Аккумуляторные батареи свинцовые стартерные для грузовых автомобилей типов 6СТ-75, 90, 132, 182, 190
Общие сведения
Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные на номинальное напряжение 12 В предназначены для запуска двигателей грузовых автомобилей и питания их бортовой электросети.
Структура условного обозначения
ХСТ-ХХХ:
Х - количество последовательно соединенных аккумуляторов в
батарее;
СТ - стартерная;
Х - номинальная емкость батареи при 20-часовом режиме разряда,
А·ч (75, 90, 132, 182, 190);
ХХ - исполнение А с повышенными электрическими характеристиками
и общей крышкой, исполнение ЭМ - корпус и крышка
аккумулятора из эбонита, сепаратор - из мипласта, исполнение
ТМ - корпус и крышка аккумулятора из термопластмассы,
исполнение Н - с пластинами намазного типа.
Условия эксплуатации
Аккумуляторные батареи выполнены в климатическом исполнении У с категорией размещения 2 (ГОСТ 15150-69). Они работоспособны при относительной влажности окружающей среды, не превышающей 95+3% при 35°С, в рабочем интервале температур от минус 40 до 60°С (для батарей исполнения А - от минус 50 до 60°С). Рабочая температура электролита не должна превышать 50°С. Высота размещения батарей над уровнем моря - не более 3000 м.
Работоспособность батарей поддерживается в условиях длительных вибрационных нагрузок (ГОСТ 20.57.406-81), при ускорении 14,7 м/с2 (1,5 g) и 19,6 м/с2 (2 g) с частотой до 60 Гц. Допускаются кратковременные вибрационные нагрузки при ускорении 49 м/с2 (5 g) с частотой до 30 Гц.
По технике безопасности батареи соответствуют ГОСТ 12.2.007.12-75, "ССБТ. Источники тока химические. Требования безопасности". Батареи должны эксплуатироваться на машинах в соответствии с согласованной применяемостью, установленной ГОСТ 2.124-85.
Новые, не залитые электролитом, аккумуляторные батареи хранятся в закрытых помещениях при температуре от минус 50 до 50°С. При хранении батареи устанавливаются в один ярус выводами вверх, при этом должен быть обеспечен свободный доступ к ним и защита от попадания прямых солнечных лучей.
При постановке на хранение пробки на батареях должны быть плотно ввинчены, герметизирующие детали (пленка, выступы на пробках и др.) не должны удаляться.
По окончании хранения проверяется состояние мастики на батареях, и в случае обнаружения трещин удаляют их путем оплавления слабым пламенем газовой горелки или электрическим паяльником.
Трещины мастики на батареях, находящихся в эксплуатации, должны устраняться только в аккумуляторных цехах с соблюдением мер предосторожности против взрыва.
Нормативно-технический документ
ТУ 16-563.041-86;ТУ 16-563.042-86;ТУ 16-563.043-86;ТУ 16-563.045-86;
ТУ 16-729.384-83;ТУ 16-529.951-78;ТУ 16-729.297-81;ТУ 16-563.048-86;
ТУ 16-729.384-83;16-ЖШЦН563.412.012 ТУ;16-ЖШЦН563.412.008 ТУ;
ИЛАЕ 563.413.003 ТУ
Технические характеристики
Аккумуляторные батареи данных типов соответствуют техническим условиям, приведенным в табл. 1 совместно с техническими характеристиками батарей.
Таблица 1
Тип батареи | Технические условия | Емкость при 20-часовом режиме разряда, А·ч | Ток разряда в стартерном режиме при температуре электролита 18±1 ° C, А | Габаритные размеры, мм | Масса батареи, кг | |||
длина L | ширина В | высота Н | без электролита | с электролитом | ||||
Изготовитель – АО "Подольский аккумуляторный завод" (Подольск Московской обл.) | ||||||||
6СТ-75ЭМ | ТУ 16-563.041–86 | 75 75 90 132 190 190 190 | 225 225 270 396 570 570 570 | 358 358 417,5 514 525 587 585 | 177 177 183 207 240 238 238 | 238 238 240 244 243 238 238 | 23,8 22,0 28,3 41,0 43,0 58,0 57,6 | 31,0 28,4 35,7 51,0 58,0 72,5 72,1 |
Изготовитель – АООТ "Электротехнический завод" (Комсомольск-на-Амуре) | ||||||||
6СТ-90ЭМ | 16-ЖШЦН563.412.012 ТУ | 90 75 132 190 | 270 225 396 570 | 418 358 514 554 | 183 177 211 233 | 241 240 244 238 | 27,2 24,0 41,0 52,2 | 33,2 31,0 51,0 62,2 |
Изготовитель – АО "Востсибэлемент" (Свирск Иркутской обл.) | ||||||||
6СТ-75ЭМ | ТУ 16-563.041–86 | 75 90 132 182 | 225 270 396 546 | 358 421 514 522 | 177 186 211 282 | 240 240 244 243 | 23,8 28,3 41,0 56,0 | 30,5 35,7 51,0 70,7 |
Изготовитель – АОЗТ "Курский завод "Аккумулятор" (Курск) | ||||||||
6СТ-75ЭМ | ТУ 16-563.041–86 | 75 90 132 182 190 | 225 270 396 546 570 | 358 421 514 522 525 | 177 186 211 282 240 | 240 240 244 243 241,5 | 23,8 28,3 41,0 56,0 45,0 | 30,5 35,7 51,0 70,7 60,0 |
Изготовитель – ТОО "Тюменский аккумуляторный завод" (Тюмень) | ||||||||
6СТ-75ЭМ | ТУ 16-563.041–86 | 75 90 132 182 190 | 225 270 396 546 570 | 357 421 514 522 587 | 177 186 211 282 238 | 237 240 244 243 238 | 22,8 27,3 39,1 54,2 58,0 | 30,0 34,7 50,0 68,9 72,5 |
Примечания:
- Относительное различие в технических характеристиках однотипных аккумуляторных батарей вызвано различием используемых изготовителем технических условий.
- Если на аккумуляторную батарею Курского завода “Аккумулятор” ( на одной из перемычек или на крышке ) нанесен знак – буква “Д”, то это значит, что в аккумуляторную батарею введена поверхностно активная добавка “ГОМОЛ-АВТО” согласно техническим условиям ЖТШИ 560094.002 (003) ТУ. Добавка прошла широкомасштабные испытания в условиях эксплуатации и рекомендована к применению отраслевым аккумуляторным институтом (НИАИ, С-Петербург). Добавка “ГОМОЛ” , обладая десульфатирующими свойствами и комплексным действием на электрохимические процессы, протекающие в свинцовом аккумуляторе, позволяет упростить обслуживание батареи за счет снижения саморазряда и выкипаемости электролита; повысить прием заряда батареи (на 30-40%) и эффективность запуска двигателя при низких температурах; снизить корозию (на 10-15%) и оплывание активной массы положительного электрода; повысить эксплуатационный срок службы батарей на 10-20%. Через 1,5-2 года эксплуатации батареи или при замене электролита рекомендуется повторить введение добавки. Необходимость введения добавки “ГОМОЛ-АВТО” должна быть оговорена при заказе батареи.
Гарантийные сроки: срок хранения не залитых электролитом батарей - 3 года, а батарей 6СТ-190, 6СТ-190А и батарей основного заказчика - 5 лет с момента изготовления; сухозаряженность батарей гарантируется в течение 1 года с момента изготовления.
При соблюдении правил хранения и эксплуатации батарей и исправности электрооборудования автомобиля завод-изготовитель гарантирует нормальную работу аккумуляторных батарей в течение 18 мес со дня ввода в эксплуатацию. Гарантийная наработка - 60 тыс. км пробега или 2500 ч в пределах гарантийного срока эксплуатации.
Для батарей 6СТ-75А - 24 мес при наработке не более 3000 ч или 18 мес при наработке не более 60 тыс. км пробега в пределах гарантийного срока эксплуатации.
Для аккумуляторных батарей основного заказчика гарантийный срок эксплуатации равен минимальному сроку службы. Он установлен 36 мес при наработке транспортного средства в пределах этого срока не более 9 тыс.км пробега и 24 мес при наработке не более 90 тыс.км или 3000ч.
Реализация батарей для рыночного фонда производится с обязательным приложением гарантийного талона.
Гарантийный срок службы батарей, поставляемых через розничную торговую сеть с автомобилем или отдельно, исчисляется со дня продажи с отметкой в гарантийном талоне.
Рекламации направляются в адрес изготовителя в течение гарантийного срока службы. При направлении рекламации указывают тип батарей и дату изготовления.
Рекламации не принимаются, если:
1) батареи эксплуатировались с нарушением правил хранения и эксплуатации;
2) имели механические повреждения или подвергались вскрытию;
3) при отсутствии гарантийного талона.
Все вопросы, замечания и пожелания по работе батарей направляются по адресу изготовителя.
Аккумуляторная батарея каждого типа сформирована в моноблочную конструкцию, состоящую из корпуса (бака), в котором размещены шесть аккумуляторов, и ячеистых крышек с герметизирующими пробками (см. рисунок). Батарея исполнения А имеет общую крышку из термопластмассы, герметично соединенную с корпусом контактно-тепловой сваркой. В батареях остальных исполнений герметизация корпусов достигается заливкой мастикой.
Общий вид аккумуляторной батареи (габаритные размеры указаны в табл. 1)
Аккумуляторы в батарее соединяются между собой последовательно перемычками из свинцового сплава, размещенными на наружной поверхности верхней батареи. Здесь же находятся электрические выводы - токоотводы в виде усеченного конуса.
Проверка качества герметизации корпусов батарей проводится при колебаниях давления в пределах 760+150+10 мм рт.ст. (+20+1,33 кПа). Допустимый угол наклона батарей - 45° (без выливания электролита).
Батареи всех типов ремонтнопригодны.
Технология приготовления и заливки электролита в батареи, заряда батарей, порядок и объем проведения регламентных работ в процессе их эксплуатации подробно изложены в каталоге 22.00.01-98.
Необходимое количество электролита для заливки батарей и зарядный ток указаны в табл. 2.
Таблица 2
Тип батарей | Зарядный ток, А | Объем электролита, л |
6СТ-75ЭМ | 7,5 7,5 9,0 13,0 18,0 19,0 19,0 19,3 | 5,0 5,0 6,0 8,0 11,5 12,0 11,0 11,4 |
Транспортирование батарей производится всеми видами транспорта на поддонах без упаковки, обеспечивающих защиту батарей от атмосферных осадков, солнечной радиации, механических повреждений и загрязнения в соответствии с ГОСТ 959.0-79.
Транспортирование батарей, в том числе залитых электролитом, производят всеми видами транспорта в крытых транспортных средствах в соответствии с действующими на каждом виде транспорта правилами, утвержденными в установленном порядке.
Характеристики Электротехнического оборудования
Характеристики станков
Характеристики КПО
Характеристики импортного оборудования
Характеристики насосного оборудования
Марки стали и сплавов
Прочее оборудование