Аккумуляторы типов НК-13 (28) и аккумуляторные батареи типов 5,10НК-13 (28)
Общие сведения
Аккумуляторы типов НК-13(28) и формируемые на их основе аккумуляторные батареи предназначены для электропитания приборов и аппаратов различного назначения.
Аккумуляторы и аккумуляторные батареи соответствуют техническим условиям ТУ 16-90 ИЛБЕ.563330.001 ТУ.
Структура условного обозначения
ХНК-Х У2:
Х - количество последовательно соединенных аккумуляторов в
батарее;
НК - никель-кадмиевая электрохимическая система;
Х - номинальная емкость, А·ч;
У2 - климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ
15150-69.
Условия эксплуатации
Аккумуляторы и аккумуляторные батареи работоспособны в диапазоне.
Температуры от минус 40 до 40°С.
Относительной влажности до 95%.
Воздействия механических факторов по группе М125 ГОСТ 17516.1-90 с ускорением 3 g, частотой 10-100 Гц и длительностью воздействия от 2 до 20 с.
Аккумуляторы и батареи в разряженном состоянии, без электролита хранятся в сухом закрытом помещении, отапливаемом или неотапливаемом, на стеллажах в нормальном положении (крышкой вверх) при температуре окружающего воздуха не выше 40°С и относительной влажности воздуха не более 80%. Аккумуляторы и батареи необходимо периодически очищать от пыли и выступающих солей (карбонатов). Установка аккумуляторов и батарей штабелями не допускается.
Аккумуляторы и батареи можно хранить в полевых условиях под навесом в течение 6 мес, при этом не допускается воздействие прямых солнечных лучей и атмосферных осадков. Допускается хранение аккумуляторов и батарей в заряженном состоянии в течение 6 мес при температуре окружающего воздуха (20+5)°С.
Неокрашенные поверхности аккумуляторов необходимо смазывать тонким слоем смазки, не содержащей кислот.
Не допускается совместное хранение щелочных аккумуляторов и батарей с кислотными аккумуляторами и батареями с кислотами.
Аккумуляторы и батареи допускается транспортировать любым видом транспорта на любое расстояние в разряженном состоянии без электролита.
При транспортировании аккумуляторы и батареи должны быть защищены от влаги и прямых солнечных лучей.
Не допускается установка батарей одна на другую без прокладок, падение аккумуляторов взаимные удары.
Нормативно-технический документ
ТУ 16-90 ИЛБЕ.563330.001 ТУ
Технические характеристики
Технические характеристики аккумуляторов и аккумуляторных батарей приведены в табл. 1.
Таблица 1
Тип аккумулятора и батареи | Номинальная емкость, А·ч | Масса, кг | Размеры, мм, не более | |||
без электролита | с электролитом | длина | ширина | высота | ||
НК-13 | 13 | 0,60 3,20 | 0,75 4,80 | 34 192 | 83 92 | 126 131 |
НК-28 | 28 | 1,35 17,20 | 1,69 20,60 | 34 511 | 127 148 | 216 257 |
Номинальное напряжение составляет не менее:
аккумулятора - 1,2 В;
батареи из 5 аккумуляторов - 6,0 В;
батареи из 10 аккумуляторов - 12,0 В.
Нормальный режим работы аккумуляторов и батарей таков:
заряд - током 0,25 С10 А в течение 6 ч;
разряд - током 0,1 С10 А до конечного напряжения 1,0 В из расчета на аккумулятор.
С10 - номинальная емкость, определенная при разряде током, равным 0,1 С10 А.
Емкость аккумуляторов и батарей, разряженных постоянным током 0,1 С10 А до конечного напряжения 1,0 В из расчета на аккумулятор, составляет, не менее:
при температуре минус (20+2)°С - 0,6 С10;
при температуре минус (40+2)°С - 0,2 С10.
Остаточная емкость аккумуляторов и батарей составляет, не менее:
после хранения в заряженном состоянии в течение 28 сут - 0,75С10;
после хранения в заряженном состоянии в течение 6 мес - 0,50С10.
Наработка аккумуляторов и батарей составляет не менее 1000 циклов до предельной емкости 0,6 С10.
Срок службы аккумуляторов и батарей, в пределах которого обеспечивается указанная наработка, составляет 3 года.
Срок сохраняемости - 5 лет, в том числе 6 мес в полевых условиях.
Электролит, применяемый для заливки в аккумуляторы, должен соответствовать указанному в табл. 2.
Таблица 2
Температура окружающего воздуха, ° С | Применяемый электролит | Марка, сорт | Плотность, кг/м3 (г/см3) | Количество воды, л | |
на 1 кг твердой щелочи | на 1 л жидкой щелочи плотности 1410 кг/м3 (1,41 г/см3) | ||||
От 35 до минус 20 | Водный раствор гидрата окиси калия (ГОСТ 9285–78) с добавкой 20±1 г/л гидрата окиси лития (ГОСТ 8595–93) | Твердый, высший, первый Жидкий, высший | 1190–1210 (1,19–1,21) | – | 1,0 |
От минус 20 до минус 40 | Водный раствор гидрата окиси калия (ГОСТ 9285–78) | Твердый, высший, первый Жидкий, высший | 1260–1280 (1,26–1,28) | 2,0 | 0,55 |
От 10 до 50 (в том числе в тропических условиях) | Водный раствор едкого натрия (ГОСТ 2263–79) с добавкой 20±1 г/л гидрата окиси лития (ГОСТ 8595–83) | – | 1170–1190 (1,17–1,19) | 5,0 | 1,5 |
Примечание: При эксплуатации на электролите – растворе гидрата окиси натрия с добавкой 20 ± 1 г/л гидрата окиси лития электрические характеристики снижаются.
Приготовленный электролит заливают в аккумуляторы после предварительной проверки состояния контактов, затяжки гаек и винтов, состояния резиновых колец у вентильных пробок, правильности последовательного соединения аккумуляторов в батарее и отсутствии замыкания между ними.
Залитые аккумуляторы выдерживают 2 ч, а затем проверяют напряжение разомкнутой цепи каждого аккумулятора. При отсутствии напряжения оставляют аккумуляторы для пропитки еще на 10 ч.
После проверки уровня электролита вводят аккумуляторы в действие режимов:
заряд током 0,25 С10 А в течение 12 ч;
разряд током 0,1 С10 А в течение 10 ч, но до напряжения не ниже 1 В на аккумулятор.
Повторение циклов, приведенным режимом, увеличивает емкость аккумуляторов и батарей.
Допускается форсированный ввод в действие режимом:
заряд током 0,5 С10 в течение 3 ч;
разряд током 0,1 С10 А в течение 10 ч.
При форсированном вводе в действие емкость аккумуляторов составляет 0,6 С10.
Перед эксплуатацией аккумуляторов и батарей сообщается им заряд током 0,25 С10 в течение 6 ч.
Заряд аккумуляторов и батарей, соединенных последовательно, производится от любого источника постоянного тока при вывернутых пробках. Для правильного подбора источника тока следует иметь в виду, что подаваемое на аккумулятор напряжение должно быть не менее 2 В.
При заряде положительный вывод батареи подсоединяют к положительному полюсу источника, отрицательный - к отрицательному. При разряде - наоборот.
Температура электролита при заряде должна быть не выше 35°С.
Заряд аккумуляторов и батарей зимой на открытом воздухе при температуре от минус 10 до минус 30°С проводит током 0,25 С10 А в течение 7 ч, утеплив их любыми имеющимися средствами. Следует учитывать, что заряд при минусовых температурах приводит к снижению емкости на разряде.
Через 3 ч после окончания заряда вводят в горловины аккумуляторов пробки и насухо протирают.
При эксплуатации аккумуляторов и батарей через каждые 100-150 циклов или через 3 мес непрерывной работы меняют электролит и проводят подготовку по заряду и разряду токами, указанными выше.
Допускается при согласовании между потребителем и изготовителем эксплуатировать никель-кадмиевые аккумуляторы в режиме постоянного подзаряда при стабилизированном напряжении с периодическими разрядами. При этом электрические характеристики аккумуляторов снизятся.
Зарядное напряжение составит:
1,55-1,60 В на аккумулятор при температуре от 35 до минус 10°С;
1,80-1,90 В при температуре от минус 10 до минус 30°С.
В процессе эксплуатации необходимо проверять плотность и уровень электролита в 2-3 аккумуляторах перед каждым зарядом и во всех аккумуляторах через каждые 10 циклов. При необходимости проводится корректировка электролита, доливая аккумуляторы дистиллированной водой или более плотным электролитом. Уровень электролита, определенный с помощью стеклянной трубки, должен быть 5-12 мм над верхним краем пластин.
При смене электролит сливают, встряхивая аккумулятор для удаления осадка. Промывать аккумуляторы следует подщелоченной водой и немедленно заливать электролитом в соответствии с табл. 2. После 2 ч выдержки проверяют уровень и плотность электролита и вводят в горловины пробки. Запрещается оставлять без электролита аккумуляторы, промытые подщелоченной водой.
При переводе аккумуляторов на эксплуатацию при минусовых температурах проводят смену электролита в соответствии с табл. 2.
Технологии приготовления и заливки электролита в аккумуляторы, их заряда и разряда, поверочных и регламентных работ более подробно изложены в "Техническом описании и инструкции по эксплуатации" ФБО.358.011 ТО.
Электролит приготавливают в железных или пластмассовых емкостях с плотно закрывающимися крышками. Запрещается пользоваться оцинкованной, луженой, алюминиевой, медной, свинцовой, керамической и эмалированной посудой, а также посудой, применявшейся для приготовления электролита кислотных аккумуляторов. Вода используется дистиллированная, конденсат или дождевая, собранная с чистой поверхности.
При обнаружении ржавчины или нарушении покрытия на аккумуляторах и батареях, очищают эти места ветошью, смоченной бензином, и защищают антикоррозионным покрытием или смазывают тонким слоем смазки, не содержащей кислот.
Характерные неисправности и методы их устранения указаны в табл. 3.
Таблица 3
Неисправность | Причина | Метод устранения |
Пониженная емкость |
|
|
Напряжение аккумуляторов пониженное при заряде |
|
|
Напряжение аккумуляторов слишком высокое при заряде и пониженное при разряде. |
|
|
Выделение газов при разряде. |
|
|
Сильный нагрев аккумуляторов и зажимов. |
|
|
Аккумулятор включает в себя блок положительных и отрицательных электродов, разделенных сепараторами и помещенных в сосуд с электролитом (см. рисунок). Электроды подключены к электрическим выводам, размещенным на крышке, в горловине которой установлена вентильная пробка. Последняя обеспечивает свободный выход газов и предотвращает выплескивание электролита.
Общий вид аккумулятора типа НК
1, 7 - блоки электродов; 2 - электрический вывод;
3 - вентильная пробка; 4 - резиновое кольцо;
5 - гайка крепления; 6 - крышка; 8 - сосуд
Аккумуляторная батарея состоит из 5 (10) аккумуляторов емкостью соответственно 13 и 28 А·ч, соединенных последовательно перемычками.
Лакокрасочное покрытие обеспечивает защиту аккумуляторов и батарей от коррозии при транспортировании и хранении. Аккумуляторы и батареи поставляются в разряженном состоянии без электролита.
В комплект поставки входят: аккумулятор (батарея);
формуляр - 1 экз. на каждую батарею по требованию потребителя;
техническое описание и инструкция по эксплуатации - 1 экз. на 50 аккумуляторов или 20 батарей; шина МЦ-33 - 1 шт. на 2 аккумулятора НК-13 поставляется при комплектовании из них батарей; ЗИП поставляется по согласованию предприятия-изготовителя и потребителя. Состав ЗИПа указан в табл. 4.
Таблица 4
Наименование | Обозначение | Назначение |
| ГОСТ 8711–78 |
|
2. Вольтметр магнитоэлектрической системы класса точности не ниже 0,5 и внутреннего сопротивления не менее 1000 Ом/В. | ГОСТ 8711–78 | Для замера |
3. Термометр с ценой деления не более одного градуса. | – | Для замера температуры электролита. |
4. Ареометр АЭ-1 1100-1400. | ГОСТ 18481–81 | Для замера плотности электролита. |
5. Весы (класс точности 4). | ГОСТ 29329–92 | Для взвешивания щелочи. |
6. Трубка стеклянная диаметром 5–6 мм. | – | Для оценки уровня электролита в аккумуляторах. |
7. Воронка или резиновая груша. | – | Для заливки электролита в аккумуляторы. |
Примечание: При подборе электроизмерительных приборов следует учитывать, что нельзя работать на первой трети шкалы этих приборов.
Характеристики Электротехнического оборудования
Характеристики станков
Характеристики КПО
Характеристики импортного оборудования
Характеристики насосного оборудования
Марки стали и сплавов
Прочее оборудование