Аккумуляторы типов НКГ-110, НКГ-160, НКГ-200

Общие сведения

Аккумуляторы данного типа предназначены для электропитания различной аппаратуры электростанций электрических подстанций, телеграфных и телефонных узлов связи. На их основе возможно формирование аккумуляторных батарей.
Аккумуляторы соответствуют техническим условиям ИЛТГ.563347.001 ТУ.

Структура условного обозначения

НКГ-110(160, 200) У2:
НК - никель-кадмиевая электрохимическая система;
Г - герметичное исполнение;
110 (160, 200) - номинальная емкость (Сном), А·ч;
У2 - климатическое исполнение и категория размещения по
ГОСТ 15150-69.

Условия эксплуатации

Аккумуляторы сохраняют работоспособность после воздействия смены температур от минус 20 до 40°С, относительной влажности до 80% при 15°С и 98% при 25°С.
Аккумуляторы выпускаются изготовителем в разряженном состоянии, подготовленные к хранению.
Аккумуляторы в разряженном состоянии в упаковке могут храниться при относительной влажности воздуха до 98% при температуре от минус 40 до 40°С.
Аккумуляторы соответствуют требованиям эксплуатации после хранения их в разряженном состоянии в течение одного года.
Аккумуляторы допускают транспортирование в упаковке или в составе батарей при температуре от минус 40 до 40°С, причем при транспортировании ящики с аккумуляторами должны быть защищены от непосредственного попадания осадков и воздействия солнечных лучей.
Перед транспортированием аккумуляторы должны быть обернуты в бумагу (ГОСТ 8828-89) и установлены в упаковочные ящики. Аккумуляторы в ящиках уплотняются с целью предохранения от перемещения.
В упаковочный ящик, маркированный буквой "Д", помещают паспорт, ТО, ИЭ и упаковочный лист. Упаковочный лист должен быть подписан лицом, производившим упаковку и представителем технического контроля.

Технические характеристики

Технические характеристики аккумуляторов приведены в табл. 1, 2 (при приведении в рабочее состояние) и 3 (при эксплуатации).

Таблица 1

Тип аккумулятора

Габаритные размеры, мм

Масса, кг, не более

НКГ-110-Х 120,5 ? 69,5 ? 241 5,2
НКГ-160-Х 146 ? 119 ? 257 10,1
НКГ-200-Х 146 ? 119 ? 257 11,1

Таблица 2

Тип аккумулятора Заряд 10-часовой разряд
Ток, А Длитель- ность, ч Ток, А Емкость, А·ч Конечное напряжение, В

НКГ-110-Х

11

14

11

110

1

НКГ-160-Х

16

16

160

НКГ-200-Х

20

20

200

Примечание: При неотдаче номинальной емкости аккумулятором цикл заряд-разряд повторяют.

Таблица 3

Тип аккумулятора Заряд
Ток, А Длительность, ч
НКГ-110-Х 11 12,5
НКГ-160-Х 16
НКГ-200-Х 20

Примечание:

  1. Допускается заряд аккумуляторов при постоянном напряжении (1,4 ± 0,05) В и при токе более установленного выше.
  2. Допускается форсированный заряд аккумуляторов током 0,25 Сном соответственно с уменьшением времени заряда.

Приведение аккумуляторов в рабочее состояние проводится при температуре окружающего воздуха (20+5)°С. Если транспортирование или хранение проводилось при температуре ниже 10°С, то перед приведением в рабочее состояние аккумуляторы необходимо выдержать в ящике с закрытой крышкой при температуре (20+10)°С в течение не менее 12 ч.
Приведение в рабочее состояние заключается в заряде аккумулятора. Для этого подключают аккумулятор к зарядно-разрядному устройству, причем заряд аккумуляторов можно производить от любого источника постоянного тока.
При заряде положительный вывод аккумулятора подключают к положительному полюсу источника тока, а отрицательный вывод аккумулятора через амперметр и реостат - к отрицательному полюсу источника тока.
При приведении в рабочее состояние аккумулятору сообщают цикл по режиму, приведенному в табл. 2.
Измерение напряжения при заряде производится при включении, а затем через каждые 2 ч; при заряде - при включении, затем через 1 ч, а при напряжении 1,1 В чаще, фиксируя напряжение 1,0 В, а также время окончания заряда и разряда.
Время переключения с заряда на разряд должно быть не более 5 мин.
Размыкание цепи во время заряда и разряда не допускается. В случае отсутствия тока в цепи аккумулятор немедленно отключить от сети. Продолжительность перерыва, если она не превышала 30 мин, следует исключить из времени заряда и разряда. Если же продолжительность перерыва превышала 30 мин, или же не была зарегистрирована, то аккумулятор разряжают до напряжения 1 В, а затем повторяют цикл по режиму табл. 2.
После сообщения контрольного цикла аккумулятор заряжают по режиму, указанному также в табл. 2.
Заряженный аккумулятор готов к эксплуатации.
Аккумуляторы работоспособны в режиме цикрования и в режиме постоянного подзаряда, причем в последнем случае при температуре окружающего воздуха (5+35)°С токами до 130 мА для НКГ-110-Х и до 300 мА для НКГ-160-Х и НКГ-200-Х.
Аккумуляторы могут работать в составе батарей. Число последовательно соединенных аккумуляторов в скомплектованной батарее и режимы ее работы должны быть согласованы в каждом конкретном случае с разработчиком настоящих технических условий и оформлены протоколом согласования.
Комплектованию батарей подлежат аккумуляторы, прошедшие операции в соответствии с табл. 2. Аккумуляторы в батарее соединены последовательно и изолированы друг от друга изоляционными прокладками.
В целях облегчения процесса комплектования аккумуляторы рассортировывают по фактической емкости, полученной согласно табл. 2. В каждую группу подбирают аккумуляторы с разбросом по емкости, не превышающей 5% от номинальной. В случае недостаточного количества аккумуляторов допускается увеличение разброса по емкости до 10%.
Количество аккумуляторов в группе должно превышать количество аккумуляторов в комплектуемой батарее на 25-50%.
Испытания каждой группы производятся при последовательном включении всех аккумуляторов. Испытания каждой группы по частям не допускаются. Испытания проводятся при температуре окружающего воздуха 20+5°С. Заряд и разряд аккумуляторов проводятся по режиму, указанному в табл. 2. Время выхода каждого аккумулятора на напряжение 1,1 В фиксируется для расчета емкости.
Аккумулятор с напряжением 1,1 В отключается из группы, а разряд продолжают, при этом в дальнейшем время отключений учитывается при расчете емкости последующих аккумуляторов. Допускается при разряде группы аккумуляторы с напряжением 1,1 В разряжать в составе группы, но до напряжения не ниже 0,3 В и затем отключать их группами.
По результатам испытаний производится подбор аккумуляторов в батарею. Подбор производят по значению определенной фактической емкости. Разброс по фактической емкости между аккумуляторами должен быть минимальным и не превышать 5%.
Аккумуляторы, не вошедшие в батарею, вновь подбираются с учетом фактической емкости и проходят повторное комплектование в соответствии с изложенным выше.
Заряд батарей проводится режимами, указанными в табл. 2. Перед включением на заряд батареи должны быть разряжены (доразряжены) до срабатывания отключающего устройства.
Разряд батареи проводится токами, определяемыми потребителем аппаратуры изделия, но не превышающими указанных в табл. 2. В противном случае режимы разряда должны быть отражены в протоколе согласования применения.
После года эксплуатации аккумуляторной батареи должно проводиться ее техническое обслуживание. Техническое обслуживание производят следующим образом:
а) разряд аккумуляторной батареи при 10-часовом режиме по табл. 4;
б) доразряд каждого аккумулятора на резистор 0,028-0,033 Ом до напряжения не более 0,05 В;
в) заряд аккумуляторной батареи по табл. 3;
г) контрольный разряд 10-часового режима по табл. 4;
д) рабочий заряд.

Таблица 4

Тип аккумулятора Разряд Конечное напряжение разряда, В
10-часовой 5-часовой 3-часовой 1-часовой 0,5-часовой
Ток, А Емкость, А·ч Ток, А Емкость, А·ч Ток, А Емкость, А·ч Ток, А Емкость, А·ч Ток, А Емкость, А·ч
НКГ-110-Х 11 110 22 110 35 105 70 70 100 100 1
НКГ-160-Х 16 160 32 160 50 150 100 100 150 150
НКГ-200-Х 20 200 40 200 60 180 120 120 120 200

Примечание: При значительном снижении емкости аккумуляторов в режиме циклирования необходима доливка электролита в количестве 50-100 мл.


Для подготовки аккумуляторов к хранению, а также транспортированию и при перерывах в эксплуатации аккумуляторов их необходимо разрядить на резистор согласно п. б. По окончании разряда нужно смазать токоведущие детали антикоррозионной смазкой ГОИ-54 и упаковать аккумуляторы в ящики.
Требования безопасности должны соответствовать требованиям ГОСТ 26367-84. К работе с аккумуляторами допускаются лица, изучившие эти требования и имеющие соответствующий опыт работы.
При работе с аккумулятором нельзя допускать его короткого замыкания.
Разряд одного аккумулятора на резистор даже до нуля не опасен, но в составе батареи не исключена возможность снижения напряжения ниже нуля, т. е. переполюсовка аккумулятора. Нарушение правил заряда и особенно переполюсовка аккумулятора в процессе разряда могут привести к выделению кислорода и водорода в герметичном корпусе аккумулятора, к его деформации и разгерметизации вплоть до разрыва и течи электролита, короткого замыкания, выхода из строя.
Во избежание несчастного случая запрещается во время заряда прикасаться к любым неизолированным элементам схемы.
По прибытии аккумуляторов с предприятия-изготовителя или со склада необходимо провести входной контроль. Для этого производится внешний осмотр аккумуляторов с целью убедиться в отсутствии механических повреждений, течи электролита.
В случае нахождения аккумуляторов при температуре ниже 5 и выше 35°С необходимо выдержать их перед зарядом не менее 6 ч при температуре от 5 до 35°С.
При помощи вольтметра любого типа проверяется наличие напряжения розомкнутой цепи (НРЦ) каждого аккумулятора, которые должны быть положительного знака.
В случае несоответствия параметров аккумуляторов при входном контроле аккумуляторы не пригодны к эксплуатации.

Аккумулятор любого типа имеет положительные и отрицательные металлокерамические электроды, которые изолированы друг от друга сепаратором из хлориновой ткани.
Блок электродов помещен в прямоугольный стальной корпус и изолирован от него прокладками. Электроды и сепаратор пропитаны раствором гидроокиси калия плотностью 1,260 + 0,005 г/см3 с добавкой раствора гидроокиси лития.
При заряде аккумулятора на отрицательном электроде в случае полного заряда начинается выделение водорода. Чтобы избежать выделения водорода емкость отрицательного электрода заведомо увеличена против емкости положительного электрода. Вследствие этого отрицательный электрод при нормальных условиях заряда выражается неполностью и выделение водорода не происходит.
По мере заряда положительных электродов происходит выделение кислорода, увеличивающегося к концу заряда. Однако, выделяющийся кислород окисляет отрицательные электроды. В результате давление внутри аккумулятора не превышает допустимых пределов.
Для протекания процесса поглощения кислорода отрицательными электродами необходимо обеспечить свободный доступ кислорода к их поверхности, поэтому в герметичном аккумуляторе количество электролита сведено к минимуму.
Аккумулятор герметизирован. При заряде, разряде и хранении аккумулятор не выделяет газ и электролит. Герметичность обеспечивается его конструкцией.
Аккумулятор имеет антикоррозионное покрытие, предохраняющее металлические части от коррозии при испытаниях, эксплуатации, транспортировании и хранении. Покрытие однородно, без отслаивания. Для защиты от коррозии допускается размещать на поверхности аккумулятора тонкий слой защитной безкислотной смазки. В комплект поставки аккумулятора (батареи) входят: собственно изделия, техническое описание и инструкция по эксплуатации, ЗИП.

Характеристики Электротехнического оборудования

Характеристики станков

Характеристики КПО

Характеристики импортного оборудования

Характеристики насосного оборудования

Марки стали и сплавов

Прочее оборудование

© Машинформ | Справочник содержания драгоценных металлов | mashinform@bk.ru