Аккумулятор типа НКГК-3С-II У2

Общие сведения

Аккумулятор типа НКГК-3С-II У2 предназначен для электропитания различных приборов, аппаратов, устройств и оборудования.
Аккумулятор соответствует техническим условиям ТУ 16-729.084-77.

Структура условного обозначения

НКГК-ХС-II У2:
НК - электрохимическая система (никель-кадмиевая);
Г - аккумулятор герметичный;
К - блок электродов комбинированный (электроды положительные
металлокерамической конструкции, отрицательные -
прессованной конструкции);
Х - номинальная емкость аккумулятора при 5-часовом режиме
разряда током 0,6 А, А·ч
С - аккумулятор предназначен для работы на средних режимах
разряда;
У2 - климатическое исполнение и категория размещения
аккумулятора по ГОСТ 15150-69.

Условия эксплуатации

Условия эксплуатации соответствуют группе М19 по ГОСТ 17516-72.
Аккумулятор сохраняет работоспособность после воздействия механических факторов:
Вибрации в диапазоне частот от 10 до 80 Гц с ускорением от 49,0 до 147,15 м/с2 (от 5 до 15 g).
Механических ударов многократного действия с ускорением от 78,48 до 147,15 м/с2 (от 8 до 15 g) и длительностью удара от 2 до 15 мс.
Аккумулятор сохраняет свои характеристики при пониженном атмосферном рабочем давлении окружающего воздуха 400 мм рт. ст., предельном - 90 мм рт. ст.
Аккумулятор выпускается в разряженном состоянии. Он работоспособен при любом положении в пространстве. Выработавшие свой гарантийный срок аккумуляторы, не пригодные к дальнейшей работе, ремонту не подлежат.
Условия хранения аккумуляторов соответствуют группе 1 (Л) по ГОСТ 15150-69.
Аккумуляторы хранятся в упаковке предприятия-изготовителя или на стеллажах в распакованном виде в сухом вентилируемом помещении без пыли и кислотных паров.
При хранении аккумуляторы должны быть защищены от прямого воздействия солнечных лучей и других источников тепла.
Не допускается хранение кислот в одном помещении с аккумуляторами.
Продолжительность хранения аккумуляторов в разряженном состоянии 2 года.
Условия транспортирования аккумуляторов в части воздействия механических факторов соответствуют группе (С) по ГОСТ 23216-78, в части воздействия климатических факторов группе 2 (С) по ГОСТ 15150-69 при температуре окружающей среды от минус 60 до 50°С.
Аккумуляторы, упакованные в ящики, транспортируют всеми видами транспорта, кроме морского, в крытых транспортных средствах в соответствии с действующими на каждом виде транспорта правилами без ограничения скорости передвижения и расстояния.
При транспортировании ящики с аккумуляторами должны быть предохранены от падения, прямого воздействия солнечных лучей и атмосферных осадков.
При утилизации аккумуляторы нельзя подвергать воздействию огня из-за возможности взрыва с выделением вредных веществ, а также нельзя разбирать или распиливать сосуды аккумуляторов во избежание ожогов от капель щелочи, а также искр металла при распиливании.
Аккумуляторы должны быть утилизированы на предприятии-изготовителе в установленном порядке с соблюдением требований безопасности согласно инструкции по утилизации или на другом ближайшем к потребителю специализированном предприятии по утилизации.
Утилизация производится только профессиональными работниками на полностью разряженных аккумуляторах.

Нормативно-технический документ

ТУ 16.729.084-77

Технические характеристики

Номинальное напряжение аккумулятора - В;
номинальная емкость - 3 А·ч.
Габаритные размеры аккумулятора, мм: длина - 30-+
ширина - 36,5-+
высота по выводам - 62+2
Масса аккумулятора, г, не более - 150
Электрические характеристики аккумулятора при температуре окружающего воздуха 20+5°С соответствуют значениям, указанным в табл. 1.

Таблица 1

Заряд Разряд
Ток, А Длительность, ч Конечное напряжение, В,
не более
Ток, А Напряжение, В Емкость, А·ч,
не менее
начальное
(через 1 мин)
конечное,
не менее
0,3 15 1,6 0,4– 1,0 1,4±0,1 1,0 3,0

Аккумулятор допускает эксплуатацию в режиме циклирования или в режиме подзаряда при токе 0,02 А.
Номинальная емкость аккумулятора достигается не позднее пятого цикла "заряд-разряд".
Полностью разряженным считается аккумулятор, разряженный до напряжения 1,0 В.
Разряженный по режиму табл. 1 аккумулятор через сутки должен иметь напряжение разомкнутой цепи не менее 1,2 В.
Емкость аккумулятора после хранения его в заряженном состоянии в течение 28 сут при температуре окружающей среды (20+5)°С составляет не менее 1,95 А·ч.
Заряженный аккумулятор выдерживает перезаряд током 0,06 А при температуре окружающей среды (20+5)°С в течение 28 сут, при этом емкость аккумулятора составляет не менее 2,85 А·ч, а габаритные размеры не превышают максимальные более, чем на 5%.
При работе в режиме непрерывного подзаряда током 0,02 А аккумулятор после заряда его при температуре (20+5)°С обеспечивает емкость:
не менее 2,7 А·ч - при подзаряде при температуре окружающей среды от 5 до 15°С;
не менее 2,2 А·ч - при подзаряде при температуре окружающей среды от 25 до 50°С;
не менее 1,95 А·ч - при подзаряде при температуре окружающей среды 0°С.
Емкость аккумулятора в процессе и после воздействия механических ударов многократного действия составляет не менее 2,85 А·ч. Емкость аккумулятора в процессе и после воздействия вибрации составляет не менее 2,85 А·ч.
Емкость аккумулятора, заряженного при температуре (20+5)°С и разряженного при температуре (48+2)°С, составляет не менее 2,25 А·ч.
Емкость аккумулятора, заряженного при температуре (20+5)°С и разряженного при температуре минус (18+2)°С, равна не менее 0,9 А·ч.
Емкость аккумулятора после пребывания в атмосфере с повышенной относительной влажностью воздуха (95+3)% при температуре (25+2)°С составляет не менее 2,7 А·ч.
Напряжение разомкнутой цепи заряженного аккумулятора при воздействии изменения температур от 60 до минус 60°С равно не менее 1,2 В.
Емкость аккумулятора в конце срока службы составляет не менее 2,7 А·ч.
Аккумулятор сохраняет работоспособность после разряда максимально допустимым током 4,0 А до конечного напряжения 1,0 В. Перед очередным зарядом аккумулятор доразряжают током 0,4 А до напряжения 1,0 В.
Полный средний ресурс аккумулятора в режиме циклирования - не менее 500 циклов. Полный средний ресур аккумулятора в режиме подзаряда - не менее 25000 ч.
Вероятность безотказной работы аккумулятора за 400 циклов - не менее 0,95.
Полный средний срок службы аккумулятора - не менее 3 лет.
90%-ный срок сохраняемости аккумулятора в разряженном состоянии в установленных условиях хранения - не менее 2 лет.
ТЕХНИКА ОБСЛУЖИВАНИЯ
Перед приведением аккумуляторов в рабочее состояние производят проверку внешнего вида аккумуляторов, которые не должны иметь механических повреждений (трещин, вмятин, нарушения покрытия), следов коррозии, наличия карбонатов на сварных швах.
Заряд аккумулятора можно производить от любого источника постоянного или выпрямленного тока.
Приведение аккумулятора в рабочее состояние производится согласно табл. 2 при температуре окружающего воздуха (20+5)°С.

Таблица 2

Циклы Заряд Разряд
Ток, А Длительность, ч Ток, А Конечное напряжение, В,
не менее
Емкость, А·ч,
не менее
1 0,3 12 0,4–1,0 1,0
2 0,3 15 0,4–1,0 1,0 3,0

Второй цикл является контрольным. Емкость аккумулятора на контрольном цикле должна соответствовать значению, указанному в табл. 2. Если емкость будет меньше указанной в табл. 2, то проводят дополнительные контрольные циклы (до пяти циклов).
Если на пятом цикле емкость аккумулятора не будет соответствовать указанной в табл. 2, то аккумулятор подлежит замене.
При вынужденном перерыве в процессе заряда, превышающем 30 мин, или в процессе разряда, независимо от длительности перерыва, аккумуляторы необходимо разрядить в соответствии с табл. 1, а затем цикл повторить. Если при заряде перерыв не превышает 30 мин, то продолжительность заряда аккумулятора должна быть увеличена на время вынужденного перерыва.
Разряд аккумуляторов может быть произведен на реостат (активное сопротивление) или на сеть постоянного тока.
Аккумуляторы следует приводить в рабочее состояние не более чем за 15 сут до начала эксплуатации в составе изделия.
Если аккумуляторы, приведенные в рабочее состояние, хранились более 15 сут, то перед началом эксплуатации их следует вновь привести в рабочее состояние, предварительно разрядив их до напряжения 1,0 В.
Перед эксплуатацией поверхность аккумуляторов и их токоведущие части нужно покрыть смазкой ГОИ-54п (ГОСТ 3276-89) или другой равноценной в отношении защиты от коррозии смазкой.
В процессе эксплуатации запрещается превышать длительность заряда, указанную в табл. 1, так как это приводит к деформации аккумуляторов. Запрещается разряжать аккумуляторы ниже напряжения 1,0 В, так как это приводит к выходу аккумуляторов из строя.
Не допускается размыкание цепи во время проведения контрольного цикла. В случае отсутствия тока в цепи аккумуляторы необходимо немедленно отключить.
Наконечник проводов электроизмерительных приборов должны быть снабжены ручками из изоляционного материала.
Для исключения возникновения искрового разряда необходимо обеспечивать усилие прижатия контактов затяжкой гаек крутящим моментом не менее 2,0 Н·м.
При эксплуатации рекомендуется применять токоограничивающие отключающие устройства, защищающие аккумуляторы от коротких замыканий.
Во избежание нарушения герметичности, взрыва аккумуляторов и получения травм нельзя подвергать аккумуляторы механическим воздействиям; не следует также использовать аккумуляторы, имеющие механические повреждения.
Обучение работающих безопасности труда при обслуживании аккумуляторов следует проводить в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90.
Требования безопасности к конструкции производственного оборудования, применяемого при эксплуатации аккумуляторов, должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003-91.
Требования к защитному заземлению и занулению электроустановок постоянного и переменного тока должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.030-81.

Аккумулятор состоит из положительных и отрицательных электродов, помещенных в прямоугольный стальной корпус. Отрицательный полюс аккумулятора выведен на корпус, а положительный - на вывод, изолированный от корпуса.
В аккумуляторе применены электроды комбинированной конструкции. Электроды положительные - металлокерамические, отрицательные - прессованной конструкции.
Сепаратором является ткань хлориновая.
Исходной активной массой положительных электродов является гидрат закиси никеля Ni(ОН)2, а отрицательных - гидрат окиси кадмия Сd(ОН)2.
В качестве электролита применяется раствор гидрата окиси калия технического с добавкой гидроокиси лития.
Донное пространство аккумулятора заполнено активным углем, контактирующим через корпус с отрицательными электродами. Введение в аккумулятор угольного электрода способствует улучшению газопоглощения в аккумуляторе и снижению давления, развивающегося при заряде.
Аккумулятор герметичен. Герметичность аккумулятора обеспечивается его конструкцией. В процессе хранения и эксплуатации в местах уплотнения допускается образование налета карбонатов.
Аккумулятор имеет антикоррозионное покрытие, предохраняющее металлические части от коррозии при испытаниях, эксплуатации, транспортировании и хранении. Аккумуляторы комплектуются партиями в объеме по согласованию с заказчиком.
Аккумуляторы упаковывают во внутреннюю упаковку. Внутренняя упаковка типа ВУ-11А-3 и категория упаковки С/КУ-2 - по ГОСТ 23216-78.
Аккумуляторы, уложенные во внутреннюю упаковку, помещены в ящик типа 11-1 (ГОСТ 2991-85), изготовленный по чертежам предприятия-изготовителя.
Под крышку ящика вложены упакованные в полиэтиленовый чехол упаковочный лист, техническое описание и инструкция по эксплуатации, а также паспорт и сертификат качества.
Токоведущие части аккумуляторов (выводы, шайбы, гайки) покрыты консервационной смазкой ГОИ-54п по ГОСТ 3276-89 или другой, равноценной в отношении защиты от коррозии смазкой, а лакокрасочные поверхности протерты ветошью, пропитанной той же смазкой.

Характеристики Электротехнического оборудования

Характеристики станков

Характеристики КПО

Характеристики импортного оборудования

Характеристики насосного оборудования

Марки стали и сплавов

Прочее оборудование

© Машинформ | Справочник содержания драгоценных металлов | mashinform@bk.ru