Аккумуляторы типа K-160 и аккумуляторная батарея типа 5K-160

Общие сведения

Аккумуляторы указанного типа и формируемая на их основе аккумуляторная батарея предназначены для электропитания различных приборов и средств связи, а также токоприемников троллейбуса.
Аккумуляторы и аккумуляторная батарея соответствуют техническим условиям ИЛТГ.563337.099 ТУ.

Структура условного обозначения

ХКL-ХУ2:
Х - количество последовательно соединенных аккумуляторов в
батарее;
К - никель-кадмиевая электрохимическая система;
L - режим разряда (длительный);
Х - номинальная емкость, А·ч;
У2 - климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ
15150-69. ] Аккумуляторы и аккумуляторная батарея работоспособны при температуре окружающей среды от минус 20 до 40°С.
Батареи (как вновь полученные, так и выведенные из эксплуатации) должны храниться в разряженном состоянии без электролита.
Батареи, бывшие в эксплуатации и временно не эксплуатируемые, ставятся на хранение после проведения доразряда током 32 А до конечного напряжения 5,0 В.
Перед установкой на хранение сливают электролит из аккумуляторов батарей, плотно закрывают аккумуляторы пробками (предварительно промытыми и просушенными) и очищают поверхность батарей от загрязнений, после чего металлические детали (борны, перемычки, выводы батареи, гайки) смазывают тонким слоем консервационного масла НГ-203 (ТУ 38-1011331-90) или другой, равноценной в отношении защиты от коррозии, смазкой.
Батареи хранятся в чистом и проветриваемом помещении при температуре воздуха от минус 20 до 35°С. Они должны быть защищены от прямого воздействия атмосферных осадков и солнечных лучей. Батареи хранятся на стеллажах в вертикальном положении пробками вверх; при этом установка одной батареи на другую не допускается.
Допускается хранение заряженных батарей в течение 1 мес без подзаряда.
Запрещается совместное хранение кислотных и щелочных батарей в одном помещении, а также хранение кислот в одном помещении со щелочными батареями.
Транспортирование батарей производят по ГОСТ 23216-78 всеми видами транспорта без ограничения расстояния и скорости передвижения в штатной упаковке предприятия-изготовителя в соответствии с действующими установленными правилами. Установка батарей в транспортные средства должна исключать их перемещение при транспортировании. Не допускается бросать батареи при загрузке их в транспортные средства. Запрещается транспортирование батарей без пробок.
Условия транспортирования батарей в части воздействия климатических факторов внешней среды соответствуют группе условий хранения 2 (ГОСТ 15150-69), но при температуре окружающей среды от минус 40 до 40°С. Перед вводом в эксплуатацию батареи необходимо выдержать в нормальных климатических условиях 10-12 ч.
Условия транспортирования батарей в части механических воздействий соответствуют группе Л (ГОСТ 23216-78).

Технические характеристики

Технические характеристики аккумулятора (аккумуляторной батареи) приведены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Тип батареи Номинальная емкость, А·ч Номинальное напряжение, В Режим заряда Режим разряда Уровень электролита над электродами, мм Масса
(с электролитом), кг, не более
Ток, А Время, ч Ток, А Конечное напряжение, В Минимальный Максимальный
5КL-160 160 6,0 40 6 32 5,0 10 15 50

Таблица 2

Тип батареи Номер цикла Заряд Разряд Конечное напряжение, В
Ток, А Время, ч Ток, А Время, ч
5КL-160 1-3 40 10 32 5 Не ниже 5,0
4 40 10 32 5,0
5 40 6 32 5,0

Батарея, заряженная при нормальных климатических условиях окружающей среды и разряженная при температуре электролита минус 20°С, обеспечивает емкость не ниже 80 А·ч.
Батарея, заряженная при нормальных климатических условиях окружающей среды и разряженная при температуре электролита минус 40°С, обеспечивает емкость до 16 А·ч.
В буферном режиме работы при нормальных климатических условиях батарея обеспечивает разряд током 400 А длительностью 1 с до конечного напряжения 5,0 В.
Батарея обеспечивает при нормальных климатических условиях разряд до конечного напряжения 5,5 В током 4 или 3 А в течение не менее 10 ч.
Батарея обеспечивает при нормальных климатических условиях разряд до конечного напряжения 5,5 В током 140 А в течение 30 с.
Электрическое сопротивление изоляции батареи при нормальных климатических условиях составляет не менее 1 МОм.
Нормальные климатические условия: температура окружающего воздуха (25+10)°С; относительная влажность воздуха (45-80)%;
атмосферное давление 84-107 кПа (630-800 мм рт. ст.).
Напряжение разомкнутой цепи батареи, поставляемой потребителю в разряженном состоянии и хранящейся в течение 1 мес после формирования, не залитой электролитом, не регламентируется, но не должно быть равным нулю.
Гарантийный срок службы - 3 года. Из них 2 года составляет период эксплуатации, а 1 год - хранение в разряженном состоянии до ввода в эксплуатацию.
Гарантийный срок эксплуатации батареи, поставляемой на экспорт, - 2 года с момента ввода в эксплуатацию, но не более 2,5 лет с момента проследования через государственную границу.
В батарее применяют щелочной электролит - водный раствор гидрата окиси калия (ГОСТ 9285-78) плотностью (1,19-1,21) г/см3 с добавкой (20+5) г/л гидроокиси лития (ГОСТ 8595-83) при эксплуатации батареи в пределах температуры окружающей среды от 40 до минус 10°С и плотностью 1,26-1,28 г/см3 без добавки гидроокиси лития при температуре ниже минус 10°С.
Для приготовления электролита используются железные баки. Сначала заливают в емкость необходимое количество воды, затем небольшими кусками засыпают твердую щелочь, перемешивают до полного растворения и добавляют гидроокись лития.
После охлаждения раствора до комнатной температуры проверяется его плотность денсиметром с пипеткой; при необходимости плотность корректируется путем добавления воды или твердой щелочи.
При работе с электролитом необходимо защитить глаза, кожу и одежду от попадания щелочи. Для этого нужно надевать защитные очки, резиновые перчатки, прорезиненный фартук, резиновые сапоги. В случае попадания электролита в глаза или на кожу необходимо немедленно в течение 10-15 мин произвести обильную промывку пораженных участков проточной водой, затем промыть глаза 2%-ным раствором борной кислоты, а кожные покровы 2-3%-ным раствором борной кислоты и снова водой.
Перед заливкой электролита в аккумуляторы проверяются напряжение разомкнутой цепи батареи и сопротивление ее электрической изоляции.
В каждый аккумулятор заливается электролит объемом 1,2 л и делается 2-часовая пауза, после которой проверяется уровень электролита.
Если уровень электролита в аккумуляторе над верхними кромками электродов будет меньше 10 мм, в аккумулятор добавляется электролит так, чтобы уровень не превышал 15 мм.
Следующий этап: подключение батареи к зарядному устройству (соблюдая полярность). Для заряда батареи следует применять источник постоянного или выпрямленного тока, обеспечивающий зарядное напряжение (8+0,5·n) В (n - количество последовательно соединенных аккумуляторов).
Батарее сообщаются четыре тренировочных и один контрольный циклы режимами, указанными в табл. 2.
Измерение напряжения на выводах батареи производится на заряде вначале через 10 мин после включения на заряд, а затем каждые 2 ч в течение заряда.
Измерение температуры электролита при заряде производится в среднем аккумуляторе батареи через каждые 2 ч от начала заряда. Заряд батареи прекращается при достижении температуры электролита 45°С на время, необходимое для охлаждения электролита до температуры 30°С. Заряд батареи должен быть продлен на время охлаждения батареи.
В случае вынужденного перерыва в процессе заряда, не превышающего 30 мин, продолжительность заряда должна быть увеличена на время этого перерыва. В случае вынужденного перерыва в процессе заряда, превышающего 30 мин, батарею необходимо разрядить током 32 А до конечного напряжения 5,0 В и цикл, на котором произошел перерыв, повторить.
Измерение напряжения на выводах батареи в процессе разряда проводится через 10 мин после включения на разряд, затем каждый час, а в течение последнего часа - каждые 15 мин.
По окончании цикла "заряд-разряд" корректируются уровень и плотность электролита в аккумуляторах после 4-часовой отгазовки. Для этого у каждого аккумулятора резиновой грушей или ареометром с пипеткой отбирается свободный электролит и замеряется его плотность. Если плотность выше требуемой нормы, то аккумуляторы доливают дистиллированной водой, доведя плотность до нормы. Если плотность электролита ниже требуемой нормы, отбирают электролит из каждого аккумулятора и доливают электролитом соответствующей плотности. Одновременно устанавливается требуемый уровень электролита.
Между концом разряда и началом заряда следующего цикла должен быть перерыв 1 ч.
Батарея, имеющая на контрольном цикле через 5 ч разряда напряжение 5,0 В и выше, считается пригодной для эксплуатации.
В процессе эксплуатации при техобслуживании батарей необходимо проводить следующие работы.
Не реже, чем один раз в две недели, проверяются надежность крепления батареи в батарейном отсеке и плотность контакта проводов с выводами батареи. Проверяют и при необходимости очищают батарею от пыли, грязи и следов щелочи.
Не реже, чем один раз в неделю, проверяется уровень электролита. При снижении уровня ниже 10 мм доливают в каждый аккумулятор дистиллированную воду до уровня 15 мм над кромками электродов.
Не реже, чем один раз в месяц, проверяется плотность электролита. При снижении плотности ниже 1,19 г/см3 необходимо произвести смену электролита.
Не реже, чем один раз в месяц, необходимо сообщить батарее усиленный заряд. Для этого батарею снимают с объекта, доразряжают током 32 А до конечного напряжения 5,0 В и затем заряжают батарею током 40 А в течение 12 ч.
Не реже одного раза в полгода и перед вводом батареи в эксплуатацию после длительного хранения, а также если содержание карбонатов в электролите более 70 г/л, необходимо произвести смену электролита.
Технологии приготовления и заливки электролита в аккумуляторы, их заряда и разряда, регламентных и поверочных работ более подробно изложены в "Техническом описании и инструкции по эксплуатации" ЖШИТ.563515.008 ТО.
К работе с аккумуляторами допускаются лица, прошедшие специальную подготовку по их обслуживанию.
Аккумуляторы, имеющие механические повреждения, категорически запрещается использовать для монтажа в батарею.
Обслуживание батарей производится только после отключения их от зарядного устройства.
При работе с гаечным ключом и другими металлическими инструментами нельзя допускать коротких замыканий одновременным прикосновением к разнополюсным токовыводам аккумуляторов. Металлический инструмент должен иметь изолированные рукоятки.
Наконечники проводов переносных электроизмерительных приборов должны быть снабжены ручками из изоляционного материала.
При ожогах электрическим током необходимо покрыть рану марлей, стараясь не касаться ее руками.
Запрещается проводить заряд и эксплуатацию батарей с уровнем электролита над верхними кромками электродов ниже 10 мм. Снижение уровня электролита ниже верхних кромок электродов при заряде и в процессе эксплуатации может привести к интенсивному разогреву аккумуляторов с последующим возгоранием сепарации и явлению теплового разгона.
Запрещается производить заряд батарей с закрытой крышкой контейнера и закрывать ее ранее, чем через 2 ч после окончания заряда.
Защитное заземление и зануление электроустановок постоянного тока должно обеспечивать защиту людей от поражения электрическим током при прикосновении к металлическим частям.
Помещение для заряда батарей должно быть сухим и обеспечено приточно-вытяжной вентиляцией с 3-кратным обменом воздуха.
При работе с батареями категорически запрещается курить, зажигать огонь, так как выделяющийся газ при заряде может образовать взрывоопасную смесь.
Запрещается устанавливать батареи вблизи нагревательных приборов и пользоваться открытым огнем на расстоянии менее 2 м.
Не допускается использовать батареи в аппаратуре, приборах и других потребителях электрической энергии химических источников тока, если не обеспечиваются требования правил безопасности (если не оформлен протокол применяемости, в котором предусмотрены требования безопасности).
Работы, связанные с демонтажем батареи, проводятся на разряженных батареях.
Перечень приборов и принадлежностей, необходимых при эксплуатации батареи, приведен в табл. 3.

Таблица 3

Наименование приборов и принадлежностей Обозначение документа

Мегомметр на напряжение 500 В

ГОСТ 23706–93

Вольтметр М2004 (кл. точности 1,0)

ГОСТ 8711–93

Ареометр для электролита типа
АЭ-1 с пипеткой

ТУ 25.11.968–77

Стеклянный ртутный технический термометр с ценой деления 1 ° С

ГОСТ 2823–78

Стеклянная трубка диаметром 6 мм для измерения уровня электролита

ТУ 25.11.1045–75

Фартук типа А; Б

ГОСТ 12.4.029–76

Очки защитные ЗН-Т

ГОСТ 12.4.013–85

Перчатки резиновые

ГОСТ 3–88


Характерные неисправности аккумуляторов и методы их устранения приведены в табл. 4.

Таблица 4

Неисправность Возможная причина Способ устранения

1. Емкость понижена

Электролит используется в течение длительного времени
Применение электролита без едкого лития
Систематический недозаряд
Систематические глубокие разряды
Плотность электролита не соответствует норме
Загрязненные контакты, плохо завернутые гайки

Короткое замыкание в аккумуляторах






Недостаточная величина зарядного напряжения (ниже 1,5 В на аккумулятор) при подзаряде от источника постоянного напряжения
Длительная эксплуатация в буферном режиме, приводящая к систематическому недозаряду, отрицательно влияющему на емкость

Сменить электролит

То же
Сообщить батарее усиленный заряд
То же
Довести плотность до требуемой величины
Очистить контактные поверхности от карбонатов
и ржавчины, подтянуть гайки
Аккумуляторы промыть дистиллированной водой
с резким встряхиванием для извлечения токопроводящих частиц, находящихся между пластинами разной полярности. Если это
не устранит КЗ, такие аккумуляторы следует
заменить

Повысить величину зарядного напряжения
до 1,5-1,55 В

Батареи снять с объекта и провести два тренировочных и контрольный циклы

2. Сильный нагрев аккумуляторов

Повышенный ток заряда
Повышенное тепловыделение на контактах

Недостаточное количество электролита
Плотность электролита не соответствует
норме

Установить ток заряда до нормы
Очистить контактные поверхности от карбонатов
и ржавчины, подтянуть гайки
Откорректировать уровень электролита
Откорректировать плотность электролита

3. Образование карбонатов на крышке аккумулятора

Слишком высокий уровень электролита
Выход электролита по уплотнениям борнов
и по пробкам

Откорректировать уровень электролита
Подтянуть нижние гайки, промыть пробки

4. Пониженное
сопротивление
изоляции батареи

Попадание влаги (электролита или воды) на стенки и дно каркаса батареи

Батареи промыть и просушить

5. Пониженное
напряжение

Наличие шунтирующих мостиков между пластинами внутри аккумулятора




Плохие контакты между борнами аккумуляторов и выводами батарей

Аккумуляторы тщательно промыть дистиллированной водой с резким встряхиванием для извлечения токопроводящих частиц, находящихся между пластинами равной полярности. Если это не устранит КЗ, то такие аккумуляторы следует заменить

Очистить контактные поверхности от карбонатов, ржавчины, грязи

6. Усиленное
газовыделение
и вытекание
электролита при работе на объекте

Нарушен режим подзаряда с вытеканием электролита и снижением его уровня

Длительная эксплуатация без смены электролита

Проверить и откорректировать уровень электролита. Проверить и откорректировать на заданную величину выходное напряжение статистического преобразователя
Сменить электролит

7. Повышенный
саморазряд

Длительная эксплуатация без смены электролита
Эксплуатация батарей при завышенной плотности и недостаточном количестве электролита

Сменить электролит

Произвести корректировку уровня и плотности электролита

8. Раздутие отдельных аккумуляторов

Закупорка вентильной пробки


Установка аккумуляторов на объект без предварительной отгазовки после заряда

Вывернуть пробки, прочистить отверстия для выхода газов, проверить состояние резиновых клапанов

После каждого заряда аккумуляторы выдержать для отгазовки согласно инструкции

 

Батарея состоит из пяти последовательно соединенных перемычками никель-кадмиевых аккумуляторов в металлических баках, смонтированных на предприятии-изготовителе в металлических каркасах с полимерным щелочестойким покрытием, закрытых съемными крышками из пластмассы (см. рисунок). В свою очередь, аккумулятор состоит из блока положительных и отрицательных электродов, изолированных друг от друга сепараторами и помещенных в металлический бак с полимерным покрытием. Одноименные электроды блока приварены к токовыводам с мостиками.


На крышках аккумуляторов и на торцевой стенке каркаса нанесена маркировка знака полярности "+" у положительного токовывода.
Для заливки электролита на крышках аккумуляторов имеются заливочные отверстия. Они закрыты пробками, которые обеспечивают свободный выход газов и не допускают выплескивание электролита. Комплект поставки аккумулятора (батареи) формируется согласно табл. 5.

Таблица 5

Наименование

Количество

Аккумулятор КL-160

1 (5)

Документация:

техническое описание и инструкция по эксплуатации

1 на аккумулятор (4 батареи)

формуляр

1 на аккумулятор (батарею)

сертификат качества

1 на аккумулятор (отгружаемую партию)

упаковочный лист

1 на транспортное место

Примечание. Батарея поставляется потребителю в собранном виде, отформатированной, без электролита, в разряженном состоянии.

Характеристики Электротехнического оборудования

Характеристики станков

Характеристики КПО

Характеристики импортного оборудования

Характеристики насосного оборудования

Марки стали и сплавов

Прочее оборудование

© Машинформ | Справочник содержания драгоценных металлов | mashinform@bk.ru