Аккумуляторы типов НК-55 (80, 125) и аккумуляторные батареи типов 4,5НК-55 (80, 125)

Общие сведения

Аккумуляторы указанных типов и формируемые на их основе аккумуляторные батареи предназначены для электропитания приборов и аппаратов различного назначения.
Аккумуляторы и аккумуляторные батареи соответствуют техническим условиям ТУ 16-90 ИЛБЕ.563330.001 ТУ (НК-80, 5НК-80); ИЛТГ. 563334.011 ТУ (НК-55; 4,5НК-55); ИЛТГ.563337.101 ТУ (НК-125; 5НК-125).

Структура условного обозначения

ХНК-Х У2:
Х - количество последовательно соединенных аккумуляторов в
батарее;
НК - никель-кадмиевая электрохимическая система;
Х - номинальная емкость, А;
У2 - климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ
15150-69.

Условия эксплуатации

Аккумуляторы и аккумуляторные батареи работоспособны в диапазоне.
Температур от минус 40 до 40°С.
Относительной влажности до 95%.
Воздействия механических факторов по группе М125 (ГОСТ 17516.1-90) с ускорением 3 g, частотой 10-100 Гц и длительностью воздействия от 2 до 20 с.
Аккумуляторы и батареи в разряженном состоянии, без электролита хранятся в сухом закрытом помещении, отапливаемом или неотапливаемом, на стеллажах в нормальном положении (крышкой вверх) при температуре окружающего воздуха не выше 40°С и относительной влажности воздуха не более 80%. Аккумуляторы и батареи необходимо периодически очищать от пыли и выступающих солей (карбонатов). Установка аккумуляторов и батарей штабелями не допускается.
Аккумуляторы и батареи можно хранить в полевых условиях под навесом в течение 6 мес, при этом не допускается воздействие прямых солнечных лучей и атмосферных осадков. Допускается хранение аккумуляторов и батарей в заряженном состоянии в течение 6 мес при температуре окружающего воздуха (20+5)°С.
Неокрашенные поверхности аккумуляторов необходимо смазывать тонким слоем смазки, не содержащей кислот.
Не допускается совместное хранение щелочных аккумуляторов и батарей с кислотными аккумуляторами и батареями с кислотами.
Аккумуляторы и батареи допускаются транспортировать любым видом транспорта на любое расстояние в разряженном состоянии без электролита.
При транспортировании аккумуляторы и батареи должны быть защищены от влаги и прямых солнечных лучей.
Не допускается установка батарей одна на другую без прокладок, падение аккумуляторов, взаимные удары.

Нормативно-технический документ

ТУ 16-90 ИЛБЕ.563330.001 ТУ,ИЛТГ.563334.011 ТУ, ИЛТГ.563337.101 ТУ

Технические характеристики

Технические характеристики аккумуляторов и аккумуляторных батарей приведены в табл. 1.

Таблица 1

Тип аккумулятора и батареи Номинальная емкость, А·ч Масса, кг Размеры, мм, не более
без электролита с электролитом длина ширина высота
НК-55 55 2,20 2,78 55 127 216
4НК-55 11,40 13,70 308
4НК-55-III 11,50 13,80 335 148 257
5НК-55 13,90 16,80 373
НК-80 80 3,50 4,46 47 154 352
5НК-80 21,30 26,10 322
5НК-80-III 21,50 26,30 356 170 393
НК-125 125 5,10 6,60 72 154 352
5НК-125 31,60 39,10 461
5НК-125-III 31,80 39,30 495 170 393

Номинальное напряжение составляет не менее:
аккумулятора - 1,2 В;
батареи из 4 аккумуляторов - 4,8 В;
батареи из 5 аккумуляторов - 6,0 В.
Номинальный режим работы аккумуляторов и батарей таков:
заряд - током 0,25 С10 А в течение 6 ч;
разряд - током 0,1 С10 А до конечного напряжения 1,0 В из расчета на аккумулятор, где С10 - номинальная емкость, определенная при разряде током, равным 0,1 С10 А.
Емкость аккумуляторов и батарей, разряженных постоянным током 0,1 С10 А до конечного напряжения 1,0 В из расчета на аккумулятор, составляет, не менее:
при температуре минус (20+2)°С - 0,60 С10;
при температуре минус (40+2)°С - 0,20 С10.
Остаточная емкость аккумуляторов и батарей составляет, не менее:
после хранения в заряженном состоянии в течение 28 суток - 0,75 С10;
после хранения в заряженном состоянии в течение 6 мес - 0,50 С10.
Наработка аккумуляторов и батарей составляет не менее 1000 циклов до предельной емкости 0,60 С10.
Срок службы аккумуляторов и батарей, в пределах которого обеспечивается указанная наработка, составляет 3 года.
Срок сохраняемости - 5 лет, в том числе 6 мес в полевых условиях.
Электролит, применяемый для заливки в аккумуляторы, должен соответствовать указанному в табл. 2.

Таблица 2

Температура окружающего воздуха, ° С Применяемый электролит Марка, сорт Плотность, кг/м3 Количество воды, л
на 1 кг твердой щелочи на 1 л жидкой щелочи плотности (1,41 г/см3) или 1410 кг/м3

От 35 до минус 20

Водный раствор гидрата окиси калия
(ГОСТ 9285–78) с добавкой 20±1 г/л
гидрата окиси лития (ГОСТ 8595–83)
Твердый, высший Жидкий, высший 1190–1210 (1,19–1,21) 1,0

От минус 20
до минус 40

Водный раствор гидрата окиси калия
(ГОСТ 9285–78)
Твердый, высший Жидкий, высший 1260–1280 (1,26–1,28) 2,0 0,55

От 10 до 50
(в том числе
в тропических условиях)

Водный раствор едкого натрия
(ГОСТ 2263–79) с добавкой 20±1 г/л гидрата окиси лития (ГОСТ 8595–83)
1170–1190 (1,17–1,19) 5,0 1,5

Примечание: При эксплуатации на электролите – растворе гидрата окиси натрия с добавкой 20 ± 1 г/л гидрата окиси лития электрические характеристики снижаются.


Приготовленный электролит заливают в аккумуляторы после предварительной проверки состояния контактов, затяжки гаек и винтов, состояния резиновых колец у вентильных пробок, правильности последовательного соединения аккумуляторов в батарее иотсутствии замыкания между ними.
Залитые аккумуляторы выдерживают 2 ч, а затем проверяют напряжение разомкнутой цепи каждого аккумулятора. При отсутствии напряжения оставляют аккумуляторы для пропитки еще на 10 ч.
После проверки уровня электролита вводят аккумуляторы в действие режимом:
заряд током 0,25 С10 А в течение 12 ч;
разряд током 0,1 С10 А в течение 10 ч, но до напряжения не ниже 1 В на аккумулятор.
Повторение циклов, приведенным режимом, увеличивает емкость аккумуляторов и батарей.
Допускается форсированный ввод в действие режимом:
заряд током 0,5 С10 в течение 3 ч;
разряд током 0,1 С10 А в течение 10 ч.
При форсированном вводе в действие емкость аккумуляторов составляет 0,6 С10.
Перед эксплуатацией аккумуляторов и батарей им сообщают заряд током 0,25 С10 в течение 6 ч.
Заряд аккумуляторов и батарей, соединенных последовательно, производится от любого источника постоянного тока при вывернутых пробках. Для правильного подбора источника тока следует иметь в виду, что подаваемое на аккумулятор напряжение должно быть не менее 2 В.
При заряде положительный вывод батареи подсоединяют к положительному полюсу источника, отрицательный - к отрицательному. При разряде - наоборот.
Температура электролита на заряде должна быть не выше 35°С.
Заряд аккумуляторов и батарей зимой на открытом воздухе при температуре минус 10-30°С проводится током 0,25 С10 А в течение 7 ч, утеплив их любыми имеющимися средствами. Следует учитывать, что заряд при минусовых температурах приводит к снижению емкости на разряде.
Через 3 ч после окончания заряда вводят в горловины аккумуляторов пробки и насухо протирают их.
При эксплуатации аккумуляторов и батарей через каждые 100-150 циклов или через 3 месяца непрерывной работы меняют электролит и проводят подготовку по заряду и разряду токами, указанными выше.
Допускается при согласовании между потребителем и изготовителем эксплуатировать никель-кадмиевые аккумуляторы в режиме постоянного подзаряда при стабилизированном напряжении с периодическими разрядами. При этом электрические характеристики аккумуляторов снизятся.
Зарядное напряжение составит: 1,55-1,60 В на аккумулятор при температуре от 35 до минус 10°С; 1,80-1,90 В при температуре от минус 10 до минус 30°С.
В процессе эксплуатации необходимо проверять плотность и уровень электролита в 2-3 аккумуляторах перед каждым зарядом и во всех аккумуляторах через каждые 10 циклов. При необходимости проводится корректировка электролита, доливая аккумуляторы дистиллированной водой или более плотным электролитом. Уровень электролита, определенный с помощью стеклянной трубки, должен быть 5-12 мм над верхним краем пластин.
При смене электролит сливают, встряхивая аккумулятор для удаления осадка. Промывать аккумуляторы следует подщелоченной водой и немедленно заливать электролитом в соответствии с табл. 2. После двух часов выдержки проверяют уровень и плотность электролита и вводят в горловины пробки. Запрещается оставлять без электролита аккумуляторы, промытые подщелоченной водой.
При переводе аккумуляторов на эксплуатацию при минусовых температурах проводят смену электролита в соответствии с табл. 2.
Технологии приготовления и заливки электролита в аккумуляторы, их заряда и разряда, поверочных и регламентных работ более подробно изложены в "Техническом описании и инструкции по эксплуатации" ФБО.358.011 ТО.
Электролит приготавливают в железных или пластмассовых емкостях с плотно закрывающимися крышками. Запрещается пользоваться оцинкованной, луженой, алюминиевой, медной, свинцовой, керамической и эмалированной посудой, а также посудой, применявшейся для приготовления электролита кислотных аккумуляторов. Вода используется дистиллированная, конденсат или дождевая, собранная с чистой поверхности.
При обнаружении ржавчины или нарушении покрытия на аккумуляторах и батареях, очищают эти места ветошью, смоченной бензином, и защищают антикоррозионным покрытием или смазывают тонким слоем смазки, не содержащей кислот.
Характерные неисправности и методы их устранения указаны в табл. 3.

Таблица 3

Неисправность Причина Метод устранения

Пониженная емкость

1. Заниженный уровень электролита

Долить электролит, сообщить заряд

2. Систематическая эксплуатация аккумуляторов при повышенной температуре

Безвозвратная потеря емкости, аккумуляторы заменить

3. Повышенная плотность электролита
и повышенное содержание карбонатов
в электролите

Сменить электролит и откорректировать плотность

4. Недостаточная величина зарядного напряжения

Повысить величину зарядного напряжения. Привести в соответствие количество аккумуляторов, последовательно соединенных в цепи, с общим на-пряжением источника питания

5. Систематический заряд малыми токами

Провести заряд

6. Утечка тока при заряде за счет попадания электролита на детали батареи

Откорректировать уровень электролита, промыть
и просушить детали батареи, облитые щелочью

7. Замыкание отдельных элементов в ба-тарее за счет увеличения их габаритов по ширине при заряде

Проверить состояние вентильных отверстий в проб-ке, промыть и просущить их, заменить вентильную резину. Проложить изоляционные прокладки между аккумуляторами

8. Глубокие разряды и возможное короткое замыкание в батареях и в электрической цепи

Устранить короткое замыкание. Сообщить заряд

9. Разогрев отдельных аккумуляторов за счет плохого контакта в межэлементных соединениях или при подводке тока

Подтянуть нижние гайки, проверить контакты
и подтянуть верхние гайки

10. Вымывание активной массы

Снизить до минимума напряжение заряда. Ток заряда не должен быть выше 0,25 С10 А. Слить элек-тролит, промыть аккумулятор подщелоченной водой для удаления остатков массы, залить аккумулятор свежим электролитом, сообщить заряд

Напряжение аккумуляторов пониженное при заряде

1. Нулевое напряжение отдельных аккумуляторов при вводе в действие

Аккумуляторы заменить

2. Загрязнены или ослаблены контакты цепи батареи

Зачистить или проверить плотность затяжки контактов

3. Неправильная эксплуатация. Шунтирование аккумуляторов

Проверить правильность режима эксплуатации. Слить электролит, промыть аккумуляторы подщелоченной водой для удаления остатков массы, залить аккумуляторы свежим электролитом, сообщить заряд

4. Внешнее замыкание отдельных
элементов

Устранить замыкание. Сообщить заряд

Напряжение аккумуляторов слишком высокое при заряде и пониженное при разряде

1. Нарушение герметичности сосудов при возникновении электрокоррозии (отсутствие электролита в аккумуляторе)

Изъять дефектный аккумулятор. Устранить причину электрокоррозии

2. Попадание электролита на сосуд и изо-ляционные прокладки

Не допускать попадания электролита на сосуд
и на изоляционные прокладки

Выделение газов при разряде

1. Аккумулятор переполюсован

Проверить правильность подключения его
к источнику тока

Сильный нагрев акку-муляторов и зажимов

1. Чрезмерный ток заряда или разряда за счет короткого замыкания в цепи

Устранить короткое замыкание

2. Передача тепла от нагретых зажимов из-за плохого контакта

Подтянуть гайки

3. Уровень электролита ниже верхней кромки пластины

Долить необходимое количество электролита или воды, если плотность электролита выше нормальной

Аккумулятор (рисунок) включает в себя блок положительных и отрицательных электродов, разделенных сепараторами и помещенных в сосуд с электролитом. Электроды подключены к электрическим выводам, размещенным на крышке, в горловине которой установлена вентильная пробка. Последняя обеспечивает свободный выход газов и предотвращает выплескивание электролита.


Общий вид аккумулятора типа НК
1, 7 - блоки электродов; 2 - электрический вывод;
3 - вентильная пробка; 4 - резиновое кольцо;
5 - гайка крепления; 6 - крышка; 8 - сосуд
Аккумуляторная батарея состоит из 4 (5) аккумуляторов емкостью соответственно 55, 80, 125 А соединенных последовательно перемычками.
Лакокрасочное покрытие обеспечивает защиту аккумуляторов и батарей от коррозии при транспортировании и хранении. Аккумуляторы и батареи поставляются в разряженном состоянии без электролита.

В комплект поставки входят: аккумулятор (батарея);
формуляр - 1 экз. на каждую батарею по требованию потребителя;
техническое описание и инструкция по эксплуатации - 1 экз. на 50 аккумуляторов или 20 батарей; шина МЦ-33 - 1 шт. на 2 аккумулятора НК-13 поставляется при комплектовании из них батарей; ЗИП поставляется по согласованию предприятия-изготовителя и потребителя. Состав ЗИПа указан в табл. 4.

Таблица 4

Наименование Обозначение Назначение

1. Амперметр магнитоэлектрической системы класса точности не ниже 1,0 (для автоматических установок допускаются амперметры класса точности не ниже 1,0)

ГОСТ 8711–78

Для замера величины зарядного и разрядного токов

2. Вольтметр магнитоэлектрической системы класса точности не ниже 0,5 и внутреннего
сопротивления не менее 1000 Ом/В

ГОСТ 8711–78

Для замера напряжения

3. Термометр с ценой деления не более одного градуса

Для замера температуры электролита

4. Ареометр АЭ-1 1100-1400

ГОСТ 18481–81

Для замера плотности электролита

5. Весы (класса точности 4)

ГОСТ 29329–92

Для взвешивания щелочи

6. Трубка стеклянная диаметром 5–6 мм

Для оценки уровня электролита в аккумуляторах

7. Воронка или резиновая груша

Для заливки электролита в аккумуляторы

Примечание: При подборе электроизмерительных приборов следует учитывать, что нельзя работать на первой трети шкалы этих приборов.

Характеристики Электротехнического оборудования

Характеристики станков

Характеристики КПО

Характеристики импортного оборудования

Характеристики насосного оборудования

Марки стали и сплавов

Прочее оборудование

© Машинформ | Справочник содержания драгоценных металлов | mashinform@bk.ru