролита, ° C | |||||
5 | 10 | 20 | 25 | 30 | 40 | |
10,0 | 90,0 | 92,5 | 97,5 | 100 | 103,1 | 109,3 |
7,5 | 88,4 | 91,3 | 97,1 | 100 | 103,6 | 110,8 |
5,0 | 86,6 | 90,0 | 96,7 | 100 | 103,9 | 111,6 |
3,0 | 83,2 | 87,4 | 95,8 | 100 | 104,5 | 112,6 |
2,0 | 82,4 | 86,8 | 95,6 | 100 | 104,8 | 113,5 |
1,0 | 75,0 | 81,3 | 93,8 | 100 | 104,9 | 114,4 |
0,5 | 67,0 | 75,3 | 91,8 | 100 | 105,1 | 115,2 |
0,25 | 59,6 | 69,7 | 89,9 | 100 | 105,3 | 115,8 |
Напряжение полностью заряженного аккумулятора должно быть не менее 2,06 В в течение первых суток после окончания заряда.
Аккумуляторы имеют герметичную укупорку по периметру крышек и в выводах и выдерживают испытание на давление избыточное или уменьшенное против нормального на 150 мм рт.ст.
Гарантийный срок службы аккумуляторов с сохранением их номинальной емкости - 3 года при хранении 1 и 2 года, при хранении аккумуляторов 2 года со дня приведения в действие или не более 250 циклов (разряд-заряд). Общий срок службы до 10 лет.
Аккумуляторы СНУ-2, СНУ-3 и СНУ-10 выпускаются в баках и с комплектующими деталями, изготовленными из полиэтилена высокой плотности, а аккумуляторы СНУ-20, СНУ-34 и СНУ-56 в эбонитовых армированных стеклотканью баках и с эбонитовыми комплектующими деталями.
Электроды аккумуляторов намазного типа выполнены в виде автономного блока.
Между смежными разноименными электродами проложены три слоя сепараторов: из стекловойлока, перфорированного гофрированного винипласта и ребристого мипора.
Блок электродов, имеющих специальные ушки, подвешивается на заплечиках бака. Поджатие блока электродов к заплечикам бака осуществляется через крышку аккумулятора. Крышка опирается на буртики борнов и крепится к баку аккумулятора специальными стяжками (аккумуляторы СНУ-20, СНУ-34 и СНУ-56) или болтами (аккумуляторы СНУ-2, СНУ-3 и СНУ-10). По боковым широким стенкам бака блок электродов зажимается эбонитовыми клиньями.
Аккумуляторы снабжены специальными вентиляционными пробками, задерживающими кислотный туман при работе в режиме постоянного подзаряда.
Укупорка аккумуляторов СНУ-2, СНУ-3 и СНУ-10 осуществляется с помощью фланцевого соединения бака и крышки.
Во фланце имеется замкнутая канавка, в которую вставляется резиновая прокладка. При зажиме крышки болтами резиновая прокладка заполняет канавку.
Укупорка аккумуляторов СНУ-20, СНУ-34 и СНУ-56 осуществляется с помощью мастики БR-20, заливаемой между баком и крышкой, и полуэбонитовой рамки, которая зажимает эбонитовую крышку посредством стяжек и металлической рамы.
Уплотнение борнов и вентиляционной пробки у аккумуляторов производится посредством резиновых прокладок круглого и прямоугольного сечения.
При монтаже аккумуляторов в батарею они предварительно распаковываются, протираются от пыли и осматриваются на отсутствие внешних повреждений при транспортировании. Аккумуляторы с поврежденными баками или крышками не используются для комплектования батарей.
Аккумуляторы устанавливаются на стеллажи в соответствии со схемой монтажа (рис. 1-3). При необходимости они выравниваются с помощью прокладок, входящих в комплект батареи.
Схема монтажа аккумуляторов СНУ-2 и СНУ-3 на стеллажах:
1 - перемычка; 2 - аккумулятор; 3 - рама
Схема монтажа аккумулятора СНУ-10 на стеллажах:
1 - перемычка; 2 - аккумулятор; 3 - рама
Схема монтажа аккумуляторов СНУ-20, СНУ-34 и СНУ-56 на
стеллажах:
1 - перемычка;
2 - аккумулятор;
3 - рама;
4 - обечайка
Аккумуляторы соединяются с помощью перемычек, которые припаиваются к борнам (рис. 4). Для осуществления пайки производится следующая подготовка: вдоль крышек двух смежных аккумуляторов вкладываются параллельно друг другу два деревянных бруска, на них кладутся гребенки из полосовой стали, в пазы которых входят борны, а между борнами разноименной полярности смежных аккумуляторов кладутся перемычки так, чтобы верхняя плоскость наконечника находилась на расстоянии 6-10 мм от борна; устанавливается прижим для пайки, который охватывает борн и наконечник перемычки.
Схема соединения аккумуляторов:
1 - прижим для пайки;
2 - брусок;
3 - гребенка;
4 - борн;
5 - припой;
6 - перемычка
Пайка производится пламенем водородной или ацетиленовой горелки, при этом проплавляются поверхности борна и перемычки, между которыми оставлен зазор; в пламя горелки вносится пруток 5%-ного свинцово-сурьмяного сплава, и расплавленным металлом заполняется зазор между борнами и перемычкой.
После остывания места спая оправки и гребенки снимаются и используются для пайки последующих соединений.
Пайка перемычек к борнам аккумуляторов при составлении батарей производится в респираторах при соблюдении следующих предосторожностей:
не курить во время работы;
принимать пищу в отдельном помещении, предварительно вымыв руки и прополоскав рот.
Электролит готовится из аккумуляторной серной кислоты (ГОСТ 667-73, сорт 1) и дистиллированной воды (ГОСТ 6709-72). При этом кислоту следует вливать в воду небольшими порциями при непрерывном перемешивании.
Вливать воду в концентрированную кислоту категорически воспрещается, во избежание разбрызгивания кислоты и получения ожогов.
Электролит следует готовить в эбонитовой, стеклянной, винипластовой, керамической или выложенной внутри рольным свинцом деревянной и железной посуде, предварительно очищенной от загрязнений и промытой дистиллированной водой.
Приготовленный для заливки аккумуляторов электролит следует охладить до температуры 25°С.
В табл. 4 приведена температурная зависимость плотности электролита (исходной считается температура 25°С).
Таблица 4
Плотность электролита, г/см3, при температуре, ° С | |||||||||
5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
1,164 | 1,161 | 1,157 | 1,154 | 1,150 | 1,147 | 1,143 | 1,140 | 1,136 | 1,133 |
1,194 | 1,191 | 1,187 | 1,184 | 1,180 | 1,177 | 1,173 | 1,170 | 1,166 | 1,163 |
1,204 | 1,201 | 1,197 | 1,194 | 1,190 | 1,187 | 1,183 | 1,180 | 1,176 | 1,173 |
1,229 | 1,226 | 1,222 | 1,219 | 1,215 | 1,212 | 1,208 | 1,205 | 1,201 | 1,198 |
1,234 | 1,231 | 1,227 | 1,224 | 1,220 | 1,217 | 1,213 | 1,210 | 1,206 | 1,203 |
1,239 | 1,236 | 1,232 | 1,229 | 1,225 | 1,222 | 1,218 | 1,215 | 1,211 | 1,208 |
После пайки батарей из аккумуляторов вывертывают глухие пробки (которые в дальнейшем не используются), аккумуляторы заливаются электролитом плотностью 1,180+0,005 г/см3 (приведенной к 25°С).
Электролит заливается до уровня 45-50 мм над предохранительным щитком в аккумуляторах СНУ-2 и СНУ-3 и до уровня 55-60 мм - в аккумуляторах остальных типов.
Ориентировочное количество электролита для заполнения аккумулятора указано в табл. 5.
Таблица 5
Тип аккумулятора | Количество электролита, л |
СНУ-2 | 3,1 |
СНУ-3 | 4,6 |
СНУ-10 | 11,7 |
СНУ-20 | 25,8 |
СНУ-34 | 39,4 |
СНУ-56 | 60,0 |
Приготовление электролита и заливка его в аккумуляторы производится в защитных очках, резиновых перчатках, резиновых сапогах или галошах, в резиновом фартуке.
При случайном попадании брызг серной кислоты на кожу или одежду необходимо смыть ее водой, а затем нейтрализовать 10%-ным раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды. После нейтрализации поврежденные места следует промыть водой.
В аккумуляторных помещениях, в которых установлены залитые электролитом аккумуляторы, запрещается применение открытого пламени, курение и употребление инструментов, которые при работе могут вызывать искрение.
Перед включением на первый заряд батарея подключается к источнику постоянного тока, для чего положительный вывод батареи присоединяется к положительному полюсу источника тока, а отрицательный - к отрицательному. Температура электролита должна быть не выше 35°С, вентиляционные пробки вывернуты.
Сила тока на первом заряде аккумуляторов указана в табл. 6.
Таблица 6
Тип аккумулятора | Сила тока на первом заряде, А | Номинальная емкость при 10-часовом режиме разряда и средней температуре электролита 25 ° C, А·ч |
СНУ-2 | 4 | 80 |
СНУ-3 | 6 | 120 |
СНУ-10 | 20 | 400 |
СНУ-20 | 40 | 800 |
СНУ-34 | 68 | 1360 |
СНУ-56 | 112 | 2240 |
Заряд производится до постоянства напряжения на аккумуляторах и плотности электролита в течение 2 ч, но общая продолжительность заряда не менее 55 ч (при этом сообщается не менее 275% номинальной емкости при 10-часовом режиме разряда). Плотность электролита в аккумуляторе в конце заряда, отнесенная к 25°С, должна быть 1,220+0,005 г/см3. При отклонении плотности от этой величины (с учетом температурной поправки по табл. 4) она корректируется путем добавления дистиллированной воды или электролита.
Для ввода в эксплуатацию батареи подвергаются трем тренировочным циклам (заряд-разрядам). Разряды проводятся током 10-часового режима до напряжения 1,80 В. По окончании последнего цикла заряженная ба тарея подвергается контрольному разряду током 1-10-часового режима, при этом она должна отдавать не менее 100% гарантированной емкости и заряду.
По окончании заряда в крышки аккумуляторов ввинчиваются вентиляционные пробки.
Поверхность аккумуляторов необходимо протереть ветошью, смоченной 10%-ным раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта, затем ветошью, смоченной водой, после этого аккумуляторы протираются насухо.
Подготовленная таким образом батарея готова к эксплуатации.
Батареи, составленные из аккумуляторов типа СНУ, могут эксплуатироваться как в буферном режиме при постоянном подзаряде, так и в режиме "заряд-разряд", при этом допускается параллельное (попарное) соединение однотипных аккумуляторов для работы в обоих режимах.
Батарея, введенная в эксплуатацию, должна включаться на повторный заряд не позднее, чем через 12 ч после окончания разряда.
Повторный заряд аккмуляторов можно производить любым из следующих методов:
при постоянной силе тока;
плавно-убывающим током;
при постоянном напряжении в интервале от 2,15 до 2,35 В на аккумулятор;
модифицированный заряд при постоянном напряжении.
После заряда батареи одним из этих методов и ее ввода в работу в режиме постоянного подзаряда необходимо проводить уравнительный заряд после каждой доливки воды, которая должна производиться при понижении уровня электролита до 20 мм (как правило, не чаще 1 раза в 6 мес).
Уравнительный заряд проводится при любом напряжении в пределах от 2,25 до 2,40 В на аккумулятор до выравнивания плотности электролита.
Ориентировочная продолжительность уравнительных зарядов:
при напряжении 2,25 В на аккумулятор - до 30 сут;
при напряжении 2,40 В на аккумулятор - до 5 сут.
На время уравнительного заряда вентиляционные пробки из аккумуляторов не вывинчиваются.
Разряд батареи при эксплуатации может производиться любым током, но не выше указанного в табл. 1.
Разряд батареи при 3-часовом и более длительных режимах должен быть закончен, когда напряжение на двух аккумуляторах упадет до 1,80 В. При разрядных режимах, которые короче 3-часового, разряд должен быть прекращен, когда напряжение на двух аккумуляторах достигнет 1,75 В. Для аккумуляторов СНУ-56 при разрядных режимах короче 30-минутного, конечное напряжение равно 1,65 В.
Контроль емкости аккумуляторов проводится ежегодно и при снижении ее менее 80% от величины, указанной в табл. 1, они считаются неисправными и подлежат замене.
Характерные неисправности аккумуляторов приведены в табл. 7.
Таблица 7
Признаки неисправности | Вероятная причина | Метод устранения |
Течь электролита | Повреждение бака | Замена аккумулятора |
Напряжение менее 2,10 В и пониженная плотность электролита при работе в режиме постоянного подзаряда | Пассивация отрицательного электрода | Проведение лечебного уравнительного заряда |
Пониженное разрядное напряжение, снижение емкости на контрольных разрядах | Сульфатация пластин | Проведение тренировочных циклов |
Течь электролита устанавливается путем наружного осмотра и быстрому понижению уровня электролита. Аккумуляторы, имеющие течь, необходимо вывести из цепи батареи (при этом следует остерегаться закорачивания аккумулятора) и заменить их исправными.
Для выявления короткого замыкания в аккумуляторах батарея подвергается внеочередному контрольному разряду силой тока 3-10-часового режима.
При пониженной емкости аккумулятора с предполагаемым коротким замыканием следует заменить его исправным аккумулятором.
Лечебный уравнительный заряд с целью выравнивания напряжения и плотности электролита на отдельных аккумуляторах производится при постоянном напряжении от 2,25 до 2,40 В на аккумулятор.
Если в результате лечебного уравнительного заряда напряжение на отстающих аккумуляторах не повысится до 2,10 В, то следует провести контрольный разряд током 3-10-часового режима, указанным в табл. 1. Аккумуляторы, отдавшие при контрольном разряде не менее 80% номинальной емкости, необходимо заменить.
При обнаружении признаков сульфатации пластин необходимо провести лечебный уравнительный заряд батарей. Если уравнительный заряд не даст положительных результатов, то батарею следует подвергнуть 2-3 тренировочным циклам с контрольными разрядами током 10-часового режима.
К выполнению работ, связанных с обслуживанием аккумуляторов, допускаются рабочие, прошедшие инструктаж по технике безопасности.
Во время монтажных работ при приведении в рабочее состояние и при эксплуатации батареи в режиме постоянного подзаряда, во избежание скопления взрывоопасной смеси, в помещении должна работать приточно-вытяжная вентиляция.
При проведении работ в помещении, где установлена батарея, принимаются меры против случайного соприкосновения рабочих с токоведущими частями установки, находящимися под напряжением и непокрытыми изоляцией.
Технология приготовления и заливки электролита в аккумуляторы, их заряда и разряда, регламентные и поверочные работы более подробно изложены в "Техническом описании и инструкции по эксплуатации" (ИКШЖ.563310.003 ТО-ФЮО.358.152 ТО). Каждый аккумулятор комплектуется ЗИПом, включающим в себя монтажные детали, и эксплуатационной документацией в водонепроницаемом полиэтиленовом мешке. Транспортной тарой-упаковкой аккумуляторов служат деревянные ящики. Аккумуляторы, находящиеся в упаковке предприятия-изготовителя, транспортируются любым видом транспорта со скоростью, допустимой этим видом транспорта, на любые расстояния. При этом аккумуляторы должны быть защищены от непосредственного попадания атмосферных осадков и воздействия солнечных лучей.
Транспортирование аккумуляторов производится в соответствии с требованиями ГОСТ 23216-78, а в части воздействия климатических факторов - по группе условий хранения 4 (Ж2) ГОСТ 15150-69.
Аккумуляторы поставляются в сухом виде.
Характеристики Электротехнического оборудования
Характеристики станков
Характеристики КПО
Характеристики импортного оборудования
Характеристики насосного оборудования
Марки стали и сплавов
Прочее оборудование