Аккумуляторы типов НК-55 (80, 125) и аккумуляторные батареи типов 4,5НК-55 (80, 125)
Общие сведения
Аккумуляторы указанных типов и формируемые на их основе аккумуляторные батареи предназначены для электропитания приборов и аппаратов различного назначения.
Аккумуляторы и аккумуляторные батареи соответствуют техническим условиям ТУ 16-90 ИЛБЕ.563330.001 ТУ (НК-80, 5НК-80); ИЛТГ. 563334.011 ТУ (НК-55; 4,5НК-55); ИЛТГ.563337.101 ТУ (НК-125; 5НК-125).
Структура условного обозначения
ХНК-Х У2:
Х - количество последовательно соединенных аккумуляторов в
батарее;
НК - никель-кадмиевая электрохимическая система;
Х - номинальная емкость, А;
У2 - климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ
15150-69.
Условия эксплуатации
Аккумуляторы и аккумуляторные батареи работоспособны в диапазоне.
Температур от минус 40 до 40°С.
Относительной влажности до 95%.
Воздействия механических факторов по группе М125 (ГОСТ 17516.1-90) с ускорением 3 g, частотой 10-100 Гц и длительностью воздействия от 2 до 20 с.
Аккумуляторы и батареи в разряженном состоянии, без электролита хранятся в сухом закрытом помещении, отапливаемом или неотапливаемом, на стеллажах в нормальном положении (крышкой вверх) при температуре окружающего воздуха не выше 40°С и относительной влажности воздуха не более 80%. Аккумуляторы и батареи необходимо периодически очищать от пыли и выступающих солей (карбонатов). Установка аккумуляторов и батарей штабелями не допускается.
Аккумуляторы и батареи можно хранить в полевых условиях под навесом в течение 6 мес, при этом не допускается воздействие прямых солнечных лучей и атмосферных осадков. Допускается хранение аккумуляторов и батарей в заряженном состоянии в течение 6 мес при температуре окружающего воздуха (20+5)°С.
Неокрашенные поверхности аккумуляторов необходимо смазывать тонким слоем смазки, не содержащей кислот.
Не допускается совместное хранение щелочных аккумуляторов и батарей с кислотными аккумуляторами и батареями с кислотами.
Аккумуляторы и батареи допускаются транспортировать любым видом транспорта на любое расстояние в разряженном состоянии без электролита.
При транспортировании аккумуляторы и батареи должны быть защищены от влаги и прямых солнечных лучей.
Не допускается установка батарей одна на другую без прокладок, падение аккумуляторов, взаимные удары.
Нормативно-технический документ
ТУ 16-90 ИЛБЕ.563330.001 ТУ,ИЛТГ.563334.011 ТУ, ИЛТГ.563337.101 ТУ
Технические характеристики
Технические характеристики аккумуляторов и аккумуляторных батарей приведены в табл. 1.
Таблица 1
Тип аккумулятора и батареи | Номинальная емкость, А·ч | Масса, кг | Размеры, мм, не более | |||
без электролита | с электролитом | длина | ширина | высота | ||
НК-55 | 55 | 2,20 | 2,78 | 55 | 127 | 216 |
4НК-55 | 11,40 | 13,70 | 308 | |||
4НК-55-III | 11,50 | 13,80 | 335 | 148 | 257 | |
5НК-55 | 13,90 | 16,80 | 373 | |||
НК-80 | 80 | 3,50 | 4,46 | 47 | 154 | 352 |
5НК-80 | 21,30 | 26,10 | 322 | |||
5НК-80-III | 21,50 | 26,30 | 356 | 170 | 393 | |
НК-125 | 125 | 5,10 | 6,60 | 72 | 154 | 352 |
5НК-125 | 31,60 | 39,10 | 461 | |||
5НК-125-III | 31,80 | 39,30 | 495 | 170 | 393 |
Номинальное напряжение составляет не менее:
аккумулятора - 1,2 В;
батареи из 4 аккумуляторов - 4,8 В;
батареи из 5 аккумуляторов - 6,0 В.
Номинальный режим работы аккумуляторов и батарей таков:
заряд - током 0,25 С10 А в течение 6 ч;
разряд - током 0,1 С10 А до конечного напряжения 1,0 В из расчета на аккумулятор, где С10 - номинальная емкость, определенная при разряде током, равным 0,1 С10 А.
Емкость аккумуляторов и батарей, разряженных постоянным током 0,1 С10 А до конечного напряжения 1,0 В из расчета на аккумулятор, составляет, не менее:
при температуре минус (20+2)°С - 0,60 С10;
при температуре минус (40+2)°С - 0,20 С10.
Остаточная емкость аккумуляторов и батарей составляет, не менее:
после хранения в заряженном состоянии в течение 28 суток - 0,75 С10;
после хранения в заряженном состоянии в течение 6 мес - 0,50 С10.
Наработка аккумуляторов и батарей составляет не менее 1000 циклов до предельной емкости 0,60 С10.
Срок службы аккумуляторов и батарей, в пределах которого обеспечивается указанная наработка, составляет 3 года.
Срок сохраняемости - 5 лет, в том числе 6 мес в полевых условиях.
Электролит, применяемый для заливки в аккумуляторы, должен соответствовать указанному в табл. 2.
Таблица 2
Температура окружающего воздуха, ° С | Применяемый электролит | Марка, сорт | Плотность, кг/м3 | Количество воды, л | |
на 1 кг твердой щелочи | на 1 л жидкой щелочи плотности (1,41 г/см3) или 1410 кг/м3 | ||||
От 35 до минус 20 | Водный раствор гидрата окиси калия (ГОСТ 9285–78) с добавкой 20±1 г/л гидрата окиси лития (ГОСТ 8595–83) | Твердый, высший Жидкий, высший | 1190–1210 (1,19–1,21) | – | 1,0 |
От минус 20 | Водный раствор гидрата окиси калия (ГОСТ 9285–78) | Твердый, высший Жидкий, высший | 1260–1280 (1,26–1,28) | 2,0 | 0,55 |
От 10 до 50 | Водный раствор едкого натрия (ГОСТ 2263–79) с добавкой 20±1 г/л гидрата окиси лития (ГОСТ 8595–83) | – | 1170–1190 (1,17–1,19) | 5,0 | 1,5 |
Примечание: При эксплуатации на электролите – растворе гидрата окиси натрия с добавкой 20 ± 1 г/л гидрата окиси лития электрические характеристики снижаются.
Приготовленный электролит заливают в аккумуляторы после предварительной проверки состояния контактов, затяжки гаек и винтов, состояния резиновых колец у вентильных пробок, правильности последовательного соединения аккумуляторов в батарее иотсутствии замыкания между ними.
Залитые аккумуляторы выдерживают 2 ч, а затем проверяют напряжение разомкнутой цепи каждого аккумулятора. При отсутствии напряжения оставляют аккумуляторы для пропитки еще на 10 ч.
После проверки уровня электролита вводят аккумуляторы в действие режимом:
заряд током 0,25 С10 А в течение 12 ч;
разряд током 0,1 С10 А в течение 10 ч, но до напряжения не ниже 1 В на аккумулятор.
Повторение циклов, приведенным режимом, увеличивает емкость аккумуляторов и батарей.
Допускается форсированный ввод в действие режимом:
заряд током 0,5 С10 в течение 3 ч;
разряд током 0,1 С10 А в течение 10 ч.
При форсированном вводе в действие емкость аккумуляторов составляет 0,6 С10.
Перед эксплуатацией аккумуляторов и батарей им сообщают заряд током 0,25 С10 в течение 6 ч.
Заряд аккумуляторов и батарей, соединенных последовательно, производится от любого источника постоянного тока при вывернутых пробках. Для правильного подбора источника тока следует иметь в виду, что подаваемое на аккумулятор напряжение должно быть не менее 2 В.
При заряде положительный вывод батареи подсоединяют к положительному полюсу источника, отрицательный - к отрицательному. При разряде - наоборот.
Температура электролита на заряде должна быть не выше 35°С.
Заряд аккумуляторов и батарей зимой на открытом воздухе при температуре минус 10-30°С проводится током 0,25 С10 А в течение 7 ч, утеплив их любыми имеющимися средствами. Следует учитывать, что заряд при минусовых температурах приводит к снижению емкости на разряде.
Через 3 ч после окончания заряда вводят в горловины аккумуляторов пробки и насухо протирают их.
При эксплуатации аккумуляторов и батарей через каждые 100-150 циклов или через 3 месяца непрерывной работы меняют электролит и проводят подготовку по заряду и разряду токами, указанными выше.
Допускается при согласовании между потребителем и изготовителем эксплуатировать никель-кадмиевые аккумуляторы в режиме постоянного подзаряда при стабилизированном напряжении с периодическими разрядами. При этом электрические характеристики аккумуляторов снизятся.
Зарядное напряжение составит: 1,55-1,60 В на аккумулятор при температуре от 35 до минус 10°С; 1,80-1,90 В при температуре от минус 10 до минус 30°С.
В процессе эксплуатации необходимо проверять плотность и уровень электролита в 2-3 аккумуляторах перед каждым зарядом и во всех аккумуляторах через каждые 10 циклов. При необходимости проводится корректировка электролита, доливая аккумуляторы дистиллированной водой или более плотным электролитом. Уровень электролита, определенный с помощью стеклянной трубки, должен быть 5-12 мм над верхним краем пластин.
При смене электролит сливают, встряхивая аккумулятор для удаления осадка. Промывать аккумуляторы следует подщелоченной водой и немедленно заливать электролитом в соответствии с табл. 2. После двух часов выдержки проверяют уровень и плотность электролита и вводят в горловины пробки. Запрещается оставлять без электролита аккумуляторы, промытые подщелоченной водой.
При переводе аккумуляторов на эксплуатацию при минусовых температурах проводят смену электролита в соответствии с табл. 2.
Технологии приготовления и заливки электролита в аккумуляторы, их заряда и разряда, поверочных и регламентных работ более подробно изложены в "Техническом описании и инструкции по эксплуатации" ФБО.358.011 ТО.
Электролит приготавливают в железных или пластмассовых емкостях с плотно закрывающимися крышками. Запрещается пользоваться оцинкованной, луженой, алюминиевой, медной, свинцовой, керамической и эмалированной посудой, а также посудой, применявшейся для приготовления электролита кислотных аккумуляторов. Вода используется дистиллированная, конденсат или дождевая, собранная с чистой поверхности.
При обнаружении ржавчины или нарушении покрытия на аккумуляторах и батареях, очищают эти места ветошью, смоченной бензином, и защищают антикоррозионным покрытием или смазывают тонким слоем смазки, не содержащей кислот.
Характерные неисправности и методы их устранения указаны в табл. 3.
Таблица 3
Неисправность | Причина | Метод устранения |
Пониженная емкость | 1. Заниженный уровень электролита | Долить электролит, сообщить заряд |
2. Систематическая эксплуатация аккумуляторов при повышенной температуре | Безвозвратная потеря емкости, аккумуляторы заменить | |
3. Повышенная плотность электролита | Сменить электролит и откорректировать плотность | |
4. Недостаточная величина зарядного напряжения | Повысить величину зарядного напряжения. Привести в соответствие количество аккумуляторов, последовательно соединенных в цепи, с общим на-пряжением источника питания | |
5. Систематический заряд малыми токами | Провести заряд | |
6. Утечка тока при заряде за счет попадания электролита на детали батареи | Откорректировать уровень электролита, промыть | |
7. Замыкание отдельных элементов в ба-тарее за счет увеличения их габаритов по ширине при заряде | Проверить состояние вентильных отверстий в проб-ке, промыть и просущить их, заменить вентильную резину. Проложить изоляционные прокладки между аккумуляторами | |
8. Глубокие разряды и возможное короткое замыкание в батареях и в электрической цепи | Устранить короткое замыкание. Сообщить заряд | |
9. Разогрев отдельных аккумуляторов за счет плохого контакта в межэлементных соединениях или при подводке тока | Подтянуть нижние гайки, проверить контакты | |
10. Вымывание активной массы | Снизить до минимума напряжение заряда. Ток заряда не должен быть выше 0,25 С10 А. Слить элек-тролит, промыть аккумулятор подщелоченной водой для удаления остатков массы, залить аккумулятор свежим электролитом, сообщить заряд | |
Напряжение аккумуляторов пониженное при заряде | 1. Нулевое напряжение отдельных аккумуляторов при вводе в действие | Аккумуляторы заменить |
2. Загрязнены или ослаблены контакты цепи батареи | Зачистить или проверить плотность затяжки контактов | |
3. Неправильная эксплуатация. Шунтирование аккумуляторов | Проверить правильность режима эксплуатации. Слить электролит, промыть аккумуляторы подщелоченной водой для удаления остатков массы, залить аккумуляторы свежим электролитом, сообщить заряд | |
4. Внешнее замыкание отдельных | Устранить замыкание. Сообщить заряд | |
Напряжение аккумуляторов слишком высокое при заряде и пониженное при разряде | 1. Нарушение герметичности сосудов при возникновении электрокоррозии (отсутствие электролита в аккумуляторе) | Изъять дефектный аккумулятор. Устранить причину электрокоррозии |
2. Попадание электролита на сосуд и изо-ляционные прокладки | Не допускать попадания электролита на сосуд | |
Выделение газов при разряде | 1. Аккумулятор переполюсован | Проверить правильность подключения его |
Сильный нагрев акку-муляторов и зажимов | 1. Чрезмерный ток заряда или разряда за счет короткого замыкания в цепи | Устранить короткое замыкание |
2. Передача тепла от нагретых зажимов из-за плохого контакта | Подтянуть гайки | |
3. Уровень электролита ниже верхней кромки пластины | Долить необходимое количество электролита или воды, если плотность электролита выше нормальной |
Аккумулятор (рисунок) включает в себя блок положительных и отрицательных электродов, разделенных сепараторами и помещенных в сосуд с электролитом. Электроды подключены к электрическим выводам, размещенным на крышке, в горловине которой установлена вентильная пробка. Последняя обеспечивает свободный выход газов и предотвращает выплескивание электролита.
Общий вид аккумулятора типа НК
1, 7 - блоки электродов; 2 - электрический вывод;
3 - вентильная пробка; 4 - резиновое кольцо;
5 - гайка крепления; 6 - крышка; 8 - сосуд
Аккумуляторная батарея состоит из 4 (5) аккумуляторов емкостью соответственно 55, 80, 125 А соединенных последовательно перемычками.
Лакокрасочное покрытие обеспечивает защиту аккумуляторов и батарей от коррозии при транспортировании и хранении. Аккумуляторы и батареи поставляются в разряженном состоянии без электролита.
В комплект поставки входят: аккумулятор (батарея);
формуляр - 1 экз. на каждую батарею по требованию потребителя;
техническое описание и инструкция по эксплуатации - 1 экз. на 50 аккумуляторов или 20 батарей; шина МЦ-33 - 1 шт. на 2 аккумулятора НК-13 поставляется при комплектовании из них батарей; ЗИП поставляется по согласованию предприятия-изготовителя и потребителя. Состав ЗИПа указан в табл. 4.
Таблица 4
Наименование | Обозначение | Назначение |
1. Амперметр магнитоэлектрической системы класса точности не ниже 1,0 (для автоматических установок допускаются амперметры класса точности не ниже 1,0) | ГОСТ 8711–78 | Для замера величины зарядного и разрядного токов |
2. Вольтметр магнитоэлектрической системы класса точности не ниже 0,5 и внутреннего | ГОСТ 8711–78 | Для замера напряжения |
3. Термометр с ценой деления не более одного градуса | – | Для замера температуры электролита |
4. Ареометр АЭ-1 1100-1400 | ГОСТ 18481–81 | Для замера плотности электролита |
5. Весы (класса точности 4) | ГОСТ 29329–92 | Для взвешивания щелочи |
6. Трубка стеклянная диаметром 5–6 мм | – | Для оценки уровня электролита в аккумуляторах |
7. Воронка или резиновая груша | Для заливки электролита в аккумуляторы |
Примечание: При подборе электроизмерительных приборов следует учитывать, что нельзя работать на первой трети шкалы этих приборов.
Характеристики Электротехнического оборудования
Характеристики станков
Характеристики КПО
Характеристики импортного оборудования
Характеристики насосного оборудования
Марки стали и сплавов
Прочее оборудование